Номер 2/02 Главная Архив К содержанию номера

Проблемы малого и среднего предпринимательства


С начала 90 х годов Германия оказывает прямую финансовую поддержку процессу реформ в России и других странах с переходной экономикой. Кроме того, Германия косвенно участвует в финансовой поддержке России через МВФ, Всемирный банк
и Европейский банк реконструкции и развития, членом которых она является.
Наряду с этим Германия содействует процессу реформ посредством инвестиций
в информационное обеспечение, участвуя в программе ТАСИС Европейского союза,
а также немецко-российских проектах в рамках программы ТРАНСФОРМ. Приоритетная задача программы ТРАНСФОРМ – поддержка малых и средних предприятий (МСП) в России.
На все это обратил внимание советник посольства Германии в Москве Клаус Брюммер, выступая в начале ноября 2001 г. в Международном научно- исследовательском институте проблем управления с докладом, посвященном опыту развития и поддержки МСП в Германии.
Доклад положен в основу публикуемой статьи.

Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Германии

КЛАУС БРЮММЕР
советник, руководитель КфВ-отдела координации
экономико-консультационной деятельности Посольства Германии в Москве


• Государство вмешивается в экономический процесс в той мере, в какой частный сектор не может приспособиться к изменившимся условиям деятельности
• В Германии приоритет отдается самостоятельности предприятий,
а не государственной поддержке
• Надбавки и субсидии покрывают, как правило, небольшую часть потребностей в инвестиционном финансировании

В статье сделан обзор важнейших принципов и инструментов государственной системы поддержки частных МСП в Германии. Эти принципы не являются немецким изобретением, ими руководствуются другие западные индустриальные страны и некоторые страны с переходной экономикой. Автор надеется, что публикуемый обзор послужит в какой-то мере стимулом для интенсификации развития малого и среднего бизнеса.


Признаки малых и средних предприятий и их значение для социальной рыночной экономики


По данным Федерального министерства экономики и технологии Германии, совокупность работников предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) и представителей свободных профессий (врачей, фармацевтов, адвокатов и др.) главным образом и образует средний класс Германии – основную составляющую немецкого общества со средними доходами и владеющего частной собственностью.

МСП руководят преимущественно их владельцы, работающие на них же, и отвечают за все экономические последствия своих действий в полном объеме. Следует подчеркнуть, что источник финансирования собственного бизнеса они находят не на финансовых рынках.

В одной из публикаций в 2000 г. немецкий Институт исследований проблем среднего класса дал следующую классификацию предприятий в зависимости от их величины и годового оборота:

В настоящее время в Германии насчитывается более 3,3 млн МСП и индивидуальных предпринимателей в ремесленном производстве, промышленности и непроизводственных отраслях, торговле, сфере услуг и свободных профессий. Это более 99% предприятий налогоплательщиков. На МСП приходится почти 70% рабочих мест, они обеспечивают обучение примерно 80% всех молодых специалистов страны, платят около 45% налогов с оборота, осуществляют 30% немецкого экспорта. В 1999 г. они сосредоточили 46% валовых инвестиций и 57% ВВП Германии. Справедливо поэтому рассматривать МСП как становой хребет немецкой экономики.

В начале 1990 г. в бывшей ГДР насчитывалось примерно 80 тыс. частных малых ремесленных предприятий, 10 тыс. представителей свободных профессий и около 7,5 тыс. преимущественно крупных и средних государственных предприятий. После объединения Германии в октябре 1990 г. до конца 1994 г. практически все государственные предприятия ГДР были приватизированы. К 1999 г. количество активно работающих МСП в новых федеральных землях выросло почти до 550 тыс.


Основные предпосылки развития МСП и экономики в целом


Важнейшие регулирующие функции немецкого государства связаны с обеспечением правового и экономического порядка в стране и предусматривают основополагающие права на свободу предпринимательской деятельности (например, право заключать договоры, вступать в объединения, создавать филиалы и отделения, выбирать профессию и место работы, самостоятельно устанавливать цены на выпускаемую продукцию) и частную собственность и распоряжение ею, прежде всего средствами производства (земельными участками, зданиями, машинами и другими основными фондами). Это законодательно закрепленные принципы самостоятельного предпринимательства.

Государство может вмешиваться в экономический процесс, если частный сектор не в состоянии в должной мере приспособиться к существующим или изменившимся условиям деятельности и общественным требованиям (например, в области охраны окружающей среды) или устранить недостатки экономического развития. Важное значение при этом имеет принцип соответствия государственного вмешательства правилам рыночной экономики, смысл которого в обеспечении справедливых условий и высокого уровня конкуренции. Усилия направлены на создание и сохранение как можно большего числа производительных, динамично развивающихся МСП. Антимонопольное законодательство препятствует отдельным субъектам доминировать на рынке.

В придании стабильности финансовой и валютной системам Германии огромную роль играют независимый немецкий Центральный банк, Бундесбанк, Центральный европейский банк и банковское законодательство (в том числе и банковский надзор).

Проводится по возможности политика всеобъемлющей социальной справедливости и социальных гарантий, опирающаяся на налоговое законодательство, а также законодательство по страхованию, поддержке семьи, защите прав трудящихся.

Размер предприятийКоличество занятых Годовой оборот (DM)
малыедо 9до 1 млн
средниеот 10 до 499от 1 до 100 млн
крупные500 и более100 млн и более

Большое внимание государство уделяет формированию общедоступной и экономически оправданной инфраструктуры (транспортной, телекоммуникационной, управления, институтов по обеспечению внутренней и внешней безопасности, образования и здравоохранения).

Не остаются в стороне вопросы регионального и отраслевого развития, а также охраны окружающей среды и распространения новых технологий.


Политика в отношении среднего класса


В Германии приоритет отдается самостоятельности предприятий, а не государственной поддержке. В интересах экономики в целом государство не вправе сдерживать в среднесрочной и долгосрочной перспективе естественные изменения рыночных условий. Это означает, что неэффективные предприятия и отрасли, которые не в состоянии к ним адаптироваться, должны уйти с рынка. Государство также не вправе защищать МСП от конкуренции в условиях рыночной экономики. Упор делается на использование рыночных механизмов. Принимаемые меры направлены преимущественно на решение проблем, возникающих по поводу не эффективности МСП, а их небольших размеров по сравнению с крупным бизнесом. Облегчается, например, доступ МСП к рынкам капиталов и новым технологиям.

В Германии в отношении деятельности МСП решения принимаются на уровне федерации, земель, городских и земельных округов, общин и во все большей мере в этом участвует Комиссия ЕС в Брюсселе.

С целью разгрузки органов государственного управления ряд функций по поддержке МСП передан некоторым публично-правовым институтам, в частности специализированным банкам, таким как Кредитанштальт фюр Видерауфбау (КфВ), а также саморегулируемым организациям частного бизнеса, например палаты ремесленников и торгово-промышленные.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Германии включает более 500 программ федерального и регионального значения, содействующих инвестиционной активности. Инвестиции служат важнейшей предпосылкой появления на рынке новых предприятий и адаптации уже существующих к постоянным изменениям в экономике и инновационной сфере. Содействие выражается в предоставлении технологий и соответствующей экономической информации, а также финансировании из государственного бюджета экономических и технических консультаций и мероприятий по обучению и повышению квалификации сотрудников и руководителей МСП.

Кроме того, оказывается помощь в формировании начального капитала предприятия, когда речь идет о преимущественно долгосрочных вложениях, например в рационализацию, модернизацию, расширение, преобразование производства.

Инвестиционная политика государства преследует также региональные, научно исследовательские, природоохранные и внешнеэкономические цели, которые выходят за рамки малого и среднего бизнеса. Однако внушительная часть оказываемой поддержки приходится как раз на его долю. Следует отметить и содействие развитию инфраструктуры этого бизнеса и не в последнюю очередь экономической, с тем чтобы усилить конкурентоспособность МСП.

Защищают интересы МСП также ряд законов и правовых актов (в частности положения антимонопольного законодательства и нормативные документы по бухгалтерскому учету), касающиеся в том числе инвестиций в создание инфраструктуры для малого и среднего бизнеса (среди них организации содействия экономическому развитию, экономические союзы, инновационно-технологические центры и бизнес-инкубаторы).

Важное значение имеет оказываемая МСП косвенная финансовая помощь (вводятся налоговые льготы, освобождающие, например, от уплаты подоходного налога в определенных размерах, и особые нормы амортизации для инвестиций в производство) и прямая, по объему и многообразию вариантов занимающая одно из важнейших мест в арсенале экономических рычагов.

Выделяют следующие разновидности прямой помощи:

государственные инвестиционные надбавки/субсидии. Они очень редко предоставляются на условиях возвратности. За основу для их расчета берется запланированный объем инвестиций. Надбавки не подлежат налогообложению и применяются по требованию. Субсидии в отличие от них облагаются налогом и предоставляются по налогообложению и усмотрению распределяющего их органа.

льготное кредитование. Оно часто используется на федеральном и региональном уровнях. Льготные кредиты называют скрытой финансовой помощью, так как ее сумма представляет разницу между рыночной и льготной кредитными ставками (кредитная субсидия). Среди других ее видов можно назвать гарантии специализированных банков по кредитам и долевое участие инвестиционных компаний в капиталах МСП, если эти банки или компании и сумма скрытой помощи финансируются государством.

Надбавки, субсидии и льготные кредиты, хотя и важные, но не решающие факторы, стимулирующие инвестиционную деятельность. Многое зависит от доходности, которую определяет чистая выручка от осуществленных вложений.

Надбавки и субсидии покрывают, как правило, лишь небольшую часть потребностей в инвестиционном финансировании. В полном объеме оно возможно прежде всего через льготные кредиты при условии, что МСП, подающие заявку на получение кредита, являются кредитоспособными. Хотя льготные кредиты лишь косвенно удешевляют инвестиции, они обеспечивают стабильное, долгосрочное финансирование значительной части проекта инвестора, в основном по твердой кредитной ставке, и не снижают на начальном этапе ликвидность предприятия. При таком варианте финансовая нагрузка распределяется на весь период окупаемости проекта более равномерно, чем при финансировании на рыночных условиях.

Льготное кредитование по объему выделяемых на него финансовых средств является одним из самых важных инструментов государственной поддержки малого и среднего бизнеса и одновременно наиболее рыночным благодаря относительно низкой дотационной составляющей.

В рамках государственных программ дотации на льготное кредитование составляют 3-10% суммы кредита. По программам КфВ, финансируемым за счет собственных средств, кредитные ставки ближе к рыночным, т.е. стоимость кредитов значительно выше по сравнению с федеральными или земельными программами. Кредитная политика КфВ позволяет выравнять возможности МСП и крупных предприятий по рефинансированию кредитов.

Льготное кредитование МСП осуществляется по единым для всех правилам, т.е. никаким заявителям не оказывается предпочтение и принимается во внимание только кредитоспособность. Заявки на получение кредитов подаются в немецкие коммерческие банки, они же занимаются их выдачей и в дальнейшем работают с клиентами.

Льготные условия кредитования подразумевают:

низкую процентную ставку (как правило, на весь срок кредитования);

длительный период кредитования (часто 10 лет, причем минимум на первые два года предприятие освобождается от всяких выплат);

возможность возврата взятых сумм в любое время (нередко без дополнительных выплат);

долевое финансирование (за счет средств КфВ применяется только к определенной части инвестиционного проекта, например 50%. В остальном проект должен быть профинансирован за счет собственных средств инвестора или других заемных средств).

Заявка на предоставление льготного кредита подается до начала инвестиционного проекта, т.е. последующее финансирование и конверсия долга не допускаются.


Наиболее важные кредитные
и консультационные программы для МСП


Поддержка начинающих предпринимателей. Открывая бизнес, предприниматели нередко испытывает недостаток собственного капитала, у них не так много возможностей прибегнуть к заимствованиям и мало специальных знаний. Естественно, что они нуждаются в финансовой подпитке.

До 40% инвестиций при образовании предприятий может быть профинансировано без гарантий, особенно беспроцентных на первые два года льготных кредитов, выдаваемых на срок до 20 лет и освобождаемых от возврата в течение первых 10 лет (максимальная сумма 1 млн марок). Такое финансирование заменяет собственный капитал начинающего предпринимателя, и государство берет на себя в полном объеме риск их невозврата. Большая часть недостающего капитала может быть получена за счет специальных льготных так называемых кредитов начинающим предпринимателям. Они выдаются под 5% годовых на срок до 20 лет и покрывают максимум 50% стоимости инвестиционного проекта (предельная сумма 1 млн марок).

За счет государственных программ и программ КфВ может быть профинансировано долевое участие частных инвестиционных компаний в капиталах новых и действующих МСП. Максимальный размер вносимой доли – 1,5 млн марок на срок до 10 лет. При этом ответственность за риск в полном объеме несут инвестиционные компании.

В Германии существуют специализированные гарантийные банки, которые берут на себя риск невозврата до 80% кредита или долевого участия в капитале (не более 1,5 млн марок). Это важно для тех МСП, которые не имеют или почти не имеют возможности заимствования. До 60% риска гарантийного банка покрывают федерация и земля, на территории которой находится банк.

Как до, так и после создания предприятия начинающие предприниматели нуждаются в услугах экспертов со стороны. Эта потребность удовлетворяется в рамках специальных государственных консультационных программ. К их реализации часто привлекаются консультационные бюро и частные консалтинговые фирмы, которые организуют большое количество образовательных мероприятий для руководителей и специалистов МСП.

Региональная направленность поддержки. Целью региональной структурной политики в Германии является устранение диспропорций между сильными и слабыми в экономическом плане регионами. Инвестиции в предприятия и предпринимательскую инфраструктуру выравнивают уровень жизни во всех регионах.

К инструментам региональной поддержки наряду с надбавками и субсидиями применяется льготный порядок амортизации, в первую очередь для инвестиционных кредитов в рамках государственной программы по восстановлению экономики восточных земель (максимальная сумма кредита составляет 2 млн марок на срок от 5 до 20 лет с освобождением от погашения на первые 5 лет; твердая процентная ставка на 20 лет – около 5% годовых).

Во всех федеральных землях КфВ выдает кредиты на 10 лет под 5,6% годовых. По данным федерального министерства по экономике и технологиям, в 2001 г. на финансирование инвестиций в уже существующие МСП из государственных кредитных фондов и в рамках программы КфВ выделено около 20 млрд марок.

Вложения в охрану окружающей среды. Намного облегчают финансирование обязательных “экологических” инвестиций средства государственного бюджета и КфВ. Льготное кредитование в рамках специальных федеральных программ предоставляется инвестиционным проектам по очистке сточных вод, утилизации отходов, очистке воздуха, экономии электроэнергии (не более 1 млн марок на 10 лет по годовой ставке, близкой к 5%).

Научно исследовательские работы, технологии и инновационные проекты. По федеральной программе технологического развития немецкие предприятия получают поддержку из специального фонда долевого участия (в 1999 г. более 1,5 млрд марок). На финансирование инновационных разработок от начала и до вывода продукта на рынок предприятия могут получить льготные кредиты, предусмотренные государственной программой по поддержке инновационных разработок (максимальная сумма кредита – 10 млн марок на 10 лет с выплатой примерно 5% годовых).

Успех МСП на рынке зависит от того, как используются самые современные технологии, например в связи и передаче информации. Поэтому в созданных по всей Германии учебных и технологических центрах проводятся консультации, охватывающие эту сферу деятельности (можно упомянуть тему “Инновационный менеджмент и использование Интернета”).

Экспортная промышленность и немецкие инвестиции за рубежом. Около 1/3 ВНП Германии поступает из-за рубежа. Небогатая сырьевыми ресурсами Германия нуждается в конкурентоспособном экспорте для сохранения рабочих мест и предотвращения снижения уровня жизни. Значение экспортных рынков для немецких МСП постоянно возрастает и именно для них особое значение имеет финансовое обеспечение. Федеральное правительство гарантирует в рамках программы Гермес риск неплатежей по экспортным операциям на зарубежных рынках и немецких экспортных кредитов. В 1999 г. гарантии выданы на сумму около 30 млрд марок. Экспортные кредиты предоставляются в основном на рыночных условиях.

Установлению партнерских связей между немецкими и зарубежными предприятиями способствуют консультации по общим вопросам экспортных операций, проводимые саморегулируемыми экономическими организациями (торгово-промышленная палата и профессиональные союзы) и за рубежом (внешнеторговые палаты, представительства немецкой экономики). Государством субсидируются МСП, участвующие в международных ярмарках. Федеральное правительство гарантирует покрытие политических рисков в развивающихся странах и странах с переходной экономикой посредством прямых инвестиций в немецкие МСП за рубежом. В рамках программы КфВ по поддержке МСП за рубежом могут быть предоставлены кредиты для финансирования немецких инвестиций в странах Центральной и Восточной Европы, при этом выдающий кредит немецкий коммерческий банк и КфВ берут на себя по 50% кредитных рисков.

***

За последние 10 лет Россия достигла ощутимого прогресса, осуществляя переход к рыночной экономике. Однако за этот же период, например в Венгрии, Польше, Чешской Республике и Эстонии, возникло значительно больше МСП и достигнуты лучшие показатели соотношения ВНП и численности населения, чем в России. Международные и российские эксперты объясняют это различие прежде всего пробелами в создании здоровой экономической инфраструктуры, а также в рамочных условиях предпринимательской деятельности. Называются следующие проблемы развития МСП в России:

недостаточные ясность, содержательность и практика применения законов и других нормативных актов (высокие косвенные расходы для МСП);

неблагоприятная по отношению к МСП система административного управления (бюрократические придирки, коррупция) и упущения институционального характера, касающиеся, например, банковской и финансовой систем, слабо помогающих МСП;

нехватка подготовленных руководителей частного бизнеса (дефицит качественного менеджмента).

Представляется, что России нужны решительные реформы, направленные на расширение возможностей МСП для собственного развития. Изложенные в статье основные принципы политики в отношении МСП, которые были использованы во всех западных странах с рыночной экономикой, в том числе немецких, могли бы послужить ориентиром для российских реформ

Размышления о будущем труда

Продолжение. Начало на стр. 40

Например, концерн Gillette получает 70% своего оборота за пределами США. Примерно 60 его фабрик в разных частях света производят сотни видов и тысячи наименований продукции. Все производственные процессы стандартизованы и молниеносно можно поменять их местоположение.

Министр труда США Роберт Рейх считает, что в скором времени не будет ни национальных изделий и технологий, ни национальных предприятий и промышленности. Председатель наблюдательного совета фирмы Bosch в Штутгарте так описывает эту дилемму: “Предприятия все чаще вступают в конфликт с международными клиентами и национальными сотрудниками, профсоюзами и правительствами”. Конфликт многие решают путем снижения себестоимости производства внутри страны, заказывают дешевые полуфабрикаты за границей и туда же переносят производство.

В социальной рыночной экономике с дорогим страхованием на случай болезни и безработицы фирмы скоро не выдержат конкурентной борьбы. Всемирное срастание рынков приводит к беспощадной конкуренции за труд и заработную плату. Национальные экономики уже столь тесно переплетены между собой, что конкурируют уже страны.

Во всем мире уравнивается оплата труда. Бедные при этом не становятся богаче, зато беднеют обеспеченные трудящиеся в индустриальных странах, если им вообще удается сохранить рабочее место. Надежных рабочих мест больше нет. Люди, сидящие где-то на другом конце света, принимают решения, которые переворачивают с ног на голову рынок труда. Кто-то, сидящий в другой части планеты, может уничтожить ваше рабочее место.

Нивелирование идет полным ходом. Вскоре неверным окажется разделение мира на развитые государства, страны с переходной экономикой и развивающиеся.

• Завершается не только эпоха наемного труда. Изменяются его характер и организация. Труд, если верить прогнозам, уже к концу этого десятилетия будет так или иначе иметь отношение к информации.

Сегодня большинство людей работает в функциональных иерархических структурах, которые возникли под давлением необходимости производить все больше товаров со все меньшими затратами. Высокая степень разделения труда и большие управленческие расходы характерны для организаций, в которых задачи и сферы ответственности рабочих и служащих упрощались и подчинялись решениям менеджеров. Эта схема больше не действует, ибо чем выше уровень подготовки людей и чем меньше сдерживающих их предписаний, тем легче справиться с непредвиденными обстоятельствами.

Задачи менеджмента в будущем сведутся к повышению мотивации и уровня подготовки людей, так чтобы они делали не только то, что им скажут, но и то, что еще не могут сказать. Поэтому новое открытие человеческого фактора и дискуссия о новых концепциях менеджмента и форм труда с более плоскими иерархическими структурами, большей прозрачностью не случайность, а закономерность, которая диктуется экономическими условиями, в которых ключевую роль играют информационные технологии. Интернет является важнейшей предпосылкой для внедрения “системных методов производства” и изменения мировых производственных структур.

Предприятия могут действовать в сети центрального управления и децентрализованной ответственности в планетарном масштабе как “единый монолит”.

Продолжение на стр. 70

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz