Номер 6/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Воздействие экономического сотрудничества г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области на развитие Северо-Западного региона

ГРИГОРИЙ ДВАС
председатель Комитета по экономике и инвестициям,
член правительства Ленинградской области


• Экономическое взаимодействие регионов выгодно каждому
из участников сотрудничества
• Главное – эффективно управлять взаимным развитием регионов

Сегодняшний момент развития российской экономики характеризуется значительным смещением процессов формирования социально-экономической политики из центра в регионы. У абсолютного большинства регионов уменьшилась доля поддержки из федерального бюджета, а с учетом фактического недофинансирования из этого источника можно сделать вывод , что российские регионы практически переведены сегодня на самофинансирование. Субъекты единой федерации поставлены перед необходимостью самостоятельного формирования и исполнения бездефицитных бюджетов в условиях перехода от жесткой плановой к рыночной экономике.

Каждый регион пытается, используя конкурентные преимущества, обеспечить привлечение средств – кредитных, инвестиционных, получаемых в виде доходов от деятельности всего хозяйственного комплекса. Учитывая ограниченность таких возможностей, можно было бы сделать вывод о том, что привлекая средства для собственного развития регион-реципиент лишает соседние регионы возможности получения этих средств.

На примере изучения взаимодействия Санкт-Петербурга и Ленинградской области и его воздействия на привлечение средств в Северо-Западный регион, можно убедиться, что высказанная выше гипотеза является ошибочной. Эффект синергического мультипликатора от совместного использования конкурентных преимуществ соседних регионов гораздо сильнее центробежного эффекта в условиях снижения роли федерального центра.

Для того чтобы убедиться в справедливости данного утверждения, достаточно рассмотреть результаты сотрудничества Санкт- Петербурга и Ленинградской области по наиболее важным направлениям.

Промышленность. Во-первых, многие предприятия г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области традиционно являлись участниками единых технологических цепочек,например, предприятия судостроительной промышленности, промышленности стройматериалов, пищевой и перерабатывающей промышленности, химической промышленности и т.д. Тот факт, что сегодня намного легче получить заказ на изготовление продукции более глубокой переработки, более приближенной к конечному потребителю, подтверждается созданием финансово-промышленных групп практически во всех указанных отраслях.

Здесь можно назвать и финансово-промышленную группу "ВИТА", объединившую в единую цепочку производителей сельхозпродукции и продуктов питания Санкт-Петербурга, и Балтийскую финансово-промышленную группу, представляющую интересы нефтепереработчиков Ленинградской области и топливников и химиков Санкт-Петербурга, и находящуюся в стадии оформления финансово-промышленную группу в судостроении. Тот факт, что предприятия двух субъектов постарались максимально учесть в своей работе интересы друг друга, что они в большей степени стали партнерами, чем конкурентами, явился важнейшим фактором, обеспечившим в 1997-1998 гг. рост именно в этих отраслях промышленности как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области. Прекрасные примеры такого сотрудничества – реализация совместного проекта Sea Launch, кооперация петербургских гигантов "Самсона", "Парнаса" и "Петмола" с десятками областных сельхозпредприятий.

Во-вторых, на территории Санкт-Петербурга находится много предприятий, которые в последние годы вынуждены были либо сократить объемы производства, либо полностью остановить выпуск некоторых видов продукции. Многие предприятия такая судьба ожидает в ближайшем будущем. Причина проста – повышение требований по экологии и ухудшение общей экологической ситуации в Санкт-Петербурге. В конце 1997 г. был опубликован список более чем 40 предприятий, подлежащих перемещению из наиболее неблагоприятных с экологической точки зрения территорий Санкт-Петербурга.

Вместе с тем в Ленинградской области, в том числе неподалеку от северной столицы России, существуют десятки пустующих производственных площадей, имеющих отличную инженерную и транспортную инфраструктуру, готовые природоохранные объекты. В мае 1998 г. был издан каталог, содержащий краткую информацию о 130 таких площадках, использование которых для разгрузки центральных и "спальных" районов Санкт-Петербурга могло бы в значительной степени удешевить этот процесс, сделать его менее накладным для предприятий. Одновременно с этим город может получить территорию для гражданского строительства, для размещения наукоемких и высокотехнологичных производств. Именно за такими предприятиями, на наш взгляд, будущее промышленного Петербурга.

Агропромышленный комплекс. Продукция сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области традиционно пользуется большим спросом не только у населения Санкт-Петербурга, но и у потребляющих ее в качестве сырья городских пищеперерабатывающих предприятий. Парадокс заключается в том, что областные сельскохозяйственные предприятия, производя в 3 раза больше продукции, чем у них покупают городские предприятия, оказываются не в состоянии… обеспечить сырьем эти предприятия более чем на 20-30%. Это связано с отсутствием оборотных средств как у одних, так и у других. Есть сырье – нет денег или наоборот, есть деньги – нет сырья. Анализ показывает, что при согласованных действиях администраций двух регионов, т.е. при нормальном планировании и финансовом менеджменте, пищевики Петербурга смогут получать продукцию в среднем на 10-12% дешевле, чем сегодня, с учетом закупок в других регионах и за рубежом, а сельскохозяйственные предприятия Ленинградской области смогут увеличить объем производства и поставок в Санкт-Петербург на 25-30%. Преимущество от такого сотрудничества каждого субъекта федерации очевидно.

Транспорт. Ожидается, что к 2025 г. объемы грузоперевозок в Европе могут увеличиться в 2 раза. По свидетельству Комитета планирования Совета Министров Северных стран, грузооборот на Балтике в целом к 2000 г. достигнет объема в 1 млрд т в год. Причем, по данным специалистов "Ленморниипроекта", интересы России на Балтике к этому времени составят не менее 150 млн т в год при грузообороте портовых мощностей Ленинградской области до 90 млн т экспортно-импортных грузов и Санкт-Петербургского морского порта – до 60 млн т. Необходимым условием повышения инвестиционной привлекательности является экономическая эффективность проектов и системный подход к вопросам развития транспортной инфраструктуры, включая нормативно-правовое, информационно-аналитическое и логистическое обеспечение, вопросы охраны окружающей среды. Важной вехой на этом направлении должно стать технико-экономическое обоснование развития транспортных коридоров на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Естественно, что без тесного сотрудничества двух регионов, увязки взаимных интересов решить эту задачу будет невозможно. Подтверждением этого является тот факт, что на состоявшейся в мае 1998 г. Первой Евроазиатской конференции по транспорту было признано, что важнейшими элементами международных транспортных коридоров являются автомобильные и железные дороги, а они у двух субъектов единые и неделимые.

Отдых и туризм. Излюбленным местом отдыха петербуржцев являются наиболее живописные уголки Ленинградской области. Здесь находится не менее 800 тыс. садовых и дачных участков, на которых летом одновременно отдыхают 2 млн горожан. Дальнейшее развитие и благоустройство дачных поселков на территории области на сегодняшний день невозможно без активного участия городской администрации. Правительство Ленинградской области готово предоставлять лучшие земельные наделы для жителей Санкт-Петербурга. И если город поможет в строительстве дорог и линий электропередач в дачных массивах, обеспечении строящихся поселков санитарным и милицейским транспортом, то можно быть уверенным, что в новое тысячелетие мы сможем войти, имея прекрасные рекреационные зоны, где жители двух субъектов федерации смогут полноценно осуществлять свое конституционное право на отдых.

Уверен, что хорошие перспективы имеет и сотрудничество в сфере туризма. Из практики мирового туризма известно, что средний туристический тур составляет 10 дней, при этом средняя продолжительность пребывания в одном отеле составляет 5 дней. Очевидно, что лучшего партнера по "располовиниванию" тура, чем соседний регион, не найти ни Ленинградской области, ни Санкт-Петербургу.

Общее число памятников истории и культуры на территории области достигает 3,5 тыс., многие из них уникальны и являются памятниками мирового значения. В их числе следует прежде всего упомянуть:

древнюю столицу Руси – комплекс историко-археологического музея-заповедника "Старая Ладога", который включает в себя относящиеся к XII в. церкви св. Георгия и Успения, мощные крепостные сооружения;

ансамбль Ивангородской крепости на Девичьей горе, ведущей свою историю с XV в.;

памятники русской оборонительной архитектуры в Копорье, Шлиссельбурге, Приозерске и иных населенных пунктах области;

ценнейшие памятники русского деревянного зодчества, среди которых можно выделить построенную в XV в. Георгиевскую церковь в Подпорожским районе;

дворцово-парковые объекты Гатчины, прежде всего возведенный по специальной технологии землебитный Приоратский дворец (XVIII в.) с парком и многочисленными высокохудожественными скульптурами на античные мифологические сюжеты;

комплекс усадебных домов и парковых сооружений "Монрепо" в Выборгском районе (XVIII в.);

крепость Выборг – единственный в России образец замковой архитектуры;

мемориальные объекты "Зеленого пояса Славы", посвященные беспримерному мужеству защитников блокадного Ленинграда.

Восточные районы области – Волховский, Лодейнопольский, Тихвинский, Подпорожский и Бокситогорский – обладают исключительно благоприятными природными условиями, редкими по красоте памятниками архитектуры, являются экологически чистыми.

В наиболее интересных по своим природным условиям районах находятся туристические базы – Нахимовская турбаза на одноименном озере, Лосевская на реке Вуоксе, две туристические гостиницы на берегу Череменецкого озера.

К сожалению, международный туризм пока носит транзитный и приграничный характер, основная его форма – экскурсионная. Хотя Ленинградская область может оказаться очень интересной и для других групп людей, например, для любителей экзотического отдыха. Мы можем предложить подводный туризм и настоящую русскую охоту или рыбалку, фольклорные фестивали.

Разработка совместных туров сможет привлечь дополнительных туристов и способствовать увеличению поступлений от туристической деятельности в бюджет как Ленинградской области, так и Санкт-Петербурга.

Очевидны преимущества от сотрудничества двух субъектов и в других отраслях социальной сферы – здравоохранении, образовании, культуре. Для реализации такого сотрудничества совместным решением двух губернаторов была создана Рабочая группа по экономическому взаимодействию Санкт-Петербурга и Ленинградской области, успешно работающая с апреля 1998 г.

Залогом успешного развития Санкт- Петербурга и Ленинградской области, всего Северо-Западного региона является взаимовыгодное сотрудничество. Прошедший 17-19 июня 1998 г. Второй Петербургский экономический форум стал хорошим поводом для деловой встречи представителей города и области и дал новый импульс сотрудничеству традиционных соседей.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz