ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
(в
ред. Законов РМ от 10.11.1994 N 1498-XII,
от
29.06.1995 N 230-I, от 28.10.1995 N 3-З,
от
11.11.1996 N 34-З, от 28.02.1997 N 16-З,
от
23.03.1998 N 8-З, от 06.05.1998 N 18-З,
от
14.07.1998 N 26-З, от 12.07.1999 N 36-З,
от
26.01.2000 N 1-З)
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья
1. Понятие местного самоуправления
Местное
самоуправление в Республике Мордовия - система организации и деятельности
граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения, касающихся
данной территории и ее населения - местного сообщества, - непосредственно или
через создаваемые органы на основе Конституции Российской Федерации,
Конституции Республики Мордовия, других законодательных актов Российской
Федерации и Республики Мордовия.
Статья
2. Система местного самоуправления
1.
Система органов местного самоуправления включает:
-
представительные органы: городские, районные, районные в городе, поселковые,
сельские Советы депутатов, Советы депутатов объединенных муниципальных
образований; (в ред. Закона РМ от 26.01.2000 N 1-З)
-
глав районов, городов, сел, поселков, сельсоветов, объединенных муниципальных
образований (далее именуются - главы муниципальных образований); (в ред.
Законов РМ от 11.11.1996 N 34-З, от 26.01.2000 N 1-З)
-
городские, районные, районные в городе, поселковые, сельские администрации,
администрации объединенных муниципальных образований; (в ред. Закона РМ от
26.01.2000 N 1-З)
-
формы непосредственной демократии: местные референдумы, общие собрания (сходы),
конференции граждан;
-
органы территориального общественного самоуправления: советы микрорайонов,
домовые, уличные, сельские комитеты.
Статья
3. Основные принципы организации местного самоуправления
Местное
самоуправление осуществляется на принципах:
-
волеизъявления населения через избираемые им органы и различные формы
непосредственной демократии;
-
самостоятельности и независимости в пределах его полномочий от органов
государственной власти Республики Мордовия;
-
многообразия форм организации местного самоуправления;
-
защиты прав населения на местное самоуправление;
-
законности и гласности;
-
выборности органов местного самоуправления населением, подотчетности и
подконтрольности органов местного самоуправления населению;
-
подотчетности главы муниципального образования и местной администрации
представительному органу местного самоуправления; (в ред. Закона РМ от
11.11.1996 N 34-З)
-
ответственности органов местного самоуправления за принимаемые решения;
-
сочетания интересов местных сообществ и государственных интересов.
Статья
4. Правовая основа местного самоуправления
1.
Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Республики
Мордовия, Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными
правовыми актами Верховного Совета Республики Мордовия, федеральными законами,
нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской
Федерации.
2.
Компетенция и порядок деятельности органов местного самоуправления
конкретизируются в Положениях (Уставах) о местном самоуправлении.
Статья
5. Положение (Устав) о местном самоуправлении
1.
Положение (Устав) о местном самоуправлении принимается по представлению главы
муниципального образования представительным органом местного самоуправления не
позднее чем в трехмесячный срок после избрания Совета и может приниматься
населением непосредственно. Решение считается принятым, если за него проголосовало
не менее 2/3 от числа депутатов, установленного для данного Совета. (в ред.
Закона РМ от 11.11.1996 N 34-З)
2.
Положение (Устав) о местном самоуправлении подлежит государственной регистрации
в установленном порядке.
3. В
Положении (Уставе) о местном самоуправлении устанавливаются:
границы
территории местного самоуправления;
структура
и организационные основы деятельности органов местного самоуправления;
полномочия
органов местного самоуправления и их должностных лиц;
основания
и виды ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц;
порядок
и формы участия населения в управлении делами местного сообщества;
экономические
и финансовые условия осуществления местного самоуправления;
виды
и порядок принятия актов органов местного самоуправления;
особенности
осуществления муниципальной службы;
гарантии
прав должностных лиц органов местного самоуправления;
другие
положения об организации местного самоуправления, компетенции и порядке
деятельности органов местного самоуправления в соответствии с законодательством
Республики Мордовия и Российской Федерации.
Статья
6. Территориальная основа местного самоуправления
1.
Территориальную основу местного самоуправления составляют: район, город, район
в городе, поселок, сельсовет, другие поселения.
2. В
состав территории местного самоуправления входят все земли в установленных
границах района, города, района в городе, поселка, сельсовета, других поселений
независимо от форм собственности.
3.
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление,
производится представительным органом Республики Мордовия с учетом мнения
населения соответствующих территорий, выраженного в порядке, установленном
Положением (Уставом) о местном самоуправлении.
Раздел II
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья
7. Структура органов местного самоуправления
1.
Население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления
на собраниях (сходах), конференциях граждан.
2.
Для реализации представительных, распорядительных, исполнительных, контрольных
и иных функций местное сообщество образует органы местного самоуправления:
-
представительные органы - Советы депутатов;
-
главы муниципальных образований; (в ред. Закона РМ от 11.11.1996 N 34-З)
-
местные администрации.
Расходы,
связанные с содержанием органов и должностных лиц, осуществляются за счет
местного бюджета.
3.
Органы местного самоуправления возглавляет в районах, городах, поселках и
сельсоветах глава муниципального образования, в других поселениях - староста.
(в ред. Законов РМ от 10.11.1994 N 1498-XII, от 11.11.1996 N 34-З)
4.
Советы депутатов и местные администрации являются юридическими лицами.
5.
Советы депутатов и местные администрации по вопросам своего ведения принимают
решения нормативно - правового характера, глава муниципального образования
издает постановления и распоряжения. (в ред. Закона РМ от 11.11.1996 N 34-З)
Они
могут быть обжалованы в судебном порядке или опротестованы в порядке
прокурорского надзора в соответствии с федеральным законодательством и
законодательством Республики Мордовия.
Статья
8. Советы депутатов
1.
Представительные органы местного самоуправления формируются из числа депутатов
Советов, избираемых гражданами сроком на 4 года на основе всеобщего равного и
прямого избирательного права при тайном голосовании. (в ред. Закона РМ от
12.07.1999 N 36-З)
Выборы
депутатов представительных органов местного самоуправления назначаются Главой
Республики Мордовия. Порядок назначения и проведения выборов депутатов
определяется Законом Республики Мордовия "О выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления в Республике Мордовия".
(в ред. Закона РМ от 12.07.1999 N 36-З)
2.
Каждый гражданин может быть депутатом только одного Совета депутатов местного
самоуправления.
Депутатом
Совета не могут быть лица, входящие в коллегиальный орган администрации, кроме
главы муниципального образования, заместители главы муниципального образования,
работающие в администрации, руководители ее отделов и структурных
подразделений. В случае выдвижения эти лица в своих заявлениях указывают о
намерении освободить свои должности после избрания их депутатами, либо сообщают
о снятии своих кандидатур. (в ред. Закона РМ от 11.11.1996 N 34-З)
Депутат
Совета при осуществлении своих полномочий руководствуется законодательством
Республики Мордовия и Российской Федерации.
3.
На территории сельсовета, поселка, населенного пункта, являющегося районным
центром, Совет депутатов избирается из 11 - 15 депутатов.
В
районах республики, гг. Рузаевка, Ковылкино, Саранск районный, городской Совет
депутатов избирается из 15 - 35 депутатов. Количественный состав Совета
депутатов I созыва определяется Верховным Советом Республики Мордовия в
соответствии с предельной численностью, установленной данным Законом, а последующих
- Положением (Уставом) о местном самоуправлении.
В
случае объединения муниципальных образований депутаты представительных органов
местного самоуправления этих муниципальных образований продолжают осуществлять
свои полномочия в составе объединенного Совета депутатов до очередных выборов
депутатов представительных органов местного самоуправления. В этом случае
количественный состав объединенного Совета депутатов может превышать предельную
численность депутатов представительных органов местного самоуправления,
установленную настоящей статьей. (введен Законом РМ от 26.01.2000 N 1-З)
4. В
поселениях с населением до 500 человек представительные органы по решению схода
граждан могут не образовываться.
В
этих случаях полномочия Совета депутатов осуществляются непосредственно
населением через сходы (собрания), конференции жителей.
Статья
9. Организационные основы деятельности Советов депутатов местного
самоуправления
1.
Советы депутатов местного самоуправления работают, как правило, на непостоянной
основе, до 3-х депутатов Совета гг. Саранска, Рузаевки, Ковылкино могут
работать на постоянной основе.
Для
осуществления своей деятельности Советы могут создавать комитеты, постоянные
или временные депутатские комиссии и депутатские группы. Порядок работы
формируемых органов определяется Уставом местного самоуправления на территории
поселений и регламентом Совета.
2.
Основной формой работы является сессия, на которой решаются вопросы, отнесенные
к ведению Совета.
Первая
сессия вновь избранного Совета созывается главой муниципального образования не
позднее 30 дней после выборов и при условии избрания 2/3 состава Совета. (в
ред. Закона РМ от 11.11.1996 N 34-З)
Председательствует
на первой сессии глава муниципального образования. Первая сессия признает
полномочия избранных депутатов и главы муниципального образования, утверждает
должностных лиц администрации. (в ред. Законов РМ от 10.11.1994 N 1498-XII, от
11.11.1996 N 34-З)
Очередные
заседания Совета созываются не реже четырех раз в год; внеочередные заседания
Совета могут созываться по инициативе не менее 1/3 от числа депутатов,
избранных в данный Совет, не позднее чем в двухнедельный срок.
Заместитель
главы муниципального образования по работе в Совете избирается из числа
депутатов тайным голосованием. Заместитель главы организует работу депутатов,
подписывает решения Совета в отсутствие главы, может быть председателем одной
из комиссий и работать на освобожденной основе. (в ред. Закона РМ от 11.11.1996
N 34-З)
Статья
9(1). Государственное Собрание Республики Мордовия и Совет Государственного
Собрания Республики Мордовия взаимодействуют с Советами депутатов местного
самоуправления Республики Мордовия по вопросам обеспечения неукоснительного
соблюдения Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Мордовия, законов
Российской Федерации и законов Республики Мордовия, оказывают им
организационную и методическую помощь по вопросам деятельности Советов
депутатов местного самоуправления.
В
указанных целях Государственное Собрание Республики Мордовия и его Совет организуют
и проводят по согласованию с соответствующими представительными органами
местного самоуправления республиканские и зональные совещания депутатов, а
также ежеквартальные Дни депутата, проводимые в Государственном Собрании
Республики Мордовия с приглашением руководителей органов исполнительной власти
Республики Мордовия. (статья 9(1) введена Законом РМ от 28.02.1997 N 16-З, в
ред. Закона РМ от 06.05.1998 N 18-З)
Статья
10. Глава муниципального образования (староста)
1.
Глава муниципального образования (староста) возглавляет Совет депутатов и
местную администрацию. (в ред. Закона РМ от 11.11.1996 N 34-З)
2.
Глава муниципального образования (староста) избирается местным сообществом на
основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании
на срок полномочий Совета депутатов и вступает в должность с момента избрания.
Всенародно избранный глава муниципального образования (староста) является
депутатом соответствующего Совета. В своей депутатской деятельности он
подотчетен Совету и избирателям данной территории. (в ред. Законов РМ от
28.10.1995 N 3-З, от 11.11.1996 N 34-З)
3.
Решение о назначении выборов принимает Государственное Собрание Республики
Мордовия. Порядок проведения выборов устанавливается соответствующими
законодательными актами Республики Мордовия.
Статья
11. Местная администрация
1.
Местная администрация состоит из заместителей главы муниципального образования
по работе с администрацией и структурных подразделений администрации. (в ред.
Закона РМ от 11.11.1996 N 34-З)
2.
Местная администрация подотчетна соответствующему представительному органу
местного самоуправления и местному сообществу.
3. В
населенных пунктах, где представительный орган не образуется, местная
администрация формируется на собрании (сходе) граждан соответствующей
территории. (в ред. Закона РМ от 10.11.1994 N 1498-XII)
Статья
11(1). Основы управления городом Саранском
1.
Схема управления городом утверждается городским Советом по согласованию с
районными в городе Советами и включается в Положение (Устав) о местном
самоуправлении в г. Саранске.
2.
Решение о создании, преобразовании, ликвидации районов в городе принимает
городской Совет по согласованию с районными в городе Советами в соответствии с
действующим законодательством.
3.
Глава муниципального образования района в городе избирается районным в городе
Советом из числа депутатов по представлению главы муниципального образования г.
Саранска.
В
случае, если должность главы муниципального образования в районах г. Саранска
не вводится, работой районного в городе Совета руководит председатель Совета,
избираемый на первой сессии тайным голосованием. Работой районной в городе
администрации руководит глава администрации, который назначается и
освобождается от должности районным в городе Советом по представлению главы
муниципального образования г. Саранска. (статья 11(1) введена Законом РМ от
10.11.1994 N 1498-XII, в ред. Закона РМ от 11.11.1996 N 34-З)
Статья
11(2). Порядок формирования и компетенция органов местного самоуправления
объединенных муниципальных образований
1. В
объединенных муниципальных образованиях представительным органом местного
самоуправления на переходный период является объединенный Совет депутатов,
образуемый из депутатов представительных органов местного самоуправления
объединяемых муниципальных образований на срок полномочий депутатов этих
представительных органов.
Избрание
депутатов представительного органа местного самоуправления объединенного
муниципального образования следующего созыва осуществляется в порядке,
установленном Законом Республики Мордовия "О выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления в Республике Мордовия".
2.
Объединенный Совет депутатов из своего состава на срок своих полномочий
избирает главу объединенного муниципального образования и утверждает структуру
местной администрации. Избрание главы объединенного муниципального образования
при объединении районов и городов республиканского значения осуществляется в
порядке, установленном Законом Республики Мордовия "О порядке избрания и
досрочного прекращения полномочий главы района (города)"; при объединении
города районного значения и поселковых, сельских муниципальных образований - в
порядке, установленном Законом Республики Мордовия "О порядке избрания и
досрочного прекращения полномочий главы города, села, поселка,
сельсовета".
3.
Утверждение структуры и формирование местной администрации объединенного
муниципального образования осуществляется в переходный период (до окончания
полномочий депутатов объединенного Совета) с учетом штатного расписания и
численного состава местных администраций объединяемых муниципальных
образований.
4.
При образовании объединенного Совета депутатов полномочия Советов депутатов
объединяемых муниципальных образований прекращаются со дня первой сессии
объединенного Совета депутатов. В этом случае местные администрации
объединяемых муниципальных образований продолжают исполнять свои полномочия до
сформирования местной администрации объединенного муниципального образования.
5. В
случае объединения Советов в порядке, предусмотренном настоящей статьей,
депутаты этих Советов со дня образования объединенного Совета наделяются
статусом депутата объединенного Совета с сохранением полномочий на срок их
избрания. При этом депутат объединенного Совета подотчетен и ответственен перед
избирателями, его избравшими.
6.
Первая сессия объединенного Совета депутатов созывается на основании
совместного решения глав объединяемых муниципальных образований не позднее 30
дней после принятия Государственным Собранием Республики Мордовия решения об объединении
муниципальных образований.
Председательствует
на первой сессии объединенного Совета депутатов до избрания главы объединенного
муниципального образования один из глав объединяемых муниципальных образований.
7.
Органы местного самоуправления объединенного муниципального образования,
сформированные в порядке, установленном настоящей статьей, осуществляют на
объединенной территории все полномочия и несут ответственность в соответствии с
настоящим Законом. (статья 11(2) введена Законом РМ от 26.01.2000 N 1-З)
Раздел III
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья
12. Компетенция органов местного самоуправления
1. В
компетенцию органов местного самоуправления входит решение вопросов местного
значения и отдельных вопросов государственного значения, делегированных или
переданных органам местного самоуправления.
2.
Вопросами местного значения являются вопросы, связанные с жизнедеятельностью
местного сообщества:
местное
энерго-, тепло- и водоснабжение;
муниципальный
жилой фонд;
муниципальные
дороги;
планировка
и застройка населенных пунктов;
благоустройство
и санитарное благополучие;
местные
коммуникации;
коммунальное
хозяйство;
муниципальный
транспорт;
охрана
общественного порядка;
пожарная
безопасность;
другие
вопросы, перечень которых определяется законодательством.
3. К
вопросам государственного значения, в решении которых принимают участие органы
местного самоуправления, относятся:
защита
прав и свобод человека и гражданина;
охрана
природной среды;
организация
здравоохранения, образования, социальной защиты населения;
развитие
культуры, физкультуры и спорта.
Органы
местного самоуправления с их согласия могут наделяться отдельными
государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных
программ с передачей им необходимых материальных и финансовых средств.
Реализация ими указанных полномочий подконтрольна органам государственной
власти.
Статья
13. Исключительные полномочия Советов депутатов
Совет
депутатов принимает местные нормативные акты, утверждает бюджет территории и
отчет о его исполнении по представлению главы муниципального образования
(старосты), утверждает общетерриториальные программы и планы; определяет в
соответствии с законодательством условия приобретения, создания, преобразования
объектов муниципальной собственности; определяет условия приватизации
муниципальных предприятий и муниципального имущества; устанавливает местные
налоги и сборы, принимает Устав о местном самоуправлении; утверждает структуру
местной администрации по представлению главы муниципального образования
(старосты), утверждает должностных лиц местной администрации; заместителей
главы (старосты), руководителей отделов: муниципальной милиции, финансов,
культуры, образования и руководителей структурных подразделений местной
администрации, осуществляет контроль за деятельностью главы муниципального
образования (старосты), и выполняет иные функции, устанавливаемые
законодательством о местном самоуправлении. (в ред. Закона РМ от 11.11.1996 N
34-З)
2.
Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых
средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются по
представлению и согласованию с главой муниципального образования. (в ред.
Закона РМ от 11.11.1996 N 34-З)
Статья
14. Полномочия главы муниципального образования (старосты)
Глава
муниципального образования (староста) возглавляет органы местного
самоуправления, издает постановления и распоряжения, созывает сессии Совета
депутатов соответствующей территории, ведет заседания Совета, подписывает
решения и постановления Совета депутатов и местной администрации, представляет
Совету депутатов для утверждения структуру местной администрации и кандидатуры
для утверждения и освобождения должностных лиц местной администрации, исполняет
другие представительные, исполнительно - распорядительные и контрольные
функции, устанавливаемые законодательством о местном самоуправлении. (в ред.
Закона РМ от 11.11.1996 N 34-З)
Глава
муниципального образования (староста) осуществляет депутатские полномочия в
соответствии с Законом Республики Мордовия "О статусе депутата
представительного органа местного самоуправления Республики Мордовия. (введен
Законом РМ от 28.10.1995 N 3-З, в ред. Закона РМ от 11.11.1996 N 34-З)
Статья
14(1). Полномочия должностных лиц местной администрации
Должностные
лица местной администрации, указанные в статье 13 настоящего закона, слагают
свои полномочия перед вновь избранным главой муниципального образования,
продолжая выполнять свои обязанности до утверждения представительным органом
местного самоуправления соответствующих должностных лиц местной администрации.
Полномочия
должностных лиц местной администрации определяются уставами муниципальных
образований. (статья 14(1) введена Законом РМ от 11.11.1996 N 34-З)
Статья
15. Территориальное общественное самоуправление населения
1.
Территориальное общественное самоуправление населения осуществляется через
собрания (сходы), местные референдумы и конференции жителей, обсуждение
населением важных вопросов местной жизни, органы территориального общественного
самоуправления населения (советы и комитеты населенных пунктов), а также иные
органы общественного самоуправления по месту жительства (домовые, уличные
комитеты и т.п.).
2.
Территории, на которых действуют органы общественного самоуправления, порядок
организации и деятельности органов, их компетенция определяются соответствующим
представительным органом местного самоуправления.
Статья
16. Местный референдум
1.
По наиболее важным вопросам местного значения может проводиться по инициативе
одного из органов самоуправления, либо по требованию 10% от числа избирателей
местного сообщества местный референдум. Порядок назначения и проведения
определяется Положением (Уставом) о местном самоуправлении.
2.
Решения, принятые путем местного референдума, обязательны для исполнения
органами самоуправления, должностными лицами местного сообщества. Эти решения
могут быть отменены или изменены посредством референдума или судом в случае
противоречий действующему законодательству.
Статья
17. Утратила силу. - Закон РМ от 23.03.1998 N 8-З
Раздел IV
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И
ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья
18. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую
основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра,
воды, леса, растительный и животный мир), находящиеся в границах территории
местного самоуправления, имущество, находящееся в муниципальной собственности,
имущество, находящееся в государственной собственности, переданное органам
местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий,
а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей местного
сообщества.
Статья
19. Муниципальная собственность
1.
Муниципальная собственность выступает в виде собственности местных сообществ
городских, районных, районных в городе, сельских поселений и других территорий
местного самоуправления.
2. В
муниципальной собственности находятся:
земли
городов, рабочих поселков, сельских населенных пунктов, других территорий
местного самоуправления, переданные им органами государственной власти
Республики Мордовия после разграничения на государственные и муниципальные и не
переданные в иные формы собственности; (в ред. Закона РМ от 14.07.1998 N 26-З)
имущество
органов местного самоуправления;
средства
местных бюджетов, внебюджетных и валютных фондов;
муниципальный
жилищный фонд;
нежилые
помещения в домах муниципального и иного жилищного фонда;
имущество,
имущественные комплексы, объекты инженерной инфраструктуры, другие объекты,
используемые для удовлетворения коммунально - бытовых и социально - культурных
потребностей населения;
имущество,
приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и
организациями, входящими в состав муниципальной собственности;
имущество,
переданное органам местного самоуправления безвозмездно на основе соглашений и
договоров в установленном порядке.
3. В
муниципальной собственности могут находиться иные земельные участки, горные
отводы, природные объекты (водоемы, леса, луга и другое), ценные бумаги и
другие финансовые активы, нежилые помещения, предприятия, другие имущественные
комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения, а также
иное имущество, необходимое для удовлетворения коммунально - бытовых и
социально - культурных потребностей населения соответствующей территории.
4.
Средства местных бюджетов, внебюджетных и валютных фондов, иное муниципальное
имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями,
составляют муниципальную казну.
Местные
сообщества самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом,
находящимся в муниципальной собственности, через органы местного
самоуправления, а в случаях, предусмотренных положениями (уставами) о местном
самоуправлении, непосредственно.
6.
Реализуя право распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной
собственности, органы местного самоуправления вправе передавать объекты
муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим
лицам и гражданам, сдавать в аренду, передавать, отчуждать в установленном
порядке, определять в договорах и соглашениях условия использования продаваемых
или передаваемых в пользование объектов.
7.
Муниципальная собственность защищается государством равным образом с другими
формами собственности.
Статья
20. Право органов местного самоуправления на создание предприятий
Местные
администрации вправе создавать в соответствии с законодательством предприятия
любых организационно - правовых форм.
Статья
21. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями,
учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности
1.
Органы местного самоуправления определяют условия и порядок деятельности
предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной
собственности, утверждают их уставы, назначают и увольняют с учетом мнения
трудового коллектива руководителей данных предприятий, учреждений, организаций,
заслушивают отчеты об их деятельности.
2.
Права по управлению предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в
муниципальной собственности, могут быть переданы органами местного
самоуправления отдельным юридическим лицам и гражданам с обязательным
установлением контроля за пользованием указанными правами.
3.
Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий,
учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на
контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
Предприятия,
учреждения, организации самостоятельно определяют структуру своего аппарата
управления, затраты на его содержание, штаты и порядок оплаты труда работников.
4.
Имущество, закрепленное за предприятиями, учреждениями, организациями,
находящимися в муниципальной собственности и не состоящими на бюджете,
принадлежит им, как правило, на праве полного хозяйственного ведения.
Имущество,
закрепленное за предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в
муниципальной собственности и финансируемыми из бюджета, находится в их
оперативном управлении.
Статья
22. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями,
учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности
1.
Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями,
организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на
основе договоров.
2.
Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий,
учреждений, организаций в комплексном социально - экономическом развитии
территории, объединять на добровольной основе средства предприятий, учреждений,
организаций для финансирования программ развития территории, привлекать на
договорных началах предприятия, учреждения, организации к участию в
строительстве, благоустройстве, содержании объектов на соответствующей
территории, участвовать на правах одного из собственников в создании предприятий
смешанных форм собственности.
Статья
23. Право на муниципальный заказ
Органы
местного самоуправления на подведомственной им территории вправе выступать
заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному
обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов
социальной инфраструктуры, выполнение других работ, производство продукции,
оказание услуг, необходимых для удовлетворения коммунально - бытовых и
социально - культурных потребностей населения соответствующей территории, с
использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых
ресурсов.
Статья
24. Право на внешнеэкономическую деятельность
Органы
местного самоуправления в установленном законом порядке вправе осуществлять
через муниципальные предприятия, учреждения, организации внешнеэкономическую
деятельность в интересах населения подведомственной территории.
Статья
25. Финансовые ресурсы местного самоуправления
Финансовые
ресурсы местного самоуправления состоят из средств местного бюджета,
внебюджетных и валютных фондов, средств на компенсацию дополнительных расходов,
возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти,
получаемых кредитных ресурсов.
Статья
26. Местный бюджет
1.
Городские, районные, районные в городе, сельские поселения и другие территории
местного самоуправления имеют свои бюджеты.
2.
Разработка проекта и исполнение бюджета осуществляются администрациями местного
самоуправления. Утверждение бюджета и контроль за его исполнением, утверждение
отчета о его исполнении осуществляются соответствующими Советами депутатов.
Вмешательство
иных органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения
бюджета, утверждения отчета об исполнении не допускается.
3.
Самостоятельность местного бюджета гарантируется:
а)
наличием собственных бюджетных доходов и достаточным уровнем закрепленных
доходов;
б)
правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;
в)
запретом на изъятие свободных остатков средств местного бюджета, полученных в
результате увеличения поступлений в бюджет или экономии расходов;
г)
возмещением ущерба, нанесенного решениями органов государственной власти и
органов местного самоуправления другого уровня.
4.
Органы государственной власти Республики Мордовия в соответствии с
законодательством обеспечивают сбалансированность местных бюджетов.
Статья
27. Доходы бюджетов
Доходы
бюджетов состоят из закрепленных доходов, отчислений от регулируемых налогов по
долговременным, стабильным нормативам, а также заемных средств. Нормативы
отчислений в местные бюджеты утверждаются Верховным Советом (Государственным
Собранием) Республики Мордовия. Кроме того, при недостаточности средств
местному самоуправлению для сбалансированности соответствующего бюджета из
бюджета представительного органа вышестоящего территориального уровня
предоставляются дотации и субвенции. Неиспользованные в течение года субвенции
подлежат возврату вышестоящим бюджетам одновременно с представлением отчета об
использованных суммах.
В
случаях, когда доходы местных бюджетов уменьшаются или их расходы увеличиваются
в результате принятия решений органами государственной власти, а также органами
местного самоуправления другого уровня, недостающие бюджетные средства
компенсируются принявшим решение органом за счет соответствующего бюджета.
В
доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги и сборы, отчисления от
общефедеральных налогов и налогов Республики Мордовия в соответствии с
нормативами, установленными федеральным законодательством и законодательством
Республики Мордовия, а также поступления от приватизации государственного и
муниципального имущества, платежи за землю (полностью или частично), доходы от
местных займов и лотерей, от внешнеэкономической деятельности, дивиденды, а
также иные доходы.
Органы
местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, получают
плату от пользователей природными ресурсами, которые разрабатываются или
добываются на их территории.
Органы
местного самоуправления вправе получать часть валютной выручки от продажи
добываемых на их территории природных ресурсов в соответствии с
законодательством.
В
случае ликвидации административно - территориальных образований все
предусмотренные настоящим Законом источники доходов передаются вышестоящим
бюджетам.
Статья
28. Финансовые гарантии обеспечения минимальных государственных социальных
стандартов
1.
Государство гарантирует местным сообществам финансирование достаточное для
удовлетворения основных жизненных потребностей населения не ниже уровня
минимальных государственных социальных стандартов, которые устанавливаются
органами власти Российской Федерации. На их основе органы государственной
власти Республики Мордовия устанавливают для местного самоуправления нормативы
минимальной бюджетной обеспеченности и другие финансовые нормативы.
2.
Органы местного самоуправления обеспечивают уровень удовлетворения основных
жизненных потребностей населения не ниже государственных социальных стандартов
и несут ответственность перед местными сообществами за их соблюдение.
Статья
29. Расходы бюджетов
Расходы
бюджетов по социально - экономическому развитию соответствующих территорий
осуществляются в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных
дотаций, субвенций, а также привлекаемых заемных средств. Органы местного самоуправления
самостоятельно вправе:
1)
определять направления использования средств бюджетов на инвестиции,
собственные целевые программы, благоустройство, содержание и капитальный ремонт
жилищного фонда, объектов коммунального назначения, образовательных учреждений,
учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, науки и культуры,
физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание
органов местного самоуправления и на другие цели;
2)
увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно -
коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений
здравоохранения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов
милиции, общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;
3)
определять в установленном порядке в пределах имеющихся средств дополнительные
льготы и пособия, а также производить иные затраты на оказание помощи отдельным
категориям населения, нуждающимся в социальной защите;
4)
образовывать в пределах объема доходов своего бюджета резервные и целевые
фонды, которые используются на приоритетные социальные программы;
5)
объединять на договорной основе средства своих бюджетов со средствами иных
бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений
и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов
производственного и непроизводственного назначения.
Представительные
органы местного самоуправления вправе принимать решения об образовании
внебюджетных фондов, средства которых формируются за счет добровольных взносов
и пожертвований граждан, предприятий, учреждений и организаций на
соответствующие цели, доходов от реализации бесхозного и конфискованного
имущества, иных доходов в соответствии с законодательством.
Налоги
и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат
направлению во внебюджетный фонд. Бюджетные средства не должны перечисляться во
внебюджетные фонды.
Представительные
органы местного самоуправления вправе принимать решения об образовании валютного
фонда в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской
Федерации и Республики Мордовия. Средства внебюджетных и валютных фондов
находятся на специальных счетах, которые открываются в банковских учреждениях
на территории Республики Мордовия и используются местным самоуправлением
самостоятельно. Положение о внебюджетном и валютном фондах утверждается
соответствующим представительным органом власти.
Районная,
городская администрация составляет территориальные сводные финансовые балансы и
балансы денежных доходов и расходов населения. Предприятия, учреждения и
организации, расположенные на соответствующей территории, обязаны представлять
местной администрации сведения, необходимые для составления этих балансов.
Органы
местного самоуправления вправе получать государственные кредиты, создавать
муниципальные банки, получать кредиты в коммерческих банках и кредитных
учреждениях.
Раздел V
ГАРАНТИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья
30. Обязательность решений органов местного самоуправления
1.
Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции,
обязательны для исполнения всеми расположенными на территории местного
сообщества предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм их
собственности, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения
органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут
быть отменены органами государственной власти, а также другими органами
местного самоуправления.
2.
Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, их должностные
лица, граждане несут ответственность перед органами местного самоуправления, в
том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или
бездействием местному сообществу, в порядке, установленном законодательством.
Невыполнение
решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции,
влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа
в размере от одного до пяти установленных законом размеров минимальной месячной
оплаты труда, налагаемого в судебном порядке.
Дела
в таком случае рассматриваются в семидневный срок. Постановление судьи может
быть изменено или отменено по протесту прокурора самим судьей, а также
независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда.
Статья
31. Защита законных интересов местных сообществ
1.
Органы местного самоуправления вправе подавать в суд требования о признании
недействительными актов органов государственной власти, органов местного
самоуправления, предприятий, организаций, нарушающих права и законные интересы
граждан, а также права этих органов местного самоуправления и приостанавливать
исполнение этих актов до принятия решения судом.
2.
Защита законных интересов местных сообществ в государственных органах и
организациях, судах возлагается на лиц, специально на то уполномоченных
органами местного самоуправления.
Статья
32. Гарантии самостоятельности местного самоуправления.
1.
Никто не вправе вмешиваться в осуществление деятельности местных сообществ и их
органов, в т.ч. принимать правовые акты, выходящие за пределы, установленные
Конституциями Российской Федерации и Республики Мордовия и их иными
законодательными актами.
2.
Исключительные полномочия местного самоуправления не могут быть изъяты или ограничены
в одностороннем порядке органами государственной власти.
Статья
33. Социальные гарантии руководителей, других должностных лиц органов местного
самоуправления
Должностные
оклады главы муниципального образования (старосты) устанавливаются соответствующим
представительным органом в соответствии со схемой минимальных должностных
окладов, утвержденной Президиумом Верховного Совета и Советом Министров
Республики Мордовия. Должностные оклады заместителям главы муниципального
образования, руководителям органов и структурных подразделений органов местного
самоуправления устанавливает глава муниципального образования (староста).
Глава
муниципального образования (староста), должностные лица органов местного
самоуправления получают денежное содержание в размере должностного оклада вновь
избранных или назначенных работников органов местного самоуправления до
устройства на новое место работы в течение года после освобождения их от
должности в следующих случаях:
1)
после окончания срока полномочий (досрочного прекращения полномочий) и при
неизбрании или неназначении на должность на новый срок полномочий;
2)
при упразднении должностей в связи с изменением административно -
территориального деления, реорганизацией органов местного самоуправления либо
изменением их структуры;
3)
после добровольной отставки главы муниципального образования (руководителя
представительного или исполнительного органа местного самоуправления), если он
проработал в этой должности не менее года.
В
случае, если на новом месте работы указанные должностные лица получают
заработную плату (денежное содержание) ниже размера денежного содержания
работника, вновь избранного или назначенного на соответствующую должность в
органах местного самоуправления, производится доплата до уровня денежного
содержания вновь избранного или назначенного работника с учетом индексации, но
не более одного календарного года со дня ухода с должности. Доплата
производится из местного бюджета.
Время,
в течение которого лицо, освобожденное от занимаемой должности на основании части
второй настоящей статьи, продолжает получать заработную плату, не прерывает его
трудовой стаж и засчитывается в общий трудовой стаж.
КонсультантПлюс
совместно с фирмой "Байт": примечание.
Сохранение
непрерывного трудового стажа за лицами, освобожденными от занимаемых должностей
в органах местного самоуправления на основании части второй статьи 33,
распространяются на правоотношения, возникшие после 1 ноября 1994 года - см.
статью 2 Закона РМ от 28.02.1997 N 16-З.
Положения
частей второй - четвертой настоящей статьи не действуют в случаях:
1)
досрочного прекращения полномочий в связи с систематическим неисполнением без
уважительных причин должностных обязанностей либо в связи с невыполнением
обязанностей по отдельным государственным полномочиям, переданным органам
местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами
Республики Мордовия;
2)
вступления в законную силу приговора суда в отношении указанных должностных
лиц;
3)
если лицу, освобожденному от занимаемой должности на основании части второй
настоящей статьи, предложено не менее двух вариантов подходящей работы с учетом
его профессии и квалификации и он от них отказался;
4)
если лицу, освобожденному от занимаемой должности на основании части второй
настоящей статьи, назначена в установленном порядке государственная пенсия по
старости (по возрасту) или за выслугу лет.
Примечание.
Под должностными лицами в настоящей статье понимаются лица, замещающие в
органах местного самоуправления должности главы муниципального образования (старосты),
заместителя главы муниципального образования, руководителя органа или
структурного подразделения. (статья 33 в ред. Законов РМ от 29.06.1995 N 230-I,
от 11.11.1996 N 34-З, от 28.02.1997 N 16-З)
Раздел VI
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья
34. Ответственность органов местного самоуправления
Органы
местного самоуправления несут ответственность перед государством и перед
местным сообществом.
Ответственность
перед государством наступает в случае нарушения органами местного самоуправления
Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Мордовия, правовых
актов, принимаемых в пределах полномочий Российской Федерации и Республики
Мордовия.
Ответственность
перед местным сообществом наступает в случае нарушения местных правовых актов,
либо утраты соответствующим органом доверия сообщества, что подтверждается
волеизъявлением населения непосредственно или через избирательные органы.
Статья
35. Ответственность органов местного самоуправления перед государством
1. В
случае принятия органами местного самоуправления решений, нарушающих
Конституцию Российской Федерации и Конституцию Республики Мордовия, федеральные
законы и иные правовые акты Российской Федерации и Республики Мордовия, такие
решения могут быть отменены в судебном порядке.
2. В
случае неоднократных нарушений органами местного самоуправления Конституции
Российской Федерации, Конституции Республики Мордовия, законов Российской
Федерации и Республики Мордовия Государственное Собрание Республики Мордовия на
основании заключения Верховного Суда Республики Мордовия может принять решение
о досрочном прекращении полномочий соответствующего органа местного
самоуправления.
Статья
36. Ответственность органов местного самоуправления перед местным сообществом
Ответственность
органов местного самоуправления перед местным сообществом реализуется через
выражение недоверия и в связи с этим досрочное прекращение полномочий этих
органов.
Статья
37. Досрочное прекращение полномочий Советов местного самоуправления
Досрочное
прекращение полномочий Советов местного самоуправления осуществляется в
случаях:
1)
неоднократного принятия решений, нарушающих действующее законодательство, права
и свободы граждан;
2)
если Совет в течение четырех месяцев не может созвать сессию из-за неявки
необходимого для кворума числа депутатов.
Полномочия
Совета могут быть прекращены досрочно в результате самороспуска, решение о чем
принимается большинством в две трети голосов от числа депутатов, установленного
для данного Совета, а также если в результате местного референдума более
половины избирателей, включенных в списки избирателей, проголосуют за досрочное
прекращение полномочий представительного органа. Досрочное прекращение
полномочий Совета влечет прекращение полномочий депутатов.
Дата
проведения выборов депутатов нового созыва назначается представительным органом
Республики Мордовия не позднее двух месяцев со дня принятия решения о досрочном
прекращении полномочий Совета.
Статья
38. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования (старосты)
Полномочия
главы муниципального образования (старосты) прекращаются досрочно в случаях: (в
ред. Закона РМ от 11.11.1996 N 34-З)
1)
выезда на постоянное местожительство и работы за пределы соответствующей
территории самоуправления;
2)
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении главы
местного самоуправления;
3)
личного заявления о сложении полномочий;
4)
систематического издания актов, нарушающих действующее законодательство по
заключению прокуратуры соответствующего района, города;
5)
неподписания им в течение месяца Положения (Устава) о местном самоуправлении,
принятого Советом; решение о прекращении полномочий главы муниципального
образования (старосты) в указанных случаях принимается Советом большинством в
две трети голосов от числа депутатов, установленного для данного Совета. (в
ред. Закона РМ от 11.11.1996 N 34-З)
Полномочия
главы муниципального образования (старосты) могут быть прекращены досрочно,
если в результате местного референдума более половины избирателей, включенных в
списки избирателей, проголосуют за досрочное прекращение полномочий главы
муниципального образования (старосты). (в ред. Закона РМ от 11.11.1996 N 34-З)
Статья
39. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов
местного самоуправления
1.
Прокурор Республики Мордовия и подчиненные ему прокуроры осуществляют контроль
за исполнением законодательства органами местного самоуправления и их
должностными лицами.
2.
Решения органов местного самоуправления и должностных лиц, противоречащие
законодательству, подлежат опротестованию прокурорами.
3.
Протест прокурора со дня его принесения в орган местного самоуправления
приостанавливает действие опротестованного акта до принятия решения по существу
протеста.
Раздел VII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья
40. Вступление настоящего Закона в силу
1.
Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.
2.
Правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия, органов
местного самоуправления до приведения их в соответствие с настоящим Законом
применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
3.
Главы администраций, назначенные на должность вышестоящими органами, выполняют
полномочия Глав местного самоуправления до выборов органов местного
самоуправления.
4.
Главам местного самоуправления в трехнедельный срок с момента вступления в силу
настоящего Закона обеспечить проведение собраний (сходов), конференций граждан
по определению территории, на которой осуществляется местное самоуправление, и
структуры органов местного самоуправления. (в ред. Закона РМ от 10.11.1994 N
1498-XII)
Председатель
Верховного
Совета
Республики Мордовия
Н.БИРЮКОВ
г. Саранск
9 сентября 1994 года
N 1439-XII