Номер 1/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Анализ товарных потоков как инструмент региональной промышленной политики

РИНАТ УРАЗАЕВ
заместитель министра торговли и экономического сотрудничества
Республики Татарстан

АЛИНА ЛИКЁРОВА
ведущий специалист информационно-аналитического управления
(Россия)


• Регулирование потоков основных товаров между крупнейшими предприятиями может служить средством достижения эффективной торговой политики в регионе
• Многоуровневая схема товародвижения позволяет рассматривать
в качестве объекта управления как экономику республики в целом,
так и отдельные предприятия

Активное участие государства в регулировании экономических процессов в условиях отказа от непосредственного управления предприятиями осложняется отсутствием должного системного анализа экономики и факторов, влияющих на протекающие в ней процессы, в том числе товародвижения.

Министерство торговли и экономического сотрудничества Татарстана непосредственно отвечает за сферу внешней и внутренней торговли республики. Чтобы выполнить возлагаемые на министерство задачи, в частности сбалансировать рынки товаров и услуг, принята целевая республиканская программа “Система отношений на товарных рынках”. Программа предусматривает комплекс работ, для выполнения которых создается информационно-аналитическая система регулирования региональных товарных потоков. Ее подготовка одобрена Министерством экономического развития и торговли РФ в ходе второй научно-практической конференции “Информационное обеспечение рынков товаров и услуг” и рекомендована к внедрению в управленческую практику других регионов России. В рамках межрегионального сотрудничества работы ведутся с участием аппарата полномочного представителя президента России в Поволжском округе, а также ассоциации “Большая Волга”.

Концептуальной основой предусмотренных мероприятий служит гармоничная, сбалансированная внутри- и внешнеэкономическая политика, направленная на поиск интенсивных способов развития экономики, в том числе за счет усиления внутриреспубликанской кооперации, развития экспортно-ориентированных производств товаров с высокой степенью переработки, расширения высокотехнологичного импорта, привлечения преимущественно прямых инвестиций в обрабатывающую промышленность.

Методологической основой анализа товарных потоков являются теория межотраслевого баланса, методы экономико-математического моделирования. К этому анализу привлечен ряд ведущих научных учреждений республики и фирм, специализирующихся в области информационных технологий. Организовано взаимодействие с другими республиканскими министерствами и ведомствами, такими, как Министерство экономики и промышленности, Государственный комитет по статистике.

Разрабатываемая система представляет собой автоматизированный комплекс, который обеспечивает графическую, вычислительную и информационную поддержку процедур многоуровневого анализа и регулирования товарных потоков. В соответствии с проектом она включает:

аналитический блок;

электронные базы данных, содержащие статистические параметры предприятий, экономическую и конъюнктурную информацию;

ситуационный центр для аналитиков и лиц, принимающих решения.

• Основу аналитического блока составляет модель, описывающая процессы производства, товародвижения, ценообразования для группы крупнейших предприятий (кластера) по основным видам товаров, конечное потребление, экономику как отдельного предприятия, так и кластера в целом (рис. 1).

Математически модель представляет собой иерархическую динамическую нелинейную систему, включающую семейство моделей разного уровня описания и детализации. Все модели семейства взаимно согласованы и относительно замкнуты, что позволяет пользоваться ими как отдельно, так и совместно.

Электронные базы данных являются, по сути, источниками идентификации модели, формирования входной информации для решения поставленных задач и выходной – с результатами расчетов.

Идентификация модели означает присвоение ее параметрам конкретных значений, т.е. “настройку” на реальные состояния и процессы. Базы входной информации представляют собой массивы показателей, содержащие цены, объемы и структуру товарных потоков.

В качестве главных источников информации используется паспорт предприятия, дополненный специально разработанными министерством формами: “Основные поставщики сырья” и “Основные потребители готовой продукции”.

Взаимодействие Министерства торговли и экономического сотрудничества с Государственным комитетом по статистике и Таможенным управлением Татарстана, Государственным таможенным комитетом РФ дает возможность получить агрегированные показатели, что облегчает построение целостной картины товародвижения в республике.

Рис.1. Модель анализа товарных потоков

Но даже на основании существующих форм статистической отчетности, таких как №5-3, №П-1, №П-3, №П-4, БМ, №2-цены приобретения, баланс предприятий, приложение к балансу форма № 2, и информации предприятий об объемах и ценах на их продукцию можно провести предварительный анализ.

Выходная информация структурно повторяет входную, но содержательно она уже включает результаты расчетов. В сумме входные и выходные массивы данных формируют информационные срезы для работы ситуационного центра.

Рис.2. Изменение основных экономических показателей кластера в зависимости от применяемой стратегии. Рис.3. Сравнение рентабельности и цен товарных потоков кластера

Ситуационный центр – это средство многоуровневого визуального представления текущей, прогнозной и плановой информации об объекте управления в эргономичной, удобной для восприятия форме.

В центре в ходе любого совещания посредством визуализации результатов расчетов по модели и наличия “панелей управления” ее параметрами лицо, принимающее решение, может быстро и наглядно “проиграть” различные ситуации и принять меры к регулированию товарных потоков, а также просчитать его последствия. Тем самым за время совещания разрабатывается и обосновывается лучший вариант решения конкретной проблемы.

Схема многоуровневого анализа и регулирования товарных потоков позволяет сделать объектом рассмотрения как экономику республики в целом, так и отдельный территориально-производственный комплекс или предприятие.

В целом в ситуационном центре предполагаются прогнозирование, ситуационное моделирование, сравнительный и факторный анализ, анализ по принципу “а что, если …”, оптимизация основных экономических показателей кластера, предприятий кластера, схемы товарных потоков.

В настоящее время проект находится на стадии программной реализации полнофункциональной версии системы: подбор программных продуктов, заключение договоров с фирмами, специализирующимися в области информационных технологий, формирование баз информационного обеспечения. Пилотная версия апробирована для выявления и обоснования последствий принятия ряда конкретных нормативных документов республиканского правительства.

В качестве примера практического применения информационно-аналитической системы можно рассмотреть решение вопроса об ориентирах государственной региональной политики, в том числе на товарных рынках. Как варианты предлагаются две стратегии, направленные на увеличение соответственно добавленной стоимости или налоговых поступлений в бюджет. Оценивается эффект введения той или иной стратегии на показателях кластера, предприятий и их товарных потоков.

С этой целью выделяется кластер нефтедобывающих и нефтехимических предприятий республики, оказывающий наибольшее влияние на экономику региона. Для выявления линий поведения предприятий по всем их товарным потокам выставляются 30%-ные коридоры цен.

Расчеты показывают, что стратегия, направленная на рост добавленной стоимости, является более сбалансированной и обоюдовыгодной как для предприятий, так и для кластера в целом по сравнению со стратегией роста налоговых платежей, хотя она и дает большие поступления налогов в бюджет (рис. 2).

Если обратиться непосредственно к товарным потокам, то увидим, что первая стратегия способствует в целом снижению цен товаров в кластере, вторая – их повышению. Стратегия на увеличение добавленной стоимости нацелена на рост доходов предприятий (составляющей добавленной стоимости), что может быть достигнуто за счет снижения материальных затрат предприятий (при введенном коридоре цен за счет снижения цен на ресурсы). Рост же налоговых поступлений может быть обеспечен увеличением одной из основных налоговых баз – выручки от реализации. Повышающиеся цены поставщиков на реализуемую продукцию приводят к росту материальных затрат потребителей и в свою очередь их отпускных цен и т.д. (рис. 3).

Полагаем, что описанная информационно-аналитическая система анализа товарных потоков, разработанная в Республике Татарстан привлечет внимание других региональных структур Российской Федерации. Она реализуется как инструмент анализа, формирования и согласования вариантов макроэкономической политики на товарных рынках региона, поиска резервов его динамичного развития.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz