Rambler's Top100  
  "Предисловие"


Содержание раздела

Почему стратегическое управление становится
ключевым звеном городского развития?

На каждом этапе становления муниципального дела в стране на передней план выходит одна, вполне определенная задача. Сегодня ею, кажется, становится освоение стратегического подхода к организации планирования и управления[1].

Почему так? Во многом это связано с продолжающимися попытками ответить на вопрос: с помощью каких подходов и методов мы могли бы, во-первых, представлять себе наше будущее в терминах организационно-управленческой деятельности, во-вторых, делать расчеты на это будущее и строить планы по их реализации и наконец, в-третьих, получить возможность на деле достигать поставленные перед собой цели, убеждаясь в том, что “мы сделали это” и имея возможность доказать другим, что дело обстоит именно так.

Иначе говоря, стратегия деятельности отвечает на вопрос “что делать” при понимании того “зачем это делается” (и – что не менее важно – “чего не делать” ни при каких обстоятельствах и “почему”).

И отвечает стратегия на этот вопросы, что называется, “в натуральной форме”, на языке – наивного ли, рефлектированного ли, – но реализма. Отвечает объектно-ориентированно (иначе говоря, предметно), а не только концептуально или номинально.

- Стратегический реализм?

- Да, сколь ни парадоксально на первый взгляд это сочетание терминов. Пора бы уже понять, что без стратегического видения и делания все разговоры о городском развитии и/или развитии местного самоуправления попросту не реалистичны.

Для более внятного понимания специфики стратегического подхода к управлению важно почувствовать, что методологически и практически первичным в нем является вопрос “что делать” (а это вопрос про состояния дел, про деятельность, как таковую), тогда как вопрос “зачем”, ради какого положения вещей (т.е. вопрос о тех или иных результатах деятельности) – вторичен[2].

Важно понимать также, что в стратегическом подходе есть три разных, но равно важных аспекта:

- знать, что делать,

- уметь убедительно отвечать на вопрос “что делать”,

- иметь право в данной ситуации говорить об этом (т.е. самому задавать этот вопрос и от себя отвечать на него)[3].

Впервые проблема стратегического управления становится объектом серьезных систематических дискуссий с начала 1960-х годов. Стратегическое управление в это время рассматривается в контексте разработки новых управленческих подходов, в частности при переходе от моделей кризисного управления к моделям корпоративного управления.

Следующий стимул развитию практики стратегического управлении дал процесс экономической и политической глобализации, становления “нового мирового порядка”.

Процесс этот оказывает свое преобразующее воздействие как на государства и регионы, так и на отдельные города и иные населенные пункты. Показатели их функционирования во все большей степени зависят от действия сил, находящихся за пределами их географических границ. Неудивительно, что зависимость органов государственного, регионального и местного управления от процессов, выходящих за пределы подведомственных им территорий, также резко повысилась. Решения, которые принимаются подчас за тысячи километров от конкретных населенных пунктов, способны оказывать решающее значение на социально-экономические процессы в них протекающие.

Подчеркнем еще раз, что вопрос ставится об именно освоении стратегического подхода к постановке управленческой деятельности в сфере местного самоуправления, а не только и не столько о внедрении функции стратегического планирования в работу администраций тех или иных муниципальных образований.

Не будем снова наступать на одни и те же грабли: внедрение какой угодно управленческой функции вообще невозможно без освоения соответствующего подхода (в рамках которого эта функция определима и реализуема).

Освоение какого-либо подхода – это прежде всего понимание и принятие тех организационно-деятельностных установок, на которых этот подход “крепится” и “держится”. А поскольку вместе с установками принимаются также и соответствующие им ценности, цели и смыслы, стратегический подход можно отнести к реальности понимающего управления[4].

Внедрение же функции – когда оно возможно – действие системотехническое, инженерно-сервисное, на понимание и сознаваемое принятие не претендующее. Когда оно, по каким-то причинам “не случается”, соответствующий подход, так и не будучи освоенным, тихой сапой откладывается в сторону. И, как уверенно выражались в начале перестройки, “иного не дано”!

Говоря об освоении стратегического управления и планировании в муниципальной сфере, нельзя забывать и того обстоятельства, что распространенные сегодня концепции и технологии “стратегического” сложились вовсе не в муниципальной сфере, а в сфере корпоративного управления (причем, в крупных корпорациях, обладающих достаточно большими информационными и интеллектуальными ресурсами). Поэтому необходима работа по адаптации этих концепций и технологий к специфике муниципального дела и конкретным возможностям муниципальных образований.

Кроме того предстоит еще выделить те предметные горизонты стратегического планирования и соответствующие им системные объекты, в концептах и индикаторах (показателях) которых будут далее строиться проекты и программы развития.

Мы полагаем, что сегодня наиболее актуальными вопросами освоения стратегических подходов к городскому развитию являются:

·         организационно-проектная адаптация функции стратегического планирования в наличные и складывающиеся системы муниципального управления;

·         местное экономическое развитие[5],

·         проектно-направленная профессионализация персонала в сфере муниципального управления, формирование и развитие человеческого потенциала муниципального управления;

·         пространственное развитие муниципальных образований, обеспечивающее права человека и различных сообществ на приемлемые для них жилье и среду обитания;

·         социальное партнерство, обеспечивающее вовлеченное и ответственное участие социально-активных сообществ и общественных организаций в процесс местного самоуправления и городского развития.

Может возникнуть вопрос: почему эти, а не другие задачи считать наиболее актуальными для освоения стратегических подходов в деле городского развития? Почему в такой, а не иной последовательности? Вопрос не праздный, поскольку спрашивается об объеме усилий, необходимых для освоения “стратегического”, а, стало быть, о необходимых для этого кадровых, информационных, интеллектуальных ресурсах, реалистических сроках и т.д.

Отвечая на этот вопрос в ходе работы над настоящим пособием, мы руководствовались двумя соображениями.

Во-первых мы понимали, что в случае со “стратегическим” в муниципальной сфере, мы имеем дело не с “исторической необходимостью”, а с процессом продвижения стратегических подходов в те или иные сектора муниципальной сферы.

А потому последовательность рассмотрения должна соответствовать степени продвинутости в понимании и реализации “стратегического” в том или ином секторе муниципальной сферы. Отсюда - последовательность и объемы лекций в первой части пособия.

А во-вторых, независимо от того, куда фактически продвинулась практика стратегического в муниципальном деле, читатель должен иметь возможность более свободно ориентироваться в понимании природы “стратегического” (причем желательно не только в иностранном, но и в своем страновом интеллектуально-методологическом контексте). Отсюда - характер и содержание второй части пособия, представляющего собой мини-хрестоматию текстов методологического содержания, посвященных "стратегии" и "стратегическому".



[1] На самом деле ситуация несколько сложнее и таких задач может оказаться не одна, а две-три, но, строго говоря, это дела не меняет, поскольку в любом случае речь идет о возможных зонах ближайшего развития местного самоуправления и городского развития.

[2] Тут можно заметить, что в горизонте стратегической мысли-и-деятельности “практическое” и “методологическое” практически совпадают.

[3] Если принимать в расчет идущее из военного дела различение стратегии и тактики, то можно также сказать, что на вопрос “как делать” отвечает тактика; она же определяет, какие виды средств на какой стадии деятельности (в какой период времени) должны использоваться.

[4] В этом смысле О.Б. Алексеев совсем не безосновательно утверждает, что стратегическое управление “является распределенным во времени пониманием” (см. лекцию 1 настоящего пособия).

Подробнее о понимающем управлении см. текст О.И. Генисаретского "О местном ведении и понимающем самоуправлении" в сборнике материалов к семинару.

[5] Проблематика стратегического планирования в этом аспекте городского развития рассмотрена нами в публикации: Местное экономическое развитие. Пособие для профессионалов. М., 1999.

Содержание раздела

 

 
Сайт создан в системе uCoz