ООН — веб-сайт экономического, социального и устойчивого развития
 
Экономический и Социальный Совет Экономическое развитие Социальное развитие
Устойчивое развитие

Хотя большинство людей связывает ООН с проблемами мира и безопасности, огромная часть ее ресурсов фактически идет на выполнение содержащегося в Уставе обязательства содействовать «повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития». Усилия ООН в области развития оказывают глубокое влияние на жизнь и благосостояние миллионов людей во всем мире. В своих действиях ООН руководствуется убеждением, что прочный международный мир и безопасность возможны лишь в том случае, если повсюду будет обеспечено экономическое и социальное благосостояние людей.

Деятельность ООН оказывает значительное влияние на направление и характер многих экономических и социальных преобразований, происходящих в мире в последние 50 лет. Как глобальный центр формирования консенсуса взглядов ООН определяет приоритет и цели международного сотрудничества по оказанию помощи странам в их стремлении к развитию, а также по созданию доброжелательной, благоприятной глобальной экономической среды.

Этот консенсус выразился в серии Международных десятилетий развития, первое из которых началось в 1961 г. Несмотря на то, что в каждом десятилетии выделяются определенные проблемы, являющиеся предметом особой озабоченности, в общих заявлениях о политическом курсе и целях постоянно подчеркиваются необходимость прогресса во всех аспектах развития — социальном и экономическом — и важность сокращения разрыва между промышленно развитыми и развивающимися странами.

Являясь форумом творческого мышления, Организация Объединенных Наций ответственна за выработку и формирование таких новых ключевых задач развития в международной повестке дня, как, например, устойчивое развитие. Она провозглашает необходимость включения в парадигму развития таких проблем, как повышение роли женщин, права человека, охрана окружающей среды и надлежащее руководство.

Проходящие в последние годы дебаты по экономическим и социальным проблемам все более отражают общность интересов между богатыми и бедными странами в решении многих проблем, выходящих за национальные границы. Такие вопросы, как положение беженцев, организованная преступность, СПИД и наркобизнес, рассматриваются как глобальные проблемы, требующие скоординированных действий. Постоянная нищета и безработица в одном регионе могут быстро отразиться на других, не в последнюю очередь за счет миграции, социальных взрывов и конфликтов. Точно так же в век глобализации экономики финансовая нестабильность одной страны почти тотчас же сказывается на рынках других.
В 1997 г. Генеральная Ассамблея, отражая растущую взаимозависимость стран, приняла Повестку дня для развития, которая, наряду с действиями, запланированными целым рядом международных конференций, проходивших в первую половину 90-х годов, предусматривает всеобъемлющую основу международного сотрудничества по вопросам развития, и это становится последовательным планом борьбы с общей угрозой глобальному развитию.

Повестка дня представляет собой одно из наиболее далеко идущих соглашений по этой центральной проблеме, которого когда-либо удавалось достичь государствам — членам ООН в Генеральной Ассамблее, не только сводя воедино знакомые компоненты развития, как, например, экономический рост, ликвидация нищеты, торговля, финансы, занятость и развитие человеческих ресурсов, но и делая акцент на роли демократии, правам человека, участии населения, управлении и на повышении роли женщин, Важными чертами Повестки дня являются настойчивое подчеркивание того, что международное развитие может основываться лишь на партнерстве, а не на столкновении интересов, и четкое признание необходимости укрепления межучрежденческого сотрудничества. В частности, Повестка дня не только подчеркивает роль Организации Объединенных Наций в области развития, но и определяет пути повышения возможностей и эффективности ее различных управлений и учреждений.

Координирование деятельности в области развития
Несмотря на достижения на многих направлениях, мир по-прежнему характеризуется огромными несоответствиями в уровнях богатства и благосостояния. Борьба с нищетой и устранение неравенства как внутри стран, так и между ними остается основной целью Организации Объединенных Наций. Система ООН действует разными путями во имя достижения своих экономических и социальных целей, не только вырабатывая политический курс, консультируя правительства в отношении их планов и программ развития, устанавливая международные нормы и стандарты, но и мобилизуя фонды, инвестирующие ежегодно более 25 млрд долларов, включая поступления от финансовых институтов, на проведение в жизнь программ развития. Именно благодаря деятельности ее различных органов и многочисленной «семьи» ее специализированных учреждений, реализующих ее программы, и осуществления ее программ в таких разных областях, как образование, безопасность полетов, охрана окружающей среды и условия труда, работа ООН затрагивает жизнь людей повсюду.

Согласно Уставу ООН, главным органом, координирующим экономическую и социальную деятельность ООН, ее оперативным рычагом является Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Совет служит также основным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики в этих областях.

Десятилетия развития Организации Объединенных Наций
В Первое Десятилетие развития Организации Объединенных Наций (1961-1970) разрабатывались широкие политические шаги, направленные на достижение экономического роста развивающихся стран на уровне не менее 5% в год. В Декларации социального прогресса и развития подчеркивается взаимозависимость социального и экономического развития;

В Международной стратегии развития на Второе Десятилетие развития ООН (1971-1980) содержится призыв содействовать международному экономическому сотрудничеству на справедливой и равноправной основе.

Специальная сессия Генеральной Ассамблеи призывает к установлению нового международного экономического порядка.. В итоге Ассамблея принимает Хартию экономических прав и обязанностей государств, в которой подчеркивается право государств осуществлять полный суверенитет над своими богатствами и природными ресурсами. В Международной стратегии развития на Третье Десятилетие развития ООН (1981-1990) вновь содержится призыв к переменам в мировой экономике путем переговоров в глобальном масштабе. На специальной сессии Генеральная Ассамблея принимает Декларацию о международном экономическом сотрудничестве, в частности оживлении экономического роста и развития в развивающихся странах. В итоге Ассамблея принимает Международную стратегию развития на Четвертое Десятилетие развития ООН (1991-2000), в которой выделены четыре приоритетные области — ликвидация голода и нищеты, человеческие ресурсы и институциональное развитие, народонаселение и окружающая среда.


Деятельность Организации Объединенных Наций в области развития осуществляется несколькими органами. Руководствуясь политическими ориентирами, выдвинутыми на недавних глобальных конференциях по экономическим, социальным и экологическим вопросам. Департамент по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) собирает и анализирует экономическую и социальную информацию; осуществляет политический анализ и координацию; оказывает всеобъемлющую техническую помощь государствам—членам ООН в таких областях, как устойчивое социальное развитие, статистика и народонаселение, гендерные вопросы и повышение роли женщин, общественная экономика и государственное управление, анализ политики развития и развития Африки. Его всесторонняя поддержка межправительственных действий в этих сферах облегчает государствам — членам ООН решение задач по определению норм и стандартов и выработке соглашений для действий в общем направлении при преодолении непрерывно возникающих глобальных проблем. ДЭСВ, таким образом, играет роль важного связующего звена между глобальной политикой и национальными усилиями, а также между исследовательской, политической и оперативной деятельностью на национальном и международном уровнях.

В Азиатско-тихоокеанском регионе, Западной Азии, Африке, в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна и в Европе подобному обмену экономической и социальной информацией и анализу политики способствуют пять региональных комиссий. Кроме того, конкретными вопросами развития задействованных в программах стран занимаются различные фонды и программы Организации Объединенных Наций. Специализированные учреждения ООН также заняты содействием и оказанием помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой в их стремлении к развитию. В период все большего ограничения ресурсов — человеческих и финансовых — важную роль при достижении целей развития играет усиление координации и взаимодействия между различными звеньями системы.

Учитывая это, Генеральный секретарь учредил в 1997 г. два органа с целью оказания помощи в координации экономических и социальных мероприятий и в деятельности по развитию внутри самой Организации — это Исполнительный комитет по экономическим и социальным вопросам и Исполнительный комитет по взаимодействию в области развития, известный как Группа Организации Объединенных Наций по вопросам развития. Оба эти исполнительных органа, включающие соответствующие департаменты и отделения Секретариата, а также региональные комиссии и соответствующие фонды и программы, действуют в целях усиления координации и взаимодействия между учреждениями, занимающимися выработкой политики, и конкретными оперативными программами.

Основные обзоры и доклады ООН в экономической и социальной областях
Главная страница ООН


 

 

Организация Объединенных Наций Главная страница ООН Экономическое, социальное и устойчивое развитие