|
||
Информируя журналистов об итогах своей недавней миссии в Корейскую Народно-Демократическую Республику на пресс-конференции 8 апреля в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, специальный советник Генерального секретаря ООН Морис Стронг сообщил, что в то время как нынешний конфликт в Ираке находится в центре внимания мирового сообщества, его личное внимание сосредоточено на “важнейшей части неоконченных дел” ООН. М. Стронг пояснил, что при этом он имеет в виду приостановку КНДР своей энергетической программы согласно рамочному соглашению 1994 г. и ее шаги по активизации ядерной программы. В то время как такие “неоконченные дела”, касающиеся конфликта примерно 50-летней давности под флагом ООН, могут угрожать региональному миру и безопасности, одновременно они представляют собой и большие возможности. При этом специальный посланник отметил, что имел возможность спокойно работать над изучением представленных КНДР документов в течение нескольких лет, и поэтому данный вопрос ему хорошо знаком. Имея просьбу Генерального секретаря ООН “реанимировать” данный вопрос, с начала текущего года он сосредоточил свои усилия на северокорейском направлении, совершив два визита в Пхеньян и проведя встречи с официальными представителями Китая, Южной Кореи, России, США, Японии и других стран. Свои брифинги он регулярно проводит согласно запросу от ряда заинтересованных стран. По словам М. Стронга, три аспекта данной проблемы стали центральной частью его миссии. Гуманитарная проблема является первостепенным и наиболее безотлагательным вопросом. Начиная с 1995 г. ООН отвечала за координацию операций по оказанию гуманитарной помощи КНДР, однако каналы такой помощи уже иссякли. После визита М. Стронга в страну в январе этого года Генеральный секретарь ООН выступил со специальным призывом. В краткосрочной перспективе реакция на этот призыв носила воодушевляющий характер в том, что касается возобновления гуманитарных поставок в текущий период. Тем не менее, долгосрочные перспективы таких поставок остаются по-прежнему зыбкими. Что касается второго вопроса, а именно развития экономики страны в более длительной перспективе, М. Стронг подчеркнул невозможность отделения проблем мира и безопасности от вопроса обеспечения экономической безопасности КНДР. В этом направлении Северная Корея продолжает осуществление ряда реформ и предпринимает попытки проведения соответствующей подготовки, налаживая сотрудничество с международным сообществом в том, что касается экономического развития страны. Согласно просьбе Генерального секретаря, ООН утвердила решение о проведении соответствующей подготовки в рамках оказания возможной помощи КНДР, согласно поступившей просьбе, начав разработку программы развития страны в более длительной перспективе и мобилизацию сил международной поддержки, как только будет урегулирован политический аспект данной проблемы. “Нависшее над всем этим облако, естественно, касается противоречий в контексте ядерной проблемы”, - подчеркнул М. Стронг. По его замечанию, парадоксально то, что, проявив очевидную готовность двигаться в нужном направлении, стороны не могут договориться об условиях проведения такой встречи. Посреднические услуги Генерального секретаря не способны заменить реальные переговоры между сторонами. Только сами заинтересованные стороны способны разрешить существующие проблемы посредством диалога. Генеральный секретарь лишь выступил с предложением “навести мосты” над пропастью, разделяющей в настоящее время обе стороны, в том, что касается условий таких переговоров, и в этом отношении им была проделана весьма полезная работа. В то время как соглашение еще не было достигнуто, вопрос об условиях встречи теперь уже достаточно близок к решению, так что это не может служить предлогом для оттягивания переговоров. Как отметил представитель Генерального секретаря, в то время как мир необходим и возможен, эскалация ситуации в степень конфликта была бы не только недопустима, но и ужасна. “Я удовлетворен тем, что ни одна из сторон не хочет этого, но все готовы к такому развитию событий”, - заявил он. Нынешняя ситуация в Ираке должна стать хорошим стимулом для обеспечения всех гарантий для избежания конфликта, который тлеет вот уже в течение почти 50 лет. Один из положительных уроков иракского кризиса может состоять в том, что последний способен проложить путь к всеобъемлющему и окончательному решению северокорейской проблемы. М. Стронг отметил, что в то время как ряд заголовков гласит о том, что война неизбежна, это вовсе не то, о чем он говорил или имел в виду. В действительности он лишь предостерег об опасности возникновения конфликта. Обе стороны хорошо вооружены и способны вести длительные военные действия. Учитывая нынешнюю степень напряженности отношений между двумя государствами, повысился градус подготовки умов общественности КНДР к самой возможности конфликта. Чем более длительный период потребуется для того, чтобы стороны вновь сели за стол переговоров, тем больше риск возникновения инцидентов и ужесточения настроений. Специальный советник отметил, что хотя он вовсе не считает, что война неизбежна или даже вероятна, безусловно, сохранятся возможность таковой. Отвечая на вопрос о необходимости активизации решения проблемы Советом Безопасности ООН, М. Стронг подчеркнул, что все зависит от направленности такого движения. Действия, заканчивающиеся карательными мерами или санкциями, рассматривались бы КНДР в качестве враждебного акта или даже акта войны. В ответ на вопрос, не считает ли он, что для Совета Безопасности настало время действий, М. Стронг заявил, что не способен предвосхитить действия Совета, который обладает главным авторитетом в данном вопросе. Выбор в пользу политической линии, которая вела бы к эскалации конфронтационного характера вопроса, способен породить лишь новые проблемы. Совет Безопасности не способен каким-либо образом устранить саму потребность в проведении переговоров. Вопрос заключается в выборе времени и условий для таких переговоров. В то время как СБ ООН не способен ничем заменить прямые переговоры, возможно, он может оказать надлежащее содействие в их проведении. Уже имеются все необходимые элементы для проведения соответствующих дискуссий. В результате недавнего визита специального советника Генерального секретаря в Пхеньян и последующих переговоров в Вашингтоне значительно сокращен имеющийся разрыв между позициями, и он уже не может более являться первопричиной для проведения переговоров. |
||
( Нажмите Ctrl-P чтобы распечатать пресс-релиз )
Закрыть окно Copyright UNIC Moscow © 2000 dpi-moscow.ru |