Номер 3/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Экономическая теория и управление


Принцип социальной и этической полезности в управлении предприятием

ТИЛЬ ТАЛАУЛИКАР
дипломированный инженер,
научный сотрудник в области организации и управления предприятием
Технического университета Берлина


• Общие принципы "надлежащего" управления – правовая дозволенность, экономическая целесообразность, социальная и этическая полезность
• Выполнение социальных и этических требований обеспечивает моральную легитимность предприятия
• Принцип социальной и этической полезности конкретизируется
с помощью принципов дополняемости, ценностной ориентации
и человеческого достоинства

Негативные явления хозяйственной жизни усиливают интерес общественности к предпринимательской деятельности. Сенсационные кризисы и банкротства известных компаний, скандальные ошибки в их поведении привлекли внимание к вопросам ответственности и качества фирменного руководства, послужили обоснованием для научного подхода к разработке принципов "надлежащего" управления предприятием. Подобные принципы нацелены на повышение качества управления, и конкретизация соответствующих общественно-правовых норм ответственности может способствовать их практическому использованию.

О деятельности предприятия судят не только с правовой и экономической точек зрения, но и с учетом социальных и этических аспектов. Исполнение действующих законов и следование экономическим расчетам автоматически не гарантируют достижение морально легитимных результатов. Рыночная активность все чаще оценивается с позиции социальной и моральной перспективы.


Принципы "надлежащего"
управления предприятием


Социальная и этическая полезность наряду с правовой дозволенностью и экономической эффективностью представляет собой общий принцип в системе принципов "надлежащего" управления.

Ведущая идея и мотивация

К мотивации формулирования принципов "надлежащего" управления предприятием можно подойти с двух позиций. С одной стороны, такой шаг может быть оправдан тем, что установление и последующая реализация этих принципов являются залогом успешного управления предприятием. Правда, при современном уровне исследований подобное доказательство весьма затруднительно. С другой стороны, более убедительное обоснование "надлежащего" управления вытекает из тех юридических требований, которые предъявляются к современному менеджменту.

В основных общественно-правовых предписаниях управление предприятием относится к разряду правовых деяний, хотя и без подробной спецификации соответствующих требований. Фактическое применение норм поведения, базирующихся на этих предписаниях, связано с более точным толкованием принципов "надлежащего" управления предприятием. Установление этих принципов необходимо для сохранения за управленческой функцией ее правового статуса и защиты менеджмента от чрезмерного контроля и вмешательства со стороны.

Идея формулирования принципов и правил менеджмента сама по себе не нова и часто использовалась в качестве средства пропаганды определенных концепций и теорий управления, служа тем самым, скорее, целям их рекламы и популяризации. При разработке принципов "надлежащего" управления предприятием следует иметь в виду, что задачей менеджмента является решение неструктурированных проблем, которые не могут быть преодолены с помощью одного верного (или считающегося таковым) решения, тем более что в менеджменте не существует единственно правильного магистрального пути.

Поэтому принципы "надлежащего" управления предприятием не являются простой совокупностью материально конкретизированных управленческих правил, а в зависимости от их значимости, напротив, могут носить абстрактно-процедурный характер. Ориентироваться следует на практику "лучшего менеджмента", где реализуются накопленные знания и передовой опыт в области управления. Для выработки поведенческих рекомендаций в сфере менеджмента должна использоваться идея, что общее может идентифицироваться далеко за пределами управленческих парадигм и конкретизироваться в форме соответствующих принципов управления.

Системная структура

В рамках концепции принципов "надлежащего" управления предприятием выделяют общие и специальные принципы. Общие касаются всей деятельности соответствующего органа управления и могут быть сформулированы в едином виде для всех руководящих органов акционерного общества. При этом материальное наполнение принципов может быть различным ввиду особенностей и специфики того или иного руководящего органа. Системная структура таких принципов на примере правления акционерной компании показана на схеме.

В качестве общих, несомненно, выступают принципы правовой допустимости и экономической целесообразности , а также рассматриваемый ниже принцип социальной и этической полезности. Они заставляют правление компании соблюдать в своей деятельности действующие законы, стремиться по возможности достигать хозяйственных целей и руководствоваться социальными и моральными требованиями. В порядке перечисления этих трех принципов снижается степень их конкретизации, а потому соответственно уменьшается возможность юридического контроля. Вместе с тем могут возникать пересечения правовых, экономических и социальных и моральных требований к руководству предприятия. На схеме это отражено в виде трех связанных в единый блок областей.

На более низком уровне абстракции, присущем практике "надлежащего" управления предприятием, общие принципы постепенно, при известных условиях трансформируются в оперативные специальные принципы. С помощью последних конкретизируются "правильные" мероприятия исходя из ориентации на регулирующие идеи дозволенности, целесообразности и полезности. Предметом специальных принципов являются метамероприятия (или их группы), которые могут применяться и в качестве критерия систематизации этих принципов. На схеме особое значение придано пяти категориям мероприятий (принципиальным группам).


Социальная и этическая полезность


Цель принципа социальной и этической полезности заключается в обеспечении моральной легитимности предприятия, а также повышении социально-этического качества управления. Принцип должен содержать регулирующие установки, которые гарантировали бы (или по меньшей мере делали вероятным) управление предприятием в соответствии с социальными и этическими требованиями. Принцип полезности способствует общественному признанию предприятия, помогает ему прочно закрепиться на рынке. Сложившийся порядок вещей сам по себе не гарантирует достижение этого путем простого исполнения правовых требований и следования соображениям экономической целесообразности.

Предъявляемые предприятию моральные требования должны рассматриваться не как самоцель, а в качестве институционального механизма управления в обществе. Моральное качество нормы задается не как нечто изначальное, а является результатом морального обоснования. При этом следует исходить из того, что мораль в конечном счете в той или иной мере связана с общественной полезностью. Обоснование и вытекающая отсюда правомерность нормы должны рассматриваться отдельно от ее исполнения и связанной с этим эффективностью. Реализация моральной нормы требует изучения необходимых для этого условий. В ходе соответствующего анализа, осуществляемого на фоне выработки практических рекомендаций, не следует пренебрегать возможностью приоритетного управления и динамикой внешней и внутренней мотивации. В этой связи надо тщательно исследовать сложившиеся ценностные представления и мотивы.

Общие проблемы конкретизации принципа

Для конкретизации принципа социальной и этической полезности необходимы соответствующие нормативные положения. На практике разработка подобных положений в качестве шкалы для оценки действий предприятия столкнется со значительно меньшими трудностями, чем это предполагается в методологических разделах теории этики предпринимательства. Практика предъявляет более низкие требования к их обоснованию, а повседневная жизнь предприятия постоянно нуждается в принятии оценочных решений.

Системная структура приннципов "надлежащего" управления предприятием

Основные этические трудности для предприятия обусловливаются общественным плюрализмом, с одной стороны, и противоречивостью структуры стимулов рыночной конкуренции – с другой. Эти области связаны между собой, что затрудняет разрешение конфликтных ситуаций. В то время как ценностное многообразие не позволяет регулировать с помощью права все коллизии интересов, конкурентные структуры стимулов постоянно требуют изменений правовых рамочных условий, чтобы по возможности исключить некорректную деятельность некоторых участников хозяйственного процесса и лишить привлекательности “игру без правил”.

Ценностное многообразие и правовые рамки управления заставляют предприятие проявлять собственную инициативу в моральном плане, которая, однако, ни в коем случае не может служить общепризнанной базой для разрешения конфликтов. Следует также учитывать, что набирающая силу в практике предприятий тенденция к составлению моральных кодексов весьма спорна, так как любая нормативная материализация чревата односторонностью, отвлеченностью, носит слишком поверхностный характер и часто не соответствует сложившейся ситуации.

Конкретизация принципа социальной и этической полезности реализуется в обстановке особой напряженности. С одной стороны, чтобы быть действенными, принципы должны обладать достаточной степенью конкретности, которая зависит от таких факторов, как казуистика, размытость внутрифирменного регулирования, конфликты ценностей, упрощения, искажения действительности и т.п. С другой стороны, слишком общие принципы могут оказаться необязательными и малоэффективными.

Для отыскания адекватного уровня конкретизации, безусловно, необходимо знание ситуативной обстановки на предприятии, тем более что теоретическая база здесь крайне недостаточна. Кроме того, для обеспечения действенности внутрифирменных норм исключительно важен коммуникационный процесс в рамках предприятия. Здесь задача теории ограничивается тем, чтобы внести ясность в область возможных факторов влияния и допустимых последствий определенных норм, а также подготовить предприятие к крайне осторожному подходу к решению нормативных вопросов.

Практический метод

Для практического выявления ценностных ориентиров и выделения социально-этических норм используется метод "встречного потока", который хорошо известен специалистам по внутрифирменному планированию. Этот метод позволяет не только учесть ценностные и целевые представления отдельных подразделений (а в идеальном случае всего персонала предприятия), но и одновременно согласовать их с общефирменными целями высшего уровня.

При таком подходе, с одной стороны, может быть достигнуто участие в процессе рядового персонала, на сознательность которого и нацелены внутрифирменные этические мероприятия, требующие высокой моральной ответственности за любые действия. С другой стороны, в иерархически организованных хозяйственных подразделениях предпринимаются шаги по достижению известной степени унификации ценностной и поведенческой ориентации, а также единой формы волеизъявления в масштабе всего предприятия.

Метод "встречного потока" выступает в качестве альтернативы авторитарному диктату ценностей сверху вниз, который игнорирует и делает маловероятным проявление самостоятельной моральной инициативы на нижних иерархических уровнях организации. Одновременно не возникает иллюзий относительно свободной от авторитаризма агрегации ценностей в направлении снизу вверх, которая в условиях плюрализма мнений не позволяет вырабатывать четких оценочных критериев управления и в конечном счете делает невозможным принятие эффективных внутрифирменных решений.

Применение указанного метода требует механизмов, обеспечивающих одновременно открытость и закрытость внутрифирменных процессов: с одной стороны, предприятие должно быть открытым при проведении дискуссий и аналитической работы, с другой – нуждается в мерах, гарантирующих закрытость принимаемых решений, чтобы на базе хорошо обоснованных ценностей достичь единой ориентации действий и интеграции.

Основная задача предприятия в области конкретизации принципа социальной и этической полезности заключается не в формировании новых моральных ценностей и суждений, а в выполнении моральных требований легитимных групп интересов. Нормативно обоснованные моральные представления должны затем подвергаться проверке на их действенность. Если исполнить моральные нормы в сложившихся условиях невозможно, то необходимо их изменить, что позволит реализовать нормативно обоснованные поведенческие рекомендации.

Предложения по конкретизации

Для конкретизации принципа социальной и этической полезности предлагаются три принципа – дополняемости, ценностной ориентации и человеческого достоинства, которые следует рассматривать в качестве регулирующего начала в организации внутрифирменной практики в данной области.

1. Принцип дополняемости. Он касается процедурных аспектов при проведении связанных с необходимыми изменениями мероприятий, которые должны начинаться на самых низких иерархических уровнях. Принцип базируется на широко известном различии между макроуровнем (экономика в целом), мезоуровнем (предприятие) и микроуровнем (индивидуум).

Эти уровни не являются изолированными и непрозрачными, они взаимно зависят и влияют друг на друга. Поэтому внутрифирменная этика не может рассматриваться в отрыве от общественных рамочных условий и индивидуальных участников хозяйственного процесса.

При наличии правовых границ предприятию необходимы самостоятельные децентрализованные координационные действия, которые, с одной стороны, при известных условиях делают возможным эффективное управление, но, с другой – не могут удовлетворить общие потребности современной крупной компании в регулировании. После исчерпания собственных регулирующих возможностей одного уровня решение проблемы перемещается на другую, более высокую инстанцию.

Выделение трех уровней представляет собой грубую, но целесообразную с позиции предприятия структуру, которая, однако, не должна исключать вероятности ее дальнейшей дифференциации. Стоящий над предприятием макроуровень, который включается в действие в случае нарушения порядка вещей на мезоуровне, можно структурировать в соответствии с общественной системной иерархией. Ниже уровня общественного регулирования целесообразно задействовать координационный потенциал данной профессиональной группы, отрасли, ассоциации и т.п. Этот потенциал в последнее время привлекает особое внимание, так как может использоваться в качестве дополнения к существующему правовому регулированию.

Принцип дополняемости интерпретируется в качестве руководящей идеи, от которой при достаточных основаниях можно и отказаться, если по-иному могут быть достигнуты более быстрые, глубокие и качественные перемены. Это не означает игнорирования способности принимать проблемные решения заинтересованными сторонами (иерархическими уровнями), а лишь подчеркивает компетенцию руководства предприятия, действующего в условиях жесткого временного ограничения.

2. Принцип ценностной ориентации. Этот принцип заостряет внимание на важности для поведения предприятия социальных и моральных ценностей, которые необходимо выявлять, применять и изменять. Предприятия должны осознавать, что их деятельность вносит определенный вклад в создание общественно необходимых ценностей, а также развивать в себе особую чувствительность по отношению к ним.

Хотя потребность в научно обоснованных материализованных нормах и ценностях для фирменной практики по-прежнему остается актуальной, удовлетворить ее в условиях современных крупных компаний, отличающихся высокой степенью информированности и дифференциации, просто невозможно. Господствующие сегодня этические концепции ограничиваются в основном разработками процедурного регулирования в ходе обоснования этических норм.

В качестве альтернативы предлагается прагматический подход, согласно которому предприятие может отказаться от обоснования этических норм в строгом понимании этой процедуры и определять адекватность исполняемой нормы в соответствии с ее практической пригодностью. Вопрос нормативного обоснования в практической деятельности может, таким образом, отпасть, пока оно на основе консенсуса заинтересованных сторон не будет тематически детализировано. До тех пор оценочные аргументы можно считать гипотетически обоснованными, а выбор нормы производить в соответствии с практической целесообразностью.

Для оценки конкретных ситуаций важны аспекты как интеграции, так и дифференциации. Действия предприятия следует оценивать на базе трехчленной структуры принципов "надлежащего" управления предприятием, учитывающей одновременно соображения правовой допустимости, экономической целесообразности и социальной и этической полезности. Интеграция требований к поведению предприятия в увязке с тремя принципами учитывает практическую невозможность разделения индивидуальной и социальной деятельности. Конкретные действия не могут быть только юридически допустимыми или экономически целесообразными, но и должны предусматривать моральные последствия.

Интеграционный подход отражается также в идее единообразия специальных принципов в рамках дальнейшей конкретизации принципов "надлежащего" управления предприятием. Целью здесь являются не изолированные принципы правовой допустимости, экономической целесообразности и социальной и этической полезности, а интегративный основной поведенческий принцип для руководства предприятия, который одновременно учитывал бы отдельные требования к этому поведению.

В этом плане речь не идет, например, о формулировании особого принципа социальной и этической полезности, который предписывает учреждение комиссии по этике как структурной единицы. Напротив, на предприятии, соблюдающем социальные и этические нормы, создаются оргструктуры, которые должны оцениваться в качестве целесообразных не только с экономической позиции, но и исходя из социально-этических соображений.

3. Принципы человеческого достоинства и устойчивого развития. В числе основополагающих этических принципов наиболее часто называют человеческое достоинство. Этот принцип играет доминирующую роль и в политической области. Предприятия как общественные структуры также обязаны соблюдать его. Это касается не только внутренней жизни организации, но и ее общественного предназначения, поскольку предприятие не является "вещью в себе", а должно служить человеку.

Принцип устойчивого развития согласуется с запретом хозяйственной деятельности, не совместимой с длительным существованием естественного образа жизни. Устойчивое хозяйствование не только нацелено на сохранение жизненных условий для современных людей, но и должно гарантировать экологические условия, обеспечивающие равные возможности развития для всех будущих поколений. Внешние воздействия, связанные с хозяйственной деятельностью и непосредственно влияющие на окружающую среду, следует рассматривать в качестве ведущего мотива в обосновании необходимости предпринимательской этики, тем более что экологические проблемы уже давно находятся в центре внимания общественности.

***

Предложенные принципы представляют собой общие указания по конкретизации системы "надлежащего" управления предприятием. На практике они должны подвергаться дальнейшей детализации. Предприятия, перешедшие на систему управления, ориентированную на социальную и этическую полезность, обязаны оценивать свои решения и действия в соответствии с вытекающими отсюда последствиями.

Для этого обычно не требуются особые мероприятия или новый инструментарий. Выбор действия опирается на уже известную логику рациональности. Иначе говоря, предприятие должно выбирать те варианты мероприятий, которые обеспечивают наибольший вклад в достижение намеченных целей (и не только экономических).

Материальное воплощение и оценку внутрифирменной целевой системы также нельзя осуществлять в отрыве от конкретной ситуации. Эти процессы не могут быть навязаны предприятию по чисто теоретическим соображениям, а должны протекать в соответствии со сложившейся обстановкой. При этом не следует отказываться от традиционных методов и действий, а предложенные принципы надо рассматривать в качестве общей направляющей идеи.


Статья публикуется с любезного разрешения швейцарского издательства "Пауль Хаупт".

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz