Главная Раздел Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И
ПРОГРАММЫ
МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
l Цель: изучение теоретических и практических вопросов кадровой политики органов местного самоуправления.
l
Категория слушателей: руководители и
специалисты органов местного самоуправления.
l Срок обучения: 144/108 уч. час.
l Режим занятий: 6 час. в день.
Раздел, |
Всего, |
в том числе |
Форма |
|
дисциплина |
час |
лекции |
практические занятия |
контроля |
Реформа муниципального управления и кадры управления |
36/28 |
12/10 |
24/18 |
|
Особенности формирования кадров и профессиональной деятельности в органах муниципального самоуправления |
72/54 |
24/16 |
48/38 |
зачет/ |
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров местного самоуправления |
36/26 |
12/10 |
24/16 |
|
Итого |
144/108 |
48/36 |
96/72 |
вып. раб./ |
Устранение кризисной ситуации в стране во многом зависит от эффективного функционирования учреждений местного самоуправления, от компетентности и уровня квалификации. Кроме того, практика показывает, что в системе управления кадрами в органах местного самоуправления должны быть четко сформулированы функции и задачи каждого из звеньев, порядок их взаимодействия.
Местное самоуправление предполагает такое кадровое обеспечение, такую кадровую политику, которая способствовала бы, с одной стороны, обеспечению свободы волеизъявления, широкого самоуправления и национальной самобытности граждан, привлечению их к участию в управлении во всех сферах деятельности, а с другой стороны, обеспечивала бы безопасность граждан и твердый общественный порядок на основе соблюдения законодательства, сочетала бы развитие муниципального производства и охрану экосистемы.
Создание такой муниципальной службы в рамках самоуправления
— вопрос достаточно сложный, поскольку многие процессы в обществе после
Настоящая программа предназначена для повышения квалификации руководителей и специалистов органов местного самоуправления Российской Федерации и адресована преподавателям и работникам вышеуказанных органов. Ее основная цель — ознакомление с современными представлениями о постановке муниципальной службы и реализации кадровой политики в условиях формирования местного самоуправления на базе правового государства.
В соответствии с этим муниципальная служба в данной программе рассматривается в трех ракурсах;
- как правовой, организационный и социальный институт;
- как взаимоотношения между руководством органа местного самоуправления и служащими аппарата;
- как профессиональная деятельность по реализации полномочий органов местного самоуправления.
С учетом потребностей различных групп слушателей, возможности повышения их квалификации с полным отрывом от основной деятельности в настоящей программе представлены в двух возможных вариантах. Один из них рассчитан на руководителей органов самоуправления, второй — на специалистов.
По первому варианту предусматривается обучение в объеме 144 учебных часов, по второму варианту — в объеме 108 учебных часов. Тематика курсов органически увязана с анализом конкретных ситуаций и задач местного самоуправления. В течение обучения слушатели ознакомятся с основными положениями реформы кадрового обеспечения в системе муниципального управления, особенностями формирования кадров и профессиональной деятельности в системе и основными вопросами, связанными с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров для местного самоуправления.
В учебном процессе наряду с проблемными лекциями, составляющими приблизительно 1/3 общего количества учебных часов, применяются и активные формы обучения: тематические дискуссии, встречи за "круглым столом", видеотренинги, психологическое тестирование, ситуационные игры, научно-практические конференции и выездные занятия. Преподавателям важно сориентировать слушателей на ознакомление с содержанием монографий и брошюр, раскрывающих отечественный и зарубежный опыт кадрового обеспечения органов местного самоуправления.
|
|
Для руководителей |
Для специалистов |
||||||
|
Раздел |
|
в том числе |
|
в том числе |
||||
№ п/п |
и тематика |
Все-го часов |
лек-ции |
активные формы
обучения |
формы итогово-го
контроля |
Все-го часов |
лек-ции |
активные формы
обучения |
формы итогово-го
контроля |
I |
Реформа муниципального
управления и кадры управления |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Социально-политический аспект реформирования |
10 |
4 |
6 |
|
8 |
2 |
6 |
|
2 |
Правовые основы формирования местного самоуправления |
12 |
4 |
8 |
|
10 |
4 |
6 |
|
3 |
Проблемы реформирования муниципального аппарата управления |
14 |
4 |
10 |
|
10 |
4 |
6 |
|
|
Итого |
36 |
12 |
24 |
|
28 |
10 |
18 |
|
II |
Особенности
формирования кадров и профессиональной деятельности в органах муниципального самоуправления |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Виды деятельности работников органов местного
самоуправления |
10 |
2 |
8 |
|
10 |
2 |
8 |
|
2 |
Характеристика рабочего места муниципального служащего |
10 |
4 |
6 |
|
10 |
4 |
6 |
|
3 |
Кадровая служба местного самоуправления |
14 |
4 |
10 |
|
8 |
2 |
6 |
|
4 |
Оценка деятельности муниципальных работников |
12 |
4 |
8 |
|
8 |
2 |
6 |
|
5 |
Особенности формирования и использования кадрового
потенциала |
14 |
6 |
8 |
|
8 |
2 |
6 |
|
6 |
Анализ структуры и численности работников органов местного самоуправления |
12 |
4 |
8 |
|
10 |
4 |
6 |
|
|
Итого |
72 |
24 |
48 |
Зачет |
54 |
16 |
38 |
Зачет |
III |
Подготовка, переподготовка
и повышение квалификации кадров местного самоуправления |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Стратегические вопросы обучения кадров |
10 |
4 |
6 |
|
8 |
4 |
4 |
|
2 |
Система подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров |
14 |
4 |
10 |
|
10 |
4 |
6 |
|
3 |
Направления совершенствова-ния обучения кадров местного
самоуправления |
12 |
4 |
8 |
|
8 |
2 |
6 |
|
|
Итого |
36 |
12 |
24 |
|
26 |
10 |
16 |
|
|
Всего |
144 |
48 |
96 |
Вы-пуск-ная работа |
108 |
36 |
72 |
Курсов.работа |
Раздел I. Реформа муниципального управления и
кадры управления
Тема I-1. Социально-политический аспект реформирования
Социально-политические перемены в России. Формирование новой системы управления обществом на местном уровне. Эволюция местного самоуправления. Роль рыночных отношений в становлении и развитии местного самоуправления. Оптимальный уровень децентрализации управления. Профессиональные качества персонала органов местного самоуправления в условиях реформирования.
Тема I-2. Правовые
основы формирования местного самоуправления
Правовой статус трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Статус субъектов Федерации. Статус местного самоуправления. Принцип федерализма. Механизм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Преодоление противоречий и регулирование взаимоотношений.
Тема I-3. Проблемы
реформирования муниципального аппарата управления
Система органов местного самоуправления. Социально-экономические преобразования и аппарат муниципального управления переходного периода. Преодоление бюрократических барьеров. Реформирование управленческих структур. Кадровая база руководителей и специалистов органов местного самоуправления. Развитие общественных отношений и демократизация. Рационализация форм и методов муниципального управления.
Тема II-1. Виды деятельности работников органов местного самоуправления
Функции и задачи муниципальных служащих в системе местного самоуправления. Управленческие функции: организация, планирование, учет и анализ, контроль и регулирование. Нормотворческая деятельность. Обработка информации. Оказание консультационных услуг. Деятельность руководящих работников. Специфические функции органов местного самоуправления. Прохождение муниципальной службы.
Тема II-2.
Характеристика рабочего места муниципального служащего
Рабочее место как первичное звено деятельности. Модель должности. Количественные и качественные потребности в персонале. Профессионально-квалификационные характеристики должностей. Анализ и конструирование рабочего места. Принципы формирования задач и обязанностей. Описание рабочего места. Требования к рабочему месту.
Тема II-3. Кадровая
служба местного самоуправления
Положение о кадровой службе местного самоуправления. Научно-методическое обеспечение управления персоналом. Функции и организационные структуры кадровых служб. Методическое обеспечение работы по управлению персоналом. Содержательная сторона деятельности кадровых служб. Профессиональное развитие. Зарубежный опыт деятельности кадровых служб.
Тема II-4. Оценка
деятельности муниципальных работников
Цели и задачи оценки деятельности работников. Основные элементы оценки муниципальных работников. Аттестация служащих. Основные положения и периодичность аттестации. Процедура подготовительных мероприятий к аттестации. Служебная характеристика работника, деловые и личностные качества. Зарубежный опыт оценки деятельности муниципальных руководителей и исполнителей.
Тема II-5.
Особенности формирования и использования кадрового потенциала
Проблемы формирования кадров органов местного самоуправления. Система отбора, обучения и расстановки кадров. Квалификационные требования к знаниям и умению. Должностной рост и ротация кадров. Прогноз потенциальных вакансий. Анализ возрастной структуры. Конкурсный отбор. Планирование карьеры в муниципальной службе. Формирование резерва кадров в системе муниципального самоуправления.
Тема II-6. Анализ
структуры и численности работников органов местного самоуправления
Методы анализа. Анализ укомплектованности кадров по должностным группам, полу и возрасту. Распределение служащих по стажу работы и уровню образования. Анализ длительности повышения квалификации.
Раздел III. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров
местного самоуправления
Тема III-1. Стратегические вопросы обучения кадров
Система обучения кадров в России в доперестроечный период. Закон Российской Федерации "Об образовании". Реформирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Тема III-2. Система
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
Учебные заведения и их роль в обучении кадров местного самоуправления. Государственные и негосударственные учебные заведения. Лицензирование, аттестация, аккредитация. Учебные программы. Методы активизации процесса обучения. Сроки переподготовки и повышения квалификации. Экстернат.
Тема III-3.
Направления совершенствования обучения кадров местного самоуправления
Совершенствование нормативно-правовой базы обучения. Оптимизация территориального распределения учебных заведений. Организационно-функциональное совершенствование учебных учреждений. Стандартизация переподготовки и повышения квалификации кадров. Специальные программы дополнительного образования кадров местного самоуправления. Совершенствование методического обеспечения.
Литература
1.
Конституция
Российской Федерации. — М., 1993.
2.
Федеральный
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" от 12.08.95 г.
3.
Федеральный
закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"" от
11.04.96 г.
4.
Федеральный
закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"Об образовании"" от 12.07.95 г.
5.
Указ
Президента РФ "О государственном заказе на переподготовку и повышение
квалификации государственных служащих" от 07.02.95 г. № 103.
6.
Указ
Президента РФ "О реформе представительных органов власти и органов
местного самоуправления в Российской Федерации" от 09.10.93 г.
7.
Положение
о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов. Постановление
ГоскомВО от 27.12.95 г., № 12.
8.
Типовое
положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального
образования (повышение квалификации) специалистов. Постановление Правительства
РФ от 26.06.95 г., № 610.
9.
Типовое
положение об образовательном учреждении профессионального образования (высшем
учебном заведении) РФ. Постановление Правительства РФ от 26.06.93 г.,
№ 597.
1.
Типовое
положение об экстернате в государственных высших учебных заведениях. Приказ
ГоскомВО РФ от 28.10.93 г., № 297.
2.
Разорвин
И.В., Руткаускас Т.К. Региональная и муниципальная экономика. Программа курса.
— Екатеринбург, 1996.
3.
Кушлин
В.И., Фоломьев А.Н. Проблемы перехода к инвестиционному типу развития. — М.:
РАГС, 1994.
4.
Понеделков
А.В. Элита (политико-административная элита: проблемы методологии, социологии,
культуры). — Ростов-на-Дону, 1995.
5.
Джавланов
О.Т., Михеев В.А. Номенклатура: эволюция отбора. — М., 1993.
6.
Алехин
А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Ч. I и II. — М., 1995.
7.
Подготовка
кадров для рыночной экономики. Образовательные программы Морозовского проекта/
Академия менеджмента и рынка. — М., 1996.
8.
Матирко
В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. АНХ при
Правительстве РФ. — М.: Дело, 1996.
9.
Концепция
последипломного образования. — М.: ВИПКэнерго, 1991.
10.
Балобанов
А.Е. Развитие местного самоуправления и повышение квалификации муниципальных
служащих. Докл. на конференции. — Новосибирск, 1997.
11.
Общественное
и государственное управление в ФРГ / Под ред. Курьянова И.И. — М.:
ИПКгосслужбы, 1993.
12.
Штимпфл
Г., Шоллер Х. Местное самоуправление. Баварская школа управления. — Мюнхен,
1995.
Главная Раздел Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip