Рынок труда
Политика занятости в России
и мировой опытИРИНА СОБОЛЕВА кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики Российской академии наук
• Преобладание скрытых форм
безработицы - препятствие структурной
перестройке и фактор деградации рабочей силы • Объект политики занятости - все работники, а
не только безработные • Формирование структуры предложения труда -
ключевой аспект политики занятости
Формирование в России рынка труда диктует
необходимость разработки политики занятости,
учитывающей специфику переходной экономики,
национальные особенности, менталитет населения.
Это не исключает использование некоторых
принципов и подходов, характерных для стратегий
занятости в странах с рыночным хозяйством, что,
однако, возможно лишь при условии их адаптации к
российским реалиям.
Специфика трудовых отношений
В России трудовые отношения как контекст
политики занятости имеют специфику, которая
определяется рядом факторов. >Рыночные отношения в сфере труда находятся в
процессе становления. Непосредственным следствием спада
производства становится не рост безработицы, как
это происходит в условиях развитого, эффективно
функционирующего рынка труда, а
нарастание
внутрипроизводственной незанятости. Анализ
работы предприятий последних лет показывает, что
скрытая безработица увеличивается значительно
более быстрыми темпами, чем открытая. Резкое
сокращение производства не сопровождается
адекватным высвобождением рабочей силы. Если за
период с 1990 до середины 1995 г. объем ВВП упал на
40%, а промышленного производства - на 51%, то
общее снижение занятости достигло, по данным
официальной статистики, 9%, а в промышленности -
23,2%. Согласно обследованию промышленных
предприятий, проведенному Центром исследований
рынка труда Института экономики РАН, в 1995 г.
излишки рабочей силы на предприятиях
оценивались их руководством в среднем на уровне
26,2% против 18% в 1992 г. Об избытке работников в
1995 г. заявили 35,5% руководителей. Преобладание нерегистрируемой и скрытой
безработицы выдвигает на первый план проблему
расчета
ее уровня и структуры. Строить политику
занятости исходя из официальных данных,
отражающих лишь верхушку айсберга,
нецелесообразно. В качестве методики исчисления
фактического уровня безработицы можно, на наш
взгляд, использовать сложный индекс,
предложенный известным деятелем МОТ
Г.Стэндингом1. В состав индекса включены
помимо официально зарегистрированных
безработных также и фактически безработные, по
тем или иным причинам не подлежащие регистрации,
лица, занятые сокращенный рабочий день (неделю)
или имеющие рабочее место, но из-за отсутствия
работы не работающие, пассивно безработные.
Уровень безработицы, рассчитанный по такой
методике, в Великобритании, например, превышает
официальный на 25%. В России расхождение с
официальными данными должно быть, на наш взгляд,
еще более значительным. Инфляция и экономический хаос оказывают
двоякое воздействие на заработную плату:
происходит дальнейшее снижение и без того низкой
реальной заработной платы, особенно в
государственном секторе, и возрастает отрыв
величины вознаграждения за труд от его
результатов, качества и сложности. В результате
заработная плата утрачивает свойственную ей в
рыночной экономике функцию распределения труда
между различными секторами экономики в
соответствии со спросом. Это приводит к
нарастанию
диспропорций между структурами спроса на труд и
его предложения в
профессионально-квалификационном, отраслевом,
территориальном и других аспектах.
Консервации структурных диспропорций
способствует искусственное поддержание
завышенного спроса на рабочую силу. В сравнении со средствами, имеющимися в
распоряжении центральной и местной власти в
развитых странах, финансовые, материальные и
кадровые ресурсы, которыми располагают
соответствующие государственные органы в России
для разработки и проведения политики занятости,
крайне ограничены. Поэтому качественно иное
значение приобретает правильный выбор
приоритетов. С учетом вышесказанного рассмотрим некоторые
стратегические принципы и конкретные подходы и
программы в области политики занятости в
развитых странах с точки зрения полезности их
использования в российских условиях.
Цели и задачи политики занятости
Политику занятости нельзя сводить лишь к
помощи безработным, как это наблюдается сегодня
в России, где все разговоры вертятся вокруг
адаптации к рынку традиционных контингентов
риска, испытывающих трудности в процессе поиска
работы или находящихся под прямой угрозой
высвобождения. Теоретической базой для столь
упрощенного взгляда является, видимо, вульгарная
трактовка пространства рынка труда как сферы,
охватывающей исключительно безработных и
вакансии, а не всю совокупность отношений в
области занятости. В мировой науке и практике уже давно
сформировалось и нашло практическое воплощение
понимание политики занятости как инструмента
наиболее полной реализации и развития трудового
потенциала населения. Меры, направленные на
помощь безработным, составляют органическую
часть этого более широкого контекста. Так,
документ, подготовленный Международным центром
экономического роста, ставит в один ряд с
сокращением безработицы следующие
стратегические цели политики занятости: более полное использование недоиспользуемой
рабочей силы; создание возможностей продуктивной и хорошо
оплачиваемой занятости; инвестирование в человеческий капитал в целях
увеличения индивидуальной производительности в
сочетании с адаптированием технологических
процессов к возможностям работников; стимулирование механизмов адаптации к
требованиям рынка (прежде всего содействие
развитию производственной и социальной
инфраструктур)2. Политика занятости призвана задействовать
весь круг факторов, определяющих успех трудовой
деятельности человека, критериями которого
служат обычно размер заработков, стабильность
занятости, продвижение по службе и т.д. Некоторые
из этих факторов зависят от свойств и установок
самого человека, другие находятся вне его. К
первым относятся качественные параметры рабочей
силы (уровень образования и профессиональной
подготовки, состояние здоровья, наличие
позитивной трудовой мотивации), ко вторым -
состояние экономической конъюнктуры, прежде
всего структура и динамика рабочих мест. Главным инструментом
достижения
стабильности экономического положения каждого
члена общества и страны в целом считается
накопление
и сохранение человеческого капитала,
проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей
поддерживать, совершенствовать и модифицировать
свои навыки и умения на протяжении всей жизни
посредством образования и профессиональной
подготовки. Во многих странах бытует точка
зрения, что повышение образовательного уровня
малоимущей части населения поможет не только
значительно увеличить доходы этих слоев и тем
самым сократить масштабы экономического
неравенства, но и сформировать мотивацию к более
содержательной творческой работе. Однако экономическая ситуация, сложившаяся в
70-80-х годах в США и распространившаяся
впоследствии на другие развитые страны,
показала, что образование является источником
роста эффективности труда работников (а вместе с
тем и их личных доходов) и национального дохода
страны лишь в том случае, когда созданы условия
для его реального производительного
использования. Всплеск безработицы среди
высококвалифицированных работников в середине
70-х годов, последствия которого приобрели
хроническую форму, привел к осознанию того, что
рост качества предложения труда должен
сопровождаться ростом качества спроса. Таким
образом, в поле зрения политики занятости попала
задача улучшения структуры рабочих мест.
Разрабатываются программы, направленные на
оптимальное использование потенциала
работников. Основой таких программ в
западноевропейских странах является
индивидуальный подход к каждому занятому в
фирме, предоставление возможностей повышения
квалификации на рабочем месте по
индивидуальному плану и консультирование по
вопросам карьеры. Улучшение качества рабочих мест с точки зрения
перспективы профессионального роста, оплаты
труда и обогащения его содержания - ключевая
проблема, стоящая перед политикой занятости. Подобная концептуальная направленность этой
политики в развитых странах, на наш взгляд, может
быть взята на вооружение при разработке
стратегии занятости в России. Казалось бы,
экономический спад, угроза резкого роста
безработицы, обнищание и социальное расслоение
населения выдвигают на первый план менее
амбициозную задачу скорейшей разработки системы
социальных амортизаторов, отодвигая проблемы
обогащения труда и развития работника до лучших
времен. Однако, как нам представляется, ситуация
в этом плане далеко не столь однозначна. Преимуществом России по сравнению, например, со
странами третьего мира, к которым она близка по
ряду социально-экономических, экологических и
других параметров, является отвечающий мировым
стандартам высокий уровень образовательного и
профессионально-квалификационного потенциала
населения. По качеству подготовки кадров по ряду
профессий и специальностей (теоретическая
физика, математика и др.) Россия до недавнего
времени занимала одно из ведущих мест в мире.
Однако быстрое снижение заработной платы и
падение престижа большого количества профессий
и специальностей, требующих труда высокого
качества, приводит сегодня к тому, что страна
теряет накопленный человеческий капитал. Если сравнить структуру рынка труда -
объекта политики занятости в развитых странах со
структурой рынка труда, формирующегося в России,
нетрудно заметить, что за исключением двух
крайних сегментов3 российская ситуация
представляет собой зеркальное отражение
ситуации в государствах с рыночной экономикой. В
России в отличие от стран Запада работники с
высшим образованием представляют одну из
наименее социально защищенных групп (об этом
можно судить как по уровню их оплаты, так и по
имеющимся у них гарантиям занятости).
Сравнительно высокодоходной, а потому быстро
набирающей престиж категорией рабочей силы
являются занятые в сфере торговли и услуг на
работах, не требующих или почти не требующих
образования и профессиональной подготовки. В
развитых же странах эта категория занятых
составляет наименее благополучный сегмент (если
отбросить лиц, утрачивающих связь с рынком). Сегодня политика занятости в России направлена
на помощь традиционным группам риска и лицам,
которым грозит высвобождение с промышленных
предприятий. Проблемы же наиболее ценной с точки
зрения долговременной экономической отдачи
части трудового потенциала остаются
нерешенными. Тем временем обесценение и растрата
человеческого капитала набирают силу в
результате перехода квалифицированных
работников на лучше оплачиваемую, но не
требующую навыков и знаний работу, а также за
счет “утечки мозгов”. Этот процесс усугубляется
тем, что молодежь все чаще отдает предпочтение не
получению образования и приобретению
квалифицированных профессий, а примитивным
видам занятий, быстро приносящих значительные
доходы. Многие выпускники вузов в течение длительного
времени лишены возможности трудоустройства по
специальности, многие же сами устраиваются на
работу в коммерческие структуры. Этот процесс в
большой степени является отражением
социально-экономической дестабилизации. В
здоровом обществе, где с высокой вероятностью
можно на несколько десятилетий вперед
рассчитать ожидаемые результаты того или иного
выбора, значительная часть молодых людей
предпочитает карьеру, приносящую скромные
доходы на начальных порах, но гарантирующую
устойчивый рост благосостояния по мере
накопления знаний и опыта и соответствующего
профессионального продвижения. В России же в
условиях нестабильности преобладает ориентация
на получение максимально возможных благ уже
сегодня. Деградация структуры занятости и оскудение
человеческого капитала является, на наш взгляд,
не менее важной проблемой, чем угроза массового
всплеска открытой безработицы.
Перспективные направления политики
занятости
Безработица в 6-7% (по оценке МОТ) в России, где на
протяжении 70 лет господствовала идеология
полной занятости, воспринимается болезненно.
Ситуация усугубляется в связи с
неотработанностью механизмов помощи
безработным и скудостью ресурсов, которые
государство может выделить на эти цели. Однако по
международным стандартам подобная норма
безработицы не является катастрофической. Кроме
того, вопрос заключается не в уровне безработицы
как таковой, а в том, какие процессы и тенденции
он отражает. За одинаковым синтетическим
показателем может скрываться принципиально
различная ситуация в сфере занятости. В условиях активного рынка труда сравнительно
большое число лиц по тем или иным причинам
попадает в течение года в ряды безработных,
однако продолжительность таких периодов
невелика. Примером являются США, удерживающие
первое место в мире по числу создаваемых
ежегодно рабочих мест. Динамизм американского
рынка труда способствовал формированию “нового
взгляда” на безработицу как на
распространенное, но кратковременное явление.
При этом, однако, американцы всерьез обеспокоены
низким качеством новых рабочих мест. Проблема их
“обогащения” является сегодня одной из
ключевых в американской политике занятости. Иная ситуация сложилась в Европе и Австралии,
где характерны концентрация безработицы в
определенных сегментах рынка и возрастание
численности и удельного веса длительно
безработных, постепенно теряющих связь с рынком
и утрачивающих свои знания и навыки. Угроза
формирования у этих слоев “культуры
безработицы” побуждает правительства повысить
внимание к их реабилитации. Однако во всех случаях политика занятости
подчинена ключевой стратегической задаче -
предоставлению каждому трудоспособному члену
общества не просто любой работы, а возможности в
наибольшей степени развить и реализовать свой
потенциал, получая соответственно достойное
вознаграждение за свой труд. Политика помощи
безработным является органической частью общей
стратегии и это определяет ее основные
направления. Особое внимание уделяется,
во-первых, длительно безработным, поскольку речь
идет о возможной утрате накопленного
человеческого капитала (ведущей составляющей
национального богатства любой страны), во-вторых,
молодежи, так как здесь потенциал приобретения и
эффективного использования человеческого
капитала может быть не реализован, в-третьих,
специалистам-профессионалам как наиболее
дорогостоящей и ценной категории работников. Что касается России, то для нее реальную
опасность представляет деградация структуры
рабочих мест и человеческого потенциала в
результате сокращения занятости в отраслях,
требующих труда высокого качества, и роста
занятости в торговле и посреднической
деятельности преимущественно в рамках
неформального сектора. Кроме того, происходит
нарастание длительной застойной безработицы. На данных проблемах и должна, на наш взгляд,
сосредоточиться политика занятости.
Представляется, что можно заимствовать
отдельные меры и программы, используемые в
странах с развитой рыночной экономикой.
Большинство из них (за исключением Швеции)
большую часть средств, отпущенных на политику
занятости, расходует на меры пассивного
характера - выплату пособий по безработице.
Вместе с тем отчетливо просматривается
тенденция к усилению роли активных мер. Однако
далеко не все из них могут быть широко
использованы в России. Так, активные меры, направленные на
регулирование
спроса на труд, требуют значительных
финансовых затрат, поэтому их применение в
российских условиях возможно лишь в очень
ограниченных масштабах в
районах очаговой
безработицы. Речь идет, в частности, о выплате предприятиям,
предоставляющим работу определенным
контингентам рабочей силы, в течение
ограниченного периода времени
субсидий,
покрывающих часть заработной платы этих
работников. Как правило, подобная мера
применяется для стимулирования найма длительно
безработных и молодежи. Субсидирование
занятости обычно не ведет к созданию на
предприятиях дополнительных рабочих мест, но
содействует занятости тех контингентов,
перспективы которых наименее благоприятны. В
результате улучшается соответствие структур
спроса и предложения труда, что понижает
естественную норму безработицы. Привлекательной, но дорогостоящей мерой
являются прямые государственные вложения в
создание новых рабочих мест. Безусловное ее
преимущество - адресный характер. При наличии
хотя бы минимальных средств такие программы
наиболее рационально использовать на
финансирование инфраструктурных проектов
(дорог, мостов), в том числе в сельской местности.
Это не только позволяет предоставить людям
работу, но дает импульс развитию хозяйственной
деятельности региона, что в свою очередь может
создать дополнительные возможности занятости.
Прямые государственные вложения в создание
рабочих мест целесообразно направлять также на
целевые программы содействия занятости
инвалидов и лиц с ограниченной
трудоспособностью. Значительно лучшую перспективу в российских
условиях могут, на наш взгляд, иметь активные
меры, направленные на
комплексное
регулирование спроса и предложения труда.
Ключевое место среди них занимает рациональное
использование
гибких форм занятости. На
Западе в последнее десятилетие гибкая занятость
развивается очень быстро. Появились новые
категории работников, традиционно работающие в
определенной фирме, но занятые неполное рабочее
время или работающие временно по гибкому графику
на разных работодателей. Этот процесс, однако,
неоднозначен и нередко протекает достаточно
болезненно. Поэтому необходимо проанализировать
последствия распространения гибких форм
занятости в России и выработать адекватные
методы регулирования этой сферы. Представляется очень важным содействовать
рациональному распространению частичной
занятости на основе
гибких графиков.
Хрестоматийным примером такой политики стал
опыт концерна Volkswagen. В условиях вынужденного
сокращения объема производства и соответственно
спроса на труд персоналу было предложено 150
вариантов четырехдневной рабочей недели. В
результате компании удалось сохранить
квалифицированную рабочую силу, а работники
получили возможность достаточно свободно
маневрировать своим временем, выбирая наиболее
удобный для себя режим труда4. Такое
решение проблемы, не требующее к тому же
дополнительных финансовых ресурсов, на наш
взгляд, предпочтительней, чем принудительные
отпуска для части занятых или введение единых
для всех 1-2-х нерабочих дней в неделю. Распространение гибких форм занятости в
российских условиях имеет большое значение и
потому, что многовариантность занятости дает
возможность совмещать работу по специальности,
требующую соответствующей профессиональной
подготовки, знаний и опыта, с работой в рамках
неформального сектора, не требующей особой
квалификации, но приносящей доход, позволяющий
удержаться выше черты бедности. Это на наш
взгляд, позволило бы, притормозить деградацию
совокупной рабочей силы. Еще одной мерой содействия гибкой занятости
является развитие
системы отпусков. В этом
плане интересен опыт Дании, где с 1994 г.
действует программа, в рамках которой работники
имеют право на получение полностью или частично
оплачиваемого отпуска сроком до 1 года для
пополнения образования, по уходу за ребенком (до
8-летнего возраста), по личным обстоятельствам.
Освобождающиеся рабочие места должны быть
предоставлены безработным на условиях временной
занятости. Программа имеет целью улучшение
структуры занятости в результате добровольной
ротации. Особо поощряются отпуска в целях
пополнения образования5. В ряде латиноамериканских стран разработаны
программы стимулирования добровольных
долгосрочных отпусков государственных служащих.
Задача таких программ - обеспечить
государственным служащим возможность временно
оставить работу и заняться частным бизнесом. За
ушедшими в долгосрочный отпуск сохраняется стаж
и право на пенсию, им выплачивается
единовременное пособие в размере нескольких
месячных заработных плат. Как показал опыт, это
не ведет к снижению дееспособности госаппарата. Важнейшим направлением политики занятости
является
поддержка и формирование структуры
мелкого бизнеса. В большинстве стран основная
часть новых рабочих мест создается сегодня не на
крупных, а на мелких и средних предприятиях. Это
направление представляется перспективным для
России, хотя требует не только финансовых затрат,
но и квалифицированных кадров для различных
консультационных служб, бизнес-инкубаторов и т.д.
Принципиальным моментом является избирательный
характер поддержки. Объектом программ должны
стать в первую очередь те потенциальные
предприниматели и микропредприятия, которые
ориентированы на производство необходимой
продукции и услуг, требующее труда высокого
качества. В странах с развитой рыночной экономикой
наблюдается усиление и пассивной политики
занятости. На наш взгляд, для России представляют
интерес два вида программ: увязка получения пособия с профессиональной
подготовкой, переподготовкой или получением
дополнительного образования; использование в целях получения
дополнительного образования и переподготовки
вынужденных отпусков. В условиях России крайне необходимы
целевые
программы, направленные на укрепление позиций на
рынке труда работников с высоким уровнем
образования. Для решения их специфических
проблем во многих европейских странах (в
Великобритании, Франции, Дании и др.) действуют
специальные подразделения национальных служб
занятости. *** Итак, в политике занятости подавляющего
большинства стран сегодня превалируют меры,
направленные не на прямое субсидирование
создания новых рабочих мест (что является
дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на
развитие потенциала работников и их адаптацию к
реальным потребностям экономики. В отношении
безработных это означает содействие
формированию и сохранению у них мотиваций и
навыков, необходимых для занятия рабочих мест,
когда они появятся. Представляется, что такой
подход, направленный на предотвращение
деградации рабочей силы, отвечает условиям
России и соответствует возможностям службы
занятости. |