Примечание к документу
Хартия вступила в силу 01.09.1988.
Россия подписала Хартию 28.02.1996, ратифицировала
(Федеральный закон от 11.04.1998 N 55-ФЗ). Ратификационная грамота передана на
депонирование Генеральному секретарю Совета Европы 05.05.1998. Хартия вступила
в силу для России 01.09.1998.
Сведения о ратификациях см. в Статусе Хартии.
Текст Хартии на английском языке см. в документе.
Текст документа
[официальный
перевод]
СОВЕТ ЕВРОПЫ
ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(ETS N 122)
(Страсбург, 15 октября
1985 года)
Преамбула
Государства
- члены Совета Европы, подписавшие настоящую Хартию,
считая,
что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами
во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим
достоянием,
считая,
что одним из средств, служащих достижению этой цели, является заключение
соглашений в области управления,
считая,
что органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого
демократического строя,
считая,
что право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к
демократическим принципам, разделяемым всеми государствами - членами Совета
Европы,
будучи
убеждены в том, что это право наиболее непосредственным образом может быть
осуществлено именно на местном уровне,
будучи
убеждены, что существование наделенных реальными полномочиями органов местного
самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам
управление,
сознавая,
что защита и укрепление местного самоуправления в различных европейских странах
является значительным вкладом в построение Европы, основанной на принципах
демократии и децентрализации власти,
утверждая,
что это предполагает существование органов местного самоуправления, которые
наделены демократически созданными органами и которые пользуются значительной
самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств,
необходимых для выполнения своих функций,
договорились
о нижеследующем:
Статья
1
Стороны
обязуются соблюдать следующие статьи в том порядке и объеме, как это
предусмотрено статьей 12 настоящей Хартии.
Часть
I
Статья
2
Конституционные
и законодательные основы
местного
самоуправления
Принцип
местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и,
по возможности, в Конституции государства.
Статья
3
Понятие
местного самоуправления
1.
Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов
местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и
управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах
местного населения.
2.
Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов,
избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.
Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это
положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой
другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом.
Статья
4
Сфера
компетенции местного самоуправления
1.
Основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются
Конституцией или законом. Тем не менее это положение не исключает
предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом
полномочий для выполнения конкретных задач.
2.
Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают
полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому
вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении
какого-либо другого органа власти.
3.
Осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно
возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо
функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема
и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии.
4.
Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны
быть полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или
ограничены каким-либо другим центральным или региональным органом власти только
в пределах, установленных законом.
5.
При делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом
власти органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать
свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям.
6.
Необходимо консультироваться с органами местного самоуправления, насколько это
возможно, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия
любых решений, непосредственно их касающихся.
Статья
5
Защита
границ территорий, в которых осуществляется
местное
самоуправление
Изменение
границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается
только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем
проведения референдума там, где это допускается законом.
Статья
6
Соответствие
структур и административных средств
задачам
органов местного самоуправления
1.
Местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих
законодательных положений, сами определять свои внутренние административные
структуры, которые они намерены создать, с тем чтобы те отвечали местным
потребностям и обеспечивали эффективное управление.
2.
Статус персонала органов местного самоуправления должен обеспечивать подбор
высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета личных достоинств
и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия
профессиональной подготовки, оплаты труда и продвижения по службе.
Статья
7
Условия
осуществления полномочий на местном уровне
1.
Статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их
мандата.
2.
Статус местных выборных лиц должен предусматривать надлежащую денежную
компенсацию расходов в связи с осуществлением ими своего мандата, а также, при
необходимости, денежную компенсацию за упущенный заработок или вознаграждения
за проделанную работу и соответствующее социальное обеспечение.
3.
Функции и деятельность, не совместимые с мандатом местного выборного лица,
могут устанавливаться только законом или основополагающими правовыми
принципами.
Статья
8
Административный
контроль за деятельностью
органов
местного самоуправления
1.
Любой административный контроль за органами местного самоуправления может
осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией или
законом.
2.
Любой административный контроль за деятельностью органов местного
самоуправления, как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения
законности и конституционных принципов. Тем не менее административный контроль
может включать также контроль за целесообразностью, осуществляемый вышестоящими
органами власти, в отношении задач, выполнение которых поручено органам
местного самоуправления.
3.
Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
должен осуществляться с соблюдением соразмерности между степенью вмешательства
контролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать.
Статья
9
Финансовые
ресурсы органов местного самоуправления
1.
Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической
политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами,
которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.
2.
Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны
полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом.
3.
По меньшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления
должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы
местного самоуправления вправе определять в пределах, установленных законом.
4.
Финансовые системы, на которых основываются ресурсы местных органов самоуправления,
должны быть достаточно разнообразными и гибкими, с тем чтобы следовать,
насколько это практически возможно, за реальным изменением издержек,
возникающих при осуществлении местными органами своих полномочий.
5.
Защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления
требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер,
направленных на корректировку последствий неравномерного распределения
возможных источников финансирования, а также лежащих на этих органах расходов.
Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного
самоуправления в пределах их собственной компетенции.
6.
Порядок предоставления перераспределяемых ресурсов необходимо должным образом
согласовывать с органами местного самоуправления.
7.
Предоставляемые местным органам самоуправления субсидии, по возможности, не
должны предназначаться для финансирования конкретных проектов. Предоставление
субсидий не должно наносить ущерба основополагающему принципу свободного выбора
органами местного самоуправления политики в сфере их собственной компетенции.
8.
Для финансирования инвестиций органы местного самоуправления должны в
соответствии с законом иметь доступ к национальному рынку капиталов.
Статья
10
Право
местных органов самоуправления на ассоциацию
1.
Органы местного самоуправления имеют право, при осуществлении своих полномочий,
сотрудничать и в рамках закона вступать в ассоциацию с другими органами
местного самоуправления для осуществления задач, представляющих общий интерес.
2. В
каждом государстве должно быть признано право органов местного самоуправления
вступать в какую-либо ассоциацию для защиты и достижения общих интересов и
право вступать в какую-либо международную ассоциацию органов местного
самоуправления.
3.
Органы местного самоуправления могут сотрудничать с органами местного
самоуправления других государств на условиях, устанавливаемых законом.
Статья
11
Правовая
защита местного самоуправления
Органы
местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения
свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в
Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления.
Часть
II. ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья
12
Обязательства
1.
Каждая Сторона обязуется считать себя связанной по меньшей мере двадцатью
пунктами части I Хартии, из которых по меньшей мере десять должны быть из числа
следующих пунктов:
-
статья 2
-
статья 3, пункты 1 и 2
-
статья 4, пункты 1, 2 и 4
-
статья 5
-
статья 7, пункт 1
-
статья 8, пункт 2
- статья
9, пункты 1, 2 и 3
-
статья 10, пункт 1
-
статья 11.
2. В
момент сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии или
одобрении Хартии каждое Договаривающееся государство уведомляет Генерального
секретаря Совета Европы о пунктах, выбранных в соответствии с положениями
пункта 1 настоящей статьи.
3.
Впоследствии любая Сторона может в любое время уведомить Генерального секретаря
о том, что она обязуется соблюдать любой другой пункт настоящей Хартии, который
она еще не приняла в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи.
Такие обязательства, принятые позднее, рассматриваются как составная часть
ратификации, принятия или одобрения уведомляющей Стороны и вступают в силу в
первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев, считая с даты
получения уведомления Генеральным секретарем.
Статья
13
Органы
самоуправления, на которые распространяется
действие
Хартии
Принципы
местного самоуправления, содержащиеся в настоящей Хартии, распространяются на
все существующие на территории Стороны категории органов местного
самоуправления. Вместе с тем при сдаче на хранение ратификационной грамоты или
документа о принятии или одобрении каждая Сторона может указать категории
органов местного или регионального самоуправления, которыми она намерена
ограничить применение настоящей Хартии, или те категории, которые она намерена
исключить из сферы применения Хартии. Сторона может также путем последующего
уведомления Генерального секретаря Совета Европы распространить действие Хартии
на другие категории органов местного или регионального самоуправления.
Статья
14
Предоставление
информации
Каждая
Сторона направляет Генеральному секретарю Совета Европы всю необходимую
информацию о законодательных положениях и иных мерах, принятых ею для
обеспечения соблюдения положений настоящей Хартии.
Часть
III
Статья
15
Подписание,
ратификация и вступление в силу
1.
Настоящая Хартия открыта для подписания государствами - членами Совета Европы.
Хартия подлежит ратификации, принятию или одобрению. Ратификационные грамоты
или документы о принятии или одобрении сдаются на хранение Генеральному
секретарю Совета Европы.
2.
Настоящая Хартия вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении
трех месяцев, считая с даты заявления четырьмя государствами - членами Совета
Европы о своем согласии соблюдать Хартию в соответствии с положениями
предыдущего пункта.
3.
Для любого государства - члена Совета Европы, впоследствии выразившего согласие
быть связанным Хартией, она вступает в силу в первый день месяца, следующего по
истечении трех месяцев, считая с даты сдачи на хранение ратификационной грамоты
или документа о принятии или одобрении Хартии.
Статья
16
Территориальная
оговорка
1. В
момент подписания или сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о
принятии, одобрении или присоединении к Хартии любое государство может указать
территорию или территории, в отношении которых будет применяться настоящая
Хартия.
2.
Каждое государство может впоследствии в любой момент путем заявления,
направленного Генеральному секретарю Совета Европы, распространить применение
настоящей Хартии на любую другую территорию, указанную в заявлении. В отношении
этой территории Хартия вступает в силу в первый день месяца, следующего по
истечении трех месяцев, считая с даты получения такого заявления Генеральным
секретарем.
3.
Любое заявление, сделанное в соответствии с двумя предыдущими пунктами, может
быть отозвано в отношении любой территории, указанной в таком заявлении, путем
направления уведомления Генеральному секретарю. Такой отзыв вступает в силу в
первый день месяца, следующего по истечении шести месяцев, считая с даты
получения такого уведомления Генеральным секретарем.
Статья
17
Денонсация
1.
Любая из Сторон может денонсировать настоящую Хартию в любое время по истечении
пяти лет, считая с даты ее вступления в силу для данной Стороны. За шесть
месяцев Генеральному секретарю Совета Европы направляется предварительное
уведомление. Такая денонсация не влияет на действие Хартии для других Сторон,
при условии, что их число никогда не будет меньше четырех.
2.
Согласно положениям предыдущего пункта каждая из Сторон может денонсировать
любой ранее принятый ею пункт части I Хартии при том условии, что число и
категории пунктов, которые должна соблюдать эта Сторона, соответствуют
положениям пункта 1 статьи 12. Каждая Сторона, которая после денонсации одного
из пунктов более не удовлетворяет требованиям пункта 1 статьи 12, будет
рассматриваться как денонсировавшая также Хартию в целом.
Статья
18
Уведомления
Генеральный
секретарь Совета Европы уведомляет государства - члены Совета Европы:
a) о
любом подписании;
b) о
сдаче на хранение любой ратификационной грамоты или документа о принятии или
одобрении;
c) о
любой дате вступления настоящей Хартии в силу в соответствии с положениями
статьи 15;
d) о
любом уведомлении, полученном в соответствии с положениями пунктов 2 и 3 статьи
12;
e) о
любом уведомлении, полученном в соответствии с положениями статьи 13;
f) о
любом другом акте, уведомлении или сообщении, относящемся к настоящей Хартии.
В
удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные,
подписали настоящую Хартию.
Совершено
в Страсбурге 15 октября 1985 года на английском и на французском языках, причем
оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который хранится в
архиве Совета Европы.
Генеральный
секретарь Совета Европы направляет должным образом заверенную копию каждому из
государств - членов Совета Европы.
(Подписи)
EUROPEAN CHARTER
OF LOCAL SELF-GOVERNMENT
(Strasbourg, 15.X.1985)
PREAMBLE
The member States of the Council of Europe, signatory
hereto,
Considering that the aim of the Council of Europe is
to achieve a greater unity between its members for the purpose of safeguarding
and realising the ideals and principles which are their common heritage;
Considering that one of the methods by which this aim
is to be achieved is through agreements in the administrative field;
Considering that the local authorities are one of the
main foundations of any democratic regime;
Considering that the right of citizens to participate
in the conduct of public affairs is one of the democratic principles that are
shared by all member States of the Council of Europe;
Considering that it is at local level that this right
can be most directly exercised;
Convinced that the existence of local authorities with
real responsibilities can provide an administration which is both effective and
close to the citizen;
Aware that the safeguarding and reinforcement of local
self-government in the different European countries is an important
contribution to the construction of a Europe based on the principles of
democracy and the decentralisation of power;
Asserting that this entails the existence of local
authorities endowed with democratically constituted decision-making bodies and
possessing a wide degree of autonomy with regard to their responsibilities, the
ways and means by which those responsibilities are exercised and the resources
required for their fulfilment,
Have agreed as follows:
Article 1
The Parties undertake to consider themselves bound by
the following articles in the manner and to the extent prescribed in Article 12
of this Charter.
PART I
Article 2
Constitutional and legal
foundation
for local
self-government
The principle of local self-government shall be
recognised in domestic legislation, and where practicable in the constitution.
Article 3
Concept of local
self-government
1. Local self-government denotes the right and the
ability of local authorities, within the limits of the law, to regulate and
manage a substantial share of public affairs under their own responsibility and
in the interests of the local population.
2. This right shall be exercised by councils or
assemblies composed of members freely elected by secret ballot on the basis of
direct, equal, universal suffrage, and which may possess executive organs
responsible to them. This provision shall in no way affect recourse to
assemblies of citizens, referendums or any other form of direct citizen participation
where it is permitted by statute.
Article 4
Scope of local
self-government
1. The basic powers and responsibilities of local
authorities shall be prescribed by the constitution or by statute. However,
this provision shall not prevent the attribution to local authorities of powers
and responsibilities for specific purposes in accordance with the law.
2. Local authorities shall, within the limits of the
law, have full discretion to exercise their initiative with regard to any
matter which is not excluded from their competence nor assigned to any other
authority.
3. Public responsibilities shall generally be
exercised, in preference, by those authorities which are closest to the
citizen. Allocation of responsibility to another authority should weigh up the
extent and nature of the task and requirements of efficiency and economy.
4. Powers given to local authorities shall normally be
full and exclusive. They may not be undermined or limited by another, central
or regional, authority except as provided for by the law.
5. Where powers are delegated to them by a central or
regional authority, local authorities shall, insofar as possible, be allowed
discretion in adapting their exercise to local conditions.
6. Local authorities shall be consulted, insofar as
possible, in due time and in an appropriate way in the planning and
decision-making processes for all matters which concern them directly.
Article 5
Protection of local
authority boundaries
Changes in local authority boundaries shall not be
made without prior consultation of the local communities concerned, possibly by
means of a referendum where this is permitted by statute.
Article 6
Appropriate
administrative structures and resources
for the tasks of local
authorities
1. Without prejudice to more general statutory
provisions, local authorities shall be able to determine their own internal
administrative structures in order to adapt them to local needs and ensure
effective management.
2. The conditions of service of local government
employees shall be such as to permit the recruitment of high-quality staff on
the basis of merit and competence; to this end adequate training opportunities,
remuneration and career prospects shall be provided.
Article 7
Conditions under which
responsibilities at local level
are exercised
1. The conditions of office of local elected
representatives shall provide for free exercise of their functions.
2. They shall allow for appropriate financial
compensation for expenses incurred in the exercise of the office in question as
well as, where appropriate, compensation for loss of earnings or remuneration
for work done and corresponding social welfare protection.
3. Any functions and activities which are deemed incompatible
with the holding of local elective office shall be determined by statute or
fundamental legal principles.
Article 8
Administrative
supervision of local
authorities' activities
1. Any administrative supervision of local authorities
may only be exercised according to such procedures and in such cases as are
provided for by the constitution or by statute.
2. Any administrative supervision of the activities of
the local authorities shall normally aim only at ensuring compliance with the
law and with constitutional principles. Administrative supervision may however
be exercised with regard to expediency by higher-level authorities in respect
of tasks the execution of which is delegated to local authorities.
3. Administrative supervision of local authorities
shall be exercised in such a way as to ensure that the intervention of the
controlling authority is kept in proportion to the importance of the interests
which it is intended to protect.
Article 9
Financial resources of
local authorities
1. Local authorities shall be entitled, within
national economic policy, to adequate financial resources of their own, of
which they may dispose freely within the framework of their powers.
2. Local authorities' financial resources shall be
commensurate with the responsibilities provided for by the constitution and the
law.
3. Part at least of the financial resources of local
authorities shall derive from local taxes and charges of which, within the
limits of statute, they have the power to determine the rate.
4. The financial systems on which resources available
to local authorities are based shall be of a sufficiently diversified and
buoyant nature to enable them to keep pace as far as practically possible with
the real evolution of the cost of carrying out their tasks.
5. The protection of financially weaker local
authorities calls for the institution of financial equalisation procedures or
equivalent measures which are designed to correct the effects of the unequal
distribution of potential sources of finance and of the financial burden they
must support. Such procedures or measures shall not diminish the discretion
local authorities may exercise within their own sphere of responsibility.
6. Local authorities shall be consulted, in an
appropriate manner, on the way in which redistributed resources are to be
allocated to them.
7. As far as possible, grants to local authorities
shall not be earmarked for the financing of specific projects. The provision of
grants shall not remove the basic freedom of local authorities to exercise
policy discretion within their own jurisdiction.
8. For the purpose of borrowing for capital
investment, local authorities shall have access to the national capital market
within the limits of the law.
Article 10
Local authorities' right
to associate
1. Local authorities shall be entitled, in exercising
their powers, to co-operate and, within the framework of the law, to form
consortia with other local authorities in order to carry out tasks of common
interest.
2. The entitlement of local authorities to belong to
an association for the protection and promotion of their common interests and
to belong to an international association of local authorities shall be
recognised in each State.
3. Local authorities shall be entitled, under such
conditions as may be provided for by the law, to co-operate with their
counterparts in other States.
Article 11
Legal protection of
local self-government
Local authorities shall have the right of recourse to
a judicial remedy in order to secure free exercise of their powers and respect
for such principles of local self-government as are enshrined in the
constitution or domestic legislation.
PART II. MISCELLANEOUS
PROVISIONS
Article 12
Undertakings
1. Each Party undertakes to consider itself bound by
at least twenty paragraphs of Part I of the Charter, at least ten of which
shall be selected from among the following paragraphs:
- Article 2,
- Article 3, paragraphs 1 and 2,
- Article 4, paragraphs 1, 2 and 4,
- Article 5,
- Article 7, paragraph 1,
- Article 8, paragraph 2,
- Article 9, paragraphs 1, 2 and 3,
- Article 10, paragraph 1,
- Article 11.
2. Each Contracting State, when depositing its
instrument of ratification, acceptance or approval, shall notify to the
Secretary General of the Council of Europe of the paragraphs selected in
accordance with the provisions of paragraph 1 of this Article.
3. Any Party may, at any later time, notify the
Secretary General that it considers itself bound by any paragraphs of this
Charter which it has not already accepted under the terms of paragraph 1 of
this Article. Such undertakings subsequently given shall be deemed to be an
integral part of the ratification, acceptance or approval of the Party so
notifying, and shall have the same effect as from the first day of the month
following the expiration of a period of three months after the date of the
receipt of the notification by the Secretary General.
Article 13
Authorities to which the
Charter applies
The principles of local self-government contained in
the present Charter apply to all the categories of local authorities existing
within the territory of the Party. However, each Party may, when depositing its
instrument of ratification, acceptance or approval, specify the categories of
local or regional authorities to which it intends to confine the scope of the
Charter or which it intends to exclude from its scope. It may also include
further categories of local or regional authorities within the scope of the
Charter by subsequent notification to the Secretary General of the Council of
Europe.
Article 14
Provision of information
Each Party shall forward to the Secretary General of
the Council of Europe all relevant information concerning legislative
provisions and other measures taken by it for the purposes of complying with
the terms of this Charter.
PART III
Article 15
Signature, ratification
and entry into force
1. This Charter shall be open for signature by the
member States of the Council of Europe. It is subject to ratification,
acceptance or approval. Instruments of ratification, acceptance or approval
shall be deposited with the Secretary General of the Council of Europe.
2. This Charter shall enter into force on the first
day of the month following the expiration of a period of three months after the
date on which four member States of the Council of Europe have expressed their
consent to be bound by the Charter in accordance with the provisions of the
preceding paragraph.
3. In respect of any member State which subsequently
expresses its consent to be bound by it, the Charter shall enter into force on
the first day of the month following the expiration of a period of three months
after the date of the deposit of the instrument of ratification, acceptance or
approval.
Article 16
Territorial clause
1. Any State may, at the time of signature or when
depositing its instrument of ratification, acceptance, approval or accession,
specify the territory or territories to which this Charter shall apply.
2. Any State may at any later date, by a declaration
addressed to the Secretary General of the Council of Europe, extend the
application of this Charter to any other territory specified in the
declaration. In respect of such territory the Charter shall enter into force on
the first day of the month following the expiration of a period of three months
after the date of receipt of such declaration by the Secretary General.
3. Any declaration made under the two preceding
paragraphs may, in respect of any territory specified in such declaration, be
withdrawn by a notification addressed to the Secretary General. The withdrawal
shall become effective on the first day of the month following the expiration
of a period of six months after the date of receipt of such notification by the
Secretary General.
Article
17
Denunciation
1. Any Party may denounce this Charter at any time
after the expiration of a period of five years from the date on which the
Charter entered into force for it. Six months' notice shall be given to the
Secretary General of the Council of Europe. Such denunciation shall not affect
the validity of the Charter in respect of the other Parties provided that at
all times there are not less than four such Parties.
2. Any Party may, in accordance with the provisions
set out in the preceding paragraph, denounce any paragraph of Part I of the
Charter accepted by it provided that the Party remains bound by the number and
type of paragraphs stipulated in Article 12, paragraph 1. Any Party which, upon
denouncing a paragraph, no longer meets the requirements of Article 12,
paragraph 1, shall be considered as also having denounced the Charter itself.
Article 18
Notifications
The Secretary General of the Council of Europe shall
notify the member States of the Council of Europe of:
a. any signature;
b. the deposit of any instrument of ratification,
acceptance or approval;
c. any date of entry into force of this Charter in
accordance with Article 15;
d. any notification received in application of the
provisions of Article 12, paragraphs 2 and 3;
e. any notification received in application of the
provisions of Article 13;
f. any other act, notification or communication
relating to this Charter.
In witness whereof the undersigned, being duly
authorised thereto, have signed this Charter.
Done at Strasbourg, this 15th day of October 1985, in
English and French, both texts being equally authentic, in a single copy which
shall be deposited in the archives of the Council of Europe. The Secretary
General of the Council of Europe shall transmit certified copies to each member
State of the Council of Europe.