Номер 3/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы

НАТАЛЬЯ ШЕЛЮБСКАЯ
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН


• В западноевропейских странах приняты специальные государственные программы развития нововведений с упором на косвенные методы стимулирования
• В инновационной политике усиливается роль кластерной стратегии, направленной на создание инновационных сетей
• В условиях глобализационных процессов поддержка нововведений выходит за национальные рамки

В 90-е годы правительства западноевропейских стран усилили внимание к проблемам инноваций, рассматривая их как важный фактор конкурентоспособности. В принятых специальных программах развития нововведений предусматривались как прямые, так и косвенные инструменты стимулирования инновационной деятельности фирм, при этом роль косвенных методов возрастает. Речь идет о поощрении сотрудничества университетов и компаний, межфирменной кооперации, улучшении систем охраны интеллектуальной собственности, совершенствовании информационного обслуживания и антимонопольного регулирования. Если в 70 – 80 годах поощрение новвовведений было связано прежде всего со стимулированием технологий как таковых, то в настоящее время данный подход постепенно заменяется кластерными стратегиями, направленными на создание специализированных сетей знаний – территориальных зон развития новых технологий.

В связи с глобализационными процессами поддержка инноваций выходит за национальные рамки, формируются новые механизмы межнационального сотрудничества по созданию новшеств, правительства становятся партнерами по информационным и инновационным сетям.


Основные направления государственного содействия нововведениям


Государство использует широкий арсенал прямых и косвенных мер по расширению новаторской работы, особенно в мелких и средних фирмах, при этом значение косвенных мер в 90-х годах усилилось.

К числу прямых мер можно отнести снижение “цены” капитала (использование общих систем субсидирования или льготного налогообложения НИОКР), а также облегчение доступа к нему (развитие венчурного капитала, фондовых рынков). В отличие от США в Западной Европе большее распространение получили низкопроцентные займы как средство стимулирования инновационной деятельности в промышленности. Либерализация финансовых рынков в 90-х годах дала возможность привлечь нетрадиционные источники финансирования, как институциональные (пенсионные фонды), так и частных лиц (“деловых ангелов”), заинтересованных в прямом инвестировании своего капитала в перспективные предприятия. В результате значительно вырос объем венчурного финансирования.

Государство помогает инновационному бизнесу и косвенными методами, в частности через сферу образования, подготовку профессиональных кадров и формирование управленческих консультативных служб, путем увеличения мобильности рабочей силы, создания научно-технической инфраструктуры. В последние годы страны Западной Европы столкнулись с острой проблемой нехватки собственных кадров в области информационной технологии.

Так, в Германии университеты и политехникумы смогут подготовить к 2005 г. только 12 тыс. специалистов в данной области, в то время как потребность в них, по мнению немецких технологических компаний, составит сотни тысяч человек (чтобы “успеть” в информационное общество). В этой связи правительство предложило ослабить жесткое иммиграционное законодательство и разрешить выдать “вид на жительство” 20 тыс. специалистов из стран – не членов ЕС, а также иностранцам – выпускникам технических вузов1.

В Великобритании обсуждается вопрос об “управляемой” миграции, которая позволила бы привлекать ценных специалистов в сферы науки, новейшей технологии и предпринимательства.

Во второй половине 90-х годов правительства западноевропейских стран приняли программы стимулирования инновационной деятельности.

Во Франции в 1999 г. вступил в силу Закон об инновациях, предусматривающий комплекс мероприятий прямого и косвенного характера, прежде всего по линии формирования нового инновационного бизнеса. Намечено повышение мобильности научного персонала государственных исследовательских центров и предоставление им большей свободы в организации собственных компаний и оказании консультаций частным промышленным фирмам; усиление связей между университетами и промышленностью в целях развития малого инновационного бизнеса; изменение налогового режима для инновационных компаний и упрощение процедуры создания высокотехнологичного бизнеса.

Правительство выделило 100 млн франц. фр. на конкурс проектов по организации новых высокотехнологичных фирм, в результате которого было отобрано 244 проекта, в том числе 21% - в области здравоохранения и биотехнологии, 21 – машиностроения и материалов, 18 – мультимедиа, 17 – телекоммуникаций и электроники, 15 – программного обеспечения, 5 – агрокомплекса, 3% - энергетики и окружающей среды2.

В Великобритании повышение инновационной активности рассматривается как главный фактор обеспечения конкурентных позиций страны на мировых рынках. Министерство торговли и промышленности планирует увеличить к 2002 г. расходы по статье “поддержка инноваций и технологии” на 20%, при этом первостепенное значение придается развитию научно-технической инфраструктуры во всех отраслях хозяйства. Расходы по данной статье составляют 57% бюджета министерства на НИОКР. Остальная его часть предназначена на целевое развитие НИОКР в аэрокосмическом комплексе и энергетике, включая ядерную.

В 2000 г. самый большой объем средств по статье “поддержка инноваций и технологии” выделен на развитие инфраструктуры (32%), трансфер технологии (29), распространение лучшей практики (10%)3.

n Стимулирование инновационной деятельности выходит за национальные рамки и все в большей степени становится прерогативой ЕС. В 1996 г. Европейская комиссия одобрила План действий в области инноваций, в котором наряду с их финансированием (в основном путем мобилизации венчурного капитала на ранних стадиях проектов) намечены и направления косвенного содействия:

защита интеллектуальной собственности. Комиссия выработала рекомендации по повышению эффективности патентной системы, в частности в отношении авторских прав в информационных сетях и расширения патентной охраны в биотехнологии;

нормативная база и упрощение административных требований. Предлагается упростить процедуру создания и администрирования компаний. Кроме того, Комиссия разрабатывает новые организационные формы проведения совместных научных исследований, в частности статус Европейской компании и Европейских объединений по экономическим интересам (European Economic Interest Grouping – EEIGs).

образование и профессиональное обучение. Предусмотрены меры по расширению мобильности научных кадров и использованию информационной технологии;

ориентация программ научных исследований на инновации. В тематических программах пятой Рамочной программы ЕС в сфере НИОКР (1998 – 2000 гг.) приоритет отдан инновационной деятельности4.

План предусматривает реализацию намеченных мер как на наднациональном уровне под эгидой Европейской комиссии, так и на национальном. При этом странам ЕС предлагается осуществлять данные мероприятия в рамках существующих бюджетов на научно-техническую и инновационную политику, т.е. без привлечения дополнительных финансовых средств.

В 1998 г. Европейская комиссия инициировала программу по выявлению и распространению наиболее успешной инновационной практики в странах ЕС. Основное внимание уделяется вопросам финансирования нововведений, поддержки нового инновационного бизнеса, повышения эффективности стимулирования НИОКР, охраны интеллектуальной собственности.


Развитие кооперации


В 90-е годы в государственной инновационной политике западноевропейских стран большое значение приобретает стимулирование как научно-исследовательской, так и технологической кооперации. Государство при этом выступает в качестве брокера между сферой НИОКР и фирмами. В Великобритании, Бельгии, Дании, Португалии, Германии созданы различные центры по кооперации университетов и промышленности, междисциплинарные центры, инновационные центры по передаче новой технологии малому и среднему бизнесу. Как правило, они действуют на региональной основе.

Правительства играют значительную роль в создании смешанной частно-государственной информационной инфраструктуры. В Германии, Дании, Нидерландах, Финляндии важнейшими ее составляющими являются организации по прикладным исследованиям. К другим элементам инфраструктуры, ориентированным на стимулирование инновационных процессов, можно отнести научные парки, новые технологические стандарты, кластерные проекты, а также региональные центры коммерческой реализации изобретений, способные осуществлять соответствующие маркетинговые мероприятия.

В Германии, например, реализацией запатентованных изобретений с 1995 г. занимается Гамбургский патентно-инновационный центр, созданный в 1986 г. местной торговой палатой. С этой целью он заключает соответствующие соглашения с расположенными в этом регионе научными учреждениями и выступает в качестве брокера в интересах малого и среднего предпринимательства. Центр сотрудничает также с двумя ведущими национальными информационными сетями, через которые коммерчески значимые изобретения предлагаются заинтересованным лицам внутри страны и за рубежом, отслеживаются выполнение условий соглашений и выплата соответствующих вознаграждений.

Государство не только способствует расширению сотрудничества фирм и исследовательских учреждений, но с помощью компаний определяет направления перспективного сотрудничества в создании конкурентоспособных инноваций. Примером может служить новый механизм прогнозирования – “предвидение” (Foresight). Его цель – определить области стратегически важных исследований и технологий, способных принести наиболее значительные экономические и социальные блага. Этот подход используется в Великобритании, Германии, Нидерландах, Венгрии, США, Японии и других странах.

В Великобритании действующая с 1993 г. программа “Предвидение” предусматривает совместное с частной промышленностью определение перспективных рынков и технологий на ближайшие 10 – 20 лет, а также мероприятий, необходимых для сохранения международной конкурентоспособности страны. Основной механизм реализации программ сотрудничества в рамках новых приоритетов “Предвидения” – действующая программа кооперации LINK. На 1997 – 2000 гг. правительство выделило 24 консорциумам на осуществление кооперационных проектов 30 млн ф.ст., вклад частной промышленности составил 62 млн ф.ст.

В 90-х годах в государственной инновационной политике начинает превалировать кластерная философия  – правительства концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государство при этом не только способствует формированию кластеров, но и само становится участником сетей. Кластерные стратегии широко используются в Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах, Финляндии и ряде других стран.

Например, в Германии с 1995 г. действует программа создания биотехнологических кластеров Bio Regio. В Великобритании правительство определило районы вокруг Эдинбурга, Оксфорда и Юго-Восточной Англии как основные регионы размещения биотехнологических фирм5. В Норвегии правительство стимулирует сотрудничество между фирмами в кластере “морское хозяйство”. В Финляндии развит лесопромышленный кластер, куда входит производство древесины и древесных продуктов, бумаги, мебели, полиграфического и связанного с ним оборудования. Тесное взаимодействие фирм данного кластера в распространении знаний обеспечивает им конкурентные преимущества перед основными торговыми соперниками. По оценке экспертов, Финляндия лидирует по уровню как исследовательской, так и технологической кооперации (см. таблицу).

Важную роль в создании кластеров играют европейские программы научно-технического сотрудничества, в частности “Эврика” и Рамочная программа НИОКР. Они сводят вместе потенциальных партнеров, которые не смогли самостоятельно установить контакты на национальном уровне.


Государство и охрана интеллектуальной собственности


Защита интеллектуальной собственности – ключевой момент инновационной деятельности, поскольку дает возможность компаниям получать прибыль от нововведений. Состояние такой защиты, прежде всего патентной системы, может как стимулировать, так и сдерживать эту деятельность. В настоящее время патентная система охватывает все стадии разработки нового продукта, идущие вслед за фундаментальными исследованиями, включая и маркетинг. Она служит основой для координации частных исследовательских проектов, так как содержит ценную информацию о потенциальных успехах или реальных перспективах тех или иных исследований, что позволяет конкурирующим фирмам распределять ресурсы более рационально.

По количеству зарегистрированных патентов на 1 млн экономически активного населения лидирует Швейцария (596 в 1997 г.), за ней следуют Швеция (483), Германия (449), Япония (213), США (191).

В 90-х годах деятельность ЕС по защите интеллектуальной собственности активизировалась. Толчком к этому послужили, в частности, результаты анализа, проведенного по заказу Европейского патентного ведомства, состояния инновационной активности и патентной охраны в Западной Европе, США и Японии (на эти страны приходится около 85% всех подаваемых в мире патентных заявок).

Обследование показало, что по количеству приходящихся на 1 млн жителей тройственных заявок (подаваемых на одно и то же изобретение в Европейском патентном ведомстве, США и Японии) Западная Европа занимает лишь 3-е место после США и Японии.

В конце 90-х годов западноевропейские компании уступили свое место японским фирмам в лидировании при патентовании в США. Если в 1982 г. в первую десятку наиболее активных получателей патентов в США входило 5 японских, 2 американские и 3 европейские компании, то в 1996 г. – 7 японских, 2 американские и ни одной европейской.

Отстает Западная Европа и в сфере информационной технологии, где наблюдается наибольшая активность патентования. Вместе с тем европейские компании занимают сильные позиции в области химии и фармацевтики, формируя там десятку лидеров.

В ряде стран национальные фирмы сдают позиции и на собственных рынках. Так, среди многонациональных компаний, чаще других подающих патентные заявки во Франции, отмечено только 5 французских.

Ранжирование стран по уровню развития кооперации в сфере НИОКР
между компаниями и университетами
и межфирменного сотрудничества
Исследовательская кооперация
(между компаниями и университетами)
Технологическая кооперация
(между фирмами)
1. Финляндия 1. Финляндия
2. США 2. Япония
3. Швейцария 3. Нидерланды
4. Швеция 4. Швейцария
5. Нидерланды 5.  США
6. Ирландия 6. Германия
7. Германия 7.  Швеция
8. Дания 8.  Дания
9. Бельгия 9.  Норвегия
10. Япония 10. Ирландия
11. Норвегия 11. Франция
12. Великобритания 12. Бельгия
13. Исландия 13. Исландия
14. Франция 17. Италия
18. Великобритания

Составлено по: The World Competitiveness Yearbook 1998. – Losanna. – 1999. – P. 457.

Европейская патентная организация, озабоченная тем, что большинство полученных в Европе патентов принадлежит американским и японским фирмам, в 1995 г. опубликовала документ, определяющий условия, необходимые для более активного использования патентной системы в целях усиления инновационного потенциала и конкурентоспособности западноевропейской промышленности. Речь шла о гармонизации общеевропейской патентной системы для снижения дублирования и расширения помощи малым и средним фирмам; обеспечении недорогой патентной охраны, отвечающей нуждам заявителей, включая снижение патентных пошлин; популяризации и облегчении доступа к патентной информации.

В последующие годы ряд стран принял соответствующие программы.

Так, в 1998 г. Франция разработала государственный план стимулирования патентования изобретений отечественными фирмами. Его цель – сократить диспропорции между количеством национальных и иностранных заявителей путем совершенствования патентной системы, снижения патентных пошлин и оказания помощи своим компаниям при осуществлении патентной процедуры.

Новые информационные технологии вызвали необходимость обеспечения правовой безопасности интеллектуальной собственности и качества информации в Интернете, поскольку с ростом его коммерческого использования резко возросло число дел, связанных с нарушением авторских прав. Развитие этой новой сферы поставило ряд задач, решение которых зависит от правительственных органов (борьба с пиратством, применение товарных знаков, вопросы юрисдикции и др.). Выход Интернета за национальные границы требует международных усилий по решению вышеуказанных проблем.

Европейская комиссия в конце 1999 г. разработала международную хартию, послужившую основой для соглашения между странами относительно регулирования коммерческой деятельности в Интернете. В настоящее время правительства США, Японии и стран ЕС усиливают сотрудничество в области совершенствования охраны интеллектуальной собственности в Интернете, в частности изобретений, касающихся методов предпринимательства (вопросы патентования методов электронных расчетов и сертификации, электронных подписей и т.д.)


Информационное обеспечение


В 90-е годы правительства западноевропейских стран, особенно членов ЕС, усилили внимание к вопросам облегчения доступа к информации, прежде всего патентной, для малого и среднего бизнеса.

В Нидерландах с 1997 г. важным источником информации для получения новых знаний в предпринимательском секторе стало Патентное ведомство. В Германии помимо Патентного ведомства создано 25 патентно-информационных центров и служб, рассредоточенных по всей стране. Четыре таких центра действуют на территории земли Северный Рейн-Вестфалия, наиболее развитого научно-промышленного региона (три из них поддерживаются местными университетами, один – торгово-промышленной палатой). В 1995 – 1999 гг. три центра были объединены в локальную сеть. Цель данного проекта, финансируемого министерством экономики этой земли, – облегчение доступа малым и средним предприятиям к объединенным ресурсам.

В последние годы патентные ведомства предпринимают меры по объединению информационных ресурсов в глобальном масштабе. В рамках ЕС организована Распределительная патентная служба Интернета (DIPS), ориентированная прежде всего на нужды малого и среднего бизнеса и индивидуальных изобретателей.

Опрос 349 европейских компаний показал, что доля организаций, обращающихся в сеть за патентной информацией, возросла только за 1998 – 1999 гг. с 11 до 68% (в фармацевтике – до 83%). Подавляющая часть (93%) потребителей патентной информации в той или иной степени пользуется услугами бесплатных сайтов.


Развитие конкуренции


 В последние годы в Западной Европе особое внимание уделяется развитию конкуренции как главному фактору ускорения инновационной деятельности.

Одна из основных задач государственной политики по стимулированию предпринимательской инициативы – ограничение недобросовестной конкуренции. В рамках ЕС запрещены соглашения, ограничивающие или контролирующие производство, рынки, техническое развитие, инвестиции (это не распространяется на отдельные типы соглашений о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах). Противоправным считается также злоупотребление господствующим положением на рынке (согласно европейской практике господствующее положение предполагает захват одной из сторон более 80% соответствующего рынка).

Некоторые страны ЕС имеют собственные законы о недобросовестной конкуренции, которые, однако, не могут противоречить европейскому законодательству.

В Великобритании, например, в 2000 г. вступил в силу новый антитрестовский закон о конкуренции, впервые запрещающий антиконкурентные соглашения и злоупотребления господствующим положением на рынке (по этому закону позиция предприятия может быть признана доминирующей, если оно захватило более 40% рынка, т.е. порог доминирования понижен). К недопустимым действиям относятся ограничение производства, сбыта, новых технических разработок, инвестиций, установление фиксированных цен, раздел рынков.

В конце 2000 г. Европейская комиссия ужесточила процедуру получения разрешений на сделки по слиянию и поглощению компаний. Регулирующие органы могут одобрить слияние фирм при условии, что те предварительно найдут покупателя на бизнес, который будут вынуждены продать, чтобы не стать монополистами в данном секторе.

***

Недостаток стимулов к инновациям у частного бизнеса – одна из основных причин отставания Западной Европы в области разработки новейшей технологии. Именно поэтому правительства западноевропейских стран в последние годы придают большое значение повышению роли среды, в которой действуют фирмы. Ожидается, что создание единого валютного рынка, формирование единого научно-технического пространства, унификация налоговых систем, усиление процессов дерегулирования и приватизации будут способствовать росту инновационной активности западноевропейских компаний. Совершенствование косвенных методов стимулирования нововведений призвано помочь им восстановить потерянные позиции в конкурентной борьбе с японскими и американскими фирмами.


1Research-Technology Management. – 2000. – N4. – P.5.
2The OECD Observer. - 1998. – N 213. – P. 18.
3Outlook on Science Policy. – May 1999. – P. 52.
4Outlook on Science Policy. – September 1999. – P. 17.
5Science, Technology and Innovation. – 1999. – N 2. – P. 6.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz