ПРОЕКТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ ИМУЩЕСТВЕ"

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона “О государственном и муниципальном имуществе”

Настоящий законопроект разработан в соответствии с концепцией, утвержденной Комиссией при Президенте РФ по разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (поручения Президента РФ от 06.07.2002 № Пр-1180, от 06.11.2002 № Пр-1973ГС, от 27.12.2002 № Пр-2273; Поручения Председателя Правительства РФ от 09.07.2002 № МК-П11-10002, от 11.11.2002 № МК-П11-15953, от 05.01.2003 № МК-П11-00069).

Действующее уже более 10 лет постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность” в настоящее время не только вошло в противоречие с Гражданским кодексом РФ и рядом других федеральных законов, но и не отражает современного представления о месте и роли публичной собственности в государстве. Будучи одним из первых законодательных актов в постсоциалистической России, оно разграничивало государственную собственность между тремя уровнями публичной власти без увязки с разграничением между теми же уровнями публичных функций.

В свете задач, поставленных Президентом РФ Послании к Федеральному Собранию РФ о “проведении анализа ныне реализуемых государственных функций, сокращении избыточных и оставлении только необходимых функций”, следует радикально изменить подход к порядку формирования и распоряжения публичной собственностью. Должен быть произведен анализ законодательства в сфере наделения всех уровней публичной власти публичными полномочиями. Результатом анализа должен стать отказ всех уровней публичной власти от осуществления несвойственных или излишних полномочий и видов деятельности. Полномочия всех уровней публичной власти определены Конституцией РФ и должны быть четко конкретизированы в федеральных законах. Таким образом, ни один уровень публичной власти, будь то Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование не должен осуществлять функции, выходящие за пределы его компетенции, определенной Конституцией РФ и федеральными законами, при этом субъекты РФ и муниципальные образования не вправе своими нормативными актами произвольно расширять или сужать свои функции.

Исходя из изложенного, все уровни публичной власти должны формировать свою собственность исключительно для осуществления функций, возложенных на них Конституцией РФ и федеральными законами. Все иное имущество является излишним и подлежит либо безвозмездной передаче на уровень публичной власти, на который возложено осуществление соответствующих функций, либо должно быть приватизировано.

Государство, субъекты РФ и муниципальные образования по своей сути являются некоммерческими образованиями, созданными народом для осуществления публичных функций. Поэтому извлечение прибыли из своей деятельности не является для них определяющим. Это не исключает возмездности оказания ими некоторых публичных услуг. Однако критерием сохранения той или иной функции за публичным образованием является не ее прибыльность, а отнесение к видам деятельности, осуществление которых возложено Конституцией РФ и федеральными законами исключительно на соответствующий уровень публичной власти.

Основываясь на изложенном концептуальном подходе, разработан проект федерального закона “О государственном и муниципальном имуществе”.

Проектом определено, что исключительно федеральными законами регулируется порядок отнесения имущества к собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ, а также к собственности муниципальных образований и его учета, особенности участия в имущественных отношениях Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, особенности приобретения и прекращения публичными образованиями прав собственности на имущество, особенности владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

Виды имущества, необходимого для реализации публичных функций на федеральном уровне, должны быть указаны непосредственно в отраслевых федеральных законах, определяющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации в соответствующей отрасли. Внесение соответствующих изменений и дополнений в указанные федеральные законы будет осуществляться в рамках проведения административной реформы. В результате одновременно с уточнением в федеральных законах функций органов государственной власти Российской Федерации в указанные законы будут вноситься положения о ресурсном (имущественном) обеспечении реализации соответствующих полномочий.

Виды имущества, необходимого для реализации публичных функций на уровне субъектов РФ и муниципальном уровне, определены в проектах федеральных законов “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, внесенных Президентом РФ в Государственную Думу в 2002 году.

Конкретные перечни такого имущества будут формироваться соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Проектом определено, что от имени публичных образований соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления приобретают и осуществляют имущественные права и несут связанные с ними обязанности исключительно в случаях, когда соответствующие полномочия возложены на них Конституцией РФ и федеральными законами.

Имущество Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований формируется соответственно для выполнения органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них Конституцией РФ и федеральными законами, законами субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Таким образом, в публичной собственности должно находиться только то имущество, которое по своему функциональному назначению необходимо для осуществления соответственно Российской Федерацией, субъектами РФ или муниципальными образованиями возложенных на них федеральными законами, законами субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления по вопросам местного значения исключительных публичных полномочий.

Проектом определено, что имущество, необходимое для осуществления публичных функций, может находиться только в собственности того уровня публичной власти, к компетенции которого отнесено осуществление соответствующей публичной функции. Причем отчуждение такого имущества не может иметь место ни в результате приватизации, ни в результате банкротства, ни в результате исполнительного производства. Исключительно публичная собственность может находиться либо непосредственно в казне соответствующего публичного образования, либо должно быть закреплено на праве оперативного управления соответственно за казенными предприятиями или казенными учреждениями. В этой части законопроект учитывает положения принятого Государственной думой федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”. Законопроект устанавливает, что в качестве уставных целей и задач казенных предприятий и учреждений могут быть указаны только и исключительно полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления их создавших. Уставная деятельность подведомственных предприятий и учреждений должна строго соответствовать полномочиям министерства, создавшего такие предприятия и учреждения.

Конституция РФ возлагает на государственную власть целый ряд специфических обязательств, в силу которых органы государственной власти, выступающие от имени государства, в имущественных и личных неимущественных отношениях действуют в публичном интересе. Осуществление деятельности в публичном интересе предполагает наличие некоторых общих правовых норм, которым должны следовать в своей непосредственной деятельности органы государственной власти. Это также актуально и в целях исключения злоупотреблений со стороны органов государственной власти в имущественной сфере.

В связи с тем, что Гражданским кодексом РФ определен лишь общий порядок участия публичных образований в гражданском обороте, в настоящем проекте изложен детальный механизм совершения органами государственной власти и органами местного самоуправления действий, порождающих гражданско-правовые последствия соответственно для Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, как субъектов гражданско-правовых отношений.

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, как и любые другие собственники, должны обладать полной информацией об объеме принадлежащего им имущества, причем не только в статичном выражении, но и обладать информацией о его движении. Для этих целей законопроектом определен порядок ведения Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями специализированного учета государственного имущества и имущественных прав, принадлежащих соответственно Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям.

Соотношение размера имущества, поступившего соответственно в федеральную собственность, государственную собственность субъектов РФ либо собственность муниципального образования за отчетный период, и размера имущества, выбывшего соответственно из федеральной собственности, государственной собственности субъектов РФ, собственности муниципального образования за отчетный период, отражается в годовом балансе поступления и выбытия соответственно федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и собственности муниципального образования.

В законопроекте исчерпывающим образом указаны основания возникновения права собственности у Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования вправе приобретать только имущество, которое в силу федерального закона должно находиться в их исключительной собственности, а также имущество, необходимое для реализации органами государственной власти полномочий по предметам ведения субъектов РФ, и имущество, необходимое для реализации органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и не вправе приобретать иное имущество.

Законопроектом установлено, что для размещения имущества, которое в силу федерального закона должно находиться исключительно в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, могут изыматься земельные участки при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Законопроектом определены виды имущества, которые могут быть переданы в концессию. В этой части проект согласован с подготовленным Минэкономразвития России законопроектом “О концессионных соглашениях”.

Законопроектом предусмотрено, что в целях создания имущества, отнесенного настоящим законопроектом к видам имущества, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности, Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование могут участвовать в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем финансирования из соответствующего бюджета перечня строек и объектов технического перевооружения. Законопроектом предусмотрено, что участие Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений в целях создания имущества, не отнесенного настоящим законопроектом к видам имущества, которые могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности, не допускается.

Законопроектом определен порядок передачи Правительством РФ осуществления части полномочий по распоряжению федеральным имуществом определенных видов органам государственной власти субъектов РФ. В этой части законопроект согласован с проектом федерального закона “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “Об общих принципах организации исполнительных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”.

Законопроект определяет перечень хозяйственных обществ и некоммерческих организаций, участие в управлении которыми является обязательным для государства. В этой части законопроект основывается на утвержденных Правительством РФ концепциях реформирования электроэнергетики, железнодорожного транспорта и почтовой связи. Законопроект распространяет отдельные ограничения на мобилизационные мощности, необходимые для производства отдельных видов вооружения и военной техники. Степень участия государства в хозяйственных обществах, собственниках таких мощностей, определяется указами Президента РФ. В этой части законопроект учитывает утвержденные Президентом РФ концепции реформирования в отраслях оборонно-промышленного комплекса.

Законопроект устанавливает, что имущество, не нужное для осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленных федеральными законами, признается имуществом, предназначенным для коммерческого использования. Такое имущество подлежит приватизации в предельные сроки, которые будут определены Президентом РФ.

Находящееся в государственной и муниципальной собственности недвижимое имущество, не отнесенное к видам имущества, которые могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности, до его приватизации передается в аренду.

Находящиеся в государственной и муниципальной собственности акции, доли, паи хозяйственных обществ, за исключением участия в обществах, где участие государства или муниципального образования является обязательным, до их приватизации передаются в доверительное управление физическим лицам (управляющим) или юридическим лицам (управляющим организациям).

Законопроект заканчивает процедуру разграничения государственной собственности и прекращает действие постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1. В связи с тем, что на основании настоящего законопроекта произойдет некоторое перераспределение публичной собственности между различными уровнями публичной власти, в переходных положениях отражен детальный механизм такой передачи.

Законопроект вносит изменения в Гражданский кодекс РФ в части исключения из него положений о “праве хозяйственного ведения”. Соответственно предписывается в течение года уставы унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, привести в соответствие с Федеральным законом. Из этого следует, что такие предприятия должны быть либо акционированы, либо преобразованы в казенные предприятия, либо ликвидированы. Законопроект лишает казенные предприятия и учреждения права самостоятельно принимать решения как о приобретении того или иного имущества, так и о распоряжении закрепленным за ними имуществом.

Появление категории “хозяйственного ведения” было связано с тем, что на первом этапе реформирования экономических отношений, при отсутствии частной собственности и сохранении значительной роли государства в экономической жизни, государство было призвано обеспечивать их функционирование, именно такой подход была призвана выражать категория “хозяйственного ведения”. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, имеют своей задачей отнюдь не обслуживание публичных полномочий государства и муниципальных образований, а обеспечение стабильности экономической системы в целом, участвуя на равных с другими юридическими лицами в гражданском обороте.

Законопроект предполагает принципиальную ломку существующей экономической системы, полный пересмотр роли государства в экономике. По существу предлагается осуществить завершающий этап реформирования, оставив в публичной собственности только то имущество, которое непосредственно призвано обеспечивать публичные полномочия государства и муниципальных образований. Управление таким имуществом невозможно обеспечить через категорию “хозяйственного ведения”, ввиду постоянно сохраняющегося риска утраты такого имущества (банкротство исполнительное производство и т.д.), что повлечет за собой невозможность реализации государством, возложенных на него публичных функций.

В целях согласования законопроекта с подготовленными Минэкономразвития России планами перевода социальных учреждений на принцип нормативно-подушевого финансирования оказываемых ими услуг, законопроект допускает создание на базе некоторых видов социальных учреждений, переведенных на систему нормативно-подушевого финансирования, некоммерческих организаций с оставлением за государством или муниципальными образованиям полномочий по управлению такими организациями через их органы управления (аналог акционерного общества, 100% акций которого принадлежит государству).

В целом законопроект направлен на реализацию Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ “России нужно быть сильной и конкурентноспособной” в области имущественных отношений.

Заместитель Руководителя Департамента
правового обеспечения В. И. Тараскин

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует порядок отнесения имущества, за исключением денежных средств и государственных и муниципальных ценных бумаг, к собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок учета указанного имущества, особенности участия в имущественных отношениях Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, включая особенности приобретения и прекращения ими прав собственности на указанное имущество и особенности владения, пользования и распоряжения таким имуществом, находящимся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

Статья 2. Законодательство о государственном и муниципальном имуществе

1. Законодательство о государственном и муниципальном имуществе состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иные нормативные правовые акты субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Федеральные законы, изменяющие или дополняющие полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должны содержать виды имущества, необходимого для реализации указанными органами таких полномочий.

Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента РФ, которые не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

На основании и во исполнение настоящего Федерального закона и указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона.

Федеральные органы исполнительной власти вправе принимать правовые акты по вопросам управления федеральным имуществом в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

2. Органы государственной власти субъектов РФ по вопросам управления имуществом субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

3. Органы местного самоуправления по вопросам управления имуществом муниципальных образований принимают нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Порядок участия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в имущественных отношениях

1. Имущественные права и обязанности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований от их имени приобретают, осуществляют и отчуждают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления на которые указанные полномочия возложены федеральными законами, законами субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления в гражданских правоотношениях принимают решения в форме ненормативных правовых актов распорядительного характера, в которых излагается (фиксируется) воля соответственно Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

3. Во исполнение указанных решений федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления, принявшие их, либо уполномоченные на то специальными поручениями государственные или муниципальные учреждения совершают юридические действия, порождающие гражданские права и обязанности.

Если решения направлены на необходимость совершения действий, порождающих гражданские права и обязанности, то решения сами по себе, без действий, подлежащих совершению в их исполнение, не порождают гражданских прав и обязанностей.

4. Признание судом таких решений недействительными влечет недействительность сделок, совершенных в их исполнение.

5. Решения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, предусмотренные настоящей статьей, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном законом для введения в действие и официального опубликования правовых актов, за исключением актов, содержащих сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну.

Размещение текста таких решений на общедоступном официальном сайте в сети “Интернет” соответствующего органа приравнивается к его официальному опубликованию.

 

ГЛАВА II. ОТНЕСЕНИЕ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА К ИСКЮЧИТЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ РФ, СУБЪЕКТОВ РФ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Статья 4. Принципы отнесения имущества к собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований

Отнесение имущества к федеральной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований осуществляется с учетом следующих принципов:

- имущество Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований формируется исключительно для выполнения соответственно органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральными законами, законами субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления по вопросам местного значения;

- исключительно целевой характер использования имущества, необходимого для осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления по вопросам местного значения;

- соответствия предмета и целей деятельности казенных предприятий и учреждений полномочиям, возложенным федеральными законами на органы государственной власти и органы местного самоуправления, законами субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ на органы государственной власти субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления по вопросам местного значения на органы местного самоуправления, учредившие такие казенные предприятия и учреждения.

Статья 5. Виды государственного имущества, которое может находиться исключительно в федеральной собственности

Исключительно в федеральной собственности находится имущество, необходимое для осуществления органами государственной власти Российской Федерации полномочий, возложенных на них федеральными законами. Виды такого имущества определяются федеральным законом.

Перечни учреждений и казенных предприятий, за которыми закрепляется имущество, находящееся исключительно в федеральной собственности, с указанием их ведомственной принадлежности, а также перечень имущества государственной казны Российской Федерации, которое может находиться исключительно в федеральной собственности, утверждаются Правительством РФ.

Статья 6. Виды государственного имущества, которое может находиться исключительно в собственности субъектов РФ

Исключительно в собственности субъектов РФ находится имущество, необходимое для осуществления органами государственной власти субъектов РФ полномочий, возложенных на них Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”. Виды такого имущества определяются федеральным законом.

Перечни учреждений и казенных предприятий, за которыми закрепляется имущество, которое может находиться исключительно в собственности субъектов РФ, а также перечень имущества казны субъектов РФ, которое может находиться исключительно в собственности субъектов РФ, утверждаются органами государственной власти субъектов РФ.

Статья 7. Виды муниципального имущества, которое может находиться исключительно собственности муниципального образования

Исключительно в муниципальной собственности находится имущество, необходимое для осуществления органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Виды такого имущества определяются федеральным законом.

Перечни учреждений и казенных предприятий, за которыми закрепляется имущество, которое может находиться исключительно в муниципальной собственности, а также перечень имущества муниципальной казны, которое может находиться исключительно в муниципальной собственности, утверждаются органами местного самоуправления.

 

ГЛАВА III. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Статья 8. Специальный учет государственного и муниципального имущества

Специальный учет государственного и муниципального имущества – описание и индивидуализация государственного и муниципального имущества (далее – объекты учета) в реестрах данного имущества с использованием таких характеристик, которые позволяют подтвердить его отнесение к государственной или муниципальной собственности и закрепление за соответствующими правообладателями.

Статья 9. Объекты учета

Объектом учета является государственное и муниципальное имущество, в том числе:

а) имущество, принадлежащее соответственно Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию и не закрепленное на праве оперативного управления, в том числе земельные участки, участки недр, результаты интеллектуальной деятельности;

б) имущество, закрепленное на праве оперативного управления за казенным предприятием или государственным и муниципальным учреждением в целом как имущественный комплекс.

Статья 10. Классификация объектов специального учета

1. Классификация объектов учета государственного или муниципального имущества представляет собой отнесение объектов учета к той или иной группе по критериям, установленным настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и обеспечивает сопоставимость показателей реестра имущества.

2. Классификация объектов учета основывается на делении государственного и муниципального имущества на имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности и иное государственное или муниципальное имущество (имущество, предназначенное для коммерческого использования) и включает:

·      классификацию объектов учета по виду имущества;

·      классификацию объектов учета по их правообладателю;

·      территориальную классификацию объектов учета;

·      ведомственную классификацию объектов учета.

3. Классификация объектов учета по виду имущества отражает распределение объектов учета в соответствии с определенными федеральным законом видами государственного или муниципального имущества, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности.

4. Классификация объектов учета по их правообладателю отражает распределение объектов учета по юридическим лицам, за которыми указанные объекты закреплены на праве оперативного управления, в том числе объектов учета, находящихся в государственной казне Российской Федерации, казне субъектов РФ, муниципальной казне.

5. Территориальная классификация объектов учета отражает распределение объектов учета по территориям субъектов РФ и муниципальных образований.

6. Ведомственная классификация объектов учета отражает распределение объектов учета по органам государственной власти и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в области, к которой относится соответствующее имущество.

Статья 11. Реестры государственного или муниципального имущества

1. Реестры государственного и муниципального имущества – информационные системы, представляющие собой совокупность построенных на единых методологических и программно – технических принципах баз данных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащих перечни объектов учета и данные о них.

2. Ведение реестров государственного или муниципального имущества осуществляется соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления в соответствии со следующими принципами:

·          единство правил ведения составных частей реестров;

·          непрерывность внесения в реестр сведений об объектах учета;

·          открытость сведений реестров, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

·          обеспечение информационного взаимодействия и сопоставимость сведений, содержащихся в реестрах государственного или муниципального имущества, со сведениями, содержащимися в других информационных системах учета и контроля.

3. Поступление имущества в собственность Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, изменение его правового положения и иных характеристик, выбытие имущества из собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований подлежат обязательному отражению в соответствующих реестрах имущества.

4. Порядок ведения реестра федерального имущества определяется Правительством РФ.

Порядок ведения реестров имущества субъектов РФ и муниципальных образований определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

5. Реестр федерального имущества, реестры имущества субъектов РФ, реестры муниципального имущества находятся соответственно в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности.

Статья 12. Отчет о поступлении и выбытии имущества

1. Сведения об имуществе, поступившем соответственно в федеральную собственность, собственность субъекта РФ, муниципальную собственность за отчетный период, и имуществе, выбывшем соответственно из федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности за отчетный период, отражаются в годовом отчете о поступлении и выбытии соответственно федерального имущества, имущества субъекта РФ и муниципального имущества.

2. Годовой отчет о поступлении и выбытии федерального имущества утверждается Правительством РФ и представляется Президенту РФ и Федеральному Собранию РФ не позднее шестимесячного срока после окончания соответствующего отчетного периода.

Отчет о поступлении и выбытии федерального имущества составляется в соответствии с классификацией объектов учета в реестре федерального имущества.

Порядок составления отчета о поступлении и выбытии федерального имущества, а также предоставления информации из него устанавливается Правительством РФ.

3. Порядок составления и утверждения отчетов о поступлении и выбытии имущества субъектов РФ и муниципального имущества, а также предоставления информации из них устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

ГЛАВА IV. ОСОБЕННОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ, ВЛАДЕНИЯ И ПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВОМ РФ, СУБЪЕКТОВ РФ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Статья 13. Особенности приобретения имущества в собственность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований

1. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования вправе приобретать только имущество, необходимое для осуществления соответственно органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральными законами, законами субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Указанный порядок не распространяется на случаи, когда приобретение имущества в государственную или муниципальную собственность вызвано чрезвычайными обстоятельствами в соответствии с федеральными законами.

2. В случаях поступления в государственную и муниципальную собственность имущества, не относящегося в соответствии со статьями 5–7 настоящего Федерального закона к имуществу, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности, такое имущество подлежит приватизации в установленном федеральным законом порядке, за исключением государственного имущества субъектов РФ, необходимого органам государственной власти субъектов РФ для осуществления полномочий, возложенных на них законами субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ, а также муниципального имущества, необходимого органам местного самоуправления для осуществления полномочий, возложенных на них решениями представительных органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В случае если в установленные сроки в отношении такого имущества не принято решение о его приватизации, прокурор обращается в суд с иском о понуждении органов государственной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих распоряжение указанным имуществом, принять решение о его приватизации.

Статья 14. Порядок и условия изъятия в собственность Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований земельного участка для размещения имущества, находящегося исключительно в государственной или муниципальной собственности

Для размещения учреждений и казенных предприятий, за которыми закреплено имущество, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности, а также имущества государственной казны Российской Федерации, казны субъектов РФ, муниципальной казны, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности в соответствии со статьями 5–7 настоящего Федерального закона, в собственность Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальную собственность может быть изъят земельный участок из собственности физических или юридических лиц.

Порядок такого изъятия земельного участка, порядок определения выкупной цены, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ.

Статья 15. Порядок и условия передачи в собственность Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований имущества, созданного в результате реализации концессионных соглашений, и пользования концессионером государственным и муниципальным имуществом

1. Заключаемые в соответствии с федеральными законами концессионные соглашения могут предусматривать предоставление концессионеру права на создание имущества, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности и (или) предоставление концессионеру права на пользование таким имуществом на период действия концессионного соглашения.

2. Созданное в результате реализации концессионных соглашений имущество, которое может находиться в государственной или муниципальной собственности, передается соответственно в федеральную собственность, собственность субъекта РФ, муниципальную собственность по окончании срока действия концессионного соглашения. В период действия концессионного соглашения такое имущество является собственностью концессионера. Передача имущества осуществляется по рыночным ценам на момент передачи.

3. Концессионными соглашениями может быть предусмотрено, что такое имущество передается соответственно в федеральную собственность, собственность субъектов РФ, муниципальную собственность при приемке его в эксплуатацию. Создавшему указанное имущество лицу (концессионеру) предоставляется право пользования таким имуществом на срок, предусмотренный концессионным соглашением. Передача имущества осуществляется по рыночным ценам на момент передачи.

Статья 16. Создание имущества, которое может находиться в государственной или муниципальной собственности, за счет средств бюджетов различных уровней

В перечни строек и объектов технического перевооружения, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований, допускается включение исключительно имущества, необходимого для осуществления соответственно органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральными законами либо законами субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ.

Статья 17. Приобретение в федеральную собственность имущества из собственности иностранного государства и отчуждение имущества из федеральной собственности в собственность иностранного государства

1. Имущество, находящееся в собственности иностранного государства, может быть передано в федеральную собственность, а имущество, находящееся в федеральной собственности, передано в собственность иностранного государства на основании международного договора (соглашения), в том числе на условиях мены.

2. В случаях поступления на основании международного договора (соглашения) в федеральную собственность имущества, не относящегося в соответствии со статьями 5–7 настоящего Федерального закона, к имуществу, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности, такое имущество подлежит приватизации в установленном федеральным законом порядке.

3. Стоимость имущества, переданного иностранным государством в федеральную собственность, и стоимость федерального имущества, передаваемого в собственность иностранного государства, может быть зачтена соответственно как погашение задолженности иностранного государства перед Российской Федерацией, либо Российской Федерации перед иностранным государством.

Статья 18. Закрепление имущества Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований за казенными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления

1. Имущество, необходимое для осуществления органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральными законами, законами субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления по вопросам местного значения, за исключением имущества, переданного в концессию в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона, федерального имущества, осуществление части полномочий по распоряжению которым передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, имущества, переданного в собственность юридических лиц в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, подлежит закреплению на праве оперативного управления за созданными соответственно Российской Федерацией, субъектами РФ или муниципальными образованиями казенными предприятиями и учреждениями в целях осуществления видов деятельности в соответствии с установленными федеральными законами, законами субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления по вопросам местного значения полномочиями создавших их органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления соответственно.

Решения о закреплении имущества в оперативное управление принимаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

2. Казенное предприятие не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему на праве оперативного управления имуществом, за исключением распоряжения денежными средствами и производимой казенным предприятием продукцией в соответствии с утвержденной в установленном порядке собственником программой деятельности предприятия.

Казенное предприятие не вправе приобретать или иным способом получать имущество, не соответствующее цели и предмету деятельности, содержащимся в его учредительных документах.

3. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему на праве оперативного управления имуществом, за исключением распоряжения денежными средствами в соответствии с утвержденной в установленном порядке собственником сметой расходов учреждения.

Учреждение не вправе приобретать или иным способом получать имущество, не соответствующее цели и предмету деятельности, содержащимся в его учредительных документах.

4. В случае использования казенными предприятиями и учреждениями закрепленного за ними имущества в целях, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, соответственно уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления принимают решения о признании такого имущества излишним, неиспользуемым либо используемым не по целевому назначению и об изъятии такого имущества с последующим закреплением такого имущества за казенными предприятиями и учреждениями для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо с последующей приватизации такого имущества в установленном федеральным законом порядке.

В случае если в установленные сроки в отношении такого имущества не принято решение о его приватизации, прокурор обращается в суд с иском о понуждении органов государственной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих распоряжение указанным имуществом, принять решение о его приватизации.

Порядок принятия решения о признании имущества, закрепленного за казенными предприятиями и учреждениями излишним, неиспользуемым либо используемым не по целевому назначению и об изъятии такого имущества устанавливается Правительством РФ.

5. Не соответствующие целям и предмету деятельности казенных предприятий и учреждений сделки по приобретению имущества, а также по распоряжению закрепленным за ними имуществом являются ничтожными сделками.

Статья 19. Передача Правительством РФ осуществления части полномочий по распоряжению федеральным имуществом органам государственной власти
субъектов РФ

1. В предусмотренных федеральными законами случаях Правительство РФ вправе принять решение о передаче органам государственной власти субъектов РФ осуществления части полномочий по распоряжению отдельными видами имущества, которое может находиться исключительно в федеральной собственности, за исключением отчуждения такого имущества.

2. С предложением о передаче осуществления части полномочий по распоряжению отдельными видами имущества в Правительство РФ обращаются органы государственной власти субъектов РФ.

3. Отношения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оформляются соглашением, заключаемым Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

4. По соглашению органы государственной власти субъекта РФ наделяются правом совершать от имени Российской Федерации предусмотренные соглашением юридические действия.

5. Передача осуществления части полномочий по распоряжению отдельными видами федерального имущества не влечет за собой прекращения права федеральной собственности на указанное имущество.

6. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соглашений несут ответственность, предусмотренную настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом РФ, другими федеральными законами и соглашениями.

Российская Федерации и субъекты РФ обязаны возместить другой стороне убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением условий соглашения.

Если субъекты РФ, нарушившие условия соглашения, получили вследствие этого доходы, Российская Федерация вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Статья 20. Осуществление Российской Федерацией прав учредителя (участника) хозяйственных обществ и специализированных некоммерческих организаций

1. В предусмотренных федеральными законами случаях имущество, которое необходимо для осуществления органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления возложенных на них федеральными законами либо законами субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ полномочий, может передаваться в собственность открытых акционерных обществ, не менее 51% уставного капитала которых принадлежат соответственно Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, либо в отношении которых Правительством РФ или органами государственной власти субъектов РФ принято решение об использовании специального права (“золотой акции”).

Указами Президента РФ могут быть предусмотрены случаи возможности нахождения федерального имущества в собственности дочерних обществ, открытых акционерных обществ, не менее 51% уставного капитала которых принадлежат Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных федеральными законами либо законами субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ, имущество, которое необходимо для осуществления органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральными законами, законами субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления по вопросам местного значения, может передаваться в собственность специализированных некоммерческих организаций, образуемых в результате преобразования соответствующих государственных и муниципальных учреждений в случае введения в отношении таких учреждений программно-целевых методов планирования их деятельности или нормативно-подушевого финансирования по факту оказания услуг, либо контрактных форм выполнения работ или оказания услуг.

3. Порядок осуществления полномочий учредителя (участника) хозяйственных обществ и некоммерческих организаций, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Статья 21. Ограничения гражданского оборота имущества, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности

1. Имущество, которое необходимо для осуществления органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральными законами, не может находиться в частной собственности, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, за исключением случаев, указанных в настоящем Федеральном законе.

2. Указанное имущество подлежит обязательному страхованию в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

3. На указанное имущество не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований или обязательствам юридических лиц, которым указанное имущество передано в оперативное управление или в концессию, а также по обязательствам открытых акционерных обществ и специализированных некоммерческих организаций, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона.

 

ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Порядок отнесения имущества к собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом

1. Находящееся в государственной собственности на дату вступления в силу настоящего Федерального закона недвижимое имущество, находившееся в государственной собственности на дату вступления в силу постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 “О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность”, право собственности на которое, на дату вступления в силу настоящего Федерального закона, не зарегистрировано соответственно за РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с даты вступления в силу настоящего Федерального закона относится к федеральной собственности и подлежит включению в реестр федерального имущества, за исключением недвижимого имущества, отнесенного в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона соответственно к собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, и подлежит включению в соответствующие реестры государственного имущества субъектов РФ и реестры муниципальной собственности.

2. В случае если на дату вступления в силу настоящего Федерального закона:

в собственности РФ находится имущество, которое в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона должно находиться в собственности соответственно субъектов РФ или муниципальных образований, то такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность соответственно субъектов РФ или муниципальных образований, которым оно должно принадлежать в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона;

в собственности субъектов РФ находится имущество, которое в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона должно находиться в собственности РФ или муниципальных образований, то такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность соответственно РФ или муниципальных образований, которым оно должно принадлежать в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона;

в собственности муниципальных образований находится имущество, которое в соответствии со статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона должно находиться в собственности РФ или субъектов РФ, то такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность соответственно РФ или субъектов РФ, которым оно должно принадлежать в соответствии со статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.

3. Указанная в пункте 2 настоящей статьи передача имущества производится посредством направления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления предложения о передаче имущества с приложением проекта передаточного акта (далее – принимающая сторона) уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления (далее – передающая сторона) соответственно.

Передающая сторона должна в течение двух месяцев подписать передаточный акт, исключить сведения о соответствующем имуществе из реестра федерального имущества, реестра имущества субъекта РФ, реестра муниципального имущества соответственно и направить подписанный передаточный акт имущества в адрес принимающей стороны.

В случае несогласия передающей стороны с предложениями о передаче в адрес принимающей стороны в тот же срок направляется мотивированный отказ от передачи, который принимающая сторона может обжаловать в суде.

В случае если в двухмесячный срок принимающая сторона не получит указанный в настоящей статье передаточный акт или мотивированный отказ от передачи, принимающая сторона вносит сведения о таком имуществе в реестр федерального имущества, реестр имущества субъекта РФ, реестр муниципального имущества соответственно и направляет информацию о внесении указанных сведений в об имуществе соответствующий реестр передающей стороне.

Передающая сторона может обжаловать такие действия в суде.

4. При передаче объектов недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи земельные участки, на которых они расположены, передаются в установленном порядке вместе с указанными объектами недвижимости.

Передача государственных и муниципальных предприятий и учреждений осуществляется с соблюдением правил статьи 300 Гражданского кодекса РФ.

Государственная регистрация перехода права собственности на объекты недвижимости осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на основании записи об имуществе таких предприятий, учреждений и имуществе государственной казны РФ, казны субъектов РФ муниципальной казны в реестре федерального имущества, реестрах имущества субъектов РФ, реестрах муниципального имущества соответственно.

5. При принятии федеральных законов, изменяющих или дополняющих полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, с указанием видов имущества, необходимого для реализации указанными органами таких полномочий, вносятся соответствующие изменения в перечни государственного и муниципального имущества, утверждаемые в соответствии со статьями 5–7 настоящего Федерального закона. В случае если это влечет за собой необходимость перераспределения имущества между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, то такое перераспределение имущества между ними осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Статья 23. Переходные положения

1. Находящееся на дату вступления в силу настоящего Федерального закона в государственной или муниципальной собственности имущество, не отнесенное в соответствии со статьями 5–7 настоящего Федерального закона к имуществу, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности, подлежит приватизации в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О приватизации государственного и муниципального имущества” и в предельные сроки, установленные Президентом РФ для конкретных видов такого имущества.

В случае если в сроки, установленные Президентом РФ, в отношении такого имущества не принято решение о приватизации, прокурор обращается в суд с иском о понуждении органов государственной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих распоряжение указанным имуществом, принять решение о приватизации соответствующего имущества.

2. Находящееся в казне Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований недвижимое имущество, не указанное в статьях 5–7 настоящего Федерального закона, на период до его приватизации передается в аренду по рыночным ставкам арендной платы.

Передача в аренду государственного и муниципального имущества осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления соответственно по итогам торгов (аукционов, конкурсов) на заключение договора аренды.

Порядок организации и проведения торгов (аукционов, конкурсов) на заключение договоров аренды устанавливается Правительством РФ.

3. Находящиеся в государственной казне Российской Федерации, казне субъектов РФ или казне муниципальных образований акции, доли хозяйственных обществ, за исключением указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, на период до их приватизации подлежат передаче в доверительное управление физическим лицам (управляющим) или юридическим лицам (управляющим организациям).

Решения о передаче акций, долей хозяйственных обществ в доверительное управление принимаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления соответственно по итогам проведения торгов (аукционов, конкурсов) на заключение договоров доверительного управления.

Порядок организации и проведения торгов (аукционов, конкурсов) на заключение договоров доверительного управления устанавливается Правительством РФ.

4. В случае если федеральным законом установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, для исполнения которых необходимо отнесение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к имуществу, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности, но не включенного в перечни учреждений и казенных предприятий в соответствии со статьями 5–7 настоящего Федерального закона, то:

·      отнесение такого имущества к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности осуществляется путем внесения дополнений в соответствующие перечни;

·      до внесения дополнений в соответствующие перечни такое имущество не является имуществом, которое может находиться исключительно в государственной и муниципальной собственности;

·      на такое имущество не распространяются ограничения, установленные статьей 21 настоящего Федерального закона;

·      на такое имущество не распространяется предусмотренное настоящим Федеральным законом требование о его приватизации.

5. В случае если федеральным законом установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, для исполнения которых необходимо приобретение в государственную или муниципальную собственность имущества, находящегося в частной собственности, то приобретение такого имущества осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

6. Заключенные на дату вступления настоящего Федерального закона в силу сделки, объектом которых является имущество, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности, утрачивают силу по истечении трех лет с даты введения в действие настоящего Федерального закона.

Статья 24. Признание утратившими силу и внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации

1. В связи со вступлением в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

·      постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность” (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 16.01.92, № 3, ст. 89);

·      постановление Верховного Совета РФ от 23.05.92 № 2824-1 “О внесении изменений в пункт 4 приложения 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1” (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 04.06.92, № 22, ст. 1185);

·      пункт 2 постановления Верховного Совета РФ от 27.01.93 № 4375-1 “Об особенностях управления предприятиями исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел РФ” (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 11.02.93, № 6, ст. 191);

·      постановление Верховного Совета РФ от 21.07.93 № 5475-1 “О внесении изменений и дополнений в постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность” (Ведомости СНД и ВС РФ, 12.08.93, № 32, ст. 1261).

2. Внести следующее дополнение в Налоговый кодекс РФ (Собрание законодательства РФ от 03.08.98г, № 31, ст. 3824):

·      дополнить пункт 3 статьи 39 подпунктом “9” следующего содержания:

“9) передача имущества, осуществляемая между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, когда такая передача является обязательной в соответствии с Федеральным законом”;

·      подпункт “9” пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса РФ считать подпунктом “10”.

3. Внести следующие изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ (Собрание законодательства РФ, № 32, 1994 год, Собрание законодательства РФ, № 5, 29.01.96):

·      из названия главы 19, из статей 48, 113, 126, 131, 216, 299, 305, 357, 397, 398, 576, 617, 935, 1013, 1079 исключить словосочетания “право хозяйственного ведения”, “право хозяйственного ведения или” в соответствующих падежах;

·      пункт 1 статьи 56 изложить в следующей редакции: “Юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и другими федеральными законами”;

·      пункт 2 статьи 56 исключить;

·      название статьи 113 изложить в следующей редакции: “Понятие казенного (унитарного) предприятия”;

·      абзац второй пункта 1 статьи 113 исключить;

·      дополнить пункт 1 статьи 113 абзацем третьим следующего содержания: “Наименования “унитарное предприятие” и “казенное предприятие” признаются равнозначными”;

·      пункт 5 статьи 113 исключить;

·      в пункте 5 статьи 115 слова “его имущества” заменить словами “имеющихся в его распоряжении денежных средств”;

·      пункт 1 статьи 124 после слов “юридическими лицами” дополнить словами “если иное не предусмотрено законом”;

·      в статье 300, пункте 2 статьи 345, пункте 1 статьи 353 слова “хозяйственное ведение” заменить на слова “оперативное управление”;

·      статьи 114, 294, 295 исключить;

·      статью 297 изложить в следующей редакции: “Статья 297. Распоряжение имуществом казенного (унитарного) предприятия.

1. Казенное предприятие не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему на праве оперативного управления имуществом, за исключением распоряжения денежными средствами и производимой казенным предприятием продукцией в соответствии с утвержденной в установленном порядке собственником программой деятельности предприятия.

2. Казенное предприятие не вправе приобретать или иным способом получать имущество, не соответствующее цели и предмету деятельности, содержащимся в его учредительных документах.

3. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества путем утверждения сметы доходов и расходов казенного предприятия”;

статью 298 изложить в следующей редакции: “Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения.

1. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему на праве оперативного управления имуществом, за исключением распоряжения денежными средствами в соответствии с утвержденной в установленном порядке собственником сметой расходов учреждения.

2. Учреждение не вправе приобретать или иным способом получать имущество, не соответствующее цели и предмету деятельности, содержащимся в его учредительных документах”;

пункт 2 статьи 335 изложить в следующей редакции: “2. Залогодателем вещи может быть ее собственник”.

4. Учредительные документы созданных до введения в действие настоящего Федерального закона унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, казенных предприятий, учреждений должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее двух лет со дня введения в действие настоящего Федерального закона.

В случае, если по истечении двух лет со дня введения в действие настоящего Федерального закона учредительные документы унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не будут приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона, такие предприятия подлежат ликвидации в установленном законом порядке по иску прокурора или уполномоченного органа по государственной регистрации юридических лиц (его территориальных органов).

До приведения учредительных документов унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона специальный учет имущества таких предприятий осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Статья 25. Введение в действие настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении двух лет со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 24, которая вводится в действие по истечении четырех лет со дня официального опубликования.

Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона создание унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не допускается.

2. Положения пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона в части нахождения в федеральной собственности не менее 51% уставного капитала плюс одна акция открытых акционерных обществ – собственников имущества, которое в соответствии со статьями 5–7 настоящего Федерального закона необходимо для осуществления органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральными законами либо законами субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ, либо принятия решения о введении в отношении таких обществ специального права (“золотой акции”) реализуются в порядке и сроки, предусмотренные федеральными законами.

До указанных сроков Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование осуществляют права акционера открытых акционерных обществ – собственников указанного имущества исходя из фактически имеющихся в их собственности пакетов акций указанных открытых акционерных обществ.

Статья 26. Приведение актов Президента РФ и Правительства РФ в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту РФ и Правительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Правительству РФ внести в Государственную Думу РФ проекты федеральных законов, определяющих виды государственного и муниципального имущества, необходимого для осуществления органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральными законами.

Президент РФ В. Путин

 

Hosted by uCoz