Государство и
транснациональные компанииМИХАЛИ ШИМАИ профессор, Венгерская академия наук
• Отношения между государством и ТНК могут
быть конфликтными, кооперационными или
нейтральными • Специфика структуры ТНК, их продукции и услуг
должна соответствовать рынкам и юрисдикции
стран, в которых они действуют • Транснациональные компании формируют
конкурентоспособность стран и реализуют
конкурентные преимущества на международных
рынках
Отношения между государствами
(правительствами) и ТНК могут быть конфликтными,
кооперационными или нейтральными. Есть вопросы,
которые были и остаются источниками
политических, экономических, социальных,
юридических и институциональных конфликтов и
которые во многих случаях влияют также на
межгосударственные отношения. Есть направления,
в рамках которых имеет место учет общих
интересов и направлений сотрудничества.
Либерализация торговли и иностранных
инвестиций, усилия по распространению принципа
наибольшего благоприятствования на зарубежные
компании и установлению в настоящем и будущем
одинакового режима для национальных и
международных корпораций все больше
нейтрализуют определенные аспекты отношений
между государствами и ТНК. Международная
региональная интеграция благодаря введению
единой политики, касающейся вступления на рынок,
конкуренции, государственных поставок и
требований, которые предъявляют ко всем
компаниям, функционирующим в данном регионе,
оказывает такой же эффект. В своей деятельности правительства
руководствуются целями, совпадающими или
конфликтующими с задачами ТНК. Международные
корпорации для каждого конкретного государства
являются представителями мирового хозяйства и
имеют ограниченную различными правилами
автономию. В частности, они могут разрабатывать
глобальную стратегию и создавать центры по
принятию глобальных решений. Но поскольку
государства – основные политические элементы
международной системы, все компании должны
действовать в определяемых ими юридических и
институциональных рамках. Естественно, в силу
транснационального характера им приходится
осуществлять свою корпоративную стратегию в
различной культурной среде, одновременно в
нескольких юридических и политических системах.
Специфика структуры ТНК, их продукции и услуг
должна соответствовать рынкам и юрисдикции
стран, в которых они действуют. С подобными задачами справляться нелегко. Для
этого требуется хорошо разработанная
долговременная стратегия, гибкая система
управления, обеспеченность необходимыми
ресурсами (я не намереваюсь здесь анализировать
влияние фактора, связанного с национальным
происхождением ТНК, который в большинстве
случаев явно влияет на характер и стиль
отношений с государствами). Адаптация продукции
и услуг, ознакомление менеджеров с местными
условиями, соблюдение национального
законодательства, более четко выраженная
склонность к участию в совместных предприятиях
(в том числе и с государственными компаниями),
готовность учитывать национальную специфику и
соблюдать экспортные квоты – вот только
некоторые позиции в длинном списке
адаптационных мер, на которые идут ТНК. Но это
достигается путем согласования между ними и
правительствами принимающей страны. В свете долгосрочных целей стратегия ТНК
должна соотноситься с ролью государств как
субъектов международной конкуренции. При
свободных и нормальных рыночных отношениях
конкурентоспособность страны отражает степень
соответствия производимых в ней товаров и услуг
требованиям мирового рынка. Благодаря
наращиванию экспорта она увеличивает
благосостояние граждан (рост реальных доходов,
расширение возможностей) и одновременно
выполняет свои международные обязательства. Еще
раз подчеркну, что это обусловлено национальной
конкурентоспособностью, стимулируется или
торпедируется правительственной политикой. Это
значит, что государства конкурируют по качеству
управления, политической стабильности,
эффективности экономической политики,
возможностям укрепления человеческих ресурсов и
инновационного потенциала. Транснациональные компании считаются
основными факторами формирования
конкурентоспособности стран и реализации их
конкурентных преимуществ на международных
рынках. Возможности и деятельность по
техническому развитию, производству, продаже,
рационализации и принятию риска делают их
основными участниками конкуренции на мировом
рынке, а также непосредственными победителями
или побежденными в ее ходе. Процветание страны в
значительной степени зависит от успехов
функционирующих на ее территории ТНК, при этом
большую роль играет государственная
экономическая политика. Из этого и возникла
своего рода взаимозависимость между ними, с
одной стороны, и государственными институтами и
организациями, с другой1. Международные корпорации – специфические
действующие лица в данном процессе. На самом деле
они являются экономическими агентами той страны,
которая через рыночные механизмы завоевывает
решающее влияние на факторы, формирующие
конкурентоспособность чужих экономик. Это дает
возможность вносить изменения в сравнительные
преимущества затронутых стран. Такая ситуация,
естественно, может не соответствовать
национальным интересам той или иной страны и
даже вступать с ними в конфликт. Участие ТНК в международной конкуренции
многозначно и имеет много уровней. В рамках
государств они конкурируют с местными
компаниями или другими международными
компаниями за рынки, а иногда за местные дотации
и другие льготы. Они также участвуют в
конкуренции на международном уровне. В пределах данной сложной и подчас конфликтной
системы существуют две сферы отношений ТНК с
государствами и правительствами. Одна – между
материнской структурой корпорации и
правительством ее родины. Другая – между
компанией и правительством принимающей страны.
Материнская компания и ее родина
История многих корпораций, распространявших
свою деятельность на другие страны,
характеризовалась простой формулой: купец
следует за рынком, флаг следует за купцом, а армия
следует за флагом. В настоящее время этой
формулой больше не руководствуются. Сегодня нет
каких-то ярких примеров, когда ТНК
использовались бы правительствами для
расширения власти национального государства. На международном уровне невозможно найти общей
формулы, которая характеризовала бы отношения
между ТНКи их родиной. В тех странах, где
исторически существовало тесное взаимодействие
правительства и предпринимательства, она обычно
имеет продолжение и тогда, когда корпорация
расширяет свою деятельность за национальные
границы. На этом этапе армии могут стать лишь
последним в арсенале средством и привлекаются в
исключительных случаях, когда задача защиты
жизни граждан становится выше интересов ТНК. В конце нынешнего века компании рассчитывают,
что “родные” правительства будут принимать
меры для защиты их инвестиций за рубежом прежде
всего путем заключения соответствующих
двусторонних соглашений, исключающих двойное
налогообложение, предотвращать их экспроприацию
и национализацию и стремиться к двусторонним и
многосторонним гарантиям капиталовложений и
охране интеллектуальной собственности. К концу
1994 г. действовало около 1 500 двусторонних
соглашений между различными странами по защите
инвестиций. Значительный прогресс достигнут на
пути заключения многостороннего соглашения по
инвестициям под эгидой ОЭСР2. Такие
вопросы, как дальнейшая либерализация торговли и
инвестиций в сфере высокотехнологичных услуг,
охрана интеллектуальной собственности, отмена
требований, предъявляемых к деятельности,
денационализация государственных закупок, стали
важными аспектами экономической дипломатии, в
международный форум рассмотрения которых
превратилась Всемирная торговая организация. ТНК иногда прибегают и к непосредственным
формам государственной экономической поддержки.
Это может быть поддержка НИОКР, специальные
субсидии в пользу определенных
высокотехнологичных отраслей, создание
“национальных чемпионов” в области бизнеса,
которые часто превращались в транснациональные
компании. Известны примеры, когда осуществлялась
прямая поддержка транснациональной корпорации с
помощью информации, стимулирования сбыта
продукции и подключения дипломатических
инструментов и служб страны их происхождения. Так, правительство ФРГ разработало программу,
называемую “Азиатской инициативой”, для
содействия инвестициям своих компаний в
азиатских странах. Администрация США оказывает
давление на Японию, чтобы продвинуть собственные
корпорации на японский рынок и т.д. Даже в менее
развитых странах стимулирование “активной
интернационализации” национальных компаний
(через прямые иностранные инвестиции – ПИИ) с
помощью инструментов политики стало обычной
практикой. Малые страны стремятся добиться такой
интернационализации своих компаний, которая
повысила бы их конкурентоспособность. Государственные гарантии и механизмы
страхования экспортеров капитала,
обеспечиваемые правительством страны
происхождения, обычно ассоциируются с его
внешнеполитическими предпочтениями. Союз ТНК и правительства страны ее
происхождения может носить ограниченный
характер. Растущие масштабы транснационализации
поднимают некоторые вопросы, связанные с
материнскими корпорациями, которые являются
предметом озабоченности правительств. В какой
мере такая структура в ходе своей международной
деятельности сокращает размеры инвестиций
страны, налоговых поступлений и занятости и
расширяет ее платежные обязательства? Некоторые
правительства опасаются, что подобные компании,
выйдя за пределы территории своей страны, будут
наносить ущерб ее платежному балансу. Такие
опасения иногда приводили к введению
ограничений, системы лицензирования, прямых
запретов, добровольному отказу от ПИИ или же
свертыванию операций по покупке иностранных
ценных бумаг. Однако большинство международных
компаний довольно легко преодолевало
ограничения и запреты. В отдельных странах (например, США) важной
проблемой стало предотвращение ущерба
национальным стратегическим интересам от
иностранных инвестиций. Американская
администрация, в частности, доказала способность
усилить различные запреты на торговлю и
инвестиции иностранных ТНК, действующих на
территории США, по политическим и стратегическим
причинам – с помощью Закона о торговле с врагом.
Этот закон и его варианты (с поправками)
использовались недавно против Кубы, став
источником конфликтов между США и ЕС.
ТНК и принимающие страны
Отношения между принимающими странами и ТНК –
сложны. Это обусловлено частым несовпадением
интересов, а также асимметрией власти. Такая
асимметрия ощущается сразу же, как только обе
стороны пытаются максимизировать свои выгоды.
ТНК, как правило, экономически намного сильнее,
чем большинство принимающих их стран. Они
нередко стараются использовать свою мощь, чтобы
оказывать давление на местные правительства,
принуждая их минимизировать свои налоговые
обязательства или добиваясь получения особых
льгот в финансовой сфере, инфраструктуре, защите
рынка и т.д. В качестве ответных акций многие
страны применяют запреты и ограничения, а также
национализацию и экспроприацию собственности
(особенно активно эти меры использовались после
второй мировой войны). Было немало случаев, когда транснациональные
корпорации вмешивались в политику местных
властей, начинали кампанию по формированию новых
правительств, которые бы лучше реагировали на их
требования. При этом подкуп местных чиновников
ради получения особых льгот является важным
инструментом, который был не раз использован во
многих странах. Приватизация в некоторых бывших
социалистических странах может служить примером
широкомасштабного подкупа и коррупции при
приобретении местных компаний
транснациональными. При этом некоторые ТНК
полагают, что не несут ответственности за то, что
при подкупе проявляют инициативу. Они считают,
что только соблюдают традиции местного общества
и тем самым в принципе делают
предпринимательскую деятельность возможной. И
действительно, в таких случаях трудно разделить
местную и иностранную ответственность. Нынешний период характеризуется более острой
конкуренцией за ПИИ между принимающими странами.
При этом в стратегии ТНК важная роль отводится
сокращению “страновых рисков”. 80-90-е годы
продемонстрировали, что страны разного типа
способны привлекать значительные объемы
действующего иностранного капитала. Решающим
для ТНК и принимающих стран фактором является
взаимодополняемость интересов. Вот основные политические, экономические и
человеческие факторы, которые влияли на импорт
действующего капитала: политическая стабильность в принимающих
странах; характер соответствующего
законодательства и экономической политики, ее
прозрачность и предсказуемость; позиция и политика принимающего правительства
по отношению к национальным и иностранным
компаниям3; реалистичные и верно сформулированные
стратегические цели страны в рамках ее
экономической политики с учетом национальных и
международных рыночных условий и тенденций, а
также наличие средств их осуществления; способность страны удерживать на низком по
международным стандартам уровне цены на
важнейшие местные факторы производства и
ресурсы; уровень трудовых навыков, наличие институтов
по их совершенствованию, трудовая дисциплина и
морально-этические стандарты рабочей силы и
предпринимателей; отношение к иностранным компаниям,
демонстрируемое общественностью и со стороны
институтов, оказывающих влияние на политику. Как показал опыт, деятельность ТНК в 90-е годы
по-разному воздействовала на экономику
принимающей страны. С одной стороны, налицо
многочисленные благоприятные последствия их
присутствия – расширение притока капитала и
экспорта, модернизация методов управления и
маркетинга, более быстрый приток новых
технологий, улучшение поставок на внутренний
рынок, рост доходов тех, кто был нанят на работу в
международные компании, и местных
субпоставщиков. С другой стороны, немало и негативных
последствий присутствия ТНК. Их упрекают в том,
что в ряде стран они привнесли дифференциацию в
экономику: поскольку сами представляют
современный глобализированный сектор, а
пропасть между ним и остальными секторами
порождает неравенство доходов и запреты. Те
корпорации, чья цель сводится к завоеванию
внутреннего рынка страны, подвергаются критике
за наращивание интенсивности импорта в данную
страну и вытеснение местных товаров и компаний.
Они могут также извлекать выгоду из своего
олигополистического статуса, устанавливая
высокие цены. Существует и другая, более общая,
макроэкономическая проблема. Чем выше степень
международной экономической интеграции через
ТНК, тем более непосредственно на данные страны
распространяется стратегия этих корпорации в
виде международного рыночного давления,
циклических колебаний, конкуренции,
спекулятивных маневров. Если в некой
национальной экономике достигнут определенный
порог ПИИ, присутствие иностранных компаний
необходимо рассматривать как фактор
макроэкономического управления, политики в
области обменных курсов, процентных ставок,
налогов и т.д. Кроме того, ТНК сталкиваются с рядом проблем и
дилемм. Так, помимо регулирования в принимающих
странах существуют международные соглашения и
правила, касающиеся трудовых отношений4 и
охраны окружающей среды, которые корпорациям
следует принимать в расчет. Они, как правило,
являются объектом более пристального
национального и даже международного
общественного внимания, потому что речь идет об
иностранных, крупных и мощных структурах. Они
также испытывают на себе эффект маркетинговой
стратегии своих международных конкурентов.
Поэтому ТНК заинтересованы в том, чтобы избегать
нападок со стороны правительств и
общественности. ТНК вынуждены также вступать в конфликт с
менеджментом по многочисленным и разнообразным
экологическим проблемам. Они сталкиваются с
языковыми различиями, что затрудняет общение
руководства с сотрудниками и между сотрудниками.
Им приходится также учитывать культурные
особенности, находящие выражение в стиле
управления, отношении к служебной иерархии,
работе в команде, способу выражения своего
согласия или несогласия, участию в принятии
решений. В целом же для ТНК основополагающим является
вопрос, в какой мере особенности тех или иных
принимающих стран могут стать источником выгод
или, напротив, потерь и конфликтов. Многие
компании делают ставку на преимущества,
вытекающие из различий, но очень редко говорят о
том, какие именно показатели представляют
большую или меньшую значимость. Как правило, они
стремятся не к разнообразию в организационных
формах и применяемых методах, а к тому чтобы
создавать и поддерживать заданный уровень
общности, сплоченности и единообразия в рамках
своей структуры. Проблема здесь не в том, как
найти баланс обоих явлений, а как одновременно
извлекать выгоду из них. Оба данных явления – это
две стороны медали. Вместе с тем существуют,
конечно, важные сферы, где необходимы
последовательность и единообразие. Опыт свидетельствует, что в современном мире
ослабление принимающей страны не соответствует
интересам ТНК. Они в большинстве случаев
заинтересованы в политической и экономической
стабильности, а также социальной устойчивости
стран, в которых расположены их аффилированные
компании. Естественно, это верно лишь при
условии, что международные компании могут
добиваться своих предпринимательских целей в
виде прибыли, завоевания рыночной доли и
предпринимательского роста. С другой стороны, их
деятельность – это не средство спасения слабых
стран с больной экономикой. Вместе с тем правительства принимающих стран в
настоящее время располагают более
многочисленными способами избегать негативных
последствий деятельности ТНК, чем 30-50 лет назад,
если обладают для этого административными
возможностями, силой, опытом общения с подобными
структурами и если относительная значимость
данных стран для тех достаточно велика. Разработать эффективную систему, позволяющую
обеспечивать сбалансированное распределение
выгод между принимающей страной и ТНК, оказалось
очень трудным, а в случае экономически слабых
стран – практически невозможно5.
Корпорации могли быстро и эффективно
реагировать на те или иные их попытки ввести
строгое регулирование. Когда интересы
корпораций существенным образом не ущемлялись,
они соглашались на подобное регулирование.
Иногда они смирялись, иногда оказывали давление
на правительства, а в крайнем случае будучи
свободными могли перенести свою деятельность в
другое место. Поэтому многие развивающиеся
страны при регулировании деятельности ТНК
должны соблюдать международный кодекс
поведения. В целом до сих пор их усилия
оставались безрезультатными. Но в последнее
время в мире стали обращать внимание на то, каким
образом можно повысить ответственность
транснациональных корпораций в принимающих их
странах.
Выводы
В данной работе удалось затронуть лишь
некоторые изменения в тенденциях, связанных с
ролью и стратегией ТНК в международной системе. 1. Период после “холодной войны” открыл более
благоприятные возможности для международного
сотрудничества ТНК благодаря снижению
политических рисков и политике открытости тех
регионов мира и производств, которые в течение
десятилетий были закрыты. Число таких корпораций
растет. Они превратились в серьезных актеров в
сфере глобального управления, играют важную роль
в глобализации. Изменяются и сами ТНК. Чем больше
стран, с которыми они должны сотрудничать, тем
менее сложную иерархическую структуру они могут
себе позволить. 2. В новую эпоху более жесткой международной
конкуренции ТНК часто должны вносить коренные
изменения в стратегию, использовать на рынках
новые инструменты, с тем чтобы поддерживать или
наращивать свою рыночную долю, а также
доходность своей деятельности. Сейчас мы
являемся свидетелями новой волны глобальной
концентрации, обусловленной слиянием и
поглощением компаний, особенно в
высокотехнологичных отраслях,
телекоммуникациях, фармацевтике, международном
финансовом секторе. 3. Менее конфликтными стали отношения между
исходными и принимающими ТНК странами. В основе
отношений на родине лежат по большей части
национальные традиции в области связей между
корпорациями и правительством, а не финансовые
интересы. С начала 80-х годов здесь сделан упор на
сотрудничество. Обе стороны пошли на
существенные уступки. Однако сохранились и
многочисленные источники конфликтов в сферах,
связанных с распределением издержек и выгод от
их деятельности. Как правило, когда ТНК и
национальные правительства вступают в конфликт,
вероятными победителями выходят первые. 4. Возрастающая роль транснационального
сектора в мировой экономике вылилась в попытки
заключения многосторонних международных
соглашений. Некоторые из них, касающиеся
многосторонних гарантий инвестиций, расширения
прав на интеллектуальную собственность,
открытия сферы услуг для ПИИ, отмены
национальных дискриминационных мер,
направленных против иностранных компаний,
служат интересам ТНК. Однако и страны наращивают
свои коллективные усилия с целью заключить
многосторонние соглашения, призванные оградить
их от определенных видов деятельности ТНК и
содействовать более четкому формулированию
взаимных обязательств.
Данная статья является окончанием
единого материала “Роль и влияние
транснациональных корпораций в глобальных
сдвигах в конце ХХ столетия”, первая часть
которого опубликована в №3. 1Современная так называемая
институциональная школа в экономической науке
отличается от неоклассической тем, что признает
значимость государства в создании и поддержании
условий экономического развития. 2Основными принципами являются: одинаковый
режим для иностранных и отечественных компаний,
либерализация условий деятельности, защита
инвестиций и интеллектуальной собственности. 3В конце 90-х годов многие принимающие
страны конкурируют за ПИИ и предлагают различные
меры стимулирования для ТНК. Некоторые меры
носят нормативный характер, они вводятся в силу
законом или международными договорами. Другие
связаны с конкретным проектом и являются
предметом согласования сторон. В бывших
социалистических странах стимулы часто включали
продажу иностранным компаниям национальных
активов по очень низкой цене. 4В этом смысле возникает ряд вопросов,
таких как: должны ли они выплачивать заработную
плату по местным меркам, независимо от того,
насколько она низка, или же более высокую;
следует ли равняться на местные показатели
техники безопасности, даже если они намного ниже
стандартов, принятых в стране происхождения ТНК;
с какого возраста можно использовать труд
молодых людей; должны ли ТНК лучше, чем местные
компании, соблюдать продолжительность рабочего
дня, технику безопасности, интенсивность труда;
как иностранная компания должна воспринимать
трудовые отношения, относиться к профсоюзам,
конфликтам, связанным с уровнем заработной
платы. 5В бывших социалистических странах
наблюдались очень большие ожидания в связи с
потенциальными благоприятными эффектами
деятельности ТНК. К концу 90-х годов их
правительства стали более осторожно относиться
к вкладу, который международные компании могли
внести в реализацию их социально-экономических
задач. Опыт показал, что корпорации, учитывающие
прежде всего интересы своей предпринимательской
группы, а не принимающей страны, даже усугубляли
некоторые ее экономические болезни тем, что
присваивали большую долю ее дохода,
устанавливали высокие или трансферные цены и
пользовались прочими изощренными способами
ухода от налогов, усиливая таким образом
импортную зависимость ее экономики и сокращая
занятость. Они навязывали этим странам
специализацию, основу которой составляла низкая
заработная плата и технологии среднего уровня
или же, как в случае с республиками бывшего
Советского Союза, превратили их в поставщиков
природных ресурсов.
|