Государственное управление
В октябре 1999 г. в г. Маастрихте (Голландия)
состоялся второй Европейский форум по проблемам
государственной службы – “Прозрачность и
открытость в работе правительства: вызовы и возможности”.
Он был организован Европейским институтом
государственного администрирования и
Ассоциацией институтов и школ государственного
администрирования стран Центральной и Восточной
Европы. Членами этой Ассоциации являются 110
институтов и школ из государств ЦВЕ и СНГ; 125 организаций из
Западной Европы и США имеют статус наблюдателей. Главной темой обсуждения на Форуме явились
вопросы модернизации госуправления, в том числе
проблемы открытости, прозрачности и
подотчетности в работе государственных
институтов. В докладах и в ходе дискуссий
рассматривались традиционные и новые формы
взаимоотношений государства и граждан, пути их
совершенствования с учетом опыта Западной и Восточной Европы, стран СНГ и Балтии. Предлагаем вниманию читателей доклады двух
участников Форума – Дж. Садлера (Великобритания) и Э. Сичаковой
(Словакия).
Повышение качества государственных
услуг: опыт ВеликобританииДЖЕФФРИ САДЛЕР сотрудник аппарата кабинета министров
Великобритании
• Важнейшая цель программ развития
госслужбы – повышение стандартов
государственных услуг, улучшение их организации и распределения • Современная стратегия модернизации
административной системы продолжает
традиционный курс на совершенствование работы
правительства и укрепление связи с населением
Вопросы улучшения системы оказания
государственных услуг населению занимают важное
место в политике британского правительства,
направленной на достижение более эффективной
работы исполнительной власти. Первым шагом в
этой области явилось принятие в 1982 г. плана
“Инициативы в управлении финансами”,
вторым – опубликование в 1987 г. доклада
“Совершенствование управления работой
правительства: следующие шаги” с изложением
программы развития госслужбы и мер по повышению
эффективности и качества государственных услуг.
В 1991 г. была разработана концепция Хартии
граждан - 10-летней программы, целью которой
являлось повышение стандартов и полезности
государственных услуг, улучшение их организации
и распределения. В 1997 г. правительство
лейбористов пересмотрело данную программу,
включив ее в качестве составной части в более
широкую инициативу по совершенствованию работы
исполнительной власти. Наконец, в марте 1999 г.
опубликована Белая книга “Модернизация
правительства”, представляющая долговременную
программу реформирования государственного
управления.
Хартия граждан
Эта программа установила принципы, которые
должны лежать в основе деятельности
государственных учреждений и организаций,
предоставляющих услуги населению, а также
обязательства правительства в данной области. К
числу таких принципов отнесены
четкие
стандарты услуг, открытость
и
полнота
информации, предоставление консультаций
населению
и
возможность выбора услуг, их
полезность и эффективность
и др. На основе Хартии граждан министерствами и
ведомствами разработаны
40 хартий, охватывающих
основные области государственных услуг
и
получивших одобрение кабинета министров. Каждая
из них устанавливает стандарты услуг, которые
потребитель может получить от конкретных
госучреждений в таких сферах, как образование,
социальное обеспечение, трудоустройство, отдых,
налогообложение и т.д. Дополнительно к ним
местные органы власти создали с учетом
конкретных условий различных районов свои
хартии услуг в области здравоохранения,
общественной безопасности, пожарной охраны и др.,
которые они обязались соблюдать. С целью оценки практических результатов работы
государственных учреждений, предоставляющих
услуги населению, введены так называемые
таблицы
выполнения.
Сначала это коснулось
общеобразовательных школ, затем таблицы были
адаптированы для различных организаций с целью
их использования, например при инспекциях или
проведении аудита. Важная роль в выявлении и поощрении лучшего
опыта в сфере оказания государственных услуг
населению, а также повышении ответственности
госучреждений за удовлетворение нужд
потребителей отводится
общенациональной
премии “Знак Хартии”,
утвержденной кабинетом
министров в 1992 г. Премия присуждается на
конкурсной основе. Подавать заявки на участие в
конкурсе могут министерства и ведомства, органы
местного управления, государственные школы,
университеты и колледжи, органы здравоохранения,
судебные органы, службы чрезвычайной помощи. Все
текущие расходы, связанные с проведением
конкурса, берет на себя правительство. Для получения этой престижной премии качество
услуг, оказываемых претендентами, должно
соответствовать 10 критериям, среди которых
хорошо разработанные стандарты; открытая и
полная информация; возможность выбора,
доступность и полезность услуг; право на
апелляцию при их плохом качестве; уважение прав
граждан; эффективное использование ресурсов;
введение инноваций; совместная работа с
провайдерами услуг; обратная связь с населением;
степень удовлетворенности потребителей услуг. Популярность премии растет, а ее идеи
встречают понимание и поддержку со стороны
различных госструктур. Если в 1992 г. на конкурс
поступило 296 заявок, а количество полученных
наград составило 36, то в 1998 г. число участников
достигло 1202, а дипломов – 514. На церемонии
вручения наград в 1998 г. присутствовали 23
министра и более 100 членов парламента. Победители
получили памятный знак и сертификат, подписанный
премьер-министром. Кроме того, в течение трех лет
они могут использовать специальный логотип на
своем оборудовании и автомобилях.
Для тех, кто не прошел конкурс, проводятся
семинары, позволяющие выявить слабые стороны в
их деятельности и наметить пути улучшения
качества оказываемых услуг. Считается, что не
менее 80% участников этих семинаров впоследствии
принимают меры для улучшения работы своих
учреждений. В целом Хартия граждан способствовала лучшему
пониманию населением своих прав при получении
государственных услуг, а также создала
предпосылки для изменения психологии и культуры
самих госслужащих. Однако, как показала практика прошедших лет,
реализация данной программы встречает ряд
трудностей, связанных, в частности, с недооценкой
со стороны населения полезности Хартии граждан,
недостаточной ответственностью госслужащих за
качество оказываемых услуг, методологическими
проблемами при определении показателей и
стандартов, низкой эффективностью мониторинга и
субъективизмом при оценке услуг, слабой
координацией деятельности между их
провайдерами.
Белая книга “Модернизация правительства”
Руководство страны признает, что некоторые
звенья госаппарата работают неэффективно, им не
хватает современных подходов к решению многих
проблем в отличие от деятельности частных
структур, стремящихся к совершенствованию в
условиях ожесточенной конкуренции. В долговременной программе реформирования
государственного управления, представленной в
Белой книге “Модернизация правительства”,
выделено пять приоритетных направлений: 1.
Обеспечение комплексного подхода к
разработке государственной политики
с
ориентацией на общенациональные интересы и
стратегические цели, а не только на
конъюнктурные факторы. 2.
Повышение целенаправленности и
ответственности за распределение
государственных услуг
за счет тщательного
учета интересов различных социальных групп
(пожилых людей, женщин, инвалидов, национальных
меньшинств), а не потребностей отдельных
госструктур; использования современных
технологий; внедрения новых услуг для развития
малого бизнеса. 3.
Улучшение качества государственных услуг
путем разработки программы отчетов министерств
по этим вопросам; поддержки информационной сети
по качеству для обмена прогрессивным опытом;
применения в работе госучреждений различных
моделей повышения качества (премия “Знак
Хартии”, инвестирование в персонал для усиления
мотивации и повышения квалификации и т.д.). 4.
Использование информационных технологий
для лучшего удовлетворения потребностей граждан
и распространения государственных услуг через
электронные сети. 5.
Модернизация госслужбы
путем изменения
системы стимулирования служащих, улучшения
оценки показателей работы, более широкого
доступа к работе женщин, инвалидов, национальных
меньшинств. Для обеспечения контроля со стороны общества
за ходом выполнения программы “Модернизация
правительства” принято решение о регулярном
освещении в печатных изданиях правительства
мониторинга ее реализации. Граждане получат
сведения об основных этапах и мероприятиях
программы, включая фамилии служащих,
ответственных за осуществление отдельных ее
пунктов. Вся информация будет помещаться на
сайте правительства в Интернете. Об активном начале реализации данной программы
свидетельствует, в частности, быстрое создание
рабочей группы по внедрению в работу
госучреждений новых технологий повышения
качества услуг. Эта группа, изучив лучший опыт в
этой области, в конце 1999 г. представила
развернутый план по использованию различных
моделей. В целом современная стратегия модернизации
административной системы, включающая меры по
улучшению качества государственных услуг,
оказываемых гражданам, является важным звеном
общей политики правительства, направленной на
совершенствование госуправления и укрепление
связи с населением.
|