Рынок труда
Партнерство предприятий и вузов в
подготовке кадровЛАРИСА МИЛЯЕВА кандидат технических наук, доцент Бийского технологического института (Россия)
• При проведении реформ многоуровневая, а не
моноуровневая система образования становится
единственно возможной • Удовлетворение спроса на специалистов выходит
за рамки государственных образовательных
стандартов • Цель-минимум и цель-максимум вуза: первая -
налаживание обратной связи с работодателями,
вторая - получение от них средств на развитие
Переход на рыночные рельсы изменил перспективу
занятости молодых специалистов. Ликвидация
государственной системы их распределения
привела к тому, что они отдаются во власть
складывающегося рынка труда, далекого пока от
адекватного отражения общественных
потребностей. В самом трудном положении оказываются
выпускники технических вузов. Некоторых
поглощает непроизводственный сектор (главным
образом стихийная коммерция), что не решает
проблем трудоустройства. Наиболее острая
ситуация в закрытых городах, ранее
ориентированных на нужды оборонного комплекса, а
также в малых и средних городах, где расположены
предприятия, предоставлявшие рабочие места
основной части жителей. Из-за недоступности
рынка жилья и сохранения системы прописки
увольнение работников там сопряжено с ростом
социальной напряженности. Поскольку переток
рабочей силы в другие регионы практически
исключен, ограничен и прием новых работников.
Причем, ориентируясь на усредненные данные,
можно отметить, что ИТР и служащих принимают
менее охотно, чем рабочих, придается особое
значение квалификации претендентов. Более полувека назад Анри Файоль писал:
"Исключительно техническое образование не
отвечает общим запросам предприятий, даже
предприятий промышленных... Необходимо
распространить управленческие познания во всех
слоях населения. Очевидно, в этом деле школа
должна сыграть значительную роль". Этот вывод
основателя классической школы управления
актуален по сей день. В условиях, когда
государственное руководство высшей школы не в
состоянии определить количественные и
качественные требования к выпускникам,
содействовать трудоустройству молодых
специалистов должны сами вузы. Выявляя и изучая составляющие спроса
потенциальных работодателей, корректируя на
этой основе учебные программы, вуз укрепляет
свое положение в системе "институт -
студент - предприятие", подготавливая
конкурентоспособных на рынке труда
специалистов. Такая деятельность приобретает
особую значимость в условиях переориентации
российской высшей школы на многоуровневую
систему подготовки специалистов и внедрения
образовательных стандартов. Содержательное
сравнение моно- и многоуровневой подготовки
специалистов показано в таблице. Как следует из результатов сравнения,
многоуровневая система образования, удачно
сочетающая интересы личности и потребности
общества в квалифицированных кадрах,
предпочтительна при относительно стабильном
состоянии экономики. В условиях же
нестабильности в период проведения реформ она
становится не только предпочтительной, но и
единственно возможной в силу своей
вариативности. Основания сравнения
| Система подготовки
специалистов
| моноуровневая
| многоуровневая
| Качественная определенность
| Подготовка специалистов по
утвержденной номенклатуре специальностей и
долговременном планировании профессиональной
карьеры на первоначальном этапе обучения
| Непрерывное образование и
предоставление образовательных услуг с
возможностью корректировки их содержания и
номенклатуры как в процессе обучения, так и на
заключительном этапе подготовки в соответствии
с потребностями рынка интеллектуального труда
| Направление деятельности | Подготовка специалистов для
обеспечения функционирования отраслей
хозяйства
| Комплексное обеспечение развития
человека и общества
| Основные движущие силы
| Общественное развитие
| Консенсус ценностных ориентаций
личности и целей общественного развития
| Характер деятельности | По утвержденной номенклатуре
специальностей
| Подготовка специалистов и
предоставление широкого спектра
образовательных услуг
| Тип управления
| Централизованное управление на
основе прогноза и долговременного планирования
объема и структуры подготовки специалистов
| Самоуправляемая и
самонастраивающаяся на потребности рынка
система
| Характер конечного продукта
| Массовая узкопрофессиональная
подготовка по выбранной специальности
| Уникальная профессиональная
специализация на базе широкой фундаментальной
подготовки на заключительной стадии
| Характер потребления конечного
продукта
| Государственное распределение | На рынке интеллектуального труда
| Субъекты
| Преподаватели
| Преподаватели и студенты | Средства обучения | Учебники, методические пособия,
лабораторные установки и т.д.
| Учебники, методические пособия,
лабораторные установки и т.д.
| Объекты деятельности и характер
| Студенты. Предписание поведения в
образовательной системе
| Студенты. Сотрудничество и
консенсус в сознательном выборе содержания и
деятельности по взаимодействию в достижении
целей обучения
| Технология деятельности
| Подготовка специалистов на основе
единых учебных планов и программ по
стандартизованной технологии
| Самоформирование и
самодеятельность по реализации индивидуальной
образовательной траектории
|
Генеральная схема многоуровневой подготовки в
техническом вузе предполагает творческий рост,
начиная с получения аттестата о среднем
образовании до присуждения степени доктора наук.
При формировании схемы целесообразно
ориентироваться на самостоятельную работу
студентов. Заметим, что необходимо эволюционное
становление новой образовательной системы в
рамках традиционной, согласованное со
структурной перестройкой экономики. Следует
ожидать, что в переходный период полное
удовлетворение спроса потенциальных
работодателей потребует от вуза выхода за рамки
государственных образовательных стандартов. В
условиях финансового дефицита проблема может
быть решена за счет системы дополнительного
образования по принципу полной компенсации
затрат в рамках государственной лицензии,
позволяющей выстроить желаемую модель
подготовки молодых специалистов. Главной целевой установкой должна быть
подготовка конкурентоспособных специалистов,
способных быстро адаптироваться к рыночной
среде. Содействуя трудоустройству выпускников,
вуз может преследовать цель-минимум и
цель-максимум. Первая заключается в установлении
и поддержании обратной связи с потенциальными
работодателями, что если не гарантирует, то хотя
бы облегчает трудоустройство выпускников, а
также повышает имидж вуза, привлекая новых
абитуриентов. Цель-максимум включает получение
от работодателей средств на развитие. Поскольку в рамках рынка молодых специалистов
учебные заведения реализуют функцию
производителя, им необходимо выявить и изучить
спрос на специалистов по этапам: сбор информации и формирование выборки
респондентов по сегментам потенциальных
работодателей; почтовые опросы; обработка и анализ данных (формирование
портфеля заказов потенциальных потребителей на
требуемый уровень качества подготовки
выпускников); разработка вариантов достижения целевой
установки и выбор оптимального по согласованию
сторон (вуза, студента, предприятия); контроль и корректировка принятых ранее
решений в зависимости от изменений конъюнктуры
рынка труда. В программу-минимум целесообразно включить
блоки вопросов, которые: определяли бы принципиальное отношение
работодателей к приему молодых специалистов,
подготовленных в соответствии с государственным
стандартом профессионального образования, а
также имеющих одну-две дополнительные
специальности; позволяли бы корректировать перечень
дисциплин, предлагаемых в рамках
дополнительного образования на платной основе; детализировали бы факторы, влияющие на спрос со
стороны работодателей (количество, пол
выпускника, обеспеченность жильем, изменение
потребности при появлении вузов-конкурентов и
т.д.); могли бы составить прогноз социальных условий
для молодых специалистов. Если преследуется цель-максимум, содержание
анкеты дополняет блок вопросов, выясняющих общий
платежеспособный спрос в денежном выражении и
самое главное свою долю, т.е. сумму дохода,
которую вуз может получить от подготовки молодых
специалистов, удовлетворяя требования
заказчиков - предприятий-потребителей. Самым трудоемким и ответственным является
этап, который включает: опрос-анкетирование
студентов-старшекурсников; формирование рациональной модели
дополнительного образования по согласованию
пожеланий выпускников вуза и их потребителей; выбор способов достижения цели (за счет вуза,
внутривузовского и/или межвузовского
партнерства). Предложенная схема партнерства вузов и
предприятий в подготовке кадров не выходит за
рамки ориентира и может трансформироваться с
учетом региональных особенностей и конкретных
ситуаций, возникающих на практике. |