|
||
На протяжении последних нескольких лет такие ежегодные обсуждения между ЭКОСОС и бреттон-вудскими учреждениями способствовали выработке у всех нас в значительной степени схожего мышления – в отношении как стоящих перед нами проблем, так и соответствующих решений, которые нам предстоит задействовать. Также удалось добиться большего признания – хотя и с немалым запозданием – сильных сторон и компетентности каждой из сторон. Такое растущее осознание общих целей является хорошим заделом перед лицом будущих вызовов. Ныне, используя плоды наших прошлых обсуждений и совместных усилий, мы двигаемся уже в новом направлении. Немногим более года назад, на Международной конференции по финансированию в целях развития, мировые лидеры поставили перед сегодняшней встречей конкретную задачу: критически оценить то, как мы осуществляем положения Монтеррейского консенсуса. Формальная центральная тема данной дискуссии – “последовательность и скоординированность политики” – т.е. то, как правительства, учреждения и неправительственные участники могут лучше всего соединить вместе различные нити экономической политики в рамках четкого механизма действий в интересах развития, и как они могут работать сообща – а не в ущерб друг другу - выполняя обязательства, принятые в Монтеррее. Приведу лишь один пример того, какие разногласия нам предстоит преодолеть: государству нет смысла, оказывать помощь молочным фермерам в какой-либо развивающейся стране, если параллельно и одновременно с этим то же самое государство экспортирует субсидированное порошковое молоко в эту же страну. Уверен в том, что Ваши дискуссии охватят довольно широкий круг проблем: создание благоприятных условий для социально-экономического развития на национальном и международном уровнях, торговая и инвестиционная политика, облегчение долгового бремени и официальная помощь в целях развития, экономическое управление на страновом и глобальном уровне. Такая повестка дня может звучать несколько сухо или абстрактно, но только не для экономистов. В действительности она имеет самое прямое воздействие на то, как живут люди. Позволят ли согласованные финансово-экономические показатели странам, опустошенным эпидемией ВИЧ/СПИДа, направлять большие средства на нужды лечения? Сумеем ли мы достичь целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия и призывающих сократить количество голодающих в мире, остановить распространение эпидемий, обеспечить всеобщее начальное образование, и так далее - если не будут выполнены финансовые обязательства, принятые в Монтеррее? Действительно ли переговоры в Дохе откроют перед бедными новые равные возможности в области торговли, или же мы будем оставаться свидетелями того, как обязательства по открытию мировых рынков подрываются субсидиями, тарифами и другими барьерами? Будут ли подкреплены призывы к усилению управленческих мер на национальном уровне реформами на глобальном уровне, которые предоставят народам развивающихся стран больший голос в решениях, касающихся их жизни? Не преуменьшают ли доноры серьезность долговой проблемы, преувеличивая одновременно вероятные цены на сырьевые товары? Не стимулируем ли мы потоки частного капитала без принятия соответствующих мер, чтобы сделать их более устойчивыми? Удастся ли нам в конце концов гармонировать процедуры, используемые в разных странах для оказания помощи в целях развития? Будем ли мы по-прежнему дифференцировано относится к потокам трудовых ресурсов и потокам частных инвестиций, поощряя последние, но ограничивая первые? Это – лишь некоторые из вопросов, касающихся согласованности позиций и стоящих перед международным сообществом. Как Вы видите, все они вытекают из Монтеррейского консенсуса. Но сегодняшняя сессия не должна ограничиться дальнейшим мучительным ломанием рук в попытке поставить диагноз: все мы хорошо знаем эти проблемы. Сегодня мы должны попытаться найти наилучшие способы их решения. Чтобы помочь Вам в этом процессе, Секретариат, в сотрудничестве с персоналом других главных заинтересованных организаций, подготовил памятную записку, призванную стимулировать и направить Вашу дискуссию в нужное русло. Мои замечания сегодня остались бы неполными без упоминания той сложной международной обстановки, в которой проходит наша встреча. Существуют серьезные опасения в связи с экономическим воздействием конфликта в Ираке, особенно на развивающиеся страны. Мировая экономика продолжает медленно оправляться от спада 2001 года, ее самого большого падения за десятилетие. Значительно повысился уровень безработицы во всем мире. Семьи и предприниматели почти повсюду в мире обеспокоены своим будущим и не отваживаются принимать долгосрочные решения. Все мы должны выполнить свою часть работы по восстановлению доверия в мире. Новый круг торговых переговоров, начатых в Дохе, - одно из самых насущных нынешних испытаний. Однако существует опасность, что эта возможность может быть истрачена впустую. В двух областях, которые крайне важны для оправдания надежд бедных на лучшее будущее - здравоохранении и сельском хозяйстве - правительства не сумели соблюсти намеченные в Дохе сроки. Область сельского хозяйства особенно важна не только потому, что это – ключ к успеху всего начатого в Дохе, но и потому что, это – лакмусовая бумажка с точки зрения последовательности политики развитых стран, проводимой ими в интересах развития. В течение уже многих лет к развивающимся странам обращали призывы ликвидировать их субсидии в качестве основного шага для приведения их финансовых систем в порядок, что, в свою очередь, должны было помочь созданию необходимых условий для экономического роста. Между тем, развитые страны упорно сохраняют свои собственные сельскохозяйственные субсидии и тарифы, защищаясь от экспорта развивающихся стран и, таким образом, уменьшая или даже сводя на нет выгоды от других форм сотрудничества с теми же самыми странами. Я призываю развитые страны резко и незамедлительно сократить объем своих сельскохозяйственных субсидий. Это только поможет всей мировой экономике. Таким образом будут устранены внутренние и международные противоречия в торговле. И это дало бы столь необходимый импульс переговорам в Дохе, сигнализируя развивающимся странам, что они все еще могут надеяться на обещанный им раунд развития. Эта мысль вновь возвращает меня к рассуждению о характере данной встречи. В Монтеррее главы государств и правительств, высшие должностные лица обязались “оставаться активными участниками процесса”, используя Организацию Объединенных Наций в качестве форума для диалога. Действительно, Монтеррейский консенсус позволил выявить главный пробел в глобальном управлении: не существовало какого-либо удобного способа, чтобы ключевые специализированные многосторонние учреждения в области денежно-кредитных, финансовых, торговых проблем и вопросов, касающихся развития, могли собраться вместе и исследовать методы совместной работы и как им подкреплять усилия друг друга. Организация Объединенных Наций – это естественный форум для такого обсуждения, а эта встреча – и есть попытка предоставить им такую возможность. |
||
( Нажмите Ctrl-P чтобы распечатать пресс-релиз )
Закрыть окно Copyright UNIC Moscow © 2000 dpi-moscow.ru |