Номер 4/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Роль государственного регулирования в реформировании и развитии экономики Китая

ЛИ ЦЗИНЬВЭНЬ
заведующий отделением Секции экономики
Академии общественных наук КНР,
иностранный член Российской академии наук


• Государственное регулирование компенсирует изъяны рынка, упорядочивает отношения между макро- и микроэкономикой
• Цели макрорегулирования - обеспечение экономического роста, поддержание стабильности и гарантия социальной справедливости
• Средства и методы регулирования должны соответствовать конкретной ситуации

С 1979 г. Китай приступил к реформированию хозяйственной системы в рыночном направлении, но только с 1992 г. модель социалистической экономики официально утверждена как цель реформы. За прошедшие 18 лет значение рынка в экономике и ее открытость внешнему миру резко повысились. Развитие заметно ускорилось: в 1979-1996 гг. среднегодовой прирост ВВП достиг 9,9%, ощутимо усилилась мощь государства, значительно возрос уровень жизни народа. Эти успехи в немалой степени обусловлены огромной ролью государственного регулирования.


Необходимость государственного макроэкономического регулирования


В условиях социалистической рыночной системы хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин.

Во-первых, необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом. Это далеко не всегда могут обеспечить индивидуум или предприятие.

Кроме того, рыночное регулирование через цены темпов роста и структуры экономики обычно происходит замедленно и стихийно. К тому же предприятие и индивидуум обычно не владеют полной информацией, в результате чего микроэкономическая политика отличается определенной бесплановостью. Это особенно заметно в отраслях с растянутым циклом производства (сельское хозяйство, горнодобывающие отрасли и т.д.). Поэтому наряду с более эффективным распределением богатства, затруднено поддержание баланса спроса и предложения и обеспечение стабильного роста.

Опираясь только на рыночный механизм, невозможно осуществить справедливое распределение доходов. Хотя рыночный обмен и ведется по принципу эквивалентности, возможности у людей различны и доходы их вследствие этого заметно разнятся. Неограниченное действие рыночных механизмов неизбежно ведет к социальной поляризации, безработице и социальной напряженности.

Во-вторых, потребность в урегулировании отношений между макро- и микроэкономикой, целым и частным, центром и местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или региона ведется по принципу рассредоточения ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного.

Национальная экономика представляет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный организм, в котором различные отрасли, регионы и предприятия имеют свои особенности. При опоре лишь на рынок невозможно направить их развитие к общей цели.

В-третьих, потребность усиления макроэкономического контроля в экономике переходного типа. При переходе от планового хозяйства к рыночному в экономике Китая обнаружились следующие черты:

• сосуществование новой и старой экономических систем. Хотя каркас новой уже обрел первичную форму, рыночная система еще несовершенна, по-прежнему велико влияние плановой;

• быстрый рост сопровождается инфляцией. Эта ситуация отличается как от положения в прошлом, когда в условиях плановой экономики рост не был стабильным, но отсутствовала инфляция, так и от явления депрессии, характерной для Запада;

• продолжаются циклические колебания;

• темпы развития ускорены, однако экономическая эффективность сравнительно низка;

• роль рыночных отношений и степень интернационализации хозяйственной деятельности повышаются, а уровень подготовки руководящих работников предприятий к управлению в макро- и микрообластях отстает от развития макроэкономической ситуации.

Государственное управление, включающее создание и укрепление системы макроэкономического регулирования, определение его целей, методов и политики, является концентрированным воплощением экономических функций государства, объективной необходимостью на этапе перехода к рынку. Осуществление макрорегулирования параллельно с выявлением роли рынка в распределении ресурсов позволяет сделать функционирование социалистической рыночной экономики более осознанным, согласованным и слаженным, обеспечить продолжительное, ускоренное и  нормальное развитие народного хозяйства.


Цели и содержание регулирования


Регулирование отнюдь не означает всестороннего вмешательства государства в экономическую деятельность, а представляет собой упорядочение и контроль, направленные на определенную цель и затрагивающие наиболее важные области макроэкономики. Цели макрорегулирования можно свести к следующим трем областям.

1. Экономический рост. В широком смысле - это прогресс экономики государства или региона, находящий выражение в повышении общего уровня развития. Поэтому понятие роста включает как увеличение производства продуктов, так и повышение производительности труда, совершенствование структуры спроса и предложения и т.д.

2. Экономическая стабильность. Это означает поддержание стабильности цен, предотвращение гиперинфляции, поддержание и повышение уровня занятости, недопущение высокой безработицы, обеспечение сбалансированности доходов и расходов в бюджете и внешней торговли, достижение баланса между валовым предложением и валовым спросом.

3. Экономическая справедливость. Это понятие тесно связано с моральными критериями и ценностями. В обычном восприятии оно означает справедливое распределение общественного богатства, в качестве же одной из целевых функций государства включает также справедливое распределение доходов, обеспечение добросовестной конкуренции и т.д.

Между тремя главными целями существуют взаимосвязи, образующие единую комплексную систему, в которой каждая цель подразделяется на множество подцелей. Макроэкономическое регулирование, охватывая это множество, преследует, таким образом, одну общую комплексную цель развития экономики и общественного благосостояния.

Четкая цель в политике макрорегулирования в ходе китайской реформы появилась не сразу. Вначале она виделась в высоких темпах роста. Хотя в результате этой политики удалось достичь стремительного расширения масштабов экономики и непрерывного повышения уровня жизни народа, она принесла с собой и много отрицательных последствий, в том числе "перегрев" экономики и высокую инфляцию.

В конце 80-х годов постепенно определилось, что цель регулирования заключается прежде всего в поддержании экономической стабильности, с тем чтобы сбалансировать валовое предложение и спрос, а также способствовать совершенствованию структуры хозяйства. Основное содержание макроэкономического регулирования при этом можно представить следующим образом.

1. Рациональные темпы роста. Чрезмерно высокие темпы могут нарушить баланс, привести к падению эффективности, росту цен. В последние 10-12 лет слепая погоня за высокими темпами, часто оборачивалась вынужденным свертыванием хозяйственной активности, что вело к резкому падению темпов. Необходимо привести темпы роста в соответствие с мощью государства и поддерживать их относительную стабильность.

В ходе реформы (1978-1996 гг.) среднегодовой прирост ВВП Китая составил 9,9%, что на 3,8 процентных пункта выше, чем в предшествующие реформе годы (1953-1978 гг.). При этом в отдельные годы прирост превысил 13% (1984 г. - 15,2%, 1985 г. - 13,5, 1992 г. - 14,2, 1993 г. - 13,5%), а в трех - был менее 6%, опустившись до самой низкой отметки в 3,8% в 1990 г.

Отсюда следует, что в IX пятилетке (1996-2000 гг.) прирост ВВП целесообразно поддерживать на уровне 8-9% в год.

2. Разумные коэффициент накопления (капиталовложений) и масштабы строительства. Одна из задач макрорегулирования заключается в удержании масштабов потребления и капиталовложений в разумных пределах. За годы реформы валовое потребление и валовые капиталовложения в Китае значительно возросли, однако темпы роста последних были выше. Особенно быстро увеличивались капиталовложения в основные средства. В 1981-1996 гг. среднегодовой прирост валового потребления составил 17,9%, (в том числе потребления населения - 18%, общественного - 17,2%), валовых капиталовложений - 19,7% (в том числе в основные средства - 22,9%).

Коэффициент капиталовложений (т.е. их доля в ВВП) всегда был довольно высоким. Начиная с 1978 г. он не опускался ниже 32%, при этом в 1993-1995 гг. держался у отметки 40% (1993 г. - 43,3%, 1994 г. - 39,9, 1995 г. - 40,5%).

Среди всех факторов наибольшее влияние на развитие экономики оказали масштаб и коэффициент капиталовложений в основные средства производства. С начала реформ этот коэффициент проявлял тенденции к росту и в последние годы достигал следующих размеров: 1993 г. - 37,7%, 1994 г. - 36,6, 1995 г. - 34,4, 1996 г. - 34,9%.

Высокий уровень коэффициента капиталовложнений в основные средства обусловлен рядом причин - огромными потребностями в инвестициях в период всесторонней индустриализации, ростом объема вложений средств населением, притоком иностранных инвестиций.

Однако в такой ситуации масштабы строительства могут превысить реальные возможности, что в свою очередь ведет к "перегреву" экономики и снижению эффективности капиталовложений. Поэтому завышенный коэффициент капиталовложений в основные средства является одним из факторов, затрудняющих стабильный  рост и снижающих его "качество". По моему мнению, целесообразно в настоящее время поддерживать коэффициент указанных капиталовложений на уровне примерно 32%.

3. Разумное предложение валюты и обеспечение приемлемого уровня цен. Поскольку чрезмерное предложение валюты неизбежно приводит к расстройству денежного обращения и высокой инфляции, количество валюты следует поддерживать в определенном объеме. Завышенное предложение валюты и широкое кредитование повлекли за собой рост инфляции. Однако с введением ограничительных мер ситуация значительно улучшилась. В 1994 г. предложение валюты было сокращено по сравнению с предшествующим годом на 10 млрд юаней, а в 1995 г. - на 80 млрд юаней. В то ж время темпы роста кредитования были также невелики, что сыграло благоприятную роль в снижении уровня инфляции.

Контроль над ценами является одной из важнейших целей политики регулирования. Внедрение рыночных отношений и ускорение развития повлекли за собой стремительный рост цен. Если индекс цен на розничные потребительные товары за 28 лет, предшествующих реформам (с 1950 по 1978 г.), составил 135,9%, а потребительских цен для населения - 144,7%, то за 16 лет реформ (с 1979 по 1994 г.) эти цифры повысились соответственно до 356,1 и 429,6%. Особенно быстрый рост цен отмечен в конце 80 - начале 90-х годов. В 1988 г. цепной индекс цен достиг рекордной отметки 118,5%, а в 1994 г. - 121,7%.

4. Финансовые поступления и расходы. С начала реформ сложилась тенденция к росту финансовых поступлений и расходов. Среднегодовой темп прироста в 1979-1995 гг. составил соответственно 10,6 и 11,2%. Среднегодовой прирост финансовых поступлений в 1991-1995  гг. был равен 16,3%, а расходов - 17,2%. В 1996 г. прирост финансовых поступлений достиг 18%, а расходов - 16%. Тем самым была преодолена просматриваемая в последние годы тенденция превышения темпов роста расходов над поступлениями.

5. Размеры и структура экспорта и импорта. С начала реформ влияние масштаба и структуры внешней торговли, а также платежного баланса на экономику страны продолжает возрастать. Среднегодовой рост внешнеторгового оборота в 1979-1995 гг. составил 16,6% (при этом экспорта - 17,4%, импорта -15,8%), превысив темпы экономического роста. Однако в 1996 г. темп роста экспорта снизился, превзойдя, однако, на 3,2 процентных пункта показатель 1995 г. Ситуация с импортом осталась в основном неизменной. Из года в год увеличивается приток иностранного капитала, что благоприятно сказывается на темпах экономического развития Китая. В последние два года продолжают возрастать валютные запасы страны. На конец 1996 г. они превысили 105 млрд долл.

В целом меры государственного регулирования призваны поддерживать баланс между валовым предложением и спросом и являются гарантией нормального экономического развития. Коэффициент покрытия (относительная разница между предложением и спросом), по оценкам Статистического бюро Китая, в 1990 г. был равен 2,8%, в 1991 г. - 4,0, 1992 г. - 6,5, 1993 г. - 7,3, 1994 г. - 6,2, 1995 г. - 4,8%.


Средства и методы регулирования


В качестве основного средства государственного управления экономикой в Китае выбрано косвенное регулирование. Это означает регулирование и контроль правительством народнохозяйственных показателей и их динамики экономическими методами и рычагами, обеспечение с помощью правовых и административных средств здоровой конкуренции и противодействие монополизму, поддержание развития экономики в заданных правительством рамках.

Косвенные методы регулирования предполагают следующие изменения:

• переход от прямого (директивного) к косвенному управлению хозяйственной деятельностью предприятий и министерств;

• переход от управления на микроуровне к макроуправлению;

• переход от непосредственного утверждения объектов строительства, распределения денежных и материальных средств к разработке направлений и планов развития, а также регулированию и контролю за их осуществлением.

Основными средствами здесь являются финансовая политика, налоги, кредитование, прибыль, трансфертные операции, цены, заработная плата, премии и др. Причем успех может быть достигнут только в случае выбора экономических методов, соответствующих конкретному периоду развития. Так, ситуация "перегрева" экономики, вызванная чрезмерными капиталовложениями, была разрешена путем проведения политики ограничения рынка капитала, сокращения финансовых расходов и размеров кредитования и повышения процентов на депозиты.

Проведение политики государственного регулирования экономики в Китае началось во второй половине 1993 г.

Усиление регулирования осуществлялось на фоне быстрого роста в 1992 г. после спада темпов в 1989-1990 гг. ВВП в 1992 г. возрос на 14,2%, объем капитавложений увеличился на 28,2%, а коэффициент капиталовложений повысился до 36,2%. В 1993 г. темп прироста ВВП удержался на уровне 13,5%, объем капиталовложений формально (стоимость контрактов) возрос на 58,6%, а реально - на 25,3%, коэффициент капиталовложений составил 36%. В такой ситуации в Китае был отмечен "перегрев" экономики, наиболее ярко проявившийся в "эксплуатационном буме" и "горячке открытых районов".

Подобные "перегревы" вместе с ростом денежного предложения привели к стремительному росту цен. Так, цепной индекс розничных цен на продовольственные товары повысился с 102,1 в 1990 г. и 102,9 в 1991 г. до 105,4 в 1992 г. и 113,2 в 1993 г. Одновременно произошли нарушение финансового баланса и заметная дестабилизация народного хозяйства. В этих условиях ЦК КПК во второй половине 1993 г. принял ряд мер, направленных на усиление политики государственного регулирования экономики и ограничение инфляции. Уже к началу 1996 г. эти меры дали положительные результаты.

1. Произошла постепенная ликвидация "перегрева" экономики, который проявился прежде всего в чрезмерных масштабах инвестиций в основные средства производства и нерациональности структуры капиталовложений. Так, в 1992 г. объем капиталовложений в основные средства возрос на 42,6%, а в 1993 г. - на 50,6%. Однако уже в 1995 г. темп прироста снизился номинально (стоимость контрактов) до 18,8%, а в 1996 г. - до 18,2% (реально до 10%).

2. Снижены темпы инфляции, а индекс роста цен вошел в норматив, определяемый политикой государственного регулирования, и даже оказался благоприятнее его. Индекс розничных цен снизился с 121,7 в 1994 г. до 114,8 в 1995 г. и 106,1 в 1996 г.

3. Сохранены высокие темпы роста в условиях проведения политики "мягкого" ограничения валютного и финансового предложения. Темпы прироста ВВП снизились с 12,6% в 1994 г. до 10,2%  1995 г. и 9,7% в 1996 г., оставшись по-прежнему самыми высокими в мире. Иными словами, успешное ограничение инфляции не повлекло за собой застоя в экономическом развитии.

4. Постепенно улучшилась финансовая ситуация в стране. С 1994 г. принят ряд мер по проведению реформ налоговой и финансовой систем. На основе стабильного роста экономики и новой налоговой политики темпы роста финансовых поступлений в 1995 и 1996 гг. впервые за много лет превысили темпы роста расходов, в то же время уровень финансового дефицита поддерживался в ожидаемых пределах. С другой стороны, улучшилась ситуация с денежным обращением. Так, в 1995 г. предложение валюты, составившее 59,7 млрд юаней, оказалось самым низким за несколько лет.

5. Стабилизировался рынок, и на этой основе сохранилась тенденция роста. Вследствие государственного регулирования рынок потребительских товаров в 1994 г. был довольно беден, а объем розничной торговли увеличился лишь на 7,2%. Однако уже в 1995 г. вместе со стабилизацией рынка эта цифра достигла 9,6%. В 1996 г. реальный объем потребления возрос на 12,2%. Сейчас в условиях усиления конкуренции на рынке потребительских товаров многие предприятия снижают цены на свою продукцию в целях достижения ее большей конкурентоспособности, иначе говоря, усиливается влияние рынка на производство и происходит постепенное становление регулируемых рыночных структур.

6. Продолжают расти доходы населения. Согласно оценкам, темпы роста среднего дохода в деревне в 1993 г. составили 3,4%, в 1994 г. - 7,4, 1995 г. - 5,3 и в 1996 г. достигли рекордной отметки 9%. Рост среднего дохода в городе в 1993 г. равен 10,2%, в 1994 г. - 8,8, 1995 г. - 4,5, 1996 г. - 3,3%.

Конечно, наряду с достижениями есть и неудачи. Так, до сих пор не достигнут решающий успех в реформировании, перестройке и реорганизации государственных предприятий. Управление и хозяйствование на многих из них ведутся неудовлетворительно. Отсюда их несоответствие требованиям рыночной экономики, низкая конкурентоспособность выпускаемой ими продукции. Растет их убыточность, до сих пор не достигнута полная стабилизация цен, снижается экспорт и пр.

Вместе с тем практика свидетельствует, что средства и методы политики регулирования экономики постоянно совершенствуются. В этой области уже накоплен определенный опыт:

во-первых, необходимо гарантировать должную действенность и условия регулирования, уделять особое внимание так называемому "тщательному регулированию", избегать в целях предотвращения отрицательных последствий резких мер;

во-вторых, акцент надо делать на экономические методы регулирования, не упуская, однако, из вида возможность их сочетания с административными и правовыми;

в-третьих, следует углубить связи и взаимовлияние между политикой государственного регулирования и ходом реформ;

в-четвертых, экономическое развитие не только не может быть принесено в жертву, но, напротив, должно стимулироваться политикой регулирования.


Тенденции и перспективы государственного регулирования


В проведении реформ и социалистическом строительстве в Китае период до 2010 г. представляется решающим. За это время будет сформирована социалистическая рыночная система, развернута всесторонняя индустриализация страны, значительно возрастет государственная мощь.

Политика государственного регулирования в этот период будет характеризоваться следующими чертами.

1. Поддержание долгосрочной стабильности и смягчение негативных последствий циклических колебаний. До начала реформ подобные колебания были частными, а разница между высшей и низшей точками большой, что приводило к взлетам и падениям в экономике. Так, разница в росте национального дохода между высшей и низшей точками в 1958-1962 гг. составила 51,7%. Подобные колебания отрицательно влияли на качество и эффективность экономического роста.

С проведением реформ ситуация улучшилась. В 90-е годы разница между высшим и низшим темпами прироста ВВП составила всего 4%, что связано с благоприятным воздействием госрегулирования.

В последующий период в политике регулирования особое внимание должно быть уделено линии на стабилизацию с целью минимизировать циклические колебания, обеспечить плавность перехода от высоких темпов роста к более низким и наоборот, способствовать быстрому и здоровому развитию экономики.

2. Соответствие содержания и основных направлений политики государственного регулирования экономическому положению страны. В последующем ограничение инфляции будет по-прежнему одной из долговременных задач политики регулирования. Вместе с тем многочисленные противоречия и трудности, существующие сейчас в экономике, вызваны нерациональностью структур, что наиболее заметно отражается в несоответствии выпускаемой продукции рыночному спросу. Поэтому совершенствованию производственных структур должно быть уделено особое внимание.

Валютная и финансовая политика наряду с линией ограничения должна предусматривать поддержку таких слабых отраслей, как сельское хозяйство, транспорт и связь, ускоренное развитие базовых отраслей и новейших технологий, рост предприятий, занимающих устойчивые позиции на рынке и имеющих высокую экономическую отдачу.

В инвестиционной политике особое внимание должно уделяться поддержанию соответствующего коэффициента капиталовложений, улучшению структуры инвестиций и повышению их эффективности.

Во внешнеэкономической политике вместе с поддержанием основного баланса необходимо предусмотреть увеличение экспорта конкурентоспособными отраслями, улучшение структуры внешней торговли и повышение эффективности использования иностранных инвестиций.

Региональная политика должна постепенно разрешить проблему несбалансированности развития районов страны путем увеличения капиталовложений и трансфертных платежей в центральные и западные районы и создать условия для всеобщего благосостояния.

3. Преобладание экономических методов государственного регулирования. Среди них особая роль должна отводиться финансовой политике, налогам, прибыли, трансфертам и их сочетанию. В то же время следует расширить использование правовых и административных средств.

В целом необходимо признать, что хотя в ходе перестройки экономической структуры Китай уже овладел основными средствами политики государственного регулирования и даже достиг определенных успехов в ее проведении, тем не менее накопленный опыт еще недостаточен. В этой области существует множество проблем, решать которые придется на следующем этапе развития.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz