Концептуальные вопросы
социального управленияЛЮДВИГ КАРАПЕТЯН доктор философских и юридических наук,
профессор (Россия)
• Для вывода страны из системного кризиса
нужен комплекс неотложных мер, в ряду которых –
разработка программы эффективного управления • Следование принципам социального управления
зависит от объективных условий и субъективных факторов,
изменяющихся в ходе развития общества • Системный подход должен лежать в основе
эффективного управления всеми сферами
общественной жизнедеятельности
В многогранной проблеме управления обществом
особое место занимают общетеоретические
вопросы. Анализ состояния власти и управления в
постсоветской России показывает, что их
игнорирование в совокупности с другими
факторами приводит к негативным последствиям. Замечено, что на смену квазисистемному режиму
пришел изначально нежизнеспособный
внесистемный режим с такой же организацией
управления, не имеющей научной концепции
провозглашенных реформ и перехода к рыночной
экономике. В результате страна получила
уникальный гибрид российской старорежимности и
некоторых внешних элементов демократической, а в
целом нестабильной политической системы. Резко
сократилось промышленное и
сельскохозяйственное производство, происходит
материальное и духовное обнищание народа, страна
находится в состоянии перманентного системного
кризиса. Для вывода ее из этого состояния необходим
комплекс неотложных мер, в ряду которых
находится разработка программы эффективного
управления всеми сферами жизни общества.
Последнее предполагает прежде всего выяснение
сущности социального управления и реализацию
его основных принципов на разных уровнях, в
отраслях и сферах.
Определение понятий и характеристика принципов управления
В литературе довольно обстоятельно
рассмотрены теоретические и методологические
аспекты этой проблемы. В частности, дается анализ
и определение понятий “управление”,
“социальное управление”, “научное управление
обществом”, “принципы управления” и др.
Большинство авторов пришло к выводу, что
философский аспект понятия “управление”
состоит в обобщении и отражении сущности
процессов упорядочения и регулирования в
сложных системах природы и общества. А сущность
процессов управления в отдельных системах и
подсистемах отражается в таких понятиях, как
“социальное управление”, “государственное
управление”, “экономическое управление” и т.п. Понятие “социальное управление”
характеризует процесс воздействия на общество
или его отдельные звенья с целью обеспечения их
нормального функционирования,
совершенствования и развития. Встречаются и иные
характеристики, в которых социальное управление
ограничивается сферой деятельности тех или иных
органов или экономическими, техническими,
правовыми и иными рамками. Давая определение
рассматриваемому понятию, следует исходить из
учета не только прогрессивных, но и иных
тенденций общественного развития, а также
взаимосвязи непосредственных задач настоящего
периода с интересами общества в будущем. Социальное управление, следовательно, есть
сознательное воздействие людей на общественную
систему и ее отдельные звенья на основе познания
объективных закономерностей и тенденций
развития для обеспечения оптимального
функционирования и регулирования системы при
согласовании интересов настоящего и будущего.
С возрастанием значимости проблем социального
управления актуальным стал вопрос о
соответствующей науке. Мы разделяем мнение
большинства авторов, которые возражают тем, кто
универсальной наукой управления считает
кибернетику. Но ее приложения (биологическая,
техническая, социальная) не могут одинаково и
равноценно исследовать все закономерности
социального управления. Решение отдельных и комплексных проблем
социального управления возможно лишь на основе
сочетания кибернетических и других знаний,
которые составляют предмет самостоятельной
науки управления. В литературе существуют
различные мнения относительно предмета этой
науки. Одни сводят ее к управлению производством,
другие – деятельности государственных
органов. Безусловно, наука социального управления тесно
связана с государством и правом,
административным правом, кибернетикой,
социальной психологией, педагогикой,
статистикой и другими науками. Но она является,
прежде всего, систематизированным знанием о
закономерностях, принципах, функциях, формах и
методах всех сфер и уровней управления. Важнейшее значение в этом контексте имеет
анализ понятия “принцип управления”. С учетом
существующих точек зрения его можно определить
как философско-правовую категорию, отражающую
требования объективных законов и
закономерностей развития общества, содержащую
основные требования к практической деятельности
людей и организаций (государственных и иных) при
решении экономических, социально-политических,
духовно-идеологических и других задач. В литературе распространена следующая
классификация основных принципов научного
управления: социально-политические –
единство
экономического и политического управления;
сочетание государственного и общественного
управления; развитие демократии и вовлечение
широких масс в управление; формирование и учет
общественного мнения; сопряжение общественных и
личных, общегосударственных и местных интересов; организационно-административные –
взаимосвязь
общегосударственного (федерального),
регионального и местного управления;
объективность, полнота и оперативность
информации; планирование и прогнозирование;
рациональная организация аппарата управления и
управленческого труда; сочетание
коллегиальности, единоначалия и личной
ответственности; проведение кадровой политики
по признакам профессионализма, деловитости и
высокого нравственного долга; гарантия
законности; контроль исполнения. Следование названным и другим принципам
социального управления зависит от объективных
условий и субъективных факторов, которые
изменяются в ходе развития общества. Остановимся
на этом подробнее. *** • Любой орган государственной власти может
обеспечить эффективное управление, когда
правильно выражаются чаяния народа, наглядно
проявляющиеся в общественном мнении
(концентрированном выражении различных форм
общественного сознания путем конкретной
социально-психологической оценки явления,
поведения личности, групп и коллективов). Потребность в
формировании и учете
общественного мнения
возникает не только по
решенным, но в большей степени нерешенным
вопросам. Разумеется, это необходимо и возможно,
когда речь идет о кардинальных, перспективных
задачах, требующих широкого обсуждения. Действенность общественного мнения тесно
связана с активным участием самой
общественности в его реализации. Иначе говоря,
всегда должно соблюдаться
диалектическое
единство общественного мнения и общественного
действия.
• Демократическое и эффективное управление
общественными процессами предполагает умение
правильно
оценивать многообразие интересов, находить
меру соединения личных интересов с общими,
определять степень их соподчинения, намечать
пути преодоления возможных несовпадений между
ними. Проблема гармонизации интересов в условиях
многонационального государства охватывает
также национальные отношения. Поэтому одним из
основных принципов социального управления
является всестороннее
сочетание национальных
(местных) и общегосударственных интересов
во
всех сферах общественной жизни. Негативные
последствия малейшего игнорирования этого
принципа подтвердились опытом СССР, Российской
Федерации, Югославии и других стран. • Одним из исходных в социальном управлении
является принцип
объективности, полноты и
оперативности информации. Информационные
процессы присущи всем управляемым системам.
Поэтому одна из бурно развивающихся отраслей
современной науки – теория информации. На основе рационального использования
различных видов и источников информации органы
управления получают точную картину о положении
дел на местах, в центре и каждой сфере управления.
При этом всеобъемлющая и разносторонняя
информация нужна как для органов власти и
управления, так и для всех слоев общества. Интенсификация и оптимальная организация
информационной службы составляют основу
прогнозирования и планирования, основными
требованиями которых являются единство
политического, экономического и социального
планирования и прогнозирования; соединение
отраслевого и территориального планирования;
непрерывность планирования; сочетание текущего
и долгосрочного планирования, централизованного
регионального и местного планирования. • Эти требования в полной мере относятся к
прогнозированию и планированию процессов
управления, в которых важнейшее значение имеет
рациональная
организация аппарата управления и
управленческого труда. Последняя
предусматривает взаимосвязь территориального,
производственно-отраслевого и функционального
принципов в построении системы органов
управления; обеспечение их стабильности и
динамичности; сохранение объективно присущих
общественных функций при создании новых органов
и реорганизации старых; постоянное их упрощение
и удешевление. Соблюдение этих условий связано также с
обязательным учетом особенностей управления
разными сферами жизни общества, спецификой
функций органов управления, территории и состава
населения, состояния кадров, уровня культуры и
политической активности граждан, исторических
традиций и опыта государственного
строительства, уровня развития науки, техники и
т.д. Совершенствование аппарата управления и
управленческого труда приобретает особое
значение в современных условиях. Еще не
преодолен стихийный подход к созданию новых
управленческих органов. Наблюдается
несоответствие при формировании органов с
объемом и задачами, которые им предстоит решать.
Нередко при образовании допускается
искусственный разрыв однородных и
взаимосвязанных функций. Рациональной
организации управления мешает скоропалительная
реорганизация министерств и ведомств. К примеру,
в 1981-1999 гг. Министерство по делам федерализма и
национальной политики подвергалось
реорганизации четыре раза. К тому же наряду с
этим министерством существовал Комитет по
региональной политике, который, по сути,
дублировал его функции. Вызывает вопросы номенклатура должностей.
Значительная часть штатных расписаний
утверждалась давно, не всегда соответствует
современным требованиям. И неслучайно, что
численность работников органов власти и
управления Российской Федерации превосходит их
численность в СССР на конец 1990 г. Только с 1994 по
1998 г. оно возросло более чем на 110 тыс. человек. Практическое решение задач социального
управления зависит главным образом от уровня
профессионализма, деловитости, высокой
нравственности и политической
неангажированности управленческих кадров.
Важнейшими качествами управленческих кадров
являются разумная самостоятельность, смелость и
решительность при осуществлении своих функций;
умение ценить науку и вовлекать специалистов в
решение текущих и перспективных задач;
постоянное изучение опыта; готовность к
пресечению интеллигентского и бюрократического
самомнения; выдержка и чуткое отношение к людям. Средства массовой информации изобилуют
сообщениями о работниках системы
государственной службы, которые не отвечают
нужным требованиям, не обеспечивают нормальное
функционирование руководимых ими министерств и
ведомств. Это объясняется рядом объективных и
субъективных причин. Основные из них –
недостаток квалификации; слабая подготовка
части выпускников вузов и других учебных
заведений; использование кадров не по
специальности, назначение на должность по
принципам клановости, знакомства, личной
преданности и т.д. Эти причины порождают
неквалифицированное руководство,
безответственность, злоупотребления, коррупцию
во всех эшелонах власти, подхалимство, обман,
очковтирательство и т.п. Они мешают не только
эффективной организации управления, но и наносят
вред нравственному состоянию общества,
отрицательно влияют на развитие творческой
активности молодежи. В целях преодоления таких явлений и
обеспечения профессионализма в управлении
заслуживает внимания проводимый компанией
“Прайм Чейз” эксперимент по целевому поиску
высшего управленческого персонала в рамках
проекта “Золотой кадровый резерв России
ХХI века”. Чтобы получить адекватное представление о
творческой, профессиональной, политической
подготовленности состоявшихся менеджеров
высшего и среднего звеньев, компания проводит
поэтапный широкомасштабный кадровый аудит всех
регионов России. Сначала компания “Прайм Чейз” собирает и
анализирует информацию о макро- и
микроэкономической ситуации в регионе, а также
предприятиях региона, из которых выявляются
наиболее успешные. После анализа их
финансово-экономической деятельности
собираются сведения о высшем руководстве этих
компаний. На заключительной стадии консультанты
“Прайм Чейз” проводят структурированные
интервью с руководителями, после чего и
выясняется, насколько человек профессионален. И
только после тщательного отбора остаются
реальные лидеры бизнеса. Менеджеры среднего
звена участвуют в конкурсах, которые проводятся
в несколько этапов с финалом в Москве. Проект рассчитан на пять лет и предполагает
охват всех 89 регионов России. Результатом
кадрового аудита станет федеральная база данных
лучших топ-менеджеров нашей страны. Иными
словами, будет создан своеобразный реестр, куда
войдут руководители (владельцы или совладельцы
фирм, а также нанятые топ-менеджеры) и
перспективные менеджеры второго-третьего
эшелонов. В дальнейшем эти люди будут привлечены
к выработке экономических решений как на
региональном, так и на более масштабном уровне.
Предполагается, что губернаторы краев и областей
будут формировать консультативные советы при
администрации, с тем, чтобы региональная власть
могла получать профессиональные рекомендации. Кадры решают все. Это выражение из истории
нашей страны актуально до сих пор. Изменился
только акцент – не “родственные”,
“клановые” и “лично преданные”, а “золотые”
кадры. Тот кадровый резерв, на который должна
сделать ставку Россия в ХХI в. Важным условием правильного подбора
управленческих кадров являются их
постепенное
движение по служебной лестнице, создание резерва
руководящих работников, применение принципа
выборности и его сочетание с определенной
стабильностью аппарата управления. Сменяемость кадров тогда отвечает целям
демократии и эффективного управления обществом,
когда направлена против бюрократической
замкнутости и тенденций превращения отдельных
лиц в бессменных руководителей. • Эффективность работы управленческих кадров
и всех органов управления в значительной мере
обусловливается умелым
сочетанием
коллегиальности, единоначалия и личной
ответственности. Формы сочетания зависят от
конкретных исторических условий и задач. Персональная ответственность предполагает,
что любой факт недобросовестного отношения к
порученному делу не останется безнаказанным.
Иначе говоря, необходимо обеспечить
неотвратимую ответственность. В последнее время
этот принцип не применяется к работникам органов
власти, повинных в негативных последствиях
“реформ”. К примеру, среди всех слоев российского
общества имеется, по существу, единое мнение о
пагубных последствиях шоковой терапии,
ваучеризации, приватизации и других перлов
“реформ”. Эти последствия конкретно выразились
в резком упадке экономики, росте безработицы,
обнищании и социальной незащищенности народа,
значительном ослаблении безопасности страны и
т.д. Но никто из тех, кто стоял у руля пагубной
социально-экономической политики в эти годы, не
привлечен к адекватной ответственности. Гарантия неотвратимой ответственности, как и
регулирование многообразных общественных
отношений, вытекает из системы социальных норм
(правовых, нравственных и т.д.). Основное место
среди них занимают нормы права. Их реализация
выражается в
обеспечении законности. Все
стороны и черты законности концентрируются в ее
главном назначении: с помощью правовых и иных
нормативных актов нормализовать
функционирование общества и его подсистем. • Совершенствование законов предполагает
обеспечение
устойчивости и преемственности правовых норм.
Это важно для предупреждения вольного обращения
с законами, какого бы ни было нарушения под
предлогом “национальной специфики”,
“интересов производства”, “местных условий” и
различными мотивами “целесообразности”. Основной смысл взаимосвязи законности и
управления заключается в верховенстве
конституции страны и законов при решении всех
вопросов общественной жизни. Но в данной сфере
наблюдается немало отступлений на уровне
федеральных и региональных органов власти и
управления. Можно ли обеспечить законность,
когда в конституциях некоторых республик
имеются не соответствующие Конституции
Российской Федерации положения по ряду
основополагающих вопросов федерализма. • Важное требование эффективности социального
управления – его
взаимосвязь с достижениями
научно-технического прогресса, проявляющаяся
в единстве научных, технических и социальных
факторов. Гарантией предотвращения возможных ошибок в
использовании достижений научно-технического
прогресса во всех процессах и на всех уровнях
управления является
системный подход.
Необходимость его обусловливается комплексным
характером самой системы управления. Поэтому
задача эффективной организации управления в
условиях научно-технического прогресса
предполагает комплексную разработку и
осуществление взаимосвязанных экономических,
социально-политических, организационных,
демографических, социально-психологических,
научно-технических и других мероприятий. В условиях научно-технического прогресса
актуальна проблема “человек-машина”. В аспекте
организации управления необходимо исходить из
того, что механизация и автоматизация
управленческих процессов не снижают роль
человека. Они лишь облегчают выработку
оптимальных решений. Главная цель состоит не в
том, чтобы свести управление к автоматике, а в
том, чтобы эффективнее использовать технические
средства для решения управленческих задач в
интересах каждой личности и общества в целом. |