Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998

 

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

l Цель: изучение теоретических и практических вопросов кадровой политики органов местного самоуправления.

l Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного самоуправления.

l Срок обучения: 144/108 уч. час.

l Режим занятий: 6 час. в день.

 

Раздел,

Всего,

в том числе

Форма

дисциплина

час

лекции

практические

занятия

контроля

Реформа муниципального управления и кадры управления

36/28

12/10

24/18

 

Особенности формирования кадров и профессиональной деятельности в органах муниципального самоуправления

72/54

24/16

48/38

зачет/
зачет

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров  местного самоуправления

36/26

12/10

24/16

 

Итого

144/108

48/36

96/72

вып. раб./
курс. раб.

Общие положения

Устранение кризисной ситуации в стране во многом зависит от эффективного функционирования учреждений местного самоуправления, от компетентности и уровня квалификации. Кроме того, практика показывает, что в системе управления кадрами в органах местного самоуправления должны быть четко сформулированы функции и задачи каждого из звеньев, порядок их взаимодействия.

Местное самоуправление предполагает такое кадровое обеспечение, такую кадровую политику, которая способствовала бы, с одной стороны, обеспечению свободы волеизъявления, широкого самоуправления и национальной самобытности граждан, привлечению их к участию в управлении во всех сферах деятельности, а с другой стороны, обеспечивала бы безопасность граждан и твердый общественный порядок на основе соблюдения законодательства, сочетала бы развитие муниципального производства и охрану экосистемы.

Создание такой муниципальной службы в рамках самоуправления — вопрос достаточно сложный, поскольку многие процессы в обществе после 1991 г. стали неуправляемыми, стихийными. Во всех ветвях местной власти обострились негативные проявления в деятельности чиновников аппарата управления: их некомпетентность и безответственность, мздоимство и волокита. Все это, а также несовершенство нормативно-правовой базы наносит труднопоправимый вред. Ущерб обществу также наносит чрезмерное увлечение опытом зарубежных стран в вопросах управления и самоуправления, некритический подход к этому опыту, попытки механического копирования форм, методов и организационных структур управления. Без учета российской специфики развития общества такое копирование чревато серьезными последствиями. В целях ликвидации влияния негативных тенденций на стадии формирования новой системы самоуправления исходной методологической предпосылкой в определении места функций и задач органов местного самоуправления является анализ действующей системы его органов, созданных в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Значительное внимание в этой связи должно быть уделено кадровой политике, расширению функций кадровых служб. Кроме функций прогнозирования, планирования, учета и анализа, контроля и регулирования целесообразно проведение качественного отбора, тарификация и периодическая аттестация служащих аппарата местного самоуправления. Требуется глубокое изучение кадрового мониторинга, вопросов морального и материального стимулирования, производственного и культурного воспитания, социальной защищенности работников.

Методика реализации программы

Настоящая программа предназначена для повышения квалификации руководителей и специалистов органов местного самоуправления Российской Федерации и адресована преподавателям и работникам вышеуказанных органов. Ее основная цель — ознакомление с современными представлениями о постановке муниципальной службы и реализации кадровой политики в условиях формирования местного самоуправления на базе правового государства.

В соответствии с этим муниципальная служба в данной программе рассматривается в трех ракурсах;

- как правовой, организационный и социальный институт;

- как взаимоотношения между руководством органа местного самоуправления и служащими аппарата;

- как профессиональная деятельность по реализации полномочий органов местного самоуправления.

С учетом потребностей различных групп слушателей, возможности повышения их квалификации с полным отрывом от основной деятельности в настоящей программе представлены в двух возможных вариантах. Один из них рассчитан на руководителей органов самоуправления, второй — на специалистов.

По первому варианту предусматривается обучение в объеме 144 учебных часов, по второму варианту — в объеме 108 учебных часов. Тематика курсов органически увязана с анализом конкретных ситуаций и задач местного самоуправления. В течение обучения слушатели ознакомятся с основными положениями реформы кадрового обеспечения в системе муниципального управления, особенностями формирования кадров и профессиональной деятельности в системе и основными вопросами, связанными с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров для местного самоуправления.

В учебном процессе наряду с проблемными лекциями, составляющими приблизительно 1/3 общего количества учебных часов, применяются и активные формы обучения: тематические дискуссии, встречи за "круглым столом", видеотренинги, психологическое тестирование, ситуационные игры, научно-практические конференции и выездные занятия. Преподавателям важно сориентировать слушателей на ознакомление с содержанием монографий и брошюр, раскрывающих отечественный и зарубежный опыт кадрового обеспечения органов местного самоуправления.

Учебно-тематический план

 

 

Для руководителей

Для специалистов

 

Раздел

 

в том числе

 

в том числе

№ п/п

и тематика
плана

Все-го часов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогово-го контроля

Все-го часов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогово-го контроля

I

Реформа муниципального управления и кадры управления

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Социально-политический аспект реформирования

10

4

6

 

8

2

6

 

2

Правовые основы формирования местного самоуправления

12

4

8

 

10

4

6

 

3

Проблемы реформирования муниципального аппарата управления

14

4

10

 

10

4

6

 

 

Итого

36

12

24

 

28

10

18

 

II

Особенности формирования кадров и профессиональной деятельности в органах муниципального самоуправления

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Виды деятельности работников органов местного самоуправления

10

2

8

 

10

2

8

 

2

Характеристика рабочего места муниципального служащего

10

4

6

 

10

4

6

 

3

Кадровая служба местного самоуправления

14

4

10

 

8

2

6

 

4

Оценка деятельности муниципальных работников

12

4

8

 

8

2

6

 

5

Особенности формирования и использования кадрового потенциала

14

6

8

 

8

2

6

 

6

Анализ структуры и численности работников органов местного самоуправления

12

4

8

 

10

4

6

 

 

Итого

72

24

48

Зачет

54

16

38

Зачет

III

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров местного самоуправления

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Стратегические вопросы обучения кадров

10

4

6

 

8

4

4

 

2

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

14

4

10

 

10

4

6

 

3

Направления совершенствова-ния обучения кадров местного самоуправления

12

4

8

 

8

2

6

 

 

Итого

36

12

24

 

26

10

16

 

 

Всего

144

48

96

Вы-пуск-ная работа

108

36

72

Курсов.работа

 

Содержание учебно-тематического плана

Раздел I. Реформа муниципального управления и кадры управления

Тема I-1. Социально-политический аспект реформирования

Социально-политические перемены в России. Формирование новой системы управления обществом на местном уровне. Эволюция местного самоуправления. Роль рыночных отношений в становлении и развитии местного самоуправления. Оптимальный уровень децентрализации управления. Профессиональные качества персонала органов местного самоуправления в условиях реформирования.

Тема I-2. Правовые основы формирования местного самоуправления

Правовой статус трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Статус субъектов Федерации. Статус местного самоуправления. Принцип федерализма. Механизм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Преодоление противоречий и регулирование взаимоотношений.

Тема I-3. Проблемы реформирования муниципального аппарата управления

Система органов местного самоуправления. Социально-экономические преобразования и аппарат муниципального управления переходного периода. Преодоление бюрократических барьеров. Реформирование управленческих структур. Кадровая база руководителей и специалистов органов местного самоуправления. Развитие общественных отношений и демократизация. Рационализация форм и методов муниципального управления.

Раздел II. Особенности формирования кадров и профессиональной деятельности в органах муниципального самоуправления

Тема II-1. Виды деятельности работников органов местного самоуправления

Функции и задачи муниципальных служащих в системе местного самоуправления. Управленческие функции: организация, планирование, учет и анализ, контроль и регулирование. Нормотворческая деятельность. Обработка информации. Оказание консультационных услуг. Деятельность руководящих работников. Специфические функции органов местного самоуправления. Прохождение муниципальной службы.

Тема II-2. Характеристика рабочего места муниципального служащего

Рабочее место как первичное звено деятельности. Модель должности. Количественные и качественные потребности в персонале. Профессионально-квалификационные характеристики должностей. Анализ и конструирование рабочего места. Принципы формирования задач и обязанностей. Описание рабочего места. Требования к рабочему месту.

Тема II-3. Кадровая служба местного самоуправления

Положение о кадровой службе местного самоуправления. Научно-методическое обеспечение управления персоналом. Функции и организационные структуры кадровых служб. Методическое обеспечение работы по управлению персоналом. Содержательная сторона деятельности кадровых служб. Профессиональное развитие. Зарубежный опыт деятельности кадровых служб.

Тема II-4. Оценка деятельности муниципальных работников

Цели и задачи оценки деятельности работников. Основные элементы оценки муниципальных работников. Аттестация служащих. Основные положения и периодичность аттестации. Процедура подготовительных мероприятий к аттестации. Служебная характеристика работника, деловые и личностные качества. Зарубежный опыт оценки деятельности муниципальных руководителей и исполнителей.

Тема II-5. Особенности формирования и использования кадрового потенциала

Проблемы формирования кадров органов местного самоуправления. Система отбора, обучения и расстановки кадров. Квалификационные требования к знаниям и умению. Должностной рост и ротация кадров. Прогноз потенциальных вакансий. Анализ возрастной структуры. Конкурсный отбор. Планирование карьеры в муниципальной службе. Формирование резерва кадров в системе муниципального самоуправления.

Тема II-6. Анализ структуры и численности работников органов местного самоуправления

Методы анализа. Анализ укомплектованности кадров по должностным группам, полу и возрасту. Распределение служащих по стажу работы и уровню образования. Анализ длительности повышения квалификации.

Раздел III. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров местного самоуправления

Тема III-1. Стратегические вопросы обучения кадров

Система обучения кадров в России в доперестроечный период. Закон Российской Федерации "Об образовании". Реформирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Тема III-2. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

Учебные заведения и их роль в обучении кадров местного самоуправления. Государственные и негосударственные учебные заведения. Лицензирование, аттестация, аккредитация. Учебные программы. Методы активизации процесса обучения. Сроки переподготовки и повышения квалификации. Экстернат.

Тема III-3. Направления совершенствования обучения кадров местного самоуправления

Совершенствование нормативно-правовой базы обучения. Оптимизация территориального распределения учебных заведений. Организационно-функциональное совершенствование учебных учреждений. Стандартизация переподготовки и повышения квалификации кадров. Специальные программы дополнительного образования кадров местного самоуправления. Совершенствование методического обеспечения.

 

Литература

1.                              Конституция Российской Федерации. — М., 1993.

2.                              Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12.08.95 г.

3.                              Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" от 11.04.96 г.

4.                              Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"" от 12.07.95 г.

5.                              Указ Президента РФ "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" от 07.02.95 г. № 103.

6.                              Указ Президента РФ "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" от 09.10.93 г.

7.                              Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов. Постановление ГоскомВО от 27.12.95 г., № 12.

8.                              Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов. Постановление Правительства РФ от 26.06.95 г., № 610.

9.                              Типовое положение об образовательном учреждении профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ. Постановление Правительства РФ от 26.06.93 г., № 597.

1.                              Типовое положение об экстернате в государственных высших учебных заведениях. Приказ ГоскомВО РФ от 28.10.93 г., № 297.

2.                              Разорвин И.В., Руткаускас Т.К. Региональная и муниципальная экономика. Программа курса. — Екатеринбург, 1996.

3.                              Кушлин В.И., Фоломьев А.Н. Проблемы перехода к инвестиционному типу развития. — М.: РАГС, 1994.

4.                              Понеделков А.В. Элита (политико-административная элита: проблемы методологии, социологии, культуры). — Ростов-на-Дону, 1995.

5.                              Джавланов О.Т., Михеев В.А. Номенклатура: эволюция отбора. — М., 1993.

6.                              Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Ч. I и II. — М., 1995.

7.                              Подготовка кадров для рыночной экономики. Образовательные программы Морозовского проекта/ Академия менеджмента и рынка. — М., 1996.

8.                              Матирко В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. АНХ при Правительстве РФ. — М.: Дело, 1996.

9.                              Концепция последипломного образования. — М.: ВИПКэнерго, 1991.

10.                          Балобанов А.Е. Развитие местного самоуправления и повышение квалификации муниципальных служащих. Докл. на конференции. — Новосибирск, 1997.

11.                          Общественное и государственное управление в ФРГ / Под ред. Курьянова И.И. — М.: ИПКгосслужбы, 1993.

12.                          Штимпфл Г., Шоллер Х. Местное самоуправление. Баварская школа управления. — Мюнхен, 1995.

Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

Hosted by uCoz