Знание как новая парадигма
управленияКЛАУС Д.ЭКК заместитель директора Института прикладной
психологии г.Цюрих (Швейцария)
• Новая парадигма опирается на неразрывную
связь основополагающих процессов - труда,
обучения и организации • В качестве метапроцессов в модели управления
знаниями выступают коммуникация и рефлексия • Субпроцессы модели реализуются на трех
уровнях - индивидуальном, групповом и
институциональном
Управление знаниями и способность организации
к обучению становятся ключевой компетенцией
фирменного менеджмента. Среди менеджеров сферы
управления человеческими ресурсами, особенно
занимающимися развитием персонала, с 80-х годов
большой популярностью пользуется концепция
"обучающейся организации". Разработанные на
ее базе модели и методы имеют высокую
эвристическую ценность, помогают менеджерам
более глубоко и плодотворно организовывать
учебные процессы на предприятиях. Однако анализ обширной литературы по
проблематике "обучающейся организации", а
также практика разработок и внедрения
конкретных проектов на базе соответствующей
концепции выявляют специфическую
ограниченность данного метода. Хотя концепция
организационного обучения и остается в центре
внимания сферы управления человеческими
ресурсами и производственной педагогики, она
пока не стала парадигмой управления и
управленческой науки. Из-за этого потенциал
организационного обучения все еще полностью не
используется несмотря на большое эвристическое
содержание самого метода. В этой связи особый интерес представляет тот
факт, что на первый план управленческих
исследований стала выдвигаться новая концепция.
Ее основу составляют три компонента -
обучение,
труд
и
организационный процесс, т.е.
производные от знания.
Знание в условиях организации
Важное значение для парадигмы "знание" в
условиях широкого многообразия управленческих
задач и форм их решения имеют новые подходы к
определению и содержанию понятия
"производство знаний". Здесь выделяются два
подхода. Первый реализуется в духе ньютоновских
традиций и включает в себя комплекс идей,
методов, ценностей и норм в рамках одной или
нескольких научных дисциплин. Это в основном
познавательный подход, имеющий отношение к науке
вообще. Другой подход, наоборот, применим в широком
социальном и экономическом контексте, выходящем
за пределы одной дисциплины. Для него характерны
прикладное применение знаний,
междисциплинарность, разнородность и
организационное многообразие, связь с
культурной и социальной сферами производства и
использования знаний, понимание важности
обеспечения качества с учетом социальных
критериев. Задачи управления производством знаний носят
двоякий, но взаимосвязанный характер. С одной
стороны, для менеджмента важен
внутренний
аспект, т.е. внутрифирменные зависимости
субсистем в рамках системы "организация" по
всему циклу "затраты - производство -
выпуск". С другой, он должен учитывать и
внешний
фактор
в форме трансакций системы
"организация" с ее внешней средой и
соответствующих обратных связей. В рамках анализа различий между
финансовым
и
интеллектуальным капиталом
некоторые
исследователи указывают на ряд важных элементов
теории познания организации. В частности, они
описывают пять основополагающих признаков
знания об организации и в организации. • Знание - это способность организации на
основе внутренних и внешних наблюдений
постоянно
распознавать
явления во всех
областях своей деятельности. Это должно
отражаться на ее оценках, впечатлениях,
предпочтениях и вытекающих отсюда условиях. • Знание - это состояние постоянной
бдительности
организации, внимательного и чуткого отношения к
самым "незначительным" признакам перемен,
сигналам "раннего предупреждения". Знание
означает также осторожное отношение к чересчур
поспешным оценкам, в противном случае оно
излишне и теряется смысл его приобретения.
Метафорически этот аспект знания все чаще
уподобляют культивации опытным садовником
ландшафта в соответствии с рельефом окружающей
местности. Подобное сравнение указывает на то,
что знание и этика должны шагать нога в ногу. • Знание является
творцом языка. Новые опыт
и идеи часто не могут быть с достаточной
точностью выражены и коммуницированы с помощью
общепринятых символов и понятий. В таком случае
организация должна найти свой собственный язык и
формы выражения специфического для нее знания.
Если такой способ коммуникации найден, то это
значит, что организация следует правилу:
выработка общепонятного языка важнее, чем поиски
ответа на вопрос, какая из сторон права. Общий
язык - результат трудного, длительного
процесса. Он не может возникнуть случайно или по
указанию сверху. • Знание означает также способность
организации упреждать события,
"формировать"
будущее. Динамика знания должна быть
направлена на развитие способности организации
к видению будущего, а не на консервацию
существующего, не на то, что уже известно. • С позиции знания
компетенция
как точка
пересечения задачи или ситуации со
способностями человека является не стабильным
преимуществом, а динамичным событием, т.е.
продуктом взаимодействия вызова,
ответственности, творчества и самого процесса
решения проблемы. В этом смысле компетенция не
может быть создана только путем обучения. Она
формируется и оказывается плодотворной лишь в
благоприятных условиях. Создание таких условий и
является важной задачей управления знаниями.
Управление знаниями - предпосылка стратегического успеха
Предмет управления знаниями на уровне
предприятия в общественно-научном,
хозяйственном и правовом контексте представлен
на схеме 1. Здесь указаны основные параметры,
задачи, структуры, процессы и рамочные условия
внутрифирменного управления знаниями, а также
совокупность соответствующих обязанностей
менеджмента. Управление знаниями превращается в важнейший
фактор создания благ и обеспечивает
конкурентные преимущества лишь в том случае,
если в самой концепции оно рассматривается не в
качестве структурного звена контроля, а
понимается и формируется в свете ориентации на
смену парадигм. Классическая парадигма управления знаниями,
которая сформировалась на базе детального
разделения труда, представляет по сути
дифференцирование и сегментирование процессов
обучения,
труда
и
организационной деятельности. В
результате в этих трех основных сферах
активности предприятия разработаны собственные
научные дисциплины (или системы кодирования),
включая педагогику, науку о труде и теорию
организации, а также соответствующие модели
поведения (практику). Быстрый рост глубоких теоретических и
практических знаний долгое время затушевывал то
обстоятельство, что в рамках этой парадигмы
проводилось разграничение между
технологическими, психологическими и
социально-культурными компонентами, которые в
принципе составляют единое целое.
Соответственно и коммуникация протекала и
протекает преимущественно в пределах отдельных
сегментов. Дифференцирование и сегментирование обучения,
труда и организационного процесса требует
времени
и соблюдения определенных
иерархических
правил. В классическом варианте
сегментирование
обычно начинается с
обучения
(приобретения
знаний), документально выражающегося в
квалификации, которая определяет допуск к
выполнению определенного
вида труда
(функций). Хотя сегодня и утверждается мысль о
необходимости учебы в течение всей трудовой
жизни, тем не менее считается, что
труд
(возможность) как основополагающая структура
может стать продуктивным в решении задач и
проблем, если ему предшествует усвоение
необходимых специальных знаний. |