Содержание раздела
Почему стратегическое управление становится
ключевым звеном городского развития?
На каждом этапе становления муниципального дела в стране на передней
план выходит одна, вполне определенная задача. Сегодня ею, кажется,
становится освоение стратегического подхода к организации планирования
и управления[1].
Почему так? Во многом это связано с продолжающимися попытками
ответить на вопрос: с помощью каких подходов и методов мы могли
бы, во-первых, представлять себе наше будущее в терминах организационно-управленческой
деятельности, во-вторых, делать расчеты на это будущее и строить
планы по их реализации и наконец, в-третьих, получить возможность
на деле достигать поставленные перед собой цели, убеждаясь в том,
что “мы сделали это” и имея возможность доказать другим, что дело
обстоит именно так.
Иначе говоря, стратегия деятельности отвечает на вопрос “что
делать” при понимании того “зачем это делается” (и – что не менее
важно – “чего не делать” ни при каких обстоятельствах и “почему”).
И отвечает стратегия на этот вопросы, что называется, “в натуральной
форме”, на языке – наивного ли, рефлектированного ли, – но реализма.
Отвечает объектно-ориентированно (иначе говоря, предметно), а
не только концептуально или номинально.
- Стратегический реализм?
- Да, сколь ни парадоксально на первый взгляд это
сочетание терминов. Пора бы уже понять, что без стратегического
видения и делания все разговоры о городском развитии и/или развитии
местного самоуправления попросту не реалистичны.
Для более внятного понимания специфики стратегического подхода
к управлению важно почувствовать, что методологически и практически
первичным в нем является вопрос “что делать” (а это вопрос про
состояния дел, про деятельность, как таковую), тогда как вопрос
“зачем”, ради какого положения вещей (т.е. вопрос о тех или иных
результатах деятельности) – вторичен[2].
Важно понимать также, что в стратегическом подходе есть три разных,
но равно важных аспекта:
- знать, что делать,
- уметь убедительно отвечать на вопрос “что делать”,
- иметь право в данной ситуации говорить об этом (т.е. самому
задавать этот вопрос и от себя отвечать на него)[3].
Впервые проблема стратегического управления становится объектом
серьезных систематических дискуссий с начала 1960-х годов. Стратегическое
управление в это время рассматривается в контексте разработки
новых управленческих подходов, в частности при переходе от моделей
кризисного управления к моделям корпоративного управления.
Следующий стимул развитию практики стратегического управлении
дал процесс экономической и политической глобализации, становления
“нового мирового порядка”.
Процесс этот оказывает свое преобразующее воздействие как на
государства и регионы, так и на отдельные города и иные населенные
пункты. Показатели их функционирования во все большей степени
зависят от действия сил, находящихся за пределами их географических
границ. Неудивительно, что зависимость органов государственного,
регионального и местного управления от процессов, выходящих за
пределы подведомственных им территорий, также резко повысилась.
Решения, которые принимаются подчас за тысячи километров от конкретных
населенных пунктов, способны оказывать решающее значение на социально-экономические
процессы в них протекающие.
Подчеркнем еще раз, что вопрос ставится об именно освоении стратегического
подхода к постановке управленческой деятельности в сфере местного
самоуправления, а не только и не столько о внедрении функции стратегического
планирования в работу администраций тех или иных муниципальных
образований.
Не будем снова наступать на одни и те же грабли: внедрение какой
угодно управленческой функции вообще невозможно без освоения соответствующего
подхода (в рамках которого эта функция определима и реализуема).
Освоение какого-либо подхода – это прежде всего понимание и принятие
тех организационно-деятельностных установок, на которых этот подход
“крепится” и “держится”. А поскольку вместе с установками принимаются
также и соответствующие им ценности, цели и смыслы, стратегический
подход можно отнести к реальности понимающего управления[4].
Внедрение же функции – когда оно возможно – действие системотехническое, инженерно-сервисное,
на понимание и сознаваемое принятие не претендующее. Когда оно,
по каким-то причинам “не случается”, соответствующий подход, так
и не будучи освоенным, тихой сапой откладывается в сторону. И,
как уверенно выражались в начале перестройки, “иного не дано”!
Говоря об освоении стратегического управления и планировании
в муниципальной сфере, нельзя забывать и того обстоятельства,
что распространенные сегодня концепции и технологии “стратегического”
сложились вовсе не в муниципальной сфере, а в сфере корпоративного
управления (причем, в крупных корпорациях, обладающих достаточно
большими информационными и интеллектуальными ресурсами). Поэтому
необходима работа по адаптации этих концепций и технологий к специфике
муниципального дела и конкретным возможностям муниципальных образований.
Кроме того предстоит еще выделить те предметные горизонты стратегического планирования
и соответствующие им системные объекты, в концептах и индикаторах
(показателях) которых будут далее строиться проекты и программы
развития.
Мы полагаем, что сегодня наиболее актуальными вопросами освоения
стратегических подходов к городскому развитию являются:
·
организационно-проектная адаптация функции стратегического
планирования в наличные и складывающиеся системы муниципального
управления;
·
местное экономическое развитие[5],
·
проектно-направленная профессионализация персонала
в сфере муниципального управления, формирование и развитие человеческого
потенциала муниципального управления;
·
пространственное развитие муниципальных образований,
обеспечивающее права человека и различных сообществ на приемлемые
для них жилье и среду обитания;
·
социальное партнерство, обеспечивающее вовлеченное
и ответственное участие социально-активных сообществ и общественных
организаций в процесс местного самоуправления и городского развития.
Может возникнуть вопрос: почему эти, а не другие задачи считать наиболее актуальными
для освоения стратегических подходов в деле городского развития?
Почему в такой, а не иной последовательности? Вопрос не праздный,
поскольку спрашивается об объеме усилий, необходимых для освоения
“стратегического”, а, стало быть, о необходимых для этого кадровых,
информационных, интеллектуальных ресурсах, реалистических сроках
и т.д.
Отвечая на этот вопрос в ходе работы над настоящим пособием,
мы руководствовались двумя соображениями.
Во-первых мы понимали, что в случае со “стратегическим” в муниципальной
сфере, мы имеем дело не с “исторической необходимостью”, а с процессом
продвижения стратегических подходов в те
или иные сектора муниципальной сферы.
А потому последовательность рассмотрения должна соответствовать
степени продвинутости в понимании и реализации “стратегического”
в том или ином секторе муниципальной сферы. Отсюда - последовательность
и объемы лекций в первой части пособия.
А во-вторых, независимо от того, куда фактически продвинулась
практика стратегического в муниципальном деле, читатель должен
иметь возможность более свободно ориентироваться в понимании природы
“стратегического” (причем желательно не только в иностранном,
но и в своем страновом интеллектуально-методологическом контексте).
Отсюда - характер и содержание второй части пособия, представляющего
собой мини-хрестоматию текстов методологического содержания,
посвященных "стратегии" и "стратегическому".
[1] На
самом деле ситуация несколько сложнее и таких задач может оказаться
не одна, а две-три, но, строго говоря, это дела не меняет, поскольку
в любом случае речь идет о возможных зонах ближайшего развития
местного самоуправления и городского развития.
[2] Тут
можно заметить, что в горизонте стратегической мысли-и-деятельности
“практическое” и “методологическое” практически совпадают.
[3] Если принимать
в расчет идущее из военного дела различение стратегии и тактики,
то можно также сказать, что на вопрос “как делать” отвечает
тактика; она же определяет, какие виды средств на какой стадии
деятельности (в какой период времени) должны использоваться.
[4] В
этом смысле О.Б. Алексеев совсем не безосновательно утверждает,
что стратегическое управление “является распределенным во времени
пониманием” (см. лекцию 1 настоящего
пособия).
Подробнее о понимающем управлении см. текст О.И. Генисаретского
"О местном ведении и понимающем самоуправлении" в
сборнике материалов к семинару.
[5] Проблематика
стратегического планирования в этом аспекте городского развития
рассмотрена нами в публикации: Местное экономическое развитие.
Пособие для профессионалов. М., 1999.
Содержание раздела