Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998

 

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

l Цель: изучение проблем развития предпринимательства в системе местного самоуправления.

l Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного самоуправления.

l Срок обучения: 108/108 уч. час.

l Режим занятий: 6 час. в день.

 

Раздел,

Всего,

в том числе

Форма

дисциплина

час

лекции

практические

занятия

контроля

Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономике

6/6

6/6

 

 

Механизмы регулирования малого предпринимательства

14/14

14/14

 

 

Структура региональных программ поддержки малого предпринимательства

16/16

8/8

8/8

 

Предпринимательство  и экономическая среда

24/24

24/24

 

 

Затраты и результаты деятельности предпринимательских структур

8/8

8/8

 

 

Технология организации собственного дела и эффективное управление фирмой

16/16

16/16

 

 

Роль конкуренции в развитии предпринимательства

8/8

8/8

 

 

Ответственность и риск в предпринимательской деятельности

16/16

16/16

 

 

Итого

108/108

100/100

8/8

зачет/
зачет

Общие положения

Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конку­рентного хозяйства. Малое предпринимательство в России в настоящее время, несмотря на провозглашенный ее политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения курс на рыночную экономику, развивается замедленно и противоречиво. Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста. Поддержка предпринимательства является важной задачей развития муниципального образования. Задача социального, экономического и экологического развития территорий в условиях формирующегося рынка полностью легла на местные администрации. Эффективное рыночное хозяйство в городах возможно лишь в том случае, если на рынках товаров и услуг монополистические структуры полностью уравновешиваются необходимым числом предприятий малого предпринимательства, которые в решающий степени обеспечивают сохранение рынка, помогают решить такие социальные и экономические проблемы, как создание новых рабочих мест, развитие местной инфраструктуры и т.д.

В программе повышения квалификации по курсу "Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления" предполагается решить следующие задачи:

- определить место и роль предпринимательства в современных муниципальных структурах;

- описать сущность и основные черты предпринимательской деятельности;

- изложить систему экономического и правового регулирования предпринимательской деятельности;

- дать сведения о государственной поддержке малого предпринимательства.

Методы реализации программы

Необходимо отметить, что на государственном и региональном уровнях вопросы развития и поддержки малого предпринимательства имеют более или менее развитую нормативно-правовую базу. Разработки муниципальных программ только начинаются и практически не имеют методического обеспечения.

Предлагаемая программа сформирована с учетом опыта в этой области в России и за рубежом. Каждый раздел программы предусматривает наличие теоретических и сугубо практических вопросов. Однако, основное внимание в программе уделено практическим вопросам, что диктуется необходимостью подготовки специалистов в муниципальных образованиях, способных к предпринимательской деятельности.

В качестве итогового контроля предусмотрен зачет по всему курсу.

Учебно-тематический план

 

 

Для руководителей

Для специалистов

 

Раздел

Все-

в том числе

Все-

в том числе

№ п/п

и тематика
плана

го ча-сов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогового контроля

го ча-сов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогового контроля

I

Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономике

 

 

 

 

 

 

 

 

1

История предпринимательства в России и за рубежом

6

6

 

 

6

6

 

 

 

Итого

6

6

 

 

6

6

 

 

II

Механизмы регулирования малого предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Организацион-ные структуры управления малыми предприятиями

6

6

 

 

6

6

 

 

2

Современная российская схема управления малыми предприятиями в регионах и в системе местного самоуправления

8

8

 

 

8

8

 

 

 

Итого

14

14

 

 

14

14

 

 

III

Структура программ поддержки малого предпринимательства на уровне местного самоуправления

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Причины сдерживания развертывания программ по развитию малого предпринимательства на уровне местного самоуправления

4

4

 

 

4

4

 

 

2

Методика составления бизнес-карты города

8

 

8

 

8

 

8

 

3

Создание центра поддержки предпринимательства

4

4

 

 

4

4

 

 

 

Итого

16

8

8

 

16

8

8

 

IV

Предпринима-тельство и экономическая среда

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Понятие рыночной инфраструктуры

4

4

 

 

4

4

 

 

2

Товарные и фондовые биржи (торговые дома)

4

4

 

 

4

4

 

 

3

Налоговая политика в Российской Федерации. Местные налоги

4

4

 

 

4

4

 

 

4

Основные законодательные акты в области предпринима-тельской деятельности

6

6

 

 

6

6

 

 

5

Таможенная политика России

6

6

 

 

6

6

 

 

 

Итого

24

24

 

 

24

24

 

 

V

Затраты и результаты деятельности предпринимательских структур

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Оценка финансового состояния фирмы, показатели эффективности работы муниципальных предприятий

8

8

 

 

8

8

 

 

 

Итого

8

8

 

 

8

8

 

 

VI

Технология организации собственного дела и методы эффективного управления фирмой

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Выбор организационно-правовой формы предпринимательства

8

8

 

 

8

8

 

 

2

Менеджмент как практическое искусство предпринимателя

8

8

 

 

8

8

 

 

 

Итого

16

16

 

 

16

16

 

 

VII

Роль конкуренции в развитии предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Место конкуренции в цивилизованных рыночных отношениях

4

4

 

 

4

4

 

 

2

Монополия и конкуренция. Антимонополь-ное законодательство

4

4

 

 

4

4

 

 

 

Итого

8

8

 

 

8

8

 

 

VIII

Ответственность и риск в предпринимательской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Определение риска и его места в бизнесе

8

8

 

 

8

8

 

 

2

Формы ответственности предпринимателей

8

8

 

 

8

8

 

 

 

Итого

16

16

 

 

16

16

 

 

 

Всего

108

100

8

Зачет

108

100

8

Зачет

 

Содержание учебно-тематического плана

Раздел I.  Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономике

Тема I-1. История предпринимательства в России и за рубежом

Предпринимательская деятельность до революции 1917 г. и в наши дни. Начало широкого образования малых предприятий в России в конце 80-х годов. Постепенное формирование законодательной базы в России и регионах. Зарубежный опыт в развитии малого предпринимательства, роль малых предприятий в экономике США, Японии, Великобритании, Франции, Италии, ФРГ.

Раздел II.  Механизмы регулирования малого предпринимательства

Тема II-1. Организационные структуры управления малыми предприятиями

Факторы, определяющие жизнеспособность малого предприятия: состояние рыночной конъюнктуры, темпы инфляции, уровень процентной ставки, возможность доступа к капиталу, правительственная регламентация бизнеса, компетентность руководителей в области управления, финансов, правильное стратегическое планирование, способность персонала принимать решения. Организационные формы по "выращиванию" мелких фирм за рубежом.

Тема II-2. Современная российская организационная схема управления малыми предприятиями в регионах и в системе местного самоуправления

Нормативно-правовые акты, регулирующие организационные основы предпринимательской деятельности в настоящее время. Организационная структура управления малыми предприятиями на федеральном уровне. Федеральные и региональные фонды поддержки малого предпринимательства. Создание школ бизнеса и научных парков в различных городах России. Необходимость увязки региональных программ развития предпринимательства с государственными программными документами.

Раздел III. Структура программ поддержки малого предпринимательства на уровне местного самоуправления

Тема III-1. Причины сдерживания развертывания программ по развитию малого предпринимательства на уровне местного самоуправления

Налоговая политика. Проблемы получения кредита. Прогнозы ситуации на рынке. Организация производства для малого бизнеса. Необходимость создания системы страховых инвестиций в развитие производства на территории.

Цели и этапы развития программ поддержки предпринимательства на уровне местного самоуправления.

Тема III-2. Методика составления бизнес-карты города

Содержание разделов бизнес-карты: "Банк технологического оборудования", "Финансирование", "Создание новых рабочих мест", "Оздоровление окружающей среды". Сценарный (многовариантный) метод разработки местных программ развития предпринимательства.

Тема III-3. Создание центра поддержки предпринимательства

Опыт создания модели технопарка и технополиса, бизнес-инкубатора.

Создание консалтинговой и информационной компании при центре поддержки предпринимательства. Задачи использования информации в учебной, консультационной, брокерской, аудиторской и других компаниях.

Раздел IV. Предпринимательство и экономическая среда

Тема IV-1. Понятие рыночной инфраструктуры

Муниципальные банки, их роль и место в экономической системе, особенности взаимодействия с предпринимательскими структурами. Функции и роль страховых компаний.

Тема IV-2. Товарные и фондовые биржи (торговые дома)

Рынок ценных бумаг, особенности рынка ценных бумаг. Основные операции с ними.

Тема IV-3. Налоговая политика в Российской Федерации. Местные налоги

Мировой опыт налоговой политики для увеличения деловой активности.

Тема IV-4. Основные законодательные акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность

Существующее законодательство в отношениях с зарубежными партнерами.

Тема IV-5. Таможенная политика России, ее влияние на развитие и международный авторитет отечественного бизнеса

Раздел V. Затраты и результаты деятельности предпринимательских структур

Тема V-1. Оценка финансового состояния фирмы, показатели эффективности работы муниципальных предприятий

Виды издержек, их структура, динамика, способы снижения. Доходы, принципы налогообложения доходов. Рынок рабочей силы и ее цена, условия оплаты, вероятность социальных конфликтов.

Предпринимательский доход, прибыль, банковская прибыль. Возможности и формы участия работников предприятия в присвоении части прибыли.

Содержание конкурентоспособности. Структура счета результатов (прибылей и убытков). Резервы и фонды. Роль внутреннего и внешнего финансирования.

Раздел VI. Технология организации собственного дела и методы эффективного управления фирмой

Тема VI-1. Выбор организационно-правовой формы предпринимательства

Техника составления бизнес-плана. Основные его разделы. Формирование фондов предприятия. Подготовка учредительных документов.

Тема VI-2. Менеджмент как практическое искусство предпринимателя

Циклы организационного развития предприятия. Функции управления. Роль мотивации в процессе достижения целей организации. Групповая динамика, лидерство и руководство. Управление конфликтами в организации. Личностная модель успешного предпринимателя.

Раздел VII. Роль конкуренции в развитии предпринимательства

Тема VII-1. Конкуренция и ее место в цивилизованных рыночных отношениях

Ценовые и неценовые факторы конкурентной борьбы. Недобросовестная конкуренция. Рыночная свобода и конкуренция.

Тема VII-2. Монополия и конкуренция. Антимонопольное законодательство

Влияние монополий на функционирование рынка, негативная роль монополий. Формы и методы борьбы с различными монополиями. Антимонопольное законодательство в Российской Федерации.

Раздел VIII. Ответственность и риск в предпринимательской деятельности

Тема VIII-1. Определение риска и его места в бизнесе

Основные виды риска на внутреннем и внешнем рынке. Фонд риска, источники его формирования. Методы анализа и оценки риска (количественные и качественные).

Тема VIII-2. Формы ответственности предпринимателей: административные, экономические

Закон о банкротстве. Виды возмещения ущерба. Варианты невозможности полного возмещения убытков.

Арбитражный суд как структура, занимающаяся разрешением конфликтов между предпринимателями.

 

Литература

1.       Конституция Российской Федерации. — М., 1993.

2.       Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 1. — М., 1994. Ч. II. — М., 1996.

3.       Закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Принят 14 июня 1995 года // Экономическая газета, 1995, № 25, 26.

4.       Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". — М., 1991.

5.       Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 01.06.95 г. // Экономическая газета, 1995, № 23.

6.       Закон РФ "Об акционерных обществах". — М., 1996.

7.       Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"" // Российская газета, 16 января 1996 г.

8.       Закон Российской Федерации "О страховании" // Российская газета, l2 января 1993 г.

9.       Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Комментарий. — М., 1994.

1.       Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 12.08.95 г.

2.       Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации, местного самоуправления в Российской Федерации"". Принят Государственной Думой 10.04.96 г.

3.       Указ Президента РФ "О Государственном Комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур" от 27.02.95 г. № 201 // Законодательство и экономика, 1995, № 3, 4.

4.       Указ  Президента РФ "О Государственном Комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства" от 06.06.95 г. № 563.

5.       Указ Президента РФ "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" // Российская газета, 13 июля 1994 г.

6.       Постановление Правительства РФ "Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации" от 01.12.94 г. № 1319 // Законодательство и экономика, 1995, № 1, 2, с. 57—58.

7.       Постановление Совета Министров—Правительства РФ "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 11.05.93 г. № 446 // Собрание законодательства РФ, 1993.

8.       Постановление Правительства РФ "О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" от 03.02.94 г. № 65 // Собрание законодательства РФ, 1994.

9.       Постановление Правительства РФ "О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994—1995 годы" от 29.04.94 г. № 409 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994.

10.   Постановление Правительства РФ "О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1990-1997 годы" от 26.12.95 г. № 1256 // Собрание законодательства РФ, 1996.

11.   Постановление Правительства РФ "О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнения заказов для государственных нужд" // Российская газета, 23 декабря 1994 г.

12.   Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994—1995 годы
// Российская газета, 31 мая 1994 г.

13.   Алимова Т., Буев В., Голиков В., Долгопятова Т. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей // Вопросы экономики, 1994, № 11.

14.   Алимова Т. Малый бизнес в зеркале официальной статистики // Вопросы экономики, 1994, № 11.

15.   Афанасьев В. Анатомия отечественного малого бизнеса // Российский экономический журнал, 1993, № 2.

16.   Бабий B.C. Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии региона. — Саратов, 1992.

17.   Блинов А. Региональные фонды и другие финансовые институты поддержки предпринимательства // Вопросы экономики, 1994, № 11.

18.   Блинов А. Малое предпринимательство. — М., 1997.

19.   Бляхман Л.С. Предпринимательство в России. — СПб., 1995.

20.   Верхан П.Х. Предприниматель. Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность. — Минск, 1992.

21.   Долгопятова Т., Евсеева И., Широнин В. Роль законодательства и регулирования в становлении малого бизнеса в России // Вопросы экономики, 1994, № 11.

22.   Ермошенко Н.Н. Основные тенденции предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. — Киев, 1994.

23.   Игнатьев А.Н., Крутик А.Б. Основы бизнеса и предпринимательства. — СПб.: СПбУЭФ, 1993. — 261 с.

24.   Коммерческое право: Уч. пособие // В.Ф. Попондопуло, Д.В. Нефедов, В.С. Шишкин и др. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. — 53 с.

25.   Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990. — 734 с.

26.   Минервин И.Г. Система государственной поддержки предпринимательства. — М., 1993.

27.   Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури А. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1992. — 702 с.

28.   Муравьев А.И., Локшина Э.Х., Старков Б.А. Экономика и этика предпринимательства. — СПб.: СПбУЭФ, 1992. — 142 с.

29.   Основы предпринимательского дела: благородный бизнес. — М., 1992.

30.   Пименова А.Л. Организационно-экономический механизм предпринимательства. Тез. докл. — СПб.: СПбУЭФ, 1995, с.44-53.

31.   Предпринимательство в конце XX века. — М., 1992.

32.   Предпринимательство в промышленно развитых странах. — М., 1992.

33.   Реализовать потенциал государственного предпринимательства // Российский экономический журнал, 1994, № 1.

34.   Санамов Ю.А., Белявский И.А. Применение маркетинга в планировании и организации производства на предприятии. — СПб.: СПбУЭФ, 1994, с. 71.

35.   Титов А.Б., Крутик А.Б. Бизнес-план и организация планирования на предприятии. — СПб.: СПбУЭФ, 1994, с. 68.

36.   Труд, занятость и социально-правовая защита граждан Российской Федерации. Сборник нормативных актов и документов. — СПб., 1995. Т. I, II.

37.   Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и искусство: — М., 1992.

38.   Хизрич P., Питерс М. Предпринимательство. Вып. 1—5. — М., 1992.

 

Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

Hosted by uCoz