Виртуализация производства
ВЛАДИМИР МЕЙТУС
старший научный сотрудник,
Международный научно-обучающий центр ЮНЕСКО
информационных технологий и систем
(Украина)
•Принципы организации большинства современных предприятий основаны на специализации
работ и заложены еще в XIX в.
•За последние десятилетия в мировой экономике произошли кардинальные изменения,
которые можно выразить одним словом – «глобализация»
•Развитие глобальной экономики и появление компьютерных средств связи, охватывающих
весь мир, породили новую – виртуальную – структуру организации предприятий
Принципы организации большинства современных предприятий основаны на специализации
работ и заложены еще в XIX в. Новый толчок в этом плане дали появление электронно-вычислительной
(компьютерной) техники и ее использование в управлении производством. Она позволила
соединить математические методы с прикладными хозяйственными задачами.
На базе электронно-вычислительной техники с 60-х годов прошлого века стали развиваться
автоматизированные системы управления, сначала на теоретическом уровне, а затем,
как средства управления предприятиями. Ожидалось, что они дадут возможность качественно
изменить характер производства. Однако при всей перспективности общих идей и успехах
в решении отдельных задач эти системы не привели к кардинальному росту производительности.
Специалисты называют несколько причин этого и соответственно возможные способы их
устранения:
необходимы более широкая автоматизация производственных процессов и реинжиниринг
системы управления (чтобы последняя отвечала новым реалиям);
нужно автоматизировать не только производство, но процессы, связанные с поставкой
и расходованием ресурсов;
производство существует для рынка, следовательно, требуется автоматизировать
и маркетинг, являющийся неотъемлемой частью жизненного цикла продукта;
конечной целью производства является потребитель, поэтому система управления
должна быть ориентирована на клиента (т.е. индивидуализирована);
следует отказаться от функционального принципа управления в пользу использования
бизнес-процессов.
Перечисленные тенденции в той или иной комбинации нашли развитие в многочисленных
классах систем управления (от MRP до ERP-II). Но, к сожалению, ни одна из этих систем
не решает полностью проблем, связанных с управлением предприятием.
Глобализация экономики
За последние десятилетия в мировой экономике произошли кардинальные
изменения, которые можно выразить одним словом – глобализация. Это означает,
что экономические отношения перешагнули государственные границы, причем не только
для транснациональных компаний (ТНК), существовавших уже давно, но и для относительно
небольших фирм. Объединение экономических пространств различных стран в одно общее
квазиунитарное пространство знаменует новый шаг в развитии мировой экономики. «Процесс
глобализации ускорился в последнее десятилетие, когда различные рынки, в частности,
капитала, технологий и товаров, а в известной степени и труда становятся все более
взаимосвязанными и интегрированными в многослойную сеть ТНК»1.
Глобализация проходит несколько этапов, для которых характерны свои экономические
и политические отношения между государствами. На первом этапе (он
начался давно) происходило объединение ресурсов и производств, находящихся в разных
странах. На данной стадии преобладала поставка сырьевых ресурсов из менее развитых
в более продвинутые в технологическом отношении державы. Эти процессы получили широкое
распространение еще в XIX в. Вывозились прежде всего первичные ресурсы – хлопок,
шерсть, руда, нефть, каучук.
На втором этапе более развитые державы в силу ряда причин (усиления
борьбы трудящихся за свои права, признания вредными тех или иных технологий и т.п.)
стали переводить некоторые виды производств с собственных территорий в страны, имевшие
определенные экономические преимущества: во-первых, большой и дешевый рынок
труда; во-вторых, щадящую налоговую систему (ставки в которой существенно
ниже); в-третьих, близость к необходимым ресурсам; в-четвертых, неразвитую
систему защиты интересов рабочих (что позволяло сократить издержки, повысить конкурентоспособность
продукции). Наряду с этим рынок некоторых продуктов расширился до мировых масштабов
(изделия таких компаний, как кока-кола и МакДональдс известны всем).
На третьем этапе начался экспорт технологий. Для многих местных
компаний оказалось выгодным, опираясь на внутренние трудовые и денежные ресурсы,
закупать и использовать чужие идеи и технологии, чтобы затем экспортировать готовые
товары. Преимущество данного сектора рынка в том, что технологии не облагаются налогами,
пошлинами и сборами.
Уменьшение противостояния между государствами, наметившееся в последние десятилетия,
постепенное стирание торговых границ в Европе и создание Всемирной торговой организации
(ВТО) ознаменовали переход к четвертому этапу глобализации, который
приведет к формированию общего мирового рынка и установлению прямых торговых отношений
между компаниями различных стран. Увеличение прозрачности границ, сокращение таможенных
ограничений, образование межгосударственных торговых объединений – все это способствует
решению экономических проблем в глобальном масштабе. Свободное движение капитала,
рост инвестиций и ввоз современных технологий помогают сделать рывок в развитии
тем государствам, которые еще недавно отставали от мировых стандартов.
В результате такой интеграции появляются «глобальные» продукты, примером может
служить компьютер, процессор которого создан в США, материнская плата – в Малайзии,
монитор – в Южной Корее, клавиатура – в Тайване, а собран он на Украине или в России.
Существенную роль в глобализации экономики играет всемирная компьютерная сеть
– Интернет, которая позволяет легко связываться с производителями, заключать
контракты и делать закупки в любой стране. Благодаря ей расширяется возможность
получения ресурсов, необходимых для производства, упрощен доступ к техническим новинкам,
приобретению материалов и комплектующих, изготовленных по новейшим технологиям,
которые возникают в разных странах и на разных континентах.
Производство
Однако пока глобализация существенно не повлияла на организацию
производства. Последнее изменяется очень медленно и сегодня сохраняет многие черты
ХХ в. Среди них отмечу:
размещение производства на одной территории;
жесткую вертикальную структуру в виде производств, цехов и участков;
наличие общезаводской системы управления, элементами которой являются подсистемы
управления финансами, производством, снабжением, сбытом и каждым цехом;
логистическую составляющую, включающую службу снабжения, склады;
общезаводские системы обеспечения производства (ремонтные, энергетические, технологические
и другие подразделения, в зависимости от специфики предприятия).
При достаточной сложности изделия отдельные агрегаты, узлы и детали могут выпускаться
на смежных предприятиях-поставщиках или в структурах, входящих в данную производственную
корпорацию. При этом цеховые системы управления решают задачи оперативного планирования,
учета, контроля и диспетчирования, могут вести предварительную обработку внутренней
бухгалтерской документации, отслеживать состояние оборудования, ход поставок сырья
и материалов.
Применение компьютеров для автоматизации процессов управления в основном направлено
на передачу им части функций, которые ранее выполнял человек. Достаточно взглянуть
на перечисление функций продающихся сейчас систем и увидим, что в электронной форме
переписываются хорошо известные докомпьютерные процессы. Даже реинжиниринг систем
управления чаще всего ограничен рамками уже имеющихся технологий.
Проблема, по мнению Б. Жданова, в том, что «новое содержание бизнеса приходит
в противоречие с существовавшими формами его информационной поддержки»2.
На мой взгляд, противоречие более глубокое. Оно заключается в несоответствии жесткой
организационной и технической структуры современного предприятия изменившимся условиям
экономики. Думается, что существующая организация предприятий вместе с используемыми
средствами автоматизации достигла предела совершенства и ее изменение должно идти
по новому пути. Именно эта проблема и будет рассматриваться далее.
Виртуализация
Развитие глобальной экономики и появление компьютерных средств
связи, охватывающих весь мир, породили новую – виртуальную – структуру организации
предприятий. Она базируется на следующих принципах.
Первый – отказ от территориальной целостности предприятия. Нет
необходимости изготавливать самому какие-то детали или комплектующие, если кто-то
может сделать их лучше, быстрее и дешевле.
Второй – партнеры по производству совместного продукта существуют
до тех пор, пока их поставки соответствуют стандартам качества и уровню технологичности.
Если оборудование и технологии партнеров устарели, нужно искать новых.
Третий – в глобальной экономике поиск партнеров должен производиться
по всему миру. Как показывает история, изобретения и открытия делаются во всех странах
и очень часто в маленьких фирмах или отдельными людьми.
Четвертый – выгодно, чтобы предприятие имело гибкую структуру,
с максимальной эффективностью используя существующие и приобретаемые ресурсы.
Пятый – в условиях быстрого развития технологий невыгодно вкладывать
большие деньги в закупку оборудования, стационарных помещений, особенно, если неизвестно,
какой объем продукции будет выпущен.
Шестой – желательно сокращение непроизводственных расходов, прежде
всего связанных с управлением.
Основываясь на перечисленных принципах, определим виртуальное предприятие
(ВП) как структуру, ориентированную на выпуск конкретного продукта и
создаваемую лишь на период его изготовления путем объединения производственных возможностей
и ресурсов, предоставляемых другими объектами (предприятиями, предпринимателями,
физическими лицами) на договорных условиях в заранее определенном объеме и на фиксированное
время. Такие объекты будем называть виртуалами.
Данная дефиниция представляется мне наиболее адекватной сформулированным выше
принципам, хотя в литературе существуют и другие определения ВП (например, в работе
В. Тарасова3).
Иными словами, для выпуска некоторого изделия, состоящего из нескольких составных
частей, требуется найти виртуалов, готовых изготовить необходимые узлы, и договориться
об их поставке в заданный срок и нужное место. Важной особенностью ВП является то,
что поиск виртуалов может выполняться с использованием Интернета в различных странах
мира.
В 2001 г. Марокко на автомобильном салоне в Швейцарии представило сверхсовременный
по дизайну и техническим показателям автомобиль собственного производства. При этом
дизайн был итальянский, двигатель – японский, шасси и тормозная система – немецкие.
Автомобиль разработан и создан в кратчайшие сроки. Эта марокканская модель не является
в прямом смысле продуктом ВП. Но технология формирования ВП аналогична – она как
раз ориентирована на разработки, которые берут со всего мира наиболее продуктивные
и технологичные «нитки» и выпускают совершенные «рубашки».
Отмечу, что в зависимости от конкретных внешних и внутренних условий ВП может
часть работ выполнять используя собственные ресурсы (например, получать чугун для
его последующей переработки в высококачественную сталь). Виртуалы же могут быть
задействованы не только для выполнения производственных операций, но и для осуществления
иных функций, в частности проведения маркетингового исследования или организации
сбыта.
В рамках виртуальной организации производства применяются два вида договорных
отношений. Либо это соглашение, на основе которого ВП приобретает в оговоренный
срок по заранее установленной цене необходимые составляющие продукта, либо оно получает
от виртуала определенное количество его ресурсов для выполнения отдельных технологических
циклов. При этом при заключении договора нет интереса к ходу выполнения виртуалом
тех или иных операций, к тому, какие станки он имеет и как организована его система
управления. Все это рассматривается как черный ящик с заданными входами и выходами.
Некоторые исследователи (в частности, Вютрих и Филипп4) считают, что
в конечном счете виртуалы передают в распоряжение ВП кадры, сырье, управленческие
структуры, финансовые средства. Но это не главный вариант. На мой взгляд, более
эффективное решение достигается, когда виртуал сам выбирает способ выполнения работы,
за которую взялся.
В основе рассматриваемой организации производства лежит идея, что виртуалы могут
находиться в любом месте, в любой стране, при этом для связи с ними используется
всемирная информационная сеть, а для поставки комплектующих – современные транспортные
средства. Управление ВП идет из центра, который занимается поиском виртуалов, подготовкой
и заключением договоров, поддержанием оперативной связи, контролем за выполнением
принятых обязательств, расчетами с ними, ведением бухгалтерии и другими внешними
операциями.
При таком подходе виртуальному предприятию не нужна большая территория, а его
сердцевину составляет система управления, оснащенная компьютерными средствами и
Интернетом. Оно постоянно изучает новые предложения и ведет поиск потенциальных
партнеров, которые могли бы быть задействованы в производстве продукта. В случае,
когда появляются новые более выгодные предложения, оно может менять партнера (в
частности, если это приведет к повышению качества и снижению издержек).
Структура ВП максимально гибка. Единственным постоянным элементом является система
управления, а производство организуется путем формирования временных объединений
в глобальном экономическом пространстве. Если появились новые технологии, они могут
быть немедленно использованы подключением добавочных виртуалов.
Определенное так ВП может вообще не иметь собственного производства, а следовательно,
и не вкладывать средств в его оснащение. В этом случае перед ним не возникает вопросов,
где взять новое оборудование и куда деть старое, как его отремонтировать и где разместить,
как подготовить персонал. Ему нужны только компьютеры, круглосуточный выход в Интернет
и персонал для работы с системой. Даже переход на выпуск нового продукта, формально
связанный с закрытием существующего и открытием нового ВП, является чисто организационной
операцией, которая выполняется в центре управления. «Виртуальное предприятие делает
больше из того немногого, чем располагает, так как оно вместо капиталовложений в
машины и оборудование может использовать сети носителей компетенций»5.
В то же время широкое распространение виртуальных предприятий порождает немало
проблем.
Во-первых, необходимы системы для организации электронного сообщества,
в которых потенциальные виртуалы могли бы предложить свои продукты и услуги. Это
должны быть системы типа виртуального магазина, но со своими средствами описания
предлагаемого товара. В настоящее время они отсутствуют.
Во-вторых, нужно сформировать такие экономические условия, при которых
любому производителю, начиная от крупной корпорации и кончая изобретателем, создавшим
новый механизм или технологию, было бы выгодно как можно быстрее выставить свой
продукт на электронный рынок. Отмечу, что и владельцам средств, реализующих новую
технологию, предлагаемая система выгодна, поскольку позволяет максимально использовать
преимущества собственного оборудования, полностью загрузив его в тот период, когда
оно дает наибольший экономический эффект.
В-третьих, решающую роль в работе ВП играет ответственность и надежность
партнеров: заключая договор на участие виртуала в длинной производственной цепочке,
нужно быть уверенным, что он действительно поставит то, что предлагает.
В-четвертых, требуется правовая основа заключения договоров, согласующая
законодательства различных стран с их тонкостями и различиями. Возможные пути решения
этой проблемы – расширение полномочий ВТО или образование специальной организации,
которая могла бы взять на себя функции координатора международных промышленных связей.
В-пятых, должны быть решены вопросы информационного взаимодействия, стандартов
обмена данными, согласования различных информационных продуктов и систем.
Виртуализация производства как новая схема организации управления
Итак, виртуализация заключается в переходе от современных
предприятий, имеющих жесткую иерархическую структуру, к объектам, в основе которых
лежит гибкая система выполнения бизнес-процессов.
Рассмотрим общую схему виртуального производства. Его основу составляет е-Центр,
целью которого является решение всего комплекса проблем, не связанных непосредственно
с изготовлением продукции. Для этого он осуществляет все внешние процессы такого
производства, а также занимается созданием и управлением ВП. Каждая из этих задач
делится на процессы, связанные общим направлением работы. Так, первая задача
включает маркетинг, подготовку и планирование производства, финансы, продажи;
вторая – создание, контроль и закрытие ВП.
Таким образом, в ходе работы e-Центр решает, какие изделия будут производиться,
находит заказчиков и покупателей, готовит необходимую документацию, на основании
которой будет вестись непосредственное производство. После этого он организует ВП,
на которое возлагается управление изготовлением изделия. Последнему передается вся
производственная документация. Далее e-Центр осуществляет только контроль за деятельностью
ВП по финансовым показателям.
ВП окончательно выбирает виртуалов, подписывает с ними договоры, а после выполнения
ими работы оплачивает ее за счет средств, переданных ему е-Центром. Отмечу, что
финансирование производства может осуществляться за счет самого виртуального производства,
предоплаты заказчика и привлеченных средств (займов, кредитов, финансовой помощи).
Общая стоимость, определяемая ценой изделия, заранее известна. ВП получает часть
средств, которая включает средства на оплату виртуалов и собственной работы, а также
его прибыль.
В ходе выпуска изделий е-Центр продолжает отслеживать тенденции и технологии
производства компонентов, предлагаемых виртуалами. Поэтому возможна смена последних,
если качество или технология поставляемых ими компонентов не соответствует изменившимся
условиям. Более того, он может принять решение о завершении производства, если начинают
падать предельные цены или подготовлен выпуск нового товара.
Сделанный продукт е-Центр передает заказчику или реализует на рынке. Кроме того,
в соответствии с рассчитанными показателями жизненного цикла изделия обеспечивается
его сопровождение и поддержка на послепродажных стадиях.
Таким образом, ВП гарантирует максимальную гибкость структуры и возможность использования
наиболее современных технологий при производстве продукта.
1Шимаи
М. Глобализация как источник конкуренции, конфликтов и возможностей. - Проблемы
теории и практики управления. – 1999. – №1. – С.52-58.
2Жданов Б. ERP – новая стратегия управления предприятием. – Корпоративные
системы. – 2002.– № 4. – С. 5 – 13.
3Тарасов В.К. Виртуальное предприятие – ключевая стратегия автоматизации
и перестройки деловых процессов. - Электронный офис. - 1996. - Октябрь.
4Вютрих Х., Филипп А. Виртуализация как возможный путь развития управления.
– Проблемы теории и практики управления. – 1999. – №5 – С.94-100.
5 Там же.
|