Номер 4/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Государственное управление


Активизация роли государства в условиях России приобрела ключевое значение

(к итогам научно-практической конференции)

В предыдущем номере журнала была опубликована вступительная речь Е.Строева на открытии научно-практической конференции "Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики" (см.: Проблемы теории и практики управления. - 1997. - № 3. - С.8-12).

Представляем в сжатом виде Рекомендации конференции, выработанные на основе предложений ее участников.

n Необходимо в самые ближайшие сроки разработать и законодательно утвердить Государственную долгосрочную стратегию экономического и социального развития страны (на 15-20 лет), в которой должны быть четко закреплены высшие национально-государственные интересы и цели России на этот период. Одно из ключевых мест в долгосрочной стратегии должна занять концепция единой научно-технической политики, ориентированной на переход к новым более высоким технологическим укладам и соответствующим структурным сдвигам в народном хозяйстве.

На основе такой стратегии необходимо определять среднесрочные приоритеты экономической и социальной политики, обозначать этапы, ведущие к достижению поставленных целей. Такие приоритеты должны находить отражение в среднесрочных (на 3-5 лет) комплексных программах социально-экономического развития страны. В них следует конкретизировать общеэкономические задачи среднесрочного периода: важнейшие целевые параметры социальной политики, темпы экономического роста, важнейшие направления и параметры структурных сдвигов в экономике и приоритеты промышленной и научно-технической политики, основные источники ресурсного обеспечения достижения намечаемых целей. С учетом мирового опыта среднесрочной программы могли бы получить статус индикативных планов.

Комплексные среднесрочные программы необходимо конкретизировать в целевых государственных программах по решению наиболее важных экономических, научно-технических и социальных проблем, которые могут реализовываться с использованием различных видов государственной поддержки.

n Необходимо осуществить корректировку экономической политики государства путем придания ей четкой социальной направленности. Развитие социальной сферы в широком смысле, вложения в "человеческий капитал" должны получить приоритетное значение.

Именно такие вложения, как показывает мировой опыт, имеют наивысшую эффективность в стратегическом плане и обеспечивают достижение наивысших рубежей экономического и социального прогресса.

Предстоит настойчиво и последовательно в течение ближайших 2-3 лет осуществить реформу доходов, поднять долю оплаты труда в объеме ВВП и структуре денежных доходов населения до уровня, соответствующего реальным экономическим условиям и ценовым пропорциям. Это станет мощным фактором стимулирования производства и ускорения научно-технического прогресса, позволит осуществить комплекс назревших перемен в коммунальной сфере и в системе социального страхования. Резко расширится социальная база проводимых реформ, усилится их поддержка населением.

Проведение государством активной социальной политики вместе с мерами по оживлению производства и выходу на траекторию экономического подъема позволит обеспечить в долговременной перспективе приближение уровня и качества жизни россиян к критериям постиндустриального общества; в среднесрочном плане - движение к восстановлению докризисного уровня жизни и формирование новых стандартов потребления.

Основным рычагом усиления роли государства в реализации названных целей должна стать активная социальная политика, ядро которой составляют политика занятости, политика доходов и политика социальной защиты населения.

n В целях преодоления кризисных явлений и перехода к экономическому росту необходимо внести серьезные изменения в финансовую и денежно-кредитную политику государства. Ключевое значение при этом имеют активизация совокупного спроса и эффективное регулирование финансово-денежных потоков.

Управление денежной эмиссией должно вестись с учетом необходимости устранения "узких мест" в системе денежного обращения, создающих барьеры повышению инвестиционной активности и экономическому росту.

n Участники научно-практической конференции отмечают, что возрождение отечественной экономики невозможно без глубоких преобразований на селе, вывода его из затяжного экономического и социального кризиса.

В связи с этим в области государственного регулирования агропромышленного комплекса необходимо считать разработку неотложных мер по стабилизации и развитию производства АПК, обеспечение продовольственной безопасности страны, насыщение продовольственного рынка в качестве одной из первоочередных задач Правительства. Такие меры должны предусматривать решение следующих основных проблем - обеспечение ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями национальной экономики; обеспечение свободного выбора форм хозяйствования и реальную поддержку производителей сельхозпродукции различных  форм собственности; обеспечение реальной государственной поддержки производителей сельхозпродукции в обслуживании сельскохозяйственной техники, семеноводстве и племенном деле, агрохимическом и мелиоративном обслуживании сельхозпроизводителей; социальное обустройство села.

n В области государственного регулирования отношений собственности, институциональных преобразований и организационно-управленческих реформ конференция единодушно констатировала, что государственные структуры самоустранились от решения всего комплекса вопросов эффективного управления имуществом, ограничившись бесконтрольной раздачей государственной собственности, не подкрепив смену отношений собственности реальными механизмами экономической ответственности за результаты ее использования.

Для решения этих накопившихся в данной области проблем необходима реализация системы мер по упорядочению отношений собственности, включающей:

- инвентаризацию результатов приватизации с отменой незаконных и вредных для экономики страны актов, угрожающих интересам национальной безопасности;

- гарантированную защиту законно приобретенной собственности;

- введение государственного контроля за оборотом земли через сеть земельных банков;

- введение жесткой системы ответственности за неэффективное управление и распоряжение государственным имуществом;

- ужесточение норм ответственности наемных должностных лиц за неэффективное управление имуществом корпораций перед их акционерами, трудовыми коллективами, государством;

- создание условий для эффективной организации промышленного производства, интеграции финансового капитала и промышленных предприятий, в том числе путем устранения искусственных ограничений на взаимное участие в собственности финансовых и производственных структур, слияния и объединение производственных предприятий, научно-исследовательских и финансовых организаций, стимулирования становления финансово-промышленных групп, способных к выживанию в условиях внутренней нестабильности и жесткой международной конкуренции, используя для этого акции, остающиеся в государственной собственности;

- декриминализацию хозяйственной деятельности путем усиления государственной защиты прав собственности, усиления ответственности за нарушение договорной дисциплины, повышения эффективности системы судебного разрешения хозяйственных споров.

n В области государственного регулирования внешнеэкономических связей необходимо добиться использования предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации мер по защите отечественных товаропроизводителей, в том числе квот на импорт отдельных товаров, введение компенсационных и специальных пошлин, проведение антидемпинговых расследований. В этой связи следует в короткие сроки принять федеральный закон "О защитных мерах во внешней торговле" и активизировать работу правительственной комиссии по защитным мерам на основе уже действующего законодательства.

В области тарифного регулирования необходимо добиваться, чтобы оно стало эффективным инструментом инновационной политики и структурной перестройки экономики. В этих целях необходимо крайне осторожно подходить к вопросу снижения предельной ставки импортного тарифа, уменьшения доли товаров, подлежащих обложению адвалорной таможенной пошлиной при одновременном увеличении сферы применения комбинированных и специфических пошлин.

Необходимо ускорить формирование эффективной экспортной политики, прежде всего в части стимулирования экспортной активности российских участников внешнеэкономической деятельности. Для этого шире использовать средства бюджета развития, а также предоставление государственных гарантий и других форм поддержки крупномасштабным экспортным проектам, прежде всего инвестиционным, а также связанным с поставками российских машин и оборудования. Усилить политическую поддержку продвижению российских товаров на рынки зарубежных стран и продолжать активно добиваться отмены дискриминационных ограничений на ввоз российских товаров на зарубежные рынки. Прекратить предоставление государственных гарантий и использование бюджетных средств для приобретения импортных товаров, обеспечив строгое соблюдение закона о закупках для государственных нужд.

Участники конференции отмечают, что для проведения эффективной политики государственного регулирования экономическими процессами государственная власть должна восстановить способность формировать и проводить экономическую политику, учитывающую долгосрочные национально-государственные интересы и свободную от влияния тех или иных идеологических, клановых и лоббистских влияний.

Краткий обзор "Рекомендаций"
подготовил ответственный
секретарь журнала
БОРИС ЛАДЫГИН

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz