Регионы: управление и
развитие
Региональные стратегии в России
и опыт КитаяРОБЕРТ Дж. МАКИНТАЙР Международный институт по исследованиям в области экономического развития, Хельсинки Институт международных экономических и политических исследований, Москва
• Государственная политика ускоренной
либерализации, маркетизации и приватизации вынудила регионы применять
защитные меры • Суть экономической политики властей
Ульяновской области состоит в поддержании
местного спроса и предложения • В российских условиях возможно эффективное
использование муниципальной собственности
китайского типа как институциональной формы
В России местные и региональные власти часто
вынуждены искать пути решения своих проблем в
отсутствии необходимых мер по укреплению и
развитию институтов рыночного хозяйства со
стороны федерального центра. Государственная
политика не только не способствовала
формированию институциональных рамок рынка, но и
вылилась в почти полный отказ от выполнения
центральным правительством функций, связанных
со здравоохранением, образованием и
благосостоянием населения. Методы, которыми
проводилась приватизация государственной
собственности, привели к росту криминальной
активности в экономике, утрате надежд на приток
инвестиций, резкому увеличению трансакционных
издержек.
Крах трансформации российской экономики с
региональной точки зрения
Большинство западных исследований переходного
процесса исходили из двух положений: 1) системы
советского типа могут быть преобразованы только
посредством радикальных реформ (т.е. путем их
практически полной замены); 2) смешанные
институты имеют мало шансов на сохранение. Эти
положения послужили теоретическим основанием
для неолиберальной политики, проводившейся в
разных странах и при различных условиях.
Принятие “Вашингтонского консенсуса”
послужило причиной игнорирования многими
западными исследователями уже имевшего место
смешанного характера систем советского типа,
особенностей крупных градообразующих
предприятий и возможности сосуществования
старых и вновь возникающих элементов. Общепринятый подход к взаимоотношениям между
центром и регионами состоял в следующем: чем
сильнее влияние Москвы на ход реформ, тем лучше.
Такое мнение могло сложиться только из-за
отсутствия информации о мотивах, возможностях и
реальных действиях центра на протяжении всего
периода после 1991 г. Трудности осуществления радикальной
экономической реформы в значительной мере
усугублялись огромными масштабами Советского
Союза, где важным объединяющим началом служило
централизованное планирование. Политика
структурных преобразований на системном уровне,
проводившаяся в России, не учитывала особые
условия производства и сложившиеся в старой
системе взаимосвязи, а также не давала времени
для эволюции их жизнеспособных “заменителей”,
что привело к деструктивным последствиям. Ослабление централизованного контроля
означало для местных и региональных органов
власти необходимость преодолевать
бюджетно-финансовые,
производственно-экономические и социальные
последствия политики, провозглашенной в Москве.
Вместо непродолжительного “кризиса переходного
периода” или “трансформационного спада”
произошел затяжной кризис развития. Важно
отметить, что регионы, решая специфические
местные проблемы, связанные с общим
экономическим кризисом в стране, шли разными п |