В.
Некоторые отрасли (черная и
цветная металлургия) уже являются стабильными
валютными генераторами. Необходимы меры по
привлечению ПИИ в модернизацию оборудования. “Б”
и “В” – отрасли чрезвычайно чувствительны к
этому, поскольку зависят от наличия естественных
ресурсов. Г. Ряд отраслей (железнодорожный
транспорт, автомобильная промышленность и
некоторые сегменты химической) достигли стадии
зрелости, но нуждаются в модернизации
посредством привлечения технологий, позволяющих
улучшить конечную продукцию. Национальный спрос
здесь чрезвычайно высок, но с 1991 г. наблюдается
значительный прирост импорта. Фокусная
ПИИ-стратегия поднимет их международную
конкурентоспособность, поскольку новая
продукция будет производиться на основе
современных технологий. Д. Продукция машиностроения, отдельных
сегментов пищевой, нефтехимической
промышленности и большинство статей
потребительских товаров имеют очень маленькие
доли на отечественном рынке и считаются
низкоконкурентными. Субсидии не могут
компенсировать недостаток средств, и
побудительные механизмы для ПИИ могли бы
привлечь инвестиции для укрепления производства
этих товаров на стадии зрелости и создания новых
заводов в России. Е. Часть предприятий текстильной и обувной
промышленности, по пошиву одежды, производству
игрушек вошла в стадию упадка. Особенно ощутимо
давление на них международной конкуренции,
главным образом со стороны производителей из
других крупных региоальных рынков – Китая, Индии
и прочих “дешевых” рынков. Государственные
субсидии и привлечение ПИИ могут реактивировать
субгруппы внутри целевых секторов. Тем не менее
часть рабочей силы все же необходимо переместить
в более перспективные отрасли. Стратегические альтернативы для промышленной
модернизации – распределение ресурсов,
диверсификация, уменьшение издержек и “снятие
сливок” – могут быть определены на основе
четырех квадрантов отраслевых портфелей и
кривой жизненного цикла. Выгодно создать баланс традиционных и
высокотехнологичных секторов.
Привлекательность развития традиционных
трудоемких отраслей (пищевая, легкая
промышленность и др.) не может оцениваться лишь с
точки зрения трудозатрат. Имея новые технологии,
эти секторы составят конкуренцию даже товарам,
произведенным в менее развитых странах. ПИИ желательно направлять в перспективные
секторы, в которых есть предпосылки для
глобального конкурентного преимущества, но они
не могут эффективно использовать имеющиеся
ресурсы для производства продукции с высокой
добавленной стоимостью. Многие из базовых отраслей на протяжении
десятилетий были на положении “пасынков”,
утратили технологическую и рыночную
конкурентоспособность в ходе экономической
трансформации. В их число входят высокая химия и
фармацевтика, разработка новых материалов,
промышленное и транспортное оборудование,
телекоммуникации, кораблестроение, пищевой
сектор, строительное оборудование и материалы. В
группе высокотехнологичных секторов
перспективно развитие природоохранных,
информационных и медицинских технологий.
Кластерный анализ
Конкретная отрасль, привлекающая ПИИ, не может
рассматриваться отдельно от остальных и должна
развиваться внутри кластера вертикально
взаимосвязанных секторов. Крупные и
диверсифицированные экономики быстрее повысят
конкурентоспособность, если сумеют улучшить
состояние отраслей-поставщиков. Для
удовлетворения возросшего спроса вырастут новые
формы распространения и реализации продукции.
Становление базовой отрасли послужит толчком к
развитию отраслей-поставщиков и
отраслей-потребителей, а также сегментов услуг,
принадлежащих кластеру. Внутри кластеров сильные предприятия могут
повышать эффективность производства, используя
стратегии вертикальной интеграции, выражающиеся
в приобретении мажоритарных пакетов акций
смежников. Вертикальные макросекторальные связи
существуют также между промышленностью,
сельским хозяйством и сферой услуг, поддерживая
и развивая друг друга. Кластерный анализ вводит
вертикальный подход к промышленному мониторингу
и обогащает результаты портфельного анализа,
определяя конкурентоспособность и потребности в
ПИИ отраслей, принадлежащих к тем же или смежным
секторам (горизонтальный подход). Крупные развитые страны дают много примеров,
высвечивающих социально-политическое и
экономическое значение кластеров. С началом
формирования ключевых промышленных кластеров в
ведущих экономиках, как, например, в Германии
(химия, машиностроение) и Франции (производство
продуктов питания, косметики) в 50-60-е годы, целые
группы отраслей стали взаимодействовать внутри
кластеров, способствуя мультипликативному
эффекту в отношении занятости и трансфертов
технологий в национальной экономике. Американские ноу-хау в секторе производства
потребительских товаров обеспечили лидерство
страны в сельском хозяйстве, производстве
упаковки и средствах механизации
(отрасли-поставщики) наряду с успехами в области
рекламы и финансовом секторе
(отрасли-потребители). Японская мощь в секторе
бытовой электроники позволила успешно развивать
производство чипов памяти и микросхем, в то время
как США сохраняли лидерство в изготовлении
логических микрокомпонентов, используемых в
компьютерах, телекоммуникационном оборудовании
и военной электронике. Никакая страна не может быть
конкурентоспособной во всех сферах. В развитых
странах международная конкурентоспособность
изначально развивалась вокруг отдельных
кластеров. Конкурентоспособность
Швеции
в
целлюлозно-бумажном секторе распространяется на
оборудование по деревообработке и производству
бумаги, конвейерные линии и некоторые смежные
отрасли-потребители (например, производство
спичек).
Дания разработала специфические
промышленные технологии для агробизнеса и
пищевой промышленности. Подобным же образом
немецкие машиностроители и автомобилестроители
выигрывают от того, что в
Германии есть
высокоразвитое производство компонентов для
этих отраслей. В
Италии специальные кластеры
сформировались в промышленных районах, в которых
сложились отраслевые комбинации:
металлообработка – режущий инструмент, мода –
дизайн, кожа – обувь, деревообработка – мебель. За 70 лет плановой экономики в СССР практика
кластеризации была забыта. В советское время
сформировано несколько небольших кластеров, в
основном вокруг монополистов-поставщиков, но в
целом промышленное разнообразие было подавлено
монокультурной практикой. Сегодня в России существует несколько
кластеров, образованных вокруг ключевых
отраслей (химической, нефтегазовой,
автомобилестроения, металлургии, машиностроения
и судостроении), но часть оборудования, узлов и
компонентов приобретается у иностранных
поставщиков. Эти структуры еще очень хрупки и
вряд ли сравнятся с настоящими кластерами,
состоящими из хорошо отлаженной системы
множества конкурентоспособных поставщиков и
клиентов. России понадобится много времени,
чтобы создать в ключевых секторах
конкурентоспособные на мировом уровне отрасли
поставщиков и потребителей. Формирование
высокоэффективных индустриальных кластеров
значительно ускорилось бы с помощью целевых
инвестиций. Богатая сырьевая база – основа для
интеграции многих важнейших отраслей, таких как
машиностроение, химическая, производство
транспортного оборудования, целлюлозно-бумажная
и полиграфия. Кластеры могут формироваться на региональной
основе, где наблюдается высокая географическая
концентрация взаимосвязанных отраслей
(например, машиностроение в Москве и
Санкт-Петербурге, автомобилестроение вокруг
Тольятти, химическое производство вокруг Москвы,
Тулы и Нижнего Новгорода). Это позволит увеличить
впрыск капитала и технологий при помощи ПИИ. Другой путь – придание основным экономическим
регионам, городам или агломератам статуса особых
зон, где иностранным инвесторам предоставят
особые льготы, если они будут развивать
специфические промышленные кластеры. ПИИ могут
способствовать созданию в стране здорового
соперничества между местными и иностранными
фирмами, что зародит конкуренцию и промышленную
модернизацию благодаря новым идеям,
профессионализму, разнообразию стратегий и
поддержке НИОКР. При группировании кластеров следует
проанализировать вертикальные
(поставщик/потребитель) и горизонтальные связи
(общая база потребления, технологии) на
региональном уровне. На первом этапе надо
привлекать важнейшие ноу-хау и технологии из
других стран. В России необходимо сформировать
конкурентоспособные отрасли-поставщики вокруг
промышленных столпов и секторов экономики
(агробизнес, автомобилестроение,
кораблестроение, машиностроение,
здравоохранение, коммуникации, туризм,
образование). Китаю понадобилось почти 15 лет для
создания конкурентоспособных кластеров вокруг
ориентированных на экспорт текстильной
промышленности, фабрик спорттоваров, одежды,
игрушек, посуды и др. Опыт показывает, что некоторые
высококонкурентные ключевые отрасли в
результате внутрикластерного взаимодействия
способствуют развитию своих поставщиков и
клиентов. Средние и мелкие предприятия формируют
сателлитные образования вокруг крупных групп и
становятся их поставщиками на мировых рынках.
Диверсификация ключевых предприятий позволяет
создать новые отрасли, используя технологии и
ноу-хау материнских компаний. В мировой практике появилась тенденция,
характерная даже для крупных компаний, –
концентрироваться на главных направлениях,
отдавая другим производство промежуточных
продуктов и сферу ключевых услуг. По этой причине
создание кластеров оказывает мощное влияние на
малый бизнес. Сильные международные позиции
местных потребителей выгодны для местных
поставщиков, стимулируют их выдвижение на те
рынки, где функционируют потребители. Примером
могут служить немецкие и японские производители
автомобильных компонентов, которые продвигаются
вслед за национальными автогигантами, открывая
свои предприятия в развитых и развивающихся
странах. Поскольку конкурентоспособность передовых
экономик связана с наличием тесных
межсекторальных связей, целесообразно системное
формирование кластеров вокруг ключевых
отраслей. Они должны включать в себя сферу услуг
(современные дистрибьюторные и банковские
системы), позволяющую приблизить продукцию и
технологии к конечному потребителю.
ПИИ-политика для России
Преодоление социально-экономического кризиса
в России предполагает разработку пакета
конкретных инструментов для возрождения
промышленности, используя ПИИ и учитывая
потенциал страны и его расширение в мировом
контексте. Успех стратегии будет зависеть от
выбора приоритетных секторов и эффективных
инструментов для их развития (табл. 1). Конкретные
меры должны утверждаться на высшем уровне. Это
повлияет на региональные, государственные и
международные организации и придаст позитивный
импульс активизации финансовых средств, чтобы
модернизировать основные секторы, а потом
абсорбировать технологии для создания новых
производств. Страны-источники ПИИ отбираются после
тщательного анализа информации относительно
секторальной конкурентоспособности, уровня
используемых технологий, состояния экспорта и
оттоков ПИИ. Передовые экономики Франции,
Германии, Италии, Японии, США, Великобритании
имеют наилучшие перспективы и им должен быть
присвоен приоритет АА/А (табл. 2). Два основных
конкурента России по крупным региональным
рынкам – Китай и Индия – должны ориентироваться
на В; это связано с их быстрым экономическим
развитием. Долгосрочное планирование может
затронуть и прочие относительно преуспевающие
экономики (например, Чехию, Польшу, Венгрию, Южную
Корею, Тайвань) – приоритет С. Страны приоритета АА представляют собой рынки,
где промоутерские и PR-действия необходимо
предпринимать немедленно. Они являются главными
инвесторами и экспортерами. Почти все ТНК
происходят из этих стран. Даже их
технологические лидеры среднего размера, так
называемые скрытые чемпионы, начали
развертывать инвестиционную деятельность за
пределами национальных рынков. Улучшение социально-экономического климата
является предпосылкой для разработки конкретных
политических инструментов в рамках
инвестиционной ПИИ-политики. Наиболее важной
задачей становится определение оптимальной
комбинации макроэкономических и ПИИ-механизмов
для достижения желаемых результатов при
минимальных ресурсах и сроках. Временной фактор
является ключевым, поскольку определяет успех. Создание результат-ориентированной
ПИИ-политики зависит от оптимизации
национальной макросистемы, что затрагивает
законодательство, политическую стабильность,
оптимизацию административного аппарата,
образование и подготовку кадров. Для улучшения рейтинга России по отношению к
другим крупным региональным рынкам желательно
определить пакет мероприятий, воздействующий
как на макросреду, так и на предприятия
непосредственно (микросреда). Микроинструменты
должны привязываться к стратегической
инвестиционной и ПИИ-политике. Они включают: • побудительные механизмы для компаний,
заинтересованных в строительстве и модернизации
заводов в приоритетных отраслях; • развитие и оптимизацию особых экономических
зон; • создание информационной системы для
инвесторов (динамика отраслей, потенциальные
партнеры, перспективные региональные проекты,
законодательства и финансирование); • коммуникационные кампании для улучшения
имиджа России и ее регионов; • консультативные службы, ориентированные на
топ-менеджмент ведущих компаний; • финансовый инжиниринг и привлечение
иностранных банков и ЕБРР; • создание постоянной координационной
структуры для сопровождения инвестиционных
проектов в регионах. Важнейшим аспектом успешной реализации
инвестиционной и ПИИ-политики становится
создание детального мастер-плана с четко
поставленными целями, мероприятиями и сроками.
Его должна осуществлять мультикультурная
команда специалистов, имеющая политический
мандат и международный бизнес-опыт и включающая
представителей тех стран, которые вместе с
российскими властями имеют реальный
стратегический интерес к поддержанию Россию на
пути укрепления экономики. Сегодня Россия стоит перед выбором стратегии
экономического роста. Эффективная ПИИ-политика
позволит привлечь перспективные и экологически
чистые инвестиционные проекты от тех корпораций,
которые смогут способствовать быстрому
технологическому развитию. Таблица 1
Приоритетные отрасли для ПИИ в России
(2000-2005 гг.)
Целевые отрасли
| 2000–2002 гг.
| 2003–2005 гг.
| Нефтяная и газовая Черная и цветная металлургия Продукты питания и напитки Лесная отрасль и производство
смежной продукции: фанеры, досок, столярного и
плотницкого инвентаря Производство бумаги и смежной
продукции, включая полиграфию и печатное
оборудование Строительные материалы, включая
краски, клеи и несущие элементы Производство мебели для дома и
офиса, санитарной техники Основная химия, производство резины
и пластиков Фармацевтика Авиационные и аэрокосмические
технологии Производство новых материалов на
основе стекла, керамики и синтетических волокон Машиностроение и производство
оборудования для различного применения (в том
числе для сельского хозяйства, легкой,
добывающих отраслей, строительства,
производства насосов, компрессоров, станков с
ЧПУ) Предприятия транспортного
оборудования: производство автомобилей,
трейлеров, автобусов, кораблей, локомотивов,
самолетов и космических кораблей Предприятия по производству
оборудования для офисов, производство
компьютеров и телекоммуникационного
оборудования Предприятия по производству
утилизационного и водоочистного оборудования Производство бытовых
электроприборов Одежда, текстиль, обувь и
кожгалантерея Фабрики спортивных товаров,
музыкальных инструментов, игрушки, ювелирные
изделия
| АА АА АА А
АА
АА
А АА АА А В
В
В
В
В
В А С
| АА АА АА А
АА
А
А А А А А
А
А
В
В
В А В
| Таблица 2
Целевые страны-источники ПИИ для
России (2000-2005 гг.)
Приоритеты
| Целевые страны
| Годовой ПИИ-план* (USD)
| Страны приоритета АА
(первостепенное значение)
| • “Большая пятерка” ЕС: Франция,
Германия, Италия, Испания, Великобритания • США • Япония
| USD 5-6 млрд
| Страны приоритета А (краткосрочный план – до 2000 г.)
| • Австрия, Бельгия, Финляндия,
Нидерланды, Швеция • Норвегия, Швейцария • Канада
| USD 2-3 млрд
| Страны приоритета В (среднесрочный план – после 2000 г.)
| • Австралия • Китай • Индия
| USD 500-900 млн
| Страны приоритета C (долгосрочный план – после 2003 г.)
| • Венгрия, Польша, Румыния • Индонезия, Южная Корея, Тайвань • Малайзия, Сингапур
| USD 300-500 млн
| *Адресные ПИИ в USD, которые
необходимо определить перед плановым периодом. В
таблице установлены реалистичные цели на 2000-2002 гг.
|