Формы и методы
государственного управленияВИКТОР КОЗБАНЕНКО кандидат исторических наук, доцент
Государственного университета управления (Россия)
• Между политическим и государственным
управлением имеются как тесная взаимосвязь, так и существенные
отличия • Необходимо переосмысление парадигмы
государственного управления • Государственное управление на основе
беспристрастной законодательно выверенной
системы и современных технологий является для
России желаемой целью
Государственное управление - социальный
феномен политически организованной цивилизации.
Рыночные отношения современного
индустриального общества требуют
соответствующего регулирования со стороны
государства. На пороге XIX-XX вв. произошло
количественное увеличение задач
государственного управления, обозначилось их
качественное усложнение. На рубеже третьего тысячелетия идет
переосмысление
парадигмы
государственного
управления, что вызвано глобальными социальными
реформами, осуществляемыми в разных странах.
Процессы трансформации привели к переходу
цивилизации на постиндустриальные рельсы.
Общество становится все более информационно
открытым, при этом происходит принципиальное
обновление понимания роли государственного
управления, его социальной обусловленности,
масштабности и эффективности.
Соотношение понятий “государственное
управление” и “политика”
Понятие
“государственное управление”
характеризует область научного знания и вид
социального управления - сферу практической
деятельности, связанную с решением проблем
государственной организации и регулирования
общественной жизни. Это
организующе-регулирующее воздействие
государства может быть подразделено на две
составляющие -
политическую
и
административную.
В рамках первой - политического управления -
решаются вопросы что, зачем и почему? Вторая
представляет более конкретное проявление
собственно государственного управления,
решающего вопросы как и при помощи чего? В этом
смысле оно именуется некоторыми авторами
административно-государственным управлением.
Однако, на мой взгляд, в таком термине заложена
этимологическая путаница. Действительно,
латинское “administration” означает не что иное,
как управление. Совмещение этих двух слов
равносильно тому, что характеризовать железо
опрелением железное. Существуют два полярных подхода к вопросу о
соотношении понятий “политика” и
“государственное управление”. Один в
утрированном виде состоит в том, что политику
следует изгонять отовсюду, т.е. минимизировать ее
роль. Другой рассматривает государственное
управление лишь как механизм воплощения
политического курса, сформулированного высшими
органами власти. И если первый подход
превозносит свободный рынок и экономические
методы регулирования, то второй отстаивает
создание централизованной системы руководства и
усиление мер административного воздействия.
Истина, как это чаще всего бывает, лежит
посередине. Между политическим и государственным
управлением имеются как тесная взаимосвязь, так
и существенные отличия. Политика в значительной
степени
эмоциональна, в том смысле, что
чувствительна к общественному мнению,
настроениям широких масс людей, их сиюминутным
устремлениям, подвержена влиянию текущих
событий, зависит от предпочтения тех или иных
лидеров, социальных интересов и т.п.
Государственное управление более
рационально,
т.е. функционально организовано и решает
конкретные задачи. В первом главенствуют
нормативно-ценностные
знания, обращенные на выяснение
целесообразности государственных действий и на
оценочные характеристики. Во втором основную
роль играют
нормативно-позитивные
знания,
направленные на анализ государственной
деятельности и ее последствий. Объединяющие два
этих понятия начала вытекают не только из
особенностей государства как политического
института, но и из властного характера его
организационной деятельности. Можно выделить три структурных уровня
организации государственного управления.
Высший -
институциональный -
являющийся
пограничным между политическим и
государственным управлением. На нем
определяются общая политика и главные задачи ее
осуществления. Средний -
административный
уровень - сфера функционального управления
(администрирования). На нем любое направление
деятельности подвергается анализу и
раскладывается на различные
организационно-управленческие компоненты -
планирование, организацию, руководство, контроль
и т.д. На третьем -
технологическом
(низшем) - происходит непосредственное
удовлетворение социальных потребностей в
услугах государственного управления,
превращаемых в конкретные продукты (результаты),
которыми пользуется общество в целом и отдельные
граждане или их организации. Таким образом, государственная администрация в
теоретических представлениях находится вне
сферы политики, тогда как государственное
управление на институциональном уровне
политично и основано на учете разнообразия
конфликтующих интересов, идей и целей.
Профессионально ориентированная область
государственного управления сосредоточена
именно на административном уровне и является как
бы посредником между сильно политизированным
институциональным и аполитичным
бюрократизированным технологическим уровнями.
Государственное управление как система и как процесс
С научных позиций рациональное объяснение
природы и сущности государственного управления
предполагает его всестороннее рассмотрение как
системы и процесса во взаимодействии с
окружающей социальной средой. Система
государственного управления
образуется подсистемами целей и принципов
осуществления государственно-властного
воздействия на общественную жизнедеятельность.
Данное воздействие выражается обычно в правовых
формах. Оно включает организационные структуры
государственного аппарата (госорганы), систему
государственной бюрократии (персонал),
совокупность реализуемых ими функций, комплекс
используемых методов, средств и ресурсов, а также
прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и
объектами управления, необходимые при этом
информационные потоки, документооборот и т.п. Процесс
государственного управления
представляет собой сознательную и
целенаправленную деятельность, связанную с
реализацией государственно-властных полномочий
субъектами публичной власти и
регламентированную юридическими нормами,
вследствие чего происходит непосредственная
смена общественных состояний, событий и явлений.
Иными словами, в процессе государственного
управления выполняется определенная
совокупность действий, приводящая к желаемой
динамике управленческих результатов. В
частности, проводятся в жизнь принятые законы и
политика, провозглашаемая высшей публичной
властью. Изучение социальной среды, в которой
реализуется государственное управление, на
которую оно влияет и которое в свою очередь
оказывает на него взаимообратное воздействие,
означает поиск ответов на вопросы о том, каковы
характеристики гражданского общества и способы
влияния последнего на властно-управленческую
деятельность государства. Фактически решается
проблема соотношения публичной власти,
государственной администрации и гражданского
общества, т.е. взаимодействия политических
институтов при реализации государственного
управления. Гражданское общество
- не что иное, как
свободная и
относительно
независимая от
государства общественная жизнь, включающая не
только экономическую сферу, но и источники
культурной инициативы людей. Демократизация
является классическим шагом на пути к его
автономии от государственного аппарата.
Подтверждением данного положения является то,
что самые различные течения общественной мысли
доказывают невозможность демократии, если
гражданское общество неавтономно по отношению к
государственному аппарату. Однако это, хотя и
необходимое, но само по себе недостаточное
условие демократии. В то же время полная
автономия здесь практически невозможна.
Государственное управление в современной России
Применительно к современной России в
государственном управлении можно отметить
причудливое переплетение двух противоречивых
тенденций.
Первая
заключается в сокращении
директивного начала управления, уменьшении
государственного сектора экономики, превращении
государства в одного из - хотя и наиболее
влиятельного - субъектов регулирования
общественных процессов.
Вторая
тенденция
реализуется в расширении и усложнении задач
государства в силу создания рыночной
инфраструктуры, формирования новых
законодательных и иных нормативно- правовых
процедур социальных, экономических и
политических отношений, необходимости
регулировать становление разных форм
собственности и их взаимоотношений. Поэтому
нельзя однозначно приветствовать призывы к
сокращению объема государственного управления,
особенно если он не замещается
самоуправленческими механизмами гражданского
общества. В таком случае может усилиться
состояние неуправляемости, произвола и хаоса,
элементы чего в той или иной степени всегда
присутствуют в переходном обществе. В РФ конца 90-х годов государственное управление
имеет объектом общество переходного типа. Для
него характерны социальное напряжение и
конфликты, рост недоверия к социальным
институтам и быстрое увеличение проявлений
отклоняющегося от социальных норм поведения. В
этот период нарушается баланс интересов
различных социальных (профессиональных,
региональных, национальных, демографических,
имущественных и т.д.) групп, ломается усвоенная
обществом модель социальной справедливости.
Отсюда в ряду первоочередных, требующих
государственного решения стоят проблемы
нестабильности и кризисов, слабой управляемости,
снижения эффективности социального управления. Государственное управление на основе
беспристрастной законодательно выверенной
системы и современных технологий является для
России желаемой целью. Это весьма сложный и
протяженный во времени процесс. Он имеет много
различных аспектов. Один из них - развитие
теории государственного управления, способной
не только дать научно обоснованную методологию
изучения этого важнейшего вида социальной
деятельности, но и определить верные ориентиры
системной, последовательной, реалистичной
реформы государственного аппарата и
обеспечивающих его институтов и механизмов. В преддверии XXI столетия формационные
преобразования в развитии российского
государства - смена общественно-политического
строя и социально-экономического уклада,
внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы
мирового научно-технического прогресса -
приобретают особое значение для науки и практики
управления. Они обусловливают необходимость
кардинального изменения принципов, функций,
форм, методов и средств государственного
управления. Поэтому требуется решительный
пересмотр стереотипов мышления, сложившихся в
прошлые десятилетия, значительные перемены в
мотивах и стимулах субъектов и объектов
управленческой деятельности. В настоящее время, говоря о ситуации в этом
плане в стране, приходится констатировать, что мы
имеем дело с глубоким и беспрецедентным
управленческим кризисом. Он приобрел всеобщий
характер, задев основы управленческой вертикали,
горизонтальных связей и информационных потоков.
Это нарушило принципы стимулирования,
ответственности и дисциплины, четкого
исполнения принятых решений, строгого контроля и
санкций, государственно-административной этики
и культуры. И все-таки для России с ее многообразным
историческим опытом и своеобразной
восприимчивостью к мировым новациям, огромными
масштабами ресурсного потенциала и
устойчивости, возможностями социального
динамизма вполне реальна долгосрочная
перспектива научного и эффективного управления.
Именно она выходит в ряд первостепенных условий
и факторов преодоления эпохи кризиса и спада,
перехода к подъему и развитию. |