Номер 1/03 Главная Архив К содержанию номера

Управление занятостью в сельском хозяйстве Республики Армения: состояние и перспективы

ВЛАДИМИР ХОДЖАБЕКЯН
академик Национальной академии наук Республики Армения


• В Армении наблюдается крупномасштабная структурная и скрытая безработица, ряды которой в основном пополняются сельскими жителями
• Сегодня Армении нужна специальная программа социального развития сельских поселений, регулирования миграционных процессов и повышения производительности труда

Сельское хозяйство является одной из ведущих отраслей экономики Армении, оно обеспечивает производство значительной части ее ВНП. Это обусловливает пристальное внимание к данной сфере, прежде всего к формированию там рациональной структуры занятости, повышению производительности труда и сокращению численности персонала.


Оценка нынешней ситуации


Актуальность исследования этих проблем на современном этапе продиктована следующими моментами.

Во-первых, в сельском хозяйстве республики производительность труда чрезвычайно низка и по сравнению в развитыми странами имеет место многократное превышение численности работающих. Причем, если в 1990 г. в сельском и лесном хозяйстве трудилось 17,7% всех занятых в экономике, то в 2000 г. – уже 44,3% (564,6 тыс. человек).

Во-вторых, количественный рост трудового потенциала в отрасли не сопровождался улучшением его качественных характеристик. Так, в 1990 – 2000 гг. при увеличении численности занятых более чем в 2,5 раза сократились как площадь обрабатываемых земель, так и валовой урожай.

Недальновидная политика (в первую очередь форсированная приватизация земли, скота и других средств производства) привела не только к появлению распыленного мелкотоварного (и даже натурального) хозяйства на селе, но и к превалированию экстенсивного воспроизводства рабочей силы. При этом если небольшие земельные угодья, предоставленные семьям в равнинных районах, возможно, будут обрабатываться, то в горных и предгорных местностях включение их в оборот связано с огромными проблемами. В подобных условиях даже при высокой напряженности и интенсивности труда крестьянина уровень товарности сельскохозяйственной продукции будет низким. Поэтому приватизацию на селе следовало осуществлять лишь после подготовительного периода и поэтапно.

Исследования показывают, что экстенсивный характер использования рабочей силы повсеместно проявился также и вследствие ее перераспределения из подотраслей по возделыванию и переработке интенсивных культур (винограда, фруктов, бахчевых, ценных овощей, эфирных масел и табака) на выращивание картофеля и зерновых. Кроме того, сократилось поголовье крупного рогатого скота, овец и свиней. В несколько раз уменьшилась, а порой и вовсе прекратилась промышленная переработка некоторых видов продукции животноводства (производство овечьей шерсти, кожевенное производство, маслозаводы и др.). Как следствие, в то время как импортируются не всегда доброкачественные продукты земледелия и животноводства, многие виды качественной отечественной сельскохозяйственной продукции, а также товары, полученные в результате ее переработки, не поступают на местный рынок и не экспортируются.

В-третьих, в данной сфере превалирует натуральное хозяйство. Приватизация земли произошла в условиях относительно низкого уровня механизации сельскохозяйственного производства, что отчасти объясняется и тем, что под видом приватизации машинный парк колхозов и совхозов был подарен лишь “избранным”. При этом произошло его распыление. Огромная масса людей оказалась перед трудноразрешимой задачей обработки земли: нет соответствующей техники, а существующая физически износилась, не хватает топлива, запасных частей (отсюда возникает множество проблем при ее эксплуатации). Следствием всего этого явились практически первобытные условия труда крестьянина, когда он вынужден надеяться только на свои физические возможности.

Кроме того, за неимением комбикорма и по ряду других причин селяне оказались не в состоянии разводить скот в таких масштабах, чтобы наряду с удовлетворением собственных потребностей обеспечить товарное производство. Из-за отсутствия топлива и транспортных средств, что в частности препятствует поставкам урожая, в горных и предгорных районах не обрабатываются значительные плодородные угодья, которые могут ощутимо увеличить предложение зерновых, картофеля и бахчевых. А в равнинных районах из-за большой трудоемкости и вынужденного перехода на примитивные ручные технологии сельский житель не в состоянии обрабатывать овощебахчевые культуры; причем немалая часть урожая портится в связи с трудностями доставки на рынок. Возникают проблемы с орошением: некоторые просто не в состоянии платить за него налоги. В настоящее время в целом по республике необходимы огромные средства на вспашку, посев и сбор урожая. Здесь нужны кардинальные решения, руководящие же органы идут “окольными” путями, не подают, например, воду по оросительным каналам к посевным площадям, плодовым и фруктовым садам.

В-четвертых, Армения характеризуется большими масштабами фрикционной, структурной и скрытой безработицы, ряды которой в основном пополняются сельскими жителями. Приватизация земли оказала двоякое влияние на рынок труда. С одной стороны, он сузился, поскольку в настоящее время сельский житель является самозанятым, его рабочая сила, как правило, не становится предметом купли-продажи, т.е. не проходит этап обмена. С другой – часть крестьян, будучи не в состоянии заниматься земледелием и животноводством пополняет ряды эмигрантов и безработных в городах, расширяя рынок труда.

В-пятых, в сельском хозяйстве практически отсутствует кооперация и специализация. Крестьянин, обрабатывая небольшую часть своего надела, удовлетворяет лишь насущные потребности, тогда как следовало возделывать более рентабельные культуры.

Сегодня необходимо содействовать ускоренному внедрению таких методов организации сельскохозяйственного производства, которые, поощряя производителя, способствовали бы повышению уровня механизации труда и целенаправленному использованию машинного парка, препятствуя его распылению. Благодаря механизации сельскохозяйственного производства и кооперации станет возможным перейти от экстенсивного к интенсивному труду, повысить его производительность, тем самым обеспечив расширенное воспроизводство сельского хозяйства в условиях сокращения численности занятых.


Регулирование миграции населения – залог повышения производительности труда на селе


В годы советской власти в Армении беспрецедентно увеличилась численность городского населения, большей частью за счет сельского. Так, если на территории республики в 1913 г. было лишь четыре города, в которых проживало 10,4% ее населения, то в 1990 г. – 58 городов и поселков городского типа и более чем 67% населения.

Между тем после приватизации характеристики миграционных процессов (направление, интенсивность) претерпели существенные изменения. Произошло это под влиянием следующих факторов:

кризисная ситуация в городах (привела к значительному исходу из них населения);

приватизация земли и других средств производства на селе, в процессе которой земледельцами стали также некоторые городские жители. Однако сегодня безотносительно к ожидаемым изменениям в экономической, социальной и геополитической жизни республики уже не наблюдается тенденции увеличения миграции городского населения в села. Подобный ход событий отчасти обусловлен окончанием приватизации на селе. Однако, на мой взгляд, основной причиной резкого сокращения миграции из городов стал низкий уровень развития сельского хозяйства.

Итак, замедление миграции из села в течение следующих двух лет после проведенной там приватизации сменилось ее ускорением. Село вновь стало “источником кадров” эмиграции, но уже не в города республики, а за рубеж. Причины очевидны: в настоящее время в наших городах ограничены возможности занятости, напряженная социальная ситуация, не решены жилищные проблемы, постоянно повышаются цены на коммунальные услуги, транспорт и др. С подобными проблемами при переходе к рынку сталкивались все страны, однако в большинстве из них государство предоставляло инвесторам различные (особенно налоговые) льготы, а в некоторых – применялось административное принуждение. Кроме того, в селах создавались малые предприятия промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, агропромышленные комплексы.

Думается, что государство посредством экономических рычагов должно ограничить миграцию населения из деревень и поощрять подобный процесс в отношении переселения из крупных городов в малые.

В Армении ситуация в данной сфере усугубляется тем, что не разработана соответствующая политика. К тому же отсутствует контроль государства при расселении мигрантов, оно не регулирует их потоки из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы.

Сами эти недостатки указывают пути их искоренения и обеспечения оптимального уровня производительности труда в сельском хозяйстве. Следует создать действенную связь между городом и селом, развивать все виды промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нормализовать процесс поставок. Занять же достойное место среди производителей сельскохозяйственной продукции возможно лишь выдержав конкуренцию на рынке.


Перспективы преобразований
в сельском хозяйстве и на селе


Сегодня Армении нужна специальная программа социального развития сельских поселений, регулирования миграционных процессов и повышения производительности труда. Она должна быть направлена на решение следующих проблем.

1. Необходимо разработать мероприятия, нацеленные на искоренение мелких распыленных хозяйств. Они должны способствовать установлению коллективной собственности на базе крупных ферм, т.е. централизации сельского производства. Это будет содействовать его механизации, кооперации труда, повысит уровень его производительности. Важную роль в этом призваны сыграть система государственных заказов сельскохозяйственной продукции и ее закупки, а также разработка и осуществление рациональной налоговой и рентной политики. В результате государство централизует часть прибавочного продукта, а излишек поступит на рынок.

Расширение круга крупных фермерских хозяйств уже само по себе ведет к росту производительности труда в данной сфере. При этом будет обеспечен более точный бухгалтерский учет их доходов и расходов, а следовательно, и сотрудничество с государством. В подобных условиях фермерские хозяйства смогут решить задачи по повышению уровня механизации производства, развитию социальной инфраструктуры на селе, предоставлению средств на социальные нужды и др. Подтверждение тому – более выигрышное положение хозяйств, отказавшихся в свое время от приватизации и организовавших производственный процесс на базе существовавшей до того коллективной собственности.

Пока же крестьянин, ставший собственником земельного надела и некоторых средств производства, видит гарантию выживания семьи в непомерно тяжелом труде. Согласно официальным данным, по состоянию на 1 января 2001 г. на долю 332,6 тыс. фермерских и коллективных хозяйств (10 колхозов) приходилось лишь 13,1 тыс. тракторов, 12,7 тыс. грузовиков, около 6,2 тыс. транспортных прицепов, 2 тыс. культиваторов, 1,6 тыс. тракторных рядовых сеялок, 1,4 тыс. тракторных сенокосилок, 1,3 тыс. зерноуборочных комбайнов, 0,42 тыс. кормоуборочных комбайнов, около 0,8 тыс. прессовочных стогометателей. Приведенные цифры говорят о том, что большая часть приватизированных хозяйств лишена возможности пользоваться хоть какими-то машинами.

2. Предстоит разработать и начать осуществлять крупномасштабную долгосрочную государственную инвестиционную политику. Для этого следует задействовать средства от проведения эффективной налоговой и рентной политики, другие поступления в государственный бюджет, а также валютный фонд и вложения зарубежных предпринимателей. Особое внимание нужно уделить системе государственного страхования сельского хозяйства.

3. Целесообразно заменить различные виды налогов с фермерских хозяйств единым налогом на землю (дифференцированным по сельскохозяйственным зонам), в основу которого положена ее кадастровая стоимость.

4. Важно поощрять экономически предпочтительную специализацию, кооперацию и размещение сельского хозяйства исходя из природно-климатических особенностей. С этой целью необходимо разработать и претворять политику предварительных гарантированных государственных заказов, действенный механизм цен реализации, рентную и льготную налоговую политику. Кроме того, сельскохозяйственным предприятиям нужно предоставлять кредиты с низкими процентными ставками погашения, а также сельскохозяйственные машины, технику, запасные части, топливо, высокосортные семена, саженцы, молодняк скота, удобрения по относительно низким ценам.

Подобная политика будет содействовать:

расширению масштабов производства и переработки рентабельных и трудоемких культур (это сегодня приоритетное направление развития сельского хозяйства), его эффективной специализации, кооперации и размещению;

переориентации направлений потоков рабочей силы из нерентабельных в высокорентабельные отрасли;

переходу посредством механизации производства от экстенсивного к интенсивному типу использования рабочей силы, а следовательно, повышению производительности труда;

наращиванию производства сельскохозяйственной продукции в целом и регулированию ее структуры с помощью системы предварительных государственных заказов;

централизации государством части прибавочного продукта в натуральном виде;

реализации излишка на рынке;

формированию инфраструктуры горных, приграничных районов и зон бедствия.

5. Государство с целью удовлетворения потребностей городского населения в сельскохозяйственных продуктах (в первую очередь в скороспелых и скоропортящихся продуктах, фруктах, цветах и овощебахчевых культурах) должно поощрять развитие пригородного тепличного хозяйства. Это может иметь форму предоставления предпринимателям топлива, строительных материалов, транспортных средств, долгосрочных кредитов с низкой процентной ставкой погашения, а также законодательного предусмотрения некоторых налоговых льгот.

6. Особое значение приобретает территориальное размещение животноводства. В горных и предгорных районах наряду с разведением крупного рогатого скота следует развивать овцеводство, свиноводство и птицеводство. Отмечу, что причиной сокращения масштабов овцеводства явился прежде всего резкий спад шерстяной промышленности, которую со временем следует восстановить. Но поскольку овцеводство вызывает эрозию почвы, то здесь необходим комплексный подход.

7. Не менее актуальны сегодня развитие табаководства в горных и предгорных районах, обработка остролиста в Севанском бассейне и масличных культур (герани) в Араратской долине. Для увеличения валового урожая требуется не только расширение посевных площадей, но и повышение квалификации работников.

8. Большими возможностями с точки зрения повышения уровня квалификации, производительности и эффективности труда во всех регионах республики располагает пчеловодство, которое должно стать одним из приоритетных направлений сельского хозяйства.

9. Инвестиционная политика должна содействовать развитию социальной и производственной инфраструктур в сельских поселениях. Это расширит сферу занятости для трудовых ресурсов, высвобождаемых из сельскохозяйственного производства и лиц, входящих в трудоспособный возраст, и замедлит их миграцию из села.

10. Необходимо создать правовое поле для развития кооперативов, малого предпринимательства и рыночных структур, а также претворения в этой сфере четкой и гибкой налоговой политики. Нужно установить льготные условия аренды земли для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и кооперативов, т.е. подоходный налог и рентную плату в минимальном размере для землепользователей и животноводов.

11. В горных, в частности приграничных, регионах важно способствовать замедлению эмиграции населения из сел. Этого можно достичь проведением дифференцированной демографической, налоговой, а также политики строительства объектов социальной, производственной инфраструктуры и других действенных мер. Тем самым будет решаться и задача по увеличению производства сельскохозяйственных продуктов.

Дифференцированная демографическая политика должна осуществляться и в отношении молодых семей. Для этого следует, во-первых, установить льготы при получении жилья и предоставить соответствующий кредит, во-вторых, срок и условия его погашения (вплоть до безвозвратности) привести в соответствие с числом детей в семье.

Необходимо также учитывать трудности проживания и трудовой деятельности населения в местностях, расположенных выше 1700 м над уровнем моря.

12. Государство должно позаботиться о формировании производственной, особенно переработки сельскохозяйственного сырья (земледелия и животноводства), и социальной инфраструктуры приграничных районов. Здесь предстоит предпринять меры, способствующие:

регулированию занятости населения, не вовлеченного в сельское хозяйство;

оживлению сферы услуг и обслуживания населения;

развитию транспортной сети, позволяющей сельским жителям пользоваться объектами сферы услуг близлежащих городов, трудоустроиться там (а также в других селах), организовать обучение детей школьного возраста нескольких сел в одном из них.

Учитывая факт проживания в приграничных регионах и зонах бедствия значительного числа армян, депортированных из Азербайджана, следует за счет средств государственного бюджета:

благоустроить квартиры беженцев и лиц, пострадавших вследствие военных действий в зонах бедствия, а нуждающимся содействовать в строительстве нового жилья;

предоставить долгосрочный кредит, не конкретизируя условия его погашения, лицам, занимающимся индивидуальным либо кооперативным строительством;

дать возможность приобретать топливо по низким ценам;

установить более льготные относительно других поселений условия закупки и реализации урожая;

взамен сдачи государству продуктов в натуральном виде предоставить сельскохозяйственные машины и топливо по более низким ценам;

для ведения личного подсобного хозяйства выделить вдвое больший участок, не взимая ренту и подоходный налог.

13. Требуется за счет средств, поступающих в государственный бюджет от сельского хозяйства, организовать производство малых сельхозмашин. Учитывая невысокую степень риска и быстрое возмещение инвестиций в этой подотрасли машиностроения, задача вполне выполнима. Однако речь должна идти о производстве такой техники, которая, с одной стороны, была бы доступна сельским жителям, а с другой – пригодна для эксплуатации в условиях горного рельефа (малая площадь наделов, крутые склоны).

14. Следует создать особые условия для тех предпринимателей, не входящих в государственную систему, которые, находясь в “зоне высокого риска”, своей экономической деятельностью содействуют смягчению массовой безработицы, увеличению эффективности занятости в отдельных регионах республики, а также препятствуют миграции сельского населения, закрепляя его на местах. Речь идет о предпринимателях, занимающихся производством и поставкой малой сельскохозяйственной техники, запасных частей, топлива, механизмов и другой продукции, способствующей повышению производительности труда на селе.

15. Посредством ограничительных мер в рамках кредитной, налоговой и административной политики необходимо препятствовать строительству предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья в крупных и средних городах. С другой стороны, с помощью льгот нужно поощрять создание в сельских районах агропромышленных комплексов и малых предприятий по переработке всех видов сельскохозяйственной продукции, особенно имеющей экспортное значение (производство молока, коньяка, вин, эфирных масел из герани и падуба, томатной пасты и сока, фруктовых соков, компотов и др.).

16. В небольших городах и городах-спутниках с целью создания малых предприятий наряду с предоставлением предпринимателям по возможности больших льгот нужно через инвестиционную политику содействовать формированию развитой инфраструктуры. Причем для активизации вывода малых промышленных предприятий из зоны крупных городов в пригороды целесообразно использовать угрозу лишения кредита.

17. Проблему эмиграции из приграничного пояса и зон бедствия не следует решать строительством новых городов, требующих много средств и времени, в течение которого сельские жители не могут быть обеспечены ни занятостью, ни жильем. В этом плане желательнее заниматься возведением за счет кредитов микрорайонов в поселках городского типа и селах. В существующих поселениях, задействовав небольшие инвестиции, возможно создать новые рабочие места, развить инфраструктуру, тогда как строительство новых городов потребует огромных капиталовложений.

18. В целях смягчения межгосударственной миграции следует в каждой области Армении отдельные города превратить в реальные центры социальной системы, которые при создании нормальной транспортной сети позволят сочетать центростремительный процесс ближнего сельского населения с центробежным. Действительно, в этой ситуации население соседних сел получит возможность трудоустройства в пределах такой городской агломерации, тем самым во многом смягчив эмиграцию в крупные города и другие страны. Сельский житель, работая в соседнем городе, не будет покидать свой дом с приусадебным участком, где есть условия для отдыха и совмещения занятий сельскохозяйственного характера с несельскохозяйственной деятельностью.

Кроме того, посредством инвестиционной и налоговой политики, как в вышеупомянутых, так и в малых городах целесообразно создать такие условия жизни и труда, которые будут притягивать не только часть городской молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, но и депортантов и жителей зон бедствия.

19. Необходимо способствовать развитию транспортной сети для поставок государственных закупок сельскохозяйственной продукции в места реализации, а излишка – на рынок.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz