Управление социальным развитием
Заработная плата: пути реформирования и резервы повышения
АНАТОЛИЙ ЖУКОВ
доктор экономических наук, профессор Академии труда и социальных отношений
(Россия)
•Сложившийся в стране нищенский уровень реальной заработной
платы и критически высокая ее дифференциация породили
многочисленные проблемы
•Необходимо кардинально увеличить зарплату низкооплачиваемым категориям работников,
важным шагом на этом пути должно стать поднятие МРОТ до ПМ ТЧ
Рыночные преобразования в России обернулись катастрофическим снижением покупательной
способности заработной платы, необоснованными перекосами на всех уровнях социально-трудовых
отношений. Ситуация с покупательной способностью минимальной заработной платы и
оплаты труда работников бюджетной сферы оказалась практически замороженной на недопустимо
низком уровне.
Сегодня для многих уже ясно, что попытки реализовать либеральные идеи в чистом
виде в начале XXI в. не дают положительного результата. Без проведения действенной
государственной социально-экономической политики невозможно в полной мере использовать
преимущества России в сырьевых ресурсах и квалифицированной рабочей силе и обеспечить
динамичное развитие страны как основы кардинального повышения уровня жизни населения.
Для решения этой задачи необходимо активное включение государства в создание конкурентной
среды и формирование механизма эффективного и социально справедливого распределения
вновь созданной стоимости по факторам производства. Олигархические группы, монополистические
объединения, коррумпированные чиновники и преступные группировки не просто «убивают»
конкуренцию, они, лоббируя принятие выгодных для себя законов, разоряют государство,
перераспределяют вновь созданную стоимость в личных интересах и тем самым искусственно
сдерживают рост реальной заработной платы большей части наемных работников.
В настоящее время основной фактор производства, которым является наемный труд,
оценивается в стране по необоснованно низкой ставке. Причем средняя заработная плата
(март 2003 г. – 4 986 руб.) не превышает даже минимального потребительского бюджета
(5 124 руб.). По данным Госкомстата, доля оплаты труда в ВВП с учетом скрытой заработной
платы и отчислений в социальные фонды в 2002 г. составила 46,4%, в то время как
в развитых государствах она равняется в среднем 55%, а в США – около 60%.
Здесь следует учитывать, что Госкомстат включает в скрытую заработную плату и
доходы от собственности и предпринимательской деятельности, тем самым искусственно
завышая долю оплаты труда в ВВП. При этом указанные доходы направляются, как правило,
не на развитие производства, а на строительство (или покупку) загородных домов,
открытие счетов в зарубежных банках и т.п.
Из-за отсутствия эффективной социальной политики в стране резко возросла дифференциация
доходов и заработной платы по различным группам населения. По данным Госкомстата,
в 2001-2002 гг. соотношение доходов 10% богатых и 10% бедных составило 14 против
13,7 в 2000 г. В первом квартале 2003 г. разрыв увеличился до 14,5 (в 1997 г. этот
показатель в Японии равнялся 7,1; Германии – 6,1; Австрии – 4,4; а в среднем по
всем развитым государствам – 10). Еще более высоким является соотношение средней
заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников: в октябре
1997 г. оно превысило 25, а в апреле 2002 г. – 30,5.
Кроме того, очень высок межрегиональный разрыв по уровню средней заработной платы.
Так, в декабре 2002 г. в Ивановской области и Республике Дагестан средняя заработная
плата составила соответственно 3 156 и 2 611 руб., а в Чукотском автономном округе
– 22 813 руб. (или в 7,2 и 8,7 раза больше).
Еще более значительны в этом плане различия по отраслям. В феврале 2003 г. средняя
заработная плата в газовой отрасли промышленности равнялась 37 879 руб. и превысила
аналогичный показатель в образовании в 12,8, в легкой промышленности – в 15,5 и
сельском хозяйстве – в 23,5 раза. Причем из года в год эти диспропорции нарастают.
Естественно, проблема не в снижении оплаты труда газовиков или нефтяников,
а в кардинальном увеличении зарплаты низкооплачиваемым категориям работников
и прежде всего в сельском хозяйстве, легкой промышленности, отраслях бюджетной сферы.
Кстати, в последних оклады в первой половине 2003 г. по всем 18 разрядам (вплоть
до руководителей организаций) были ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), как и прежде, выполняет, по сути, роль
технического норматива, составив по отношению к прожиточному минимуму трудоспособного
человека (ПМ ТЧ) в первом квартале 2003 г. всего 20,2%[(450 : 2228) 100]. Это меньше,
чем установлено государственным бюджетом на 2003 г., а в нем данная пропорция запланирована
на более низком уровне по сравнению с 2002 г., что лишний раз подтверждает отсутствие
вразумительной государственной политики в сфере доходов и оплаты труда.
Продолжает оставаться высокой задолженность по заработной плате. Если на начало
2002 г. она составляла 29,9 млрд руб., то к январю 2003 г. возросла до 30,6 млрд,
а в апреле 2003 г. превысила 34 млрд руб.
Сложившийся в стране нищенский уровень реальной заработной платы и критически
высокая ее дифференциация породили многочисленные проблемы. Растет социальная напряженность
в обществе, доля населения, имеющего доход меньше прожиточного минимума, составляет
25%. При низкой цене труда подрывается заинтересованность собственников и работодателей
к внедрению новой техники и технологий. В свою очередь у наемных работников снижаются
мотивы к высокопроизводительному труду. Квалифицированные кадры уходят из образования,
науки и здравоохранения, тем самым резко ограничивая развитие человеческого капитала
и переход к экономике знаний. Кроме того, низкая заработная плата сдерживает формирование
рынка жилья. Ее следствием является также слабый платежеспособный спрос, тормозящий
развитие экономики. К проблемам, порождаемым этим фактором, можно добавить и коррупцию,
и контрабанду дешевых товаров и т.п.
Чтобы переломить ситуацию и использовать богатейшие природные и человеческие
ресурсы страны в интересах всего общества, органы государственной власти должны
принять экстраординарные меры и внести кардинальные изменения в социально-экономическую
политику, в частности – в политику доходов и заработной платы.
Первоочередные меры по реформированию заработной платы
Решение поставленной в Президентском послании задачи удвоить
ВВП до 2010 г. и преодолеть бедность требует активизации работы по повышению эффективности
использования ресурсов страны, внедрению новых технологий на основе передовых научных
достижений и развития человеческого капитала. Отмечу, что за счет новых знаний в
развитых государствах получают 70-85% прироста ВВП.
Умножение знаний и развитие человеческого капитала обеспечивают прежде всего
работники образования, науки, культуры и здравоохранения. И неслучайно на Западе
учителя, врачи и ученые являются не менее конкурентоспособными, чем работники топливно-энергетического
комплекса, финансовой сферы, государственной службы и тем более промышленности.
Исключительное значение образования, науки и здравоохранения в формировании человеческого
капитала, являющегося важнейшим фактором ускорения социально-экономического развития
в постиндустриальную эпоху, выдвигает на первый план задачу кардинального повышения
заработной платы в бюджетной сфере.
Для того чтобы обеспечить развитие человеческого капитала и на этой основе ускорить
темпы экономического роста, провести структурные реформы (пенсионную, жилищно-коммунальную
и др.), заработную плату по стране в целом в кратчайшее время необходимо увеличить
не менее чем в 2 раза. При этом минимальная заработная плата должна быть увеличена
до прожиточного минимума трудоспособного человека (ПМ ТЧ), т.е. почти в 5 раз. Только
тогда доля затрат домохозяйств на питание и товары первой необходимости в среднем
будет составлять примерно 30%, а не 60-70% как в настоящее время. Только тогда в
семьях появятся денежные ресурсы для оплаты жилищно-коммунальных и других услуг
(в том числе в образовании и здравоохранении) по ценам, приближенным к рыночным,
и, следовательно, будут созданы условия для глубоких структурных преобразований.
Решение проблемы о кардинальном повышении заработной платы неразрывно связано
с обоснованием ее соотношения с темпами роста производительности труда. Вывод
о том, что при опережающих темпах роста заработной платы затраты на рабочую силу,
приходящиеся на единицу товара, увеличиваются, а конкурентоспособность экономики
снижается, является верным только при неизменном соотношении доходов по факторам
производства.
Итак, сегодня в России доля оплаты труда в ВВП ниже, чем в развитых странах.
При этом остро стоит вопрос о сохранении и развитии кадрового потенциала в образовании,
здравоохранении и науке как основе ускорения темпов роста экономики. В данных условиях
можно считать экономически обоснованной такую политику, которая направлена на обеспечение
опережающих темпов роста заработной платы над производительностью труда. Причем,
во-первых, рост заработной платы в отраслях бюджетной сферы должен происходить за
счет ограничения необоснованно высоких доходов от собственности и предпринимательской
деятельности монополистов и тех компаний, которые присваивают природную ренту, получая
на этом сверхприбыли. И, во-вторых, указанное опережение должно носить кратковременный
характер до выхода на оптимальное соотношение оплаты труда и ВВП.
Эта задача при проявлении политической воли органов власти может и должна быть
выполнена в кратчайшие сроки. В результате страна получит мощный стимул развития
экономики знаний, обеспечивающий динамичный рост ВВП, и на его основе – уровня жизни
населения.
В решении проблемы кардинального повышения заработной платы значительное место
занимает политика правительства по регулированию цен и тарифов на услуги монополистов.
Сегодня в структуре цены высокий удельный вес занимает стоимость сырья, топлива,
электроэнергии, материалов и т.д. В последнее время на них устанавливались опережающие
темпы роста цен по сравнению с заработной платой и конечной продукцией. Так, согласно
предложениям Минэкономразвития в проекте бюджета на 2004 г. предусмотрена инфляция
10%, а предельное повышение тарифов: на газ – 20%, электроэнергию – 16 и железнодорожные
перевозки грузов – 12%. И если цены на эти виды ресурсов активно приближаются к
мировым, то заработная плата остается на необоснованно низком уровне. Думается,
что государственная политика формирования тарифов на услуги монополистов должна
быть более эффективной как с точки зрения ее влияния на изменение уровня жизни россиян,
так и создания условий для динамичного развития экономики в целом, без чего невозможно
кардинальное повышение реальной заработной платы. По крайней мере, тарифы и услуги
фирм-монополистов не должны расти быстрее последней.
Нельзя не учитывать того факта, что в России затраты топлива и электроэнергии
на одного жителя или единицу производимой продукции в силу природно-климатических
условий выше по сравнению с европейскими и другими развитыми странами. Поэтому призывы
западных государств к России установить на внутреннем рынке мировые цены на топливо
и электроэнергию должны оцениваться с позиций национальных интересов.
Еще раз подчеркну, что главный фактор в ускорении темпов роста ВВП – развитие
человеческого капитала. Только это обеспечит формирование новых знаний, являющихся
основой создания современных технологий, использование которых и даст скачок производительности
труда. Решение данной сложнейшей задачи требует, чтобы заработная плата, прежде
всего работников образования, здравоохранения, науки и культуры, была встроена в
механизм экономического роста.
Важным шагом в реформировании заработной платы должно стать поднятие МРОТ до
ПМ ТЧ. Чтобы это сделать, необходимо выработать принципиально новые подходы в реализации
политики доходов и оплаты труда. Во-первых, органам государственной власти следует
отказаться от остаточного принципа выделения финансовых ресурсов на повышение заработной
платы работников бюджетной сферы. И, во-вторых, важно нацелить деятельность руководителей
организаций на рост производительности труда.
В этом плане, на мой взгляд, следует использовать зарубежный опыт. Сегодня многие
страны устанавливают часовой, а некоторые в дополнение и месячный минимум оплаты
труда. Например, в США, Канаде и Франции законодательно определена минимальная часовая
оплата труда, а в Чехии, Венгрии, Нидерландах и Японии – оба названных показателя.
Думается, что и России нужно федеральным законом задавать не только месячный, но
и часовой МРОТ. При этом целесообразно, чтобы месячный МРОТ составлял вначале не
менее 50% ПМ ТЧ, а далее необходимо обеспечить динамичное повышение первого до уровня
второго. Сохранение месячного гарантированного МРОТ, не менее чем в 2-3 раза увеличенного
уже в 2004 г., нужно для того, чтобы работодатели не использовали теневые схемы
выплаты заработной платы.
Важно также принять закон об индексации часового МРОТ, предусмотрев в нем не
только периодичность повышения заработной платы, но и корректировку в зависимости
от динамики средней заработной платы (СЗП). Если СЗП растет быстрее, чем потребительские
цены, то следует проводить доиндексацию, например, на 60% размера превышения. Так,
цены за квартал или полугодие (в зависимости от периодичности индексации или ее
порога) выросли на 2, а СЗП – на 7%. Тогда в соответствии с воздействием первого
фактора индексируем часовой МРОТ на 2%, а под влиянием второго еще на 3% [(7 – 2)
0,6]. Аналогичный механизм должен применяться и к корректировке месячного МРОТ.
Конкретный процент доиндексации мог бы определяться при утверждении Государственной
думой государственного бюджета.
Таким образом, будет поддерживаться соотношение МРОТ и СЗП с учетом требований
МОТ и Европейской социальной хартии, которую подписала Россия. Как известно, в развитых
странах это соотношение не опускается ниже 40-50%. Комитет по социальным правам
Совета Европы, комментируя ст. 4 Европейской социальной хартии, подчеркивает, что
соотношение минимальной и средней заработной платы за вычетом налогов не должно
быть ниже 60%. Следовательно, нам, чтобы выйти на аналогичный уровень (скажем, в
50%, что примерно соответствует сегодняшнему размеру ПМ ТЧ), необходимо увеличить
МРОТ с нынешних 9,% [(450 : 4 986) 100] более чем в 5 раз.
Аргументами в пользу часового МРОТ, при котором каждый час работы будет оплачиваться
не ниже ПМ ТЧ, являются не только повышение его покупательной способности, но и
активизация деятельности руководителей предприятий на повышение производительности
труда, укрепление трудовой дисциплины, улучшение использования рабочего времени.
Все это в совокупности будет содействовать развитию человеческого капитала, формированию
умножающегося знания и внедрению на этой основе новых технологий и позволит обеспечить
рост ВВП 8-10% в год.
Учитывая имеющиеся резервы кардинального повышения заработной платы, прежде всего
МРОТ, решение данной проблемы целиком зависит от воли органов власти проводить не
однобокую, а сбалансированную социально-экономическую политику, в которой меры по
регулированию заработной платы были бы встроены в механизм экономического роста.
В этих целях необходимо активизировать работу по доработке и принятию Концепции
реформирования заработной платы и закона «О государственном регулировании заработной
платы», а также внести изменения в закон «Об акционерных обществах». Но в первую
очередь следует принять закон о часовом МРОТ, соответствующем ПМ ТЧ, и его индексации.
Резервы повышения заработной платы
По моим расчетам, при установлении МРОТ на уровне ПМ ТЧ
и пропорциональном увеличении окладов работников отраслей бюджетной сферы не только
потребуются существенные финансовые ресурсы, но и вырастут поступления в бюджет.
Это произойдет благодаря дополнительным сборам подоходного налога, единого социального
налога, НДС, а также выведению из тени части заработной платы, возрастанию товарооборота,
экономии на дотациях ЖКХ, сокращению пособий и т.д. При условии сохранения налога
с продаж такие поступления составят от 800 млрд до 1 трлн руб.
Использование природной ренты в интересах всего общества, а не ограниченного
круга лиц, также является серьезным источником кардинального повышения заработной
платы в бюджетной сфере. По оценкам аудиторов Счетной палаты, рентные платежи дадут
прибавку в бюджет до 7-8 млрд долл. (по мнению других экономистов, бюджет в 2002
г. мог бы дополнительно получить за счет этого фактора до 20 млрд). Такое перераспределение
позволит оптимизировать долю оплаты труда в ВВП и более справедливо делить вновь
созданную стоимость между трудом и капиталом.
Чтобы увеличить поступления в бюджет необходимо устранить огромные потери, которые
он несет из-за просчетов или корыстных интересов тех, кто управляет государственной
собственностью. Недавняя сделка по продаже 75% акций госкомпании «Славнефть» (напомню,
тогда не были допущены к торгам пять участников и тем самым не обеспечены конкурентные
условия их проведения) привела к тому, что вместо возможных 5 млрд долл. казна получила
меньше 1,5 млрд. Российский бюджет потерял несколько сотен миллионов долларов и
при продаже государственного пакета акций компании «ЛУКОЙЛ».
К сожалению, подобных примеров довольно много. Поэтому нужно срочно внести соответствующие
изменения в законодательство. Они, прежде всего, должны быть направлены на пресечение
действий руководителей некоторых акционерных обществ, создающих подконтрольные посреднические
фирмы, в которых оседает прибыль. Используя подобные схемы, недобросовестные предприниматели
недоплачивают в казну огромные суммы. Так, компания «Роснефть» за последние два
года недодала в бюджет около 1 млрд руб.
Один из резервов повышения заработной платы низкооплачиваемым категориям работников
– ограничение неоправданно высоких доходов топ-менеджеров акционерных обществ, в
которых государство владеет контрольным пакетом акций. Притчей во языцех стали «запредельные»
заработки руководителей РАО ЕС и других акционерных обществ, занимающих монопольное
положение. Органы государственной власти должны усилить контроль за деятельностью
подобных структур. Правительству не следует уклоняться от представления в Государственную
думу проекта закона «Об упорядочении регулирования заработной платы и доходов руководителей
государственных (унитарных) предприятий и акционерных обществ с государственным
участием». Необходимо внести изменения и в федеральный закон «Об акционерных обществах»,
в которых предусмотреть доступность для всех без исключения акционеров сведений
о структуре и размерах доходов первых руководителей.
Сегодня правительство озабочено одним, как снизить налоги на бизнес, и, следовательно,
сократить государственные расходы. Однако замечу, что доля последних в ВВП во многих
странах Европы выше, чем у нас: в России она составляет около 1/3, а в Германии
– 43,3%, Франции – 48,7, Италии – 44,8, Швеции – 52,6 %.
Очевидно, ключевую роль в корректировке модели экономического развития России
должно играть не снижение доли государственных расходов в ВВП, а пересмотр их структуры
и эффективности. А это зависит от качества управления социально-экономической сферой
страны. Если правительственные структуры не могут полноценно распоряжаться оставшейся
в их распоряжении собственностью, то нужно идти не по пути сокращения государственных
расходов (которые по сравнению с западными странами находятся на более низком уровне),
а повышать качество управления.
Думается, что в условиях, когда работники отраслей бюджетной сферы, от которых
зависит формирование новых знаний и развитие человеческого капитала, получают нищенскую
заработную плату, когда беспрецедентны разрывы по доходам различных социальных групп,
необходимо вернуться к прогрессивной шкале подоходного налога. Почему в Германии
предельная ставка налога на индивидуальные доходы составляет 53%, в США – 39,6,
Швеции – более 50%? А в этих странах дифференциация доходов в 3-4 раза меньше, чем
в России. Другое дело, что данная шкала должна быть построена таким образом, чтобы
умеренный налог 13% платили домохозяйства с душевым доходом до 4-6 прожиточных минимумов
включительно.
Введение прогрессивной шкалы будет способствовать снижению дифференциации доходов
и заработной платы, а следовательно, повышению уровня оплаты труда работников бюджетной
сферы. При соответствующих коррективах в системе налогообложения, предусматривающих
льготы на ту часть прибыли, которая направляется на развитие производства, ее введение
будет также способствовать увеличению инвестиций.
В статье рассмотрены лишь некоторые, лежащие на поверхности резервы роста заработной
платы низкооплачиваемых категорий, от которых зависит формирование экономики знаний.
В частности, не затронуты такие проблемы, как борьба с коррупцией, разделение власти
и бизнеса, создание конкурентной среды и более благоприятных условий для инвестиций,
изменение бюджетной политики, снижение дифференциации доходов и т.д. Чтобы оценить
реальные возможности кардинального увеличения МРОТ и заработной платы работников
отраслей бюджетной сферы, необходимо сравнить показанные резервы с потребностями
в дополнительных финансовых ресурсах. Установление тарифной ставки 1 разряда на
уровне ПМ ТЧ и пропорциональный рост окладов работников бюджетной сферы по всем
разрядам Единой тарифной сетки, по моим расчетам, потребует в 2004 г. (при условии,
что доплаты и надбавки пойдут с понижающим коэффициентом 0,25) около 1,1 трлн рублей.
Перечисленные же резервы намного превышают данную сумму.
Таким образом, в России имеется достаточно финансовых ресурсов для кардинального
повышения заработной платы, и прежде всего МРОТ, а также окладов работников отраслей
бюджетной сферы. Нужна лишь политическая воля представителей верховной власти в
решении этого исключительно важного для россиян вопроса.
|