Система регулирования малого и среднего предпринимательства в
Азербайджане
НАТИК КАСИМОВ
доктор экономических наук, профессор
(Азербайджанская Республика)
• В результате реструктуризации частный сектор занял господствующую позицию
в азербайджанской экономике
• Государственная программа развития малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской
Республике, рассчитанная на 2002-2005 годы, нацеливает усилия государства и экономического
сообщества на шесть приоритетных направлений
• Роль механизма развития непрерывно возрастает, поскольку на долю новых знаний
и технологий в развитых странах приходится свыше 90% прироста ВВП
Социальная и политическая стабильность в Азербайджане, его приверженность курсу
создания открытого демократического общества предполагают выработку стратегии устойчивого
и быстрого развития страны. Цель этого курса – повышение уровня жизни населения
и обеспечение высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства,
дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе,
превращение ее в преуспевающее государство с высоким жизненным уровнем и оптимистическими
перспективами.
Частный сектор – основной фактор экономики
Успешное решение этих задач возможно только при значительном
усилении конкурентоспособности Азербайджана, в том числе и конкурентоспособности
менеджмента, бизнеса и человеческого капитала. На этой основе необходимо в течение
ближайших лет модернизировать и реструктурировать предприятия, создать новые рабочие
места, повысить экспортно-импортный потенциал. Эти установки выдвигают конкретные
обязательства перед менеджментом, дают мощный импульс к его дальнейшему развитию
и совершенствованию.
Важный фактор поощрения к привлечению инвестиций – ускоренный рост частного сектора
в экономике, в частности развитие малого и среднего предпринимательства (МСП).
Для преобразований во всех секторах экономики были приняты около 250 законов
и более 700 других нормативно-правовых актов. В результате реализации этих решений
началась приватизация госсобственности посредством денег и чековых аукционов. Это
позволило акционировать или передать в частные руки свыше 77 тыс. предприятий, прежде
всего в сфере торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения,
строительстве и сельском хозяйстве, которые быстро встали на ноги и начали приносить
доход, в том числе и государству в форме налогов, оплаты лицензий и других платежей.
Проведена земельная реформа, включая передачу более 1,3 млн га сельскохозяйственных
угодий сельскому населению с правом купли-продажи.
Закрыты 25 министерств, на базе государственных предприятий образованы десятки
акционерных обществ, отменены системы квот, экспортного налога и т.д. Проведены
подготовительные работы для вступления во Всемирную торговую организацию.
Важной вехой на этом пути стали разработка и утверждение президентом Азербайджана
первой программы развития малого и среднего предпринимательства, рассчитанной на
1997-2000 годы. Благодаря ее реализации получило развитие правовая база этого бизнеса,
существенно изменилось регулирование предпринимательства. Стали активнее работать
структуры, оказывающие образовательные, информационные и консультационные услуги.
Приняты меры по защите прав и законных интересов предпринимателей.
Для пресечения незаконных вмешательств в их деятельность и устранения необоснованных
проверок началось применение «Контрольной книги». Расширились деятельность региональных
структур МСП, международное, региональное сотрудничество и связи с национальными
организациями иностранных государств в сфере МСП.
Как видно из табл. 1, приватизация, земельная реформа и политика, направленная
на развитие частных видов коммерческой деятельности, способствовали росту доли негосударственного
сектора в общем объеме ВВП до 68% в 2000 г. по сравнению с 29% в 1994 г.; в промышленности
эта доля увеличилась до 44% (против 2,1 % в 1994 г.), сельском хозяйстве – 98% (соответственно
57%), инвестициях - 52 (39%), на пассажирском транспорте – 85,6 (14,3%), в торговле
– 98 (83%), образовании - 20, здравоохранении – 38% и 79% – на предприятиях коммунального
обслуживания.
В 2001 г. частный сектор занял господствующую позицию в азербайджанской экономике:
его доля в ВВП составила 70,7%, производстве промышленной продукции – 48,3, сельском
хозяйстве – 99, строительстве – 76,1, внутреннем товарообороте – 98,4%. Частные
фирмы оказывают 62,5% платных услуг населению, осуществляют 83,9% пассажирских перевозок.
На их долю приходится 59% внешнеторгового оборота и 52,6% экспорта. За счет поступлений
и негосударственного сектора формируется почти 40% госбюджета страны. При этом в
ВВП доля малого и среднего бизнеса, в котором работают 80,1% частных фирм, за пять
лет увеличилась с 24,7 до 42,7%.
Программа развития МСП и ее содержание
Анализ показывает, что условия, созданные в стране благодаря
политической и макроэкономической стабильности для ускорения развития малого и среднего
бизнеса, использованы не полностью. Число занимающихся предпринимательской деятельностью
ниже имеющихся возможностей. В этом секторе пока слабо развиваются важные со стратегической
точки зрения предприятия, обладающие потенциалом формирования структур. Недостаточно
влияние МСП на развитие экспортного потенциала и структуры экспорта. Не соответствует
возможностям и региональное развитие МСП, более 80% предприятий этого сектора сконцентрированы
в Баку и его окрестностях.
Учитывая это, президент Гейдар Алиев в августе 2002 г. утвердил новую Государственную
программу развития малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике,
рассчитанную на 2002-2005 годы. Предполагается, что усилия государства и экономического
сообщества будут сконцентрированы на шести приоритетных направлениях.
1. Совершенствование государственного регулирования предпринимательства.
Министерство экономического развития и Министерство юстиции, в частности,
обязаны периодически анализировать список видов деятельности, требующих лицензирования,
и разрабатывать связанные с этим предложения, а также при участии Госстандарта –
оказывать МСП методическую и организационную помощь в области стандартизации, сертификации
продукции, совершенствовать правила сертификации продукции и услуг, производимых
в МСП. Предусмотрена также подготовка предложений по повышению критериев определения
субъектов МСП и созданию механизмов их функционирования.
2. Финансовое и инвестиционное обеспечение развития МСП. Минфину и Минэкономразвитию,
в частности, поручено разработать проекты законов «Об обществах взаимного страхования»
и «Об инвестиционной деятельности»; проанализировать применение для субъектов МСП
налога и неналоговых выплат по упрощенной схеме; Госкомстату с их участием создать
микрокредитные схемы для различных социальных групп населения, желающих заниматься
предпринимательской деятельностью, помочь кредитным союзам. Разработать механизм
участия малого и среднего бизнеса в государственных инвестиционных программах и
инвестиционной поддержке по модернизации промышленных фирм этого сектора; содействовать
осуществлению пилотных инвестиционных проектов в области переработки сельскохозяйственной
продукции, нефтехимической и химической промышленности.
3. Структурные преобразования и технологическое развитие МСП. Министерству
экономического развития и Министерству юстиции при участии общественных объединений
предпринимателей поручено подготовить проект постановления правительства АР «О стимулировании
развития кооперативных связей между малыми, средними и крупными предприятиями»,
а Минэкономразвития и Государственной нефтяной компании – создать банк данных о
таких кооперативных связях. Кроме того, исполнительная власть, в частности администрация
Баку и Минэкономразвития, обязана создать центр выставки-продажи продукции малого
и среднего бизнеса.
4. Техническая помощь МСП и развитие человеческого фактора. Минэкономразвития
совместно с общественными объединениями предпринимателей поручено завершить формирование
системы информационного обеспечения МСП, издать информационные сборники для МСП,
а при поддержке Госкомстата и Министерства связи содействовать использованию малым
и средним бизнесом услуг Интернет-бизнеса и МСП-НЕТ. С участием Министерства образования
и других ведомств предусмотрено также создать учебный центр МСП, подготовить базовые
учебные и методические программы и учебники консультативной направленности, провести
в Баку форум делового сотрудничества «Партнерство-СНГ» и ряд других акций.
5. Ускорение регионального развития предпринимательства. Для привлечения
инвестиций в регионы предусмотрено составить карты инвестиционных проектов в стране,
сформировать нормативно-правовую базу региональных механизмов экономического поощрения.
Кроме того, с целью повышения уровня занятости населения ряду министерств и Национальному
банку поручено подготовить и реализовать предложения о применении повышенных коэффициентов
при начислении заработной платы, льготных тарифов на энергоносители для МСП, налоговых
каникул и льготных кредитов для развития местного производства в горных и приграничных
районах, а также в Нахичеванской автономной республике. На республиканские и местные
органы возложена обязанность участвовать в подготовке и выполнении региональных
отраслевых программ по малому предпринимательству, создании в Баку инкубатора технологического
бизнеса, формировании местных рыночных инфраструктур предпринимательства (консультативной,
учебной, информационной, рекламной и т.д.), а Национальному банку – в создании структур
финансово-кредитных организаций в регионах.
6. Усиление защиты прав предпринимателей. Для повышения ответственности
органов регистрации хозяйственных субъектов Минэкономразвития и Минюсту указано
подготовить предложения о внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс АР,
а с участием Национального банка и Экономического суда – предложений по совершенствованию
норм договорного права. Предполагается также принятие постановления правительства
«Об осуществлении надзора и проверок в сфере предпринимательства», что позволит
законодательно закрепить список органов, проводящих проверку, и их компетенции.
Решению этой же задачи будет способствовать совершенствование механизмов применения
«Контрольных книг», а также подготовка и издание книг серии «Основы предпринимательского
права».
Ожидается, что к 2005 г. в результате реализации этого комплекса мер:
расширятся возможности привлечения населения страны к предпринимательской
деятельности;
будет усовершенствована предпринимательская деятельность со структурной,
региональной и технологической точек зрения;
усилится роль МСП в реорганизации экономики, повышении ее конкурентного
потенциала и приведении в соответствие с условиями экономической глобализации;
активизируется деятельность МСП в решении социальных проблем азербайджанского
общества;
появятся новые рабочие места, будут усовершенствованы региональная структура
экономической деятельности и структура занятости населения;
увеличится доля МСП в экспорте страны.
Опыт развития малого и среднего предпринимательства показывает, что конкретный
бизнес способен обезопасить себя от спадов в экономике, если сумеет избежать чрезмерных
долгов и создаст надежную финансовую систему. Это позволит ему добиться максимальной
гибкости и остаться привлекательным для инвесторов нового типа.
Политика развития и частный бизнес
Поскольку глобализация мирового хозяйства стала ведущей
тенденцией XXI столетия, стратегия развития частного бизнеса в Азербайджане
предусматривает активное участие этого сектора во всех источниках экономического
роста – топливно-энергетических ресурсах, транзитном потенциале, сельском хозяйстве
и связанным с ним промышленном комплексе, а также широком привлечении трудовых и
экономических ресурсов регионов. Выполнение этой программы, как показывает прогноз
социально-экономического развития страны (табл. 1), даст возможность к 2005 г. увеличить
объем ВВП примерно на 50%, а производство промышленных изделий – на 60%.
Таблица 1
Прогноз основных социально-экономических показателей развития Азербайджанской
Республики на 2003-2005 годы
Показатели | 2000 |
2001 |
2002 | 2003 |
2004 |
2005 |
•ВВП, темп прироста, % | 111,1 |
109,9 | 109,2 |
109,5 |
107,5 | 116,0 |
промышленность, % | 106,9 |
107,7 | 105,9 |
106,1 |
104,3 | 126,4 |
сельское хозяйство, % | 112,1 |
111,1 | 107,3 |
107,9 |
106,8 | 112,6 |
строительство, % | 102,6 |
106,0 | 143,6 |
142,8
| 114,9 | 129,5 |
транспорт, % | 112,3 |
110,9 |
108,7 | 108,9 |
107,7 |
107,5 |
• Доля частного сектора, % | 69,6 |
70,7 | 72,0 |
72,5 |
74,0 | 75,0 |
• Темп прироста: | |
| |
|
| |
ненефтяной сектор, % | 113,2 |
110,7 | 109,5 |
111,3 |
110,6 | 107,3 |
нефтяной сектор, % | 102,1 |
107,9 | 108,9 |
105,1 |
99,4 | 141,0 |
• Доля нефтяного сектора в ВВП, % |
29,8 |
29,5 | 27,8 |
27,7 |
25,9 | 31,3 |
• ВВП на душу населения, долл. США |
652,5 |
695,0 | 722,1 |
792,0 |
827,9 | 939,9 |
• Инвестиции по всем источникам, млн долл. |
1 469,5 | 1 562,1 |
2 231,4 |
2 637,9 | 2 651,5 |
2 757,3 |
темп прироста, % | 101,6 |
110,6 | 148,8 |
121,9 |
103,5 | 106,0 |
Денежные доходы населения, темп прироста, % |
108,8 | 110,4 |
112,0 |
114,7 | 108,4 |
108,1 |
Внешнеторговый оборот, % | |
128,3 | 92,1 |
101,4 |
102,8 | 128,2 |
Источник: оперативная информация Министерства экономического развития
Азербайджанской Республики.
Активизация источников роста и конкурентоспособности страны в ХХI в. предполагает:
во-первых, реализацию сценария ускоренной диверсификации азербайджанской экономики,
основным направлением которой является опережающее развитие перерабатывающих секторов
(в первую очередь высокотехнологичных), сферы услуг, а также повышение степени переработки
сырья;
во-вторых, реструктуризацию промышленности в целях совершенствования ее
организационной структуры, обеспечивающей снижение трансакционных и административно-управленческих
издержек, экономию оборотного капитала, интеграцию науки и производства, эффективный
менеджмент с образованием конкурентоспособных отечественных корпораций;
в-третьих, восстановление кооперационных связей и технологических цепочек
производства наукоемкой продукции с формированием конкурентоспособных, вертикально
интегрированных корпораций.
В ходе реструктуризации необходимо добиться повышения инвестиционной привлекательности
производственных предприятий. Для этого должны быть приняты следующие меры как нормативного,
так и административного характера:
повышение открытости и доступности информации о состоянии предприятий для потенциальных
инвесторов, обеспечение ее достоверности, ужесточение ответственности за злоупотребления
внутренней информацией;
защита прав собственности акционеров и других владельцев предприятий: гарантия
свободного оборота акций открытых акционерных обществ, защита прав мелких акционеров
и собственников от злоупотреблений со стороны крупных акционеров и высших менеджеров;
повышение качества работы и ответственности высших менеджеров предприятий, внедрение
современных форм управления предприятиями, оказание помощи предприятиям в переходе
на международные стандарты бухгалтерского учета и финансового менеджмента;
внедрение передовых технологий менеджмента, предусматривающих активизацию человеческого
фактора, оптимизацию использования производственных ресурсов, повышение качества
продукции, стимулирование инновационной активности, освоение современных подходов
к управлению персоналом.
О необходимости такого подхода свидетельствуют данные табл. 2. Из нее видно,
что благодаря реализации программы приватизации государственной собственности и
развития малого и среднего бизнеса Азербайджану только в 1998-2001 годах удалось
в 1,5 раза увеличить ввод в действие основных фондов. В то же время инвестиции в
основной капитал снизились на 13%, причем капиталовложения из-за рубежа сократились
на 18,4%. Тем не менее опережающими темпами инвестировались средства в обрабатывающую
промышленность, строительство, транспорт, производство электроэнергии и изделий
домашнего обихода.
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал Азербайджана
(в действовавших ценах, млн долл.)
| 1998 |
1999 | 2000 |
2001 |
Ввод в действие основных фондов |
459,9 | 643,8 |
745,2 | 695,4 |
Инвестиции в основной капитал |
1424,8 | 1127,4 |
1081,6 | 1257,2 |
в том числе: | |
| |
|
за счет иностранных инвестиций |
964,6 | 647,5 |
567,2 | 787,2 |
в сельское, охотничье | |
| |
|
и лесное хозяйство | 8,9 |
13,3 | 7,2 |
8,9 |
горнодобывающую промышленность |
986,8 | 469,3 |
537,6 | 721,6 |
обрабатывающую промышленность |
37,4 | 74,7 |
89,5 | 67,1 |
производство и распределение электроэнергии,
газа и воды | 43,9 |
151,5 | 110,0 |
98,1 |
строительство | 9,1 |
12,9 | 3,8 |
14,0 |
транспорт и связь | 94,1 |
160,7 | 99,9 |
141,3 |
торговлю, ремонт автомобилей и изделий домашнего обихода |
12,8 | 105,2 |
36,1 | 55,4 |
гостиницы и рестораны | 29,2 |
22,3 | 4,1 |
0,3 |
По формам собственности: | |
| |
|
государственный сектор | 458,3 |
458,3 | 450,9 |
327,9 |
негосударственный сектор | 966,5 |
669,1 | 630,7 |
929,3 |
Источник: Статистический ежегодник Южно-Кавказских стран, «Сада»,
2002, с.219-221.
Таким образом, создается новый механизм регулирования экономики, включающий индикативное
планирование социально-экономического развития, процедуры выбора и реализации приоритетов
экономической политики, инструменты стимулирования научно-технического прогресса
и инновационной активности. Вне зависимости от доминирующей парадигмы регулирования
экономики роль механизма развития непрерывно возрастает, поскольку на долю новых
знаний и технологий в развитых странах приходится свыше 90% прироста ВВП. А в создании
и распространении новых знаний и технологий основная нагрузка по организации и финансированию
научных исследований и разработок лежит на государстве, на долю которого приходится
свыше трети общих затрат на НИОКР в развитых странах, в том числе практически все
затраты на проведение фундаментальных исследований.
Роль государства является определяющей и в обеспечении образования населения,
составляющего сегодня ведущий фактор социально-экономического развития.
Следовательно, политика развития, органично включая научно-техническую и промышленную
политику, в том числе реструктуризацию предприятий, способна обеспечивать повышение
конкурентоспособности отечественных предприятий, появление национальных лидеров
– локомотивов экономического роста.
|