Корпоративное управление
Перспективы развития
транснациональных финансово-промышленных групп
СНГВАЛЕРИЙ МЕЛЬНИКОВ главный эксперт Центрального банка России
• Центральное место в системе
взаимодействия промышленных комплексов СНГ
предстоит занять транснациональным ФПГ • Широкие перспективы имеют промышленные
вертикально интегрированные группы • Современные условия диктуют потребность в
государственном содействии развитию
нормативно-правовой базы для формирования и деятельности транснациональных ФПГ
Содружества
Проблема создания новой системы
функционирования предприятий базовых отраслей
промышленности и их взаимодействия на
экономическом пространстве Содружества вышла на
первый план. Представляется, что одно из
центральных мест в такой системе должны занять
транснациональные финансово-промышленные
группы (ТФПГ), функционирующие в
производственной, инвестиционной, коммерческой
и финансово-кредитной областях. ТФПГ – одна из перспективных форм
экономических структур, придавших мощнейший
импульс интеграционным процессам в Западной
Европе, что в конечном счете привело к
образованию Европейского союза. Наибольшее распространение и влияние на
экономику национальные и транснациональные
финансово-промышленные группы получили в
индустриально развитых странах – США, Японии,
Южной Корее, Германии и др. В США основу промышленности составляют
примерно 100 многоотраслевых корпораций,
являющихся, по сути, высокоинтегрированными
финансово-промышленными группами. На их долю
приходится от 55 до 60% ВНП США, 45% рабочей силы и до
60% инвестиций. В Японии на долю шести крупнейших
сюданов (финансово-промышленных групп), согласно
официальным данным, приходится 14-15% ВНП.
Практически все крупные и средние промышленные
предприятия Южной Кореи входят в чеболи (те же
финансово-промышленные группы), которых
насчитывается несколько десятков. В России формирование этих групп также
получило в последние годы существенное развитие.
Так, по состоянию на сентябрь 1998 г. официальным
статусом наделено 75 групп. В их состав вошло
более 1 150 промышленных предприятий, свыше 160
финансово-кредитных институтов. Годовой оборот
выпускаемой ими продукции превысил 10% ВВП. Из 200
крупнейших российских компаний 130 стали
участниками официально зарегистрированных
финансово-промышленных групп, в частности в
химической и нефтехимической промышленности 6,
черной и цветной металлургии 5,
автомобилестроении 6, общем машиностроении 5,
приборостроении и радиоэлектронике 5, пищевой и
легкой промышленности 6, строительстве 5,
производстве сельхозпродукции 8 и т.д. В мире явно прослеживается тенденция
увеличения в общем количестве
финансово-промышленных групп доли
транснациональных. В современных условиях ТФПГ
характеризуются множеством путей возникновения
и форм существования, классифицируемых по
организационному строению, схеме взаимодействия
входящих в них хозяйствующих субъектов,
характеру их финансовых взаимоотношений и
другим признакам.
Формы существования ТФПГ Содружества
В зависимости от типа организационного
строения ТФПГ могут быть: вертикально интегрированными
– с
предприятиями, функционирующими по принципу
замкнутой технологической цепочки; горизонтально интегрированными,
объединяющими предприятия с полным
технологическим циклом в нескольких отраслях и
охватывающими сопутствующие сферы деятельности; конгломеративными
– различными
технологически не связанными между собой
предприятиями при финансовом контроле со
стороны управляющей или головной компании. В зависимости от центра формирования и вида
доминирующей компании выделяются ТФПГ
банковские, промышленные, торговые, созданные на
основе существующих транснациональных
корпораций и др. Характер финансовых взаимоотношений
предполагает такие формы ТФПГ, как
холдинг
(компания владеет контрольным пакетом акций
участников группы и в силу этого определяет
стратегию деятельности),
траст
(отдел
соответствующей финансовой структуры, часто
банка, распоряжается как доверительное лицо
акциями входящих в группу хозяйствующих
субъектов и выступает в качестве координатора
деятельности). Возможно
перекрестное владение
акциями, при котором участники обладают в
сумме контрольным пакетом одного из них.
Руководящим органом в данном случае выступает
совещание руководителей предприятий-участников,
одновременно являющееся и совещанием ведущих
акционеров. На мой взгляд, наибольшие перспективы в СНГ
имеют вертикально интегрированные ТФПГ,
организованные по принципу холдинга или
перекрестного владения акциями. Такие группы в
наибольшей степени учитывают специфику
организации высокоинтегрированных промышленных
комплексов стран СНГ и относительную
неразвитость финансовых и торговых структур. В дальнейшем в целях повышения устойчивости и
расширения сфер деятельности, ТФПГ Содружества
могут преобразовываться в горизонтально
интегрированные группы, способные взять под
контроль высокотехнологичные секторы
промышленности смежных отраслей и обеспечить
сопутствующие услуги – маркетинг, рекламу,
сбыт, сервисное обслуживание, поддержку и т.д. При
этом повышение роли банковских, торговых и иных
структур в ТФПГ будут определяться общим ходом
экономических реформ и развитием
соответствующих сфер на территории СНГ. В числе основных задач, которые ТФПГ призваны
решить на экономическом пространстве
Содружества, следует отметить совместные
производства, финансирование крупных
инвестиционных проектов и НИОКР, техническое
содействие, взаимные лицензирование и
кредитование, общий маркетинг продукции и услуг
и др. Необходимо подчеркнуть, что развитие ТФПГ
отвечает как интересам промышленных, финансовых
и иных хозяйственных структур стран СНГ, так и
интересам отдельных государств и Содружества в
целом. Исходя из мирового опыта и с учетом специфики
экономического пространства СНГ формирование и
функционирование ТФПГ в рамках Содружества
должны обеспечить следующие преимущества: для промышленных структур
– повышение эффективности и
конкурентоспособности производства в силу
интеграции в единую структуру снабженческих,
производственных, научно-исследовательских и
сбытовых предприятий с соответствующей
экономией на издержках, присущих рыночным
трансакциям; уменьшение затрат и увеличение прибыльности за
счет расширения производства и сбыта,
использования преимуществ международного
разделения труда, получения благоприятных
условий доступа к сырью, имеющемуся в различных
государствах СНГ; снижение рисков за счет уменьшения доли
инвестиций каждого из участников; ускорение движения оборотных средств и их
экономия за счет системы взаимозачетов платежей
внутри ТФПГ; возможность выхода на емкие рынки стран СНГ; получение инвестиций от “собственных”
финансовых структур; повышение конкурентоспособности продукции за
счет совместного проведения целевых НИОКР,
внедрения новых технологий, общего маркетинга
продукции и услуг и т.д.; для финансовых структур
– повышение надежности капиталовложений путем
интеграции банковского, промышленного и
торгового капиталов различных государств СНГ; рационализация состава интегрального капитала
и мобильное перераспределение ресурсов; совершенствование расчетов и уменьшение
взаимозадолженности между участниками ТФПГ; расширение кредитно-инвестиционных
возможностей; для государств – участников СНГ –
усиление регулируемости национальных экономик
через ТФПГ, представляющие среднее звено
управления и отвечающие за деятельность крупных
промышленных комплексов стран СНГ; ослабление неплатежей на экономическом
пространстве СНГ ввиду облегчения
взаиморасчетов предприятий – участников ТФПГ; стимулирование инвестиционного процесса; остановка спада производства и постепенный
переход к росту; для Содружества в целом –
восстановление на новой основе оправдавших
себя традиционных взаимосвязей хозяйствующих
субъектов; возможность целенаправленного проведения
совместной инвестиционной политики и ее
координации; ускорение процессов экономической интеграции
в рамках СНГ; придание в конечном итоге импульса процессам
политического сближения стран СНГ ввиду
высокого взаимопроникновения национальных
экономик и формируемой на этой основе общности
интересов. Особую актуальность объединение усилий
российских хозяйствующих субъектов и субъектов
других государств – участников СНГ в рамках ТФПГ
приобретает в связи с консолидацией крупных
зарубежных компаний в экономической экспансии
на традиционные рынки стран Содружества.
Национальным производителям приходится
конкурировать с мощными интегрированными
структурами, корпорациями, концернами,
консорциумами. Растут объем и удельный вес продаж крупных
западных транснациональных корпораций на рынках
государств Содружества, а страны СНГ в
результате быстро теряют традиционные рынки
сбыта продукции национального происхождения.
Особенно эта тенденция заметна в областях,
относящихся к высокотехнологичным и наукоемким
производствам (авиационной, радиотехнической,
электронной и химической промышленности). Так, за
последние годы американскими авиационными
компаниями “Боинг” и “Макдональд Дуглас”
продано в страны СНГ более 40 широкофюзеляжных
машин, в то время как концерн Туполева сумел
реализовать только 8. Аналогичная ситуация во многих других отраслях
промышленности – электротехнической,
полиграфической, машиностроительной,
автомобильной. Простаивают созданные в
государствах СНГ производственные мощности, не
находит сбыта выпущенная продукция. Все это говорит об экстренной необходимости
консолидировать ресурсы государств Содружества
и совместными усилиями с использованием такой
перспективной формы взаимодействия, как ТФПГ,
защитить свои национальные рынки, общий товарный
рынок СНГ и создать условия для выхода базовых
отраслей промышленности из кризисного
состояния.
Нормативно-правовая база деятельности ТФПГ СНГ
В настоящее время на национальных и
межгосударственном уровнях уже предприняты
шаги, направленные на обеспечение благоприятных
условий формирования и деятельности ТФПГ.
Постепенно создается необходимая
нормативно-правовая база. В рамках национальных
законодательств наиболее полно она разработана
в Российской Федерации, где в числе ключевых
законодательных актов следует отметить закон “О
финансово-промышленных группах” № 190-ФЗ от 30.11.95,
Указ Президента РФ “О мерах по стимулированию
создания и деятельности ФПГ” № 443 от 01.04.96,
постановления Правительства РФ “О порядке
ведения государственного реестра ФПГ в РФ” № 621
от 22.05.96, “О порядке ведения сводных
(консолидированных) учета, отчетности и баланса
ФПГ” № 24 от 09.01.97, а также ряд документов,
регулирующих деятельность конкретных ФПГ. Представляется, что российские наработки с
успехом могут быть использованы при подготовке
аналогичных актов другими государствами
Содружества. Такие процессы уже идут. В
Белоруссии, Украине, Киргизии, Узбекистане стали
появляться документы, в значительной мере
ориентированные на российский опыт. Ряд
документов принят на межгосударственном уровне. На 7-м пленарном заседании Межпарламентской
ассамблеи государств – участников СНГ 17 февраля
1996 г. принят унифицированный с российским
законом рекомендательный акт “О
финансово-промышленных группах”. Подписано 15 апреля 1994 г. многостороннее
Соглашение о содействии в создании и развитии
производственных, коммерческих,
кредитно-финансовых, страховых и смешанных
транснациональных объединений. По сути, положено
начало формированию международно-правовой базы
учреждения и функционирования таких структур в
рамках СНГ. После его заключения заметно
оживилась практическая работа заинтересованных
хозяйствующих субъектов стран в этом
направлении. В развитие достигнутого 6 марта 1998 г.
государства СНГ заключили Конвенцию о
транснациональных корпорациях. Ранее, 9 октября
1997 г. подписано многостороннее Соглашение о
регулировании социально-трудовых отношений в
транснациональных корпорациях, действующих на
территории государств – участников СНГ, в
котором закреплены основы взаимоотношений
работников и работодателей. Реализация упомянутых документов
осуществляется путем заключения
межправительственных двусторонних соглашений и
оформления на их базе договоров между
непосредственными участниками ТФПГ. При этом
уточняется ряд положений применительно к
особенностям национальных законодательств и с
учетом форм создаваемых ТФПГ. Так, в 1994-1995 гг.
заключен ряд двусторонних соглашений об
основных принципах создания
финансово-промышленных групп с Казахстаном,
Белоруссией, Узбекистаном, Украиной и
Таджикистаном. Если речь идет о конкретных ТФПГ учитываются
интересы государств-участников, различных
хозяйствующих субъектов, а также специфика
объектов сотрудничества. В 1998-1999 гг. наибольшее
количество соглашений о создании конкретных
ТФПГ заключено между Российской Федерацией и
Республикой Беларусь. В целях дальнейшего развития
нормативно-правовой базы функционирования ТФПГ
в рамках Содружества представляется необходимым
принять на межгосударственном уровне ряд
документов, уточняющих отдельные аспекты
деятельности таких групп, в частности о
принципах страхования коммерческих рисков,
взимания косвенных налогов при экспорте и
импорте товаров, заключения международных
залоговых сделок, о межгосударственном лизинге и
др. Кроме того, необходимо устранить
несоответствия между национальными
законодательствами государств Содружества в
вопросах создания и функционирования
финансово-промышленных групп, выражающиеся в
следующем: отсутствуют единые формулировки основных
понятий, связанных с формированием и
деятельностью групп; нет единого механизма и условий вхождения
участника-нерезидента в состав ТФПГ с
центральной компанией, зарегистрированной в
данной стране; различия в формах и системе ведения
бухгалтерского учета не позволяют на практике
вести консолидированный баланс ТФПГ и т.д.
Меры государственного содействия и пути создания ТФПГ Содружества
Практически все промышленно развитые мировые
державы проводили активную политику поддержки
финансово-промышленного кооперирования. Анализ
проблем, возникающих при формировании и
деятельности ТФПГ Содружества, позволяет
предложить следующие меры государственного
содействия в этой области: передать в доверительное управление
центральной компании ТФПГ закрепленные за
государством пакеты акций участников группы; предоставить инвестиционные кредиты и иные
финансовые средства для реализации проектов
ТФПГ; обеспечить государственные гарантии для
привлечения в ТФПГ инвестиционных ресурсов; предусмотреть для банков – участников ТФПГ,
осуществляющих инвестиционную деятельность,
налоговые льготы, дать им право снижать нормы
обязательного резервирования и изменять другие
обязательные нормативы; предоставить участникам ТФПГ возможность
ускоренной амортизации оборудования с
направлением накопленных средств на
деятельность ТФПГ; создать условия для внедрения системы
консолидированного учета в ТФПГ Содружества,
включая подготовку на межгосударственном уровне
рекомендательных законодательных актов по
методологии ведения консолидированного учета,
отчетности и баланса; зачесть убытки, понесенные участниками при
определении налогооблагаемой прибыли
центральной компании; обеспечить нормативно-правовую базу для
формирования при центральных компаниях ТФПГ
целевых фондов, предназначенных для реализации
приоритетных программ и проектов Содружества; предусмотреть учреждение в ТФПГ фондов
медицинского и социального страхования и
занятости с обязательными отчислениями,
производимыми предприятиями-участниками; предоставить центральной компании при
приобретении на инвестиционных конкурсах акций
участника ТФПГ возможность зачета задолженности
в объем предусмотренных условиями конкурса
инвестиций; установить упрощенный порядок открытия счетов
и предоставления кредитов банками – участниками
ТФПГ предприятиям-нерезидентам; подготовить на межгосударственном уровне
рекомендательные законодательные акты об
инвестиционных, страховых, лизинговых,
трастовых, факторинговых и других фирмах. Многие из перечисленных мер государственной
поддержки продекларированы на различных
уровнях, но на практике, к сожалению, не
применяются. В практической работе можно идти двумя путями в
зависимости от специфики ТФПГ, состава
участников и необходимых мер содействия: во-первых, подготовка
межправительственного соглашения по вопросам
создания и деятельности конкретной ТФПГ, в
котором урегулированы законодательные,
организационные и иные препятствия,
оговариваются предоставляемые льготы и иные
согласованные меры содействия на
государственном и межгосударственном уровнях.
Такие ТФПГ можно назвать межгосударственными ; во-вторых, подготовка и подписание
учредительных документов, минуя стадию
заключения межправительственного соглашения. В
этом случае либо используются типовые,
предусмотренные национальным законодательством
льготы и меры государственного содействия, либо
на национальных уровнях выпускаются
дополнительные нормативно-правовые акты. В нынешних условиях ввиду нестыковки
национальных законодательств, пробелов в
межгосударственной нормативно-правовой базе и
иных аспектов, требующих согласования, наиболее
реальным и перспективным представляется
первый
путь. |