Номер 6/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера
ИНТЕРВЬЮ

В экономике в последние годы происходят значительные изменения. Они связаны с появлением новых потребностей, а также технологий и технических средств для их удовлетворения (особую роль играют достижения в области получения, обработки, передачи и хранения информации). Все это обусловило необходимость в корректировке организационных структур и систем управления на внутрифирменном уровне. Рассказать об одном из направлений такой работы мы попросили члена правления немецкой фирмы LIPRO AG г-на БОДО ДАЛЯ. Данный материал подготовлен при активном содействии Российской академии предпринимательства, с которой у редакции журнала уже имеется опыт подобного сотрудничества. Его первым результатом было интервью с г-ном Люком Мартином “Чего не хватает российскому менеджменту?”, опубликованное в № 4 за этот год.

Опережать время с помощью инновационного программного обеспечения

– Современная экономика динамична. Какие тенденции ее развития, на Ваш взгляд, наиболее важны с точки зрения управления?

– Появление новых поколений средств связи и информационных технологий дало возможность потребителям оперативно выходить на отдаленные рынки – получать информацию в считанные минуты, а товар – в течение нескольких дней. Это привело к ужесточению требований к производителям и усилению конкурентной борьбы. Велением времени в их деятельности становятся быстрота и гибкость в ответе на запросы клиента.

По этой причине, а также под воздействием различных технологических и технических новшеств примерно в середине 90-х годов в реальном секторе экономики стала ощущаться настоятельная потребность в проведении реорганизации на внутрифирменном уровне. Ее суть в децентрализации производственных процессов и переходе к соответствующей системе организации бизнеса и управления им (однако данное явление нельзя отождествлять с централизацией-децентрализацией капитала).

Для успешной деятельности на рынке производителям необходимо строго ориентироваться на требования клиентов. В конкурентной борьбе выигрывают те из них, кто быстро и гибко реагирует на различные пожелания последних. Причем для удешевления производства все большее число предприятий концентрируют силы на выпуске своих основных продуктов, объединяются с субпоставщиками в производственные сети. С другой стороны, на предприятиях выделяются сегменты, так называемые центры образования прибыли (бизнес-центры), т.е. относительно самостоятельные структуры, которые со своей продукцией могут выходить на рынок и способны быть самоокупаемыми. Отсюда усиление заинтересованности работников и повышение их ответственности. Само же предприятие с этих позиций также может рассматриваться как сеть.

Данные новации потребовали изменений в организации внутреннего информационного потока и децентрализации в принятии управленческих решений. Традиционные системы управления производственными процессами и программное обеспечение под них разрабатывались еще в 70-е годы и исходили из принципа жесткой централизации в рамках фирмы (планирования, контроля, снабжения, организации производственных процессов, сбыта и других функций), что перестало отвечать требованиям времени. Предприятия стали испытывать трудности из-за их несоответствия новым организационным формам и выражать свое недовольство этим.

Действительно, традиционные системы не реализуют прямую коммуникацию между сегментами, непосредственно участвующими в производственном процессе, что видно на схеме 1. Данный факт был одной из причин, что известная компания Gartner Group, занимающаяся анализом положения дел в этой области, заявила в своем исследовании, опубликованном в октябре 1999 г., что не видит для них перспектив.

Более того, все попытки с их помощью увеличить гибкость взаимоотношений клиентов и поставщиков в управлении цепочкой поставок (УЦП) закончились ограниченным успехом. УЦП-решения не в силах преодолеть препятствия, возведенные централизованными системами между производственными сегментами. Как только возникают изменения или даже помехи на технологическом уровне, они бессильны. Поскольку в рамках таких систем нет прямой коммуникации между производителями, то невозможен и обмен данными в масштабе реального времени, что является предпосылкой для гибкой реакции на отклонения от плановой модели.

– Фирма, в которой Вы работаете, занимается решением этих проблем. Расскажите о ее продукции.

– Пытаясь ответить на требования времени и клиентов, компания LIPRO AG разработала систему, предназначенную для децентрализованного управления производственными процессами на уровне фирмы. Ее основу составляет специальный модуль, обслуживающий отдельный бизнес-центр, так называемый бизнес-менеджер. В нем отражены все необходимые для нормальной жизнедеятельности любого бизнес-центра функции – планирование производственных операций, снабжение материалами, запасными частями и инструментом, контроль качества продукции, сбыт и т.д. В результате эти структуры получили отвечающее их запросам современное программное обеспечение, что способствовало повышению эффективности их работы.

Но главное, мы сумели на основе сетевой технологии свести бизнес-менеджеры отдельных бизнес-центров в единую для всего предприятия систему. Это то новое, чего не было еще 10 лет назад. Построенная на ее базе сеть может быть многомерной, отвечая сложности исходной структуры. Следовательно, данный программный продукт может быть задействован и при управлении деятельностью крупной фирмы, в этом случае роль бизнес-центров будут выполнять отдельные принадлежащие ей предприятия.

Таким образом, при помощи сетевых технологий и собственных программных разработок у нас появилась возможность удовлетворять требования заказчиков. Используя эту систему и новые технические средства, они смогли быстрее и полнее реагировать на запросы рынка, т.е. оказались способными находиться со своим товаром в нужное время в нужном месте.

Наша модель отличается гибкостью и прозрачностью необходимыми в условиях eBusiness (электронного бизнеса). Мы назвали ее “eManufacturing” (электронное производство). Отмечу, что сегодня сбор, анализ и распространение технологических данных в масштабе реального времени имеют стратегическое значение. Обмен и быстрая обработка этой информации происходят в сети непосредственно между производственными сегментами. Последние (цеха, службы или их комбинация) представляют в ней своего рода технологические узлы. Производственный процесс обычно планируется в обратном направлении от последнего узла – как правило, это конечный монтаж или рассылка. В заключении составляется план гарантированных поставок вышестоящих поставщиков, которые в свою очередь гарантируют поставки, основываясь на обязательствах своих поставщиков и т.д. Таким образом между отдельными производственными сегментами возникают взаимоотношения заказчиков-поставщиков.

Схема 1. Традиционная (централизованная) система управления производственными процессами внутри фирмы

В рамках нашей системы модули программного обеспечения с заранее конфигурированными производственными решениями (так называемые производственные модули или индивидуальные производственно-менеджментные системы – ПМ) обрабатывают в соответствующих узлах информацию о технологическом статусе, выполнении задания, наличии материалов и т.п. Связь между ними осуществляется, как это видно из схемы 2, с помощью коммуникаторов. При этом используются новейшие технологии.

Разнообразные производственные и некоторые общефункциональные модули, а также коммуникаторы являются стандартными компонентами в Р2Р-модели (“Plant-to- Plant” – “от завода к заводу”), которую разработала фирма LIPRO AG. С их помощью возможно построение сложных и гибких производственных сетей, представляющих собой не что иное, как комплексные цепочки поставок (схема 3).

Эта модель является в настоящее время самой инновационной формой управления любой цепочкой поставок. Она позволяет эффективно распределять технологические задания и более оптимально использовать мощности по узлам сети. Кооперирующиеся изготовители могут обмениваться информацией о требованиях и статусе своих заданий и производства непосредственно на технологическом уровне с использованием тех же инструментов, как и для внутрипроизводственных целей. В результате процессы управления потребностями и поставками, которые ранее регламентировались лишь внутри одного завода, могут переноситься на узловые точки, находящиеся на различных предприятиях.

– Для кого предназначен ваш программный продукт, какие выгоды он несет клиенту?

– Разработанная компанией децентрализованная система управления на уровне фирмы предоставляет возможность автономного планирования и управления процессами создания добавленной стоимости в независимых производственных единицах, которые относятся друг к другу как клиенты и поставщики. Она также может быть применена на глобально распределенных группах предприятий, для местных низкобюджетных отделений которых требуются решения, обеспечивающие простой перенос ключевых финансовых и производственных данных в материнскую компанию. Кроме того, она может быть задействована в качестве дополнительного расширения (в комбинации) для фирм, использующих какие-то централизованные системы управления (например, SAP R/3).

Схема 2. Часть производственной сети при децентрализованном управлении

Потребность в таком программном продукте очень велика, так как он может быть применен в структурах, которым свойственны хотя бы какие-то из следующих признаков – сегментированное или распределенное производство, постовая сборка, наличие внешних поставщиков, управление цепочками поставок. Одним из его новшеств и преимуществ является синхронное отображение всех децентрализованных структур производства в финансовом модуле для улучшенного планирования деятельности интегрированной компании.

Продукт отвечает таким часто выдвигаемым клиентами требованиям, как простота отображения производственных процессов, отражение реально существующих децентрализованных структур, быстрая адаптируемость к изменениям, непродолжительное время инсталляции, привлекательная цена. Он воспроизводит децентрализованные хозяйственные структуры точно так, как они существуют в действительности, и включает их в заново разработанную распределенную модель данных. При этом он обеспечивает необходимую в повседневной работе гибкость, а также возможность обзора всех производственных процессов. К его достоинствам можно также отнести архитектуру клиент-сервера с тремя уровнями, независимость базы данных и дружеские интерфейсы.

– Вы предлагаете некий стандартный продукт или разрабатываете для каждого клиента специфический проект?

– Мы поступаем и так и так. При создании своей системы мы исходим из того, что индивидуальность и стандартизация не являются противоречивыми условиями. Поэтому ее основу составляют предварительно конфигурированные модули программного обеспечения для отдельных производственных сегментов. При необходимости они по требованию заказчика могут быть модифицированы. Эти индивидуальные производственно-менеджментные подсистемы дают друг другу задания и обмениваются через коммуникационную сеть информацией о заказах клиентов, загрузке мощностей, складских запасах и т.д. Взаимодействие между ними происходит преимущественно через специальный интерфейс в виде диаграммы, который полезен не только для отслеживания состояния производства, но и помогает пользователям планировать и перестраивать рабочую операцию согласно вновь возникающим требованиям.

Программы, заложенные в предварительно конфигурированные модули, рассчитаны на обслуживание множества технологических моделей – монтажного, вариантного, серийного (складского), единичного (в рамках заказа), уникального, центрально-логистического и проектного изготовления.

Система располагает возможностью осуществлять широкий круг функций, что хорошо видно на схеме 4, и посылает сигналы в случае необходимости быстрого вмешательства. Она поддерживает такие операции между сегментами, как пополнение складских запасов по достижении отметки минимального уровня, различные виды управления по заказу и др. Предусмотрен срочный вызов актуальных данных о статусе задания, наличии материала, использовании ресурсов и т.п. Она включает в себя ряд общих модулей (в частности бухгалтерии и контроля). При необходимости в нее можно встроить дополнительные модули по расчету заработной платы, электронной коммерции, документообороту, учету производственных данных и т.д. Кроме того, она может на основе современных коммуникационных технологий (скажем XML) объединяться с программными решениями других фирм, что позволяет клиентам продолжать использовать полезную функциональность традиционных систем.

Схема 3. Инновационная философия управления цепочкой внутрифирменных поставок

В целом система содержит практически все требуемые функции для полного решения задач, стоящих перед любой компанией. Она включает прикладные модули по управлению поставками, производством, сбытом, качеством, финансами и т.д., которые гарантируют постоянную поддержку всех деловых процессов, в совокупности формируя активную, ориентированную на бизнес-процессы и управляемую по событиям структуру. Имеется интегрированная функция “красная кнопка”, информирующая о необходимости вмешательства ответственного персонала.

Итак, LIPRO-система вместо того чтобы пытаться воспроизводить все возможные типы производства в очень сложной модели данных и тратить ресурсы на ее обслуживание, предоставляет каждому бизнес-центру отдельную относительно простую специализированную прикладную программу – производственный модуль. Они могут быть соединены между собой в соответствии с потребностями производителя. Для наиболее общих типов производств предлагаются предварительно сконфигурированные модули, что увеличивает преимущества. В силу этого модель и обеспечивает прозрачность и высокую гибкость.

Данные модули связываются друг с другом через коммуникаторы, формируя производственную сеть. В целях гибкости и простоты предусмотрены такие формы возможных связей, как заказ, подтверждение, сообщение о прохождении заказа или его задержке, общее управление запасами и т.д. Таким образом могут быть отображены любые связи поставщик-заказчик и самые разнообразные конфигурации производства. Диапазон возможных решений – от одноузловой системы до многомерной сети. Причем разработан ряд предварительно сконфигурированных коммуникаторов для различных процессов связи. Технология основана на процедуре отдаленного вызова, что уже стало общепринятым в распределенных системах. Интернет открывает дополнительные широкие возможности коммуникационных решений.

– Нельзя ли подробнее рассказать о пользе вашей системы для клиентов

– Предлагаемое решение, гарантирующее прямую коммуникацию в сети между ее элементами, позволяет уменьшить сложность производственных процессов. С его помощью они становятся для всех участников прозрачными, а управление ими более простым. Кроме того, оптимизируется загрузка мощностей, сокращаются складские запасы и объемы подготовительных работ. Предприятия могут достигнуть существенного прогресса в области маркетинга и информации, улучшить управление внедрением новых продуктов, ускорить реакцию на требования рынка и т.п.

Схема 4. Система децентрализованного управления производственным процессом

Возьмем, например, планирование производства. Каждый бизнес-центр может подготовить детальный план выпуска своей продукции, в оперативном режиме соотнести его с планами смежников в рамках данного предприятия (фирмы) и скорректировать. На основе этих планов складывается план предприятия в целом. В ходе их состыковки достигается определенная оптимизация на обоих уровнях. Аналогично положение со снабжением, сбытом и другими функциями управления.

Поскольку система гибкая, то можно в нее адаптировать отдельные блоки старых систем или ее саму встраивать в последние. Это позволяет клиентам на определенном этапе экономить средства. Благодаря прозрачности каждый пользователь может отслеживать выполнение той или иной функции, производственной операции, причем не только в своем бизнес-центре, но и по всей сопряженной цепи. Программа построена так, что задается личная ответственность работников за каждое действие, операцию. Система тем не менее проста в использовании. Она, на мой взгляд, представляет то, что сегодня нужно для бизнеса – гибкое решение для своего продукта.

– Каковы перспективы развития системы, созданной фирмой LIPRO AG?

– Уже в ближайшем будущем мы готовы предоставить клиентам возможность использовать интернет-технологии, в частности создавать веб-страницы. С помощью предложенного фирмой LIPRO Р2Р-решения для eManufacturing обеспечивается управление отношениями клиентов-поставщиков в сети, имеющей структуру виртуального предприятия, что показано на схеме 5. Причем границы для eBusiness еще не достигнуты. Через платформы интернет эта технология может непосредственно влиять на оптимизацию потока сырьевых и полуфабрикатных продуктов. Рыночные места и биржи продаж в интернете, а также электронные аукционы приобретают все большее значение.

Принципиально важен и тот факт, что программное обеспечение, предназначенное для eManufacturing, может без проблем коммуницировать с системами для eSourcing и eCommerce. С этой целью LIPRO наладило партнерство с известными фирмами-разработчиками программного обеспечения для менеджмента по сбыту, а также других eCommerce-решений.

Схема 5. eManufacturing (электронное производство) - будущее решение для производственных предприятий

– С чего начиналась деятельность фирмы и что она представляет собой сегодня?

– Фирма образована более пяти лет назад с целью создать новый программный продукт для децентрализованной схемы управления производственными объектами. Тогда в ней работало всего четыре человека. Сегодня штат с учетом дочерних структур превышает 250 человек, т.е. из разряда малых мы перешли в средние предприятия.

В 1999 г. оборот компании составлял более 9 млн немецких марок, в этом году ожидается около 36 млн. В ближайшие два- три года планируется его увеличить до 200-300 млн марок.

Такой резкий рост, на мой взгляд, обусловлен двумя основными причинами. С одной стороны, мы уже повзрослели и перешли из стадии становления к нормальному функционированию. С другой, в настоящее время конъюнктура рынка к нашему продукту очень благосклонна. Традиционные централизованные системы управления производственными процессами и обслуживавшие их программные продукты, как я уже говорил, перестали удовлетворять потребности клиентов. В силу этого производившие их фирмы испытывают серьезные трудности (вплоть до банкротства). У LIPRO AG есть возможность существенно потеснить их, а кое-кого перекупить.

Структура фирмы выглядит так. В Берлине находится материнская компания, состоящая из подразделения, которое разрабатывает программные продукты, и тех, кто их реализует. Реализацией так же занимаются дочерние структуры и привлеченные партнеры, как в Германии, так и за рубежом. Сейчас у нас есть филиалы в Чехии, Польше и России, создаются в Швейцарии и США. Всего в филиалах работает около 90 человек (Германия – 45, Чехия и Польша – по 10, Россия – 9. В Швейцарии и США структура только формируется).

Продающие подразделения, в том числе и филиалы, в своем штате имеют консультантов по вопросам производства и логистики, информационному обеспечению, созданию и обеспечению работы компьютерных сетей, продажам. Их задача – поиск клиентов, реализация программных продуктов фирмы, адаптация последних под конкретного клиента, тренинг персонала, техобслуживание, а также консультационная помощь партнерам.

В соответствии с этим строится кадровая политика по отношению к дочерним структурам. Персонал подбирается как минимум по два человека по обозначенным консультационным направлениям. Безусловно, это должны быть уже подготовленные специалисты, но философии фирмы, особенностям ее продукции и работы с ней по указанным направлениям их обучают.

– Можете ли Вы привести конкретные примеры внедрение вашего программного продукта, в том числе и в России?

– Самый первый наш опыт – работа с известной фирмой “Фукс ГМХ”. Она выпускает алюминиевые диски для автомобильных колес. Было время, когда это был последний писк моды и за них готовы были платить любые деньги. Но примерно пять-шесть лет назад они стали обыденной продукцией, конкуренция на этом рынке ужесточилась, и компания “Фукс ГМХ” начала испытывать серьезные трудности. Требовалось резко снизить цену. В рамках традиционных централизованных систем управления производственными процессами сделать этого не удалось. И тогда к решению проблемы подключилась наша фирма.

Было предложено реструктурировать компанию исходя из философии децентрализованного управления. Выделены четыре основных производственных сегмента – литье, кузнечно-прессовое производство, дальнейшая обработка, складирование. Для них разработаны специальные программные модули, учитывающие их специфику и обеспечивающие необходимые общие функции. С помощью созданных коммуникаторов они были объединены в сеть. В результате за счет внутрисегментной и в рамках всей компании оптимизации удалось сократить на 40% время производства и добиться требуемой цены конечного изделия. Кроме того, производственные процессы стали прозрачными и повысилась ответственность персонала.

Что касается России, то наша система уже внедряется на ряде объектов. В частности, на Ленинградском металлическом заводе идет ее поэлементное внедрение. И это хорошо, клиент, убеждаясь в ее эффективности, заказывает новые блоки, которые постепенно составят сеть, охватывающую все предприятие. Имеется еще один пример в Белоруссии, где наша система внедряется на дочернем предприятии фирмы “Цейс” в Минске. Сейчас находятся в работе еще два “русских” проекта, которые, возможно, будут запущены в реализацию уже в этом году.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz