Информационная открытость
государственных органов как фактор влияния на
экономический ростЭМИЛИЯ СИЧАКОВА президент словацкого отделения Transparency International, сотрудник Центра экономических
исследований (Словакия)
• Отсутствие своевременной и объективной
информации оказывает негативное воздействие на
экономические процессы • Недостаточная степень прозрачности в
деятельности правительства создает условия для
сохранения и роста коррупции • Информационная открытость предполагает
формирование необходимого правового поля, а
также нового образа мышления
На рубеже столетий все большее признание
получает
теория новой институциональной
экономики,
представленная в работах
нобелевского лауреата Дугласа Норта. Она
рассматривает в качестве решающего фактора,
влияющего на накопление богатства, те издержки,
которые общество должно постоянно нести и
поддерживать для создания и соблюдения правил
игры, на основании которых оно функционирует1.
По некоторым оценкам, в отдельных странах
трансакционные издержки составляют около
половины ВВП. Согласно теории новой институциональной
экономики общество, стремящееся минимизировать
трансакционные издержки, можно считать более
прогрессивным. К числу факторов, заметно увеличивающих эти
издержки, относятся высокая стоимость
экономической информации, ее недостаток или
выборочное (не равное для всех) предоставление.
Часть такой информации вправе рассматриваться
как “обычный товар”, который может покупаться
или продаваться на регулярной основе, однако
многие материалы выступают как “общественный
товар”, и информацию такого рода органы
государственной власти должны поставлять
гражданам бесплатно или по цене, покрывающей
лишь административные издержки.
Взаимозависимости между экономическим ростом,
трансакционными издержками и степенью
открытости показаны на схеме 1.
Последствия информационного вакуума
Отсутствие своевременной и объективной
информации негативно влияет на экономические
процессы по разным каналам. n Предпочтение, отдаваемое
государственными органами отдельным фирмам при
предоставлении информации, ведет к созданию
неравных условий конкуренции и еще большему
усилению позиций ведущих компаний, находящихся в
этом плане в привилегированном положении. Опрос, проведенный в Словакии Центром
экономического развития, показал, что 96%
предпринимателей расценивают информацию,
предоставляемую органами государственного
управления, как недостаточную. В качестве
примеров отмечались неясная система
лицензирования (лишь 10% респондентов считают ее
рациональной), недостаточная информация о
госзакупках (только 10% предпринимателей оценили
систему госзакупок как хорошую); плохое
управление государственными фондами; отказ
предоставлять информацию отдельным СМИ;
отсутствие официальных отчетов о заграничных
“бизнес-вояжах” госчиновников, предпринятых с
целью углубления международного сотрудничества,
и передача полученной в таких поездках
информации лишь избранным группам бизнесменов и
т.д. n Негативным следствием
закрытости является нередкое сокрытие имен
реальных собственников, в том числе основных
стратегических предприятий, что связано с
приватизацией и может привести к нарушению
конкурентной среды. Как известно, одна из главных
целей защиты конкуренции – предотвращение
чрезмерной концентрации собственности в руках
компаний – потенциальных соперников на рынке.
Если официальные лица, ответственные за
соблюдение правил конкуренции, не могут
предоставить на законных основаниях информацию
о собственности, процесс концентрации может
выйти из-под контроля. n Неясные критерии,
используемые при назначении высших чиновников,
подрывают доверие к государственным органам
власти. n Каждый хозяйствующий субъект
нуждается в качественной и своевременной
информации для принятия новых или коррекции
старых решений. Неправильные решения,
появившиеся в результате информационного
вакуума, могут привести к неэффективной продаже
госсобственности, ошибкам в регулировании
естественных монополий и в конечном итоге
поставить под угрозу функционирование
национального хозяйства в целом. n Отсутствие прозрачности в
экономике создает условия для
сохранения и
роста коррупции,
злоупотребления властью,
использования своих полномочий с целью
получения личных выгод. Хотя проблема измерения уровня и роста
коррупции достаточно сложна2, в Словакии
проведен ряд эмпирических исследований,
проливающих свет на ситуацию в этой области. Так,
опрос словацкого Центра экономического развития
показал, что с проблемой коррупции в органах
государственной власти сталкивались 78%
бизнесменов, при этом 66% из них, имеющие опыт
зарубежного сотрудничества, заявили, что уровень
коррупции в Словакии выше, чем во многих других
странах. По данным Европейского банка реконструкции и
развития (1997 г.), размеры коррупции наиболее
низки в Чехии, Польше, Венгрии и Словении.
Словакия по этому показателю находится на одном
уровне со странами Балтии. Согласно другим зарубежным источникам
наиболее высокий уровень коррупции наблюдается
в таких областях, как военные закупки,
авиационные перевозки, крупные промышленные,
сельскохозяйственные, а также инфраструктурные
проекты (строительство дорог, мостов, плотин),
предоставление лицензий, консультационные
услуги, государственная торговля (нефть,
удобрения, цемент, медикаменты). |