Менеджмент и маркетинг
Как преодолеть противодействие
запланированным организационным изменениямЙОАХИМ ХЕНТЦЕ доктор политологии, профессор, член Научного
редакционного совета журнала "Проблемы теории и практики
управления"
АНДРЕАС КАММЕЛЬ доктор политологии Технический университет г.Брауншвейг (Германия)
• При проведении организационных изменений
необходимо учитывать реакцию персонала • Предпочтительный подход - привлечение
сотрудников к участию в проекте и их
стимулирование • Для оценки выполнения программы изменений
важное значение имеет убежденность в
правильности основополагающих предпосылок
Глобальная конкуренция и, как следствие,
необходимость скорейшего улучшения
использования таких ключевых факторов успеха,
как издержки, качество продукции,
инновационность и сроки выполнения заказов,
требуют от предприятий повышения
организационной гибкости и адаптационной
способности. Организационные изменения на
крупных предприятиях, для которых часто
характерны жесткость, бюрократизм и высокая
сложность, обеспечивают решение главной
задачи - выживание на рынке.
Управление изменениями
Любая организация находится в процессе
непрерывных изменений, так как в противном
случае ее способность к выживанию в динамичной
обстановке ставится под угрозу. Изменения в
организациях в одних случаях происходят
целенаправленно на базе систематически
разрабатываемых концепций запланированных
усовершенствований, в других - носят скорее
неформальный и адаптивный характер, когда
организация (или ее части) оперативно
приспосабливается к внешней среде путем
модификации своего поведения (как реакция на
текущие события). Высшее звено управления инициирует решения по
внедрению новшеств, назначает отдельных лиц или
группы работников, ответственных за
определенные аспекты изменений. Желательно,
чтобы процессами изменения руководили
новые
люди. Это целесообразно не только в связи с
возможным недостатком квалификации или
отсутствием готовности к активной поддержке
проекта со стороны имеющихся руководящих кадров,
но и из-за опасения, что изменения в противном
случае не обретут нужного направления и
необходимой динамики. Планирование организационных изменений
охватывает аналитическую и прогностическую
деятельность, разработку возможных мер и выбор
соответствующей стратегии. При этом во внимание
должны приниматься различные уровни
вмешательства в старую структуру (индивидуум,
группа, подразделение, организация в целом), а
также многочисленные организационные параметры,
в частности следующие: •
структура и процессы
(в последнее время
все чаще в направлении "сглаживания"
иерархии и строгой ориентации на процесс
создания благ в "горизонтальных
организациях"); •
производственная и информационная
технология
(например, внедрение
минимизированного по ресурсам производства); •
организационная культура
как модель
основополагающих ценностей и принципов,
разделяемых членами организации (коренное
изменение их оказывается чрезвычайно трудным); •
кадровые ресурсы, например путем отбора,
развития персонала, систем стимулирования и
мотивационного (с "трансформацией"
поведения и взглядов) управления персоналом. Принципиально важно различать частичные и
радикальные изменения. Первые базируются на
существующих системах ценностей, структурах и
процессах. В ходе частичных преобразований
доминирует практическая пригодность проекта, а
не безусловное достижение идеального
(концептуального) состояния. Радикальные изменения бывают остро
необходимыми в связи с бурным развитием
окружающей рыночной обстановки после
продолжительной фазы стабильности и длительного
игнорирования необходимых адаптационных шагов.
Столь "революционный" процесс изменений для
достижения преимуществ по отношению к
конкурентам может быть желательным
стратегически, но встретить решительное
сопротивление со стороны персонала.
Противодействие запланированным изменениям
Бесконфликтное внедрение изменений в условиях
сотрудничества всего коллектива является скорее
исключением, чем правилом. Слишком по-разному
оцениваются изменения со стороны высшего
руководства предприятия (для него это новые
шансы) и со стороны его сотрудников (для них
перемены чреваты опасностью). Сопротивление
переменам может иметь разную силу и
интенсивность. Оно проявляется как в форме
пассивного, более или менее скрытого неприятия
перемен, выражающегося в виде абсентеизма,
снижения производительности или желания перейти
на другую работу, так и в форме активного,
открытого выступления против перестройки
(например, в виде забастовки, явного уклонения от
внедрения новшеств). Причина сопротивления может
крыться в личных и структурных барьерах. К
личным барьерам
относятся, например: • страх перед неизвестным, когда предпочтение
отдается привычному; • потребность в гарантиях, особенно когда под
угрозой оказывается собственное рабочее место; • отрицание необходимости перемен и опасение
явных потерь (например, сохранение той же
заработной платы при увеличении затрат труда); • угроза сложившимся на старом рабочем месте
социальным отношениям; • невовлеченность в преобразования
затрагиваемых переменами лиц; • недостаток ресурсов и времени из-за
оперативной работы, что тормозит перемены,
которые не могут быть реализованы "между
делом". В качестве
барьеров на уровне организации
выступают: • инертность сложных организационных
структур, трудность переориентации мышления
из-за сложившихся социальных норм; • взаимозависимость подсистем, ведущая к тому,
что одно "несинхронизированное" изменение
тормозит реализацию всего проекта; • сопротивление передаче привилегий
определенным группам и возможным изменениям в
сложившемся "балансе власти"; • прошлый отрицательный опыт, связанный с
проектами изменений; • сопротивление трансформационным процессам,
навязанным консультантами извне. Этот перечень показывает, что уже на стадии
концептуальных разработок в плановом порядке
может быть учтена реакция персонала на
изменения. Вместе с тем подходы к реорганизации с
расчетом на участие коллектива, несмотря на
предпочтительность, чреваты слишком большими
потерями времени до того, как принимаемые меры
дадут результат. Потому в случае необходимости
быстрых и радикальных изменений должны
предусматриваться и жесткие меры.
Стратегия изменений
В таблице приведен перечень возможных подходов
к преодолению противодействия персонала
запланированным изменениям. Стратегия с
ориентацией на принуждение может лишь в
исключительных случаях привести к устойчивому
успеху. На базе формально легитимной власти
руководителя изменения внедряются в порядке
приказа, сопровождаемого поощрениями или
угрозами санкций. Желаемое поведение
определяется страхом перед наказанием, а не
убежденностью подчиненного. Таким образом не
могут быть достигнуты изменения, гарантирующие
организации стабильный и длительный успех,
возможны лишь кратковременные достижения в
кризисные периоды, когда, например, возникает
угроза сокращения значительного числа рабочих
мест. Больший успех сулит так называемый
биографический подход, который базируется на
истории реформируемых организаций. В этом случае
исходят из факторов, определяющих
индивидуальные ценностные представления,
групповые нормы и общие цели. Затрагиваемые
переменами лица сами должны быть заинтересованы
в том, чтобы изменить свою нормативную
ориентацию по отношению к старым моделям и
выработать новую систему обязанностей. Для этого
создаются программы организационно-культурных
перемен, в которых находят место и рациональные
элементы, такие, как знания, планирование,
информация, институционализация. Содержание
этих элементов американский специалист
Дж.Коттер определяет следующим образом1: •
аргументация необходимости срочных
изменений - оценка условий рынка и
конкуренции, идентификация и анализ кризисных
явлений, потенциальных кризисов и возможных
шансов для предприятия; •
создание коалиции - определение
команды влиятельных руководителей, которые
могут успешно возглавить процесс перемен; •
разработка перспективы, которая при
организационных изменениях выполняет
руководящую и направляющую функции и
реализуется с помощью соответствующей
стратегии; •
содействие реализации перспективы -
разъяснение содержания перспективы и стратегии
путем проведения всеохватывающей
информационной и коммуникационной политики; •
делегирование полномочий по достижению
перспективы нижестоящим звеньям -
ликвидация барьеров, мешающих переменам,
изменение устаревших структур и систем,
стимулирование незаурядных идей, создание
благоприятных условий для экспериментов,
творчества и инноваций; •
планирование и достижение успеха в
краткосрочном плане - быстрый успех, в
достижении которого по возможности участвует
весь персонал, служит базой для долгосрочной
мотивации; •
консолидация первых достижений и принятие
новых проектов изменений - растущее
одобрение перемен коллективом последовательно
используется для закрепления адекватных
методов, структур и т.п. и концентрации усилий на
внедрении новых процессов; •
институционализация нового образа
действия - увязка отношений между новыми
моделями поведения и организационным успехом,
создание систем оплаты труда и стимулирования,
способствующих утверждению новых моделей
поведения. Американские исследователи Р.Кантер, Б.Стайн и
Т.Джик предлагают другой вариант программы
организационных изменений2, который
включает следующие элементы: •
обеспечение поддержки предлагаемых
изменений - вовлечение ключевых и
заинтересованных групп, а также отдельных лиц в
поиск оптимальных решений. В процесс включаются
высшие руководящие звенья, неформальные лидеры,
эксперты (со специальными знаниями в области
информационного обеспечения), представители
профсоюзов, кредиторы, наблюдательные советы и
т.д.; •
определение общей перспективы -
отображение желательного направления изменений
без подробного анализа деталей. Перспектива
здесь служит ориентиром для постановки
конкретных целей, разработки стратегии и выбора
мероприятий и должна носить мотивационный
характер, т.е. убедительно показывать
необходимость изменений и стимулировать
позитивные ожидания коллектива; •
установление областей индивидуальной
ответственности в процессе изменений -
закрепление за каждым членом организации его
роли и задач, вытекающих из процесса
преобразования, для избежания неопределенности
и конфликтов; •
обеспечение информацией и обучение
персонала - своевременное ознакомление по
тщательно разработанной программе членов
организации с новыми обязанностями, процедурами,
техникой и моделями поведения; •
постоянная проверка ключевых параметров
организации - успешно функционирующие
предприятия стремятся к достижению максимальной
согласованности стратегии, распределения
ресурсов, организационной структуры,
оперативной деятельности, систем менеджмента,
методов управления персоналом, условий труда и
организационной культуры. Все эти параметры
нуждаются в регулярной оценке, так как
необходимо застраховаться от возникновения
любого несоответствия их в результате изменения
отдельных взаимозависимых элементов; Способы преодоления сопротивления
организационным изменениям
Меры
| Предпосылки применения
| Преимущества
| Недостатки
| Обучение и предоставление
информации
| Недостаток информации,
недостоверная информация или ее неправильная
интерпретация
| При убежденности сотрудников в
необходимости мероприятия они активно участвуют
в преобразованиях
| Требует очень много времени, если
надо охватить большое число сотрудников | Привлечение к участию в проекте
| Дефицит информации у инициаторов
проекта относительно программы изменений и
предполагаемого сопротивления им
| Участники заинтересованно
поддерживают изменения и активно предоставляют
релевантную информацию для планирования
| Требует очень много времени, если
участники имеют неправильное представление о
целях изменений
| Стимулирование и поддержка
| Сопротивление в связи со сложностью
индивидуальной адаптации к отдельным изменениям
| Предоставление помощи при
адаптации и учет индивидуальных пожеланий
облегчают достижение целей изменения
| Требует много времени, а также
крупных расходов, что может привести к неудаче
проекта
| Переговоры и соглашения
| Сопротивление групп в руководстве
предприятия, опасающихся потерять свои
привилегии в результате изменений
| Предоставление стимулов в обмен на
поддержку может оказаться относительно простым
способом преодоления сопротивления
| Часто требует больших расходов и
может вызвать претензии у других групп
| Кадровые перестановки и назначения
| Несостоятельность других
"тактик" влияния или недопустимо высокие
затраты по ним
| Сопротивление относительно быстро
ликвидируется, не требуя высоких затрат
| Угроза будущим проектам из-за
недоверия затрагиваемых лиц
| Скрытые и явные меры принуждения
| Острый дефицит времени или
отсутствие соответствующей властной базы у
инициаторов изменений
| Угроза санкций заглушает
сопротивление, делает возможной быструю
реализацию проекта
| Связано с риском, порождает стойкую
озлобленность по отношению к инициаторам,
пассивное сопротивление возможной
переориентации проекта
| Источник: Kotter J.P., Schlesinger C.A. Choosing Strategies for
Cnange//Harvard Business Review, 1979, vol. 57, № 2. - P.111.
•
обеспечение участия в процессе изменений -
сопротивления изменениям можно избежать по
крайней мере частично, если привлечь к участию в
них всех затрагиваемых лиц. Если привлечь всех
членов организации к принятию принципиально
важных решений не удается, можно ограничиться
"локальным" сотрудничеством по конкретным
вопросам в рамках внедрения новшеств. Это тем
более важно, что идеи и рациональные предложения
опытных сотрудников на местах часто приводят к
лучшим результатам, чем общие, стандартные
решения "сверху", не учитывающие в полной
мере детали каждой отдельной ситуации; •
гарантия стимулов - параллельно с
изменениями должны обеспечиваться и стимулы,
которые содействуют внедрению и
институциональному закреплению изменений в
структуре организации. Приведенные примеры программы изменений
базируются на концепции оплаты труда,
учитывающей квалификацию и групповую
организацию трудового процесса. Однако на
практике часто склонны не замечать, что
антагонизм между руководством и рядовыми
сотрудниками относительно целей преобразований
вряд ли способствует успеху, особенно при
выполнении стратегических проектов
организационных изменений. Сотрудники имеют
собственные представления о лояльности фирме,
опираясь на определенные ценности. От того, в
какой мере организация сможет учесть их, зависит
успех перемен.
Оценка организационных изменений
Оценку действенности программ запланированных
организационных изменений можно осуществлять в
различной привязке. Прежде всего необходимо
определить частные цели и на их базе установить
оценочные стандарты. Далее в ходе классического
сопоставления фактических и намеченных
показателей выявляются отклонения от
поставленных целей и попутно вносятся
необходимые коррективы. Чтобы своевременно установить отклонения в
процессе внедрения проекта, рекомендуется
контролировать выполнение плана. При этом
проверяется реализация отдельных составных
частей (фаз, этапов) плана за определенный период,
т.е. достижение намеченных целей организационных
изменений подвергается последовательному
контролю. В ходе его выясняется, каким образом
можно повлиять на выполнение целей и следует ли
поддерживать наметившееся развитие. Подобный контроль позволяет также разделить
последовательно осуществляемые фазы
планирования и внедрения. Оценка возможных
отклонений при реализации отдельных частей
плана во времени позволяет прогнозировать и
реализацию самих намеченных изменений. Центр тяжести дальнейших оценок может
находится в области принципиальных
предпосылок проекта (например, внутрифирменная и
внешняя ситуация, актуальность целей, стратегия,
планы, прогнозы, основные гипотезы и модели
программы изменений, инструментарий внедрения).
Значение постоянной убежденности в правильности
основополагающих предпосылок становится тем
важнее, чем меньше возможность прогнозировать и
влиять на них и чем больше они выступают в
качестве критического фактора проекта. Малейшее
отклонение влечет за собой далеко идущие
последствия. В одном из исследований указываются следующие
предметные области оценок: •
реакция персонала на программу изменений,
позволяющая сделать выводы относительно
"проходимости" проекта; •
прогресс обучения. Так, можно установить,
успешной ли была подготовка персонала
организации, понята ли им необходимость
изменений, проведены ли отдельные
преобразования, касающиеся, в частности, рабочих
мест, и ликвидирован ли недостаток квалификации
персонала; •
изменения в поведении. Это касается,
например, более открытой коммуникации,
сотрудничества, совместного решения проблем,
взаимной поддержки, поведения руководящего
состава; •
улучшение результатов работы организации.
На базе определенных критериев (например,
производительности, качества продукции, объема
продаж, уровня абсентеизма) составляется
информация о достигнутых результатах (их
улучшении) за определенный период по отдельным
работникам или подразделениям предприятия.
Критические замечания
Менеджмент как научная дисциплина далек от
того, чтобы дать готовую теорию изменения
организаций с их разнообразными формами и
параметрами. Предлагаемые модели и концепции
служат в первую очередь для того, чтобы
упорядочить представления о сложных реальных
системах. Эти модели и концепции могут оказать
практическому работнику помощь при
структурировании и формулировании сложных
внутрифирменных проблем. Если практик попытается использовать в
условиях своей проблематики теоретически слабо
обоснованные рекомендации, то ему с большим
трудом удастся уяснить, обеспечат ли вообще (и
если да, то в какой степени) мероприятия по
организационной перестройке действительно
ощутимый успех. Возникает ряд проблем с оценкой эффективности
мероприятий: во-первых, из-за обычной сложности
общеорганизационной ситуации, связанной с
переменами; во-вторых, из-за недостаточных
возможностей количественно оценить фактические
и намеченные параметры, характеризующие
качественное состояние организации (например, в
области организационной культуры и структурных
мероприятий); в-третьих, из-за недостаточной
ясности причинно-следственных связей между
успехом организации и принимаемыми мерами, что
вызвано, в частности, большим временным разрывом
между ними; в-четвертых, из-за отсутствия
"образцовых моделей", к которым должна
стремиться организация. Несмотря на отсутствие четких доказательств
эффективности организационных перемен, ясно, что
предприятие, которое не осуществляет инвестиции
в изменения, ставит на карту свою способность к
выживанию на рынке. С другой стороны, само
стремление к переменам не является гарантией
выживания или преимуществ в конкурентной борьбе.
Преимущества и концептуализация не поддаются
планированию в полном объеме, многое зависит от
случая и не каждое мероприятие по
организационным изменениям со временем приносит
предприятию успех.
1Kotter J.P. Leadind Change: Why Transformation Efforts
Fail//Harvard Business Review, 1995, Vol. 73, № 2. 2Kanter R.M., Stein B.A., Jick T.D. The Challenge of Organizational Change. New
York et al., 1992.
О ЗАНЯТОСТИ И ПРАВЕ ТРУДЯЩИХСЯ
НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ
Окончание. Начало на стр. 51
Ограничивает уплату натурой и запрещает
ограничивать право трудящихся свободно
распоряжаться своей заработной платой.
С точки зрения МОТ, в связи с невыплатой
зарплаты важно:
точно определить масштабы проблемы, с тем
чтобы можно было принять различные меры для ее
решения. Эти меры должны носить не только
юридический характер. Они должны также помогать
в поисках путей практического решения данной
проблемы;
предусмотреть в законодательстве
соответствующие санкции и, что еще более важно,
должно быть обеспечено их незамедлительное
применение в отношении тех, кто получил выигрыш
от невыдачи зарплаты;
Меры по исправлению положения должны
начаться с выплаты зарплаты и компенсации за
иные убытки, которые понесли трудящиеся в
результате задержки.
Для усиления защиты трудящихся от
невыплаты законно заработанного ими
вознаграждения важны также два других документа
МОТ - Конвенция № 173 о защите требований
трудящихся в случае неплатежеспособности
предпринимателя и Конвенции № 158 о прекращении
трудовых отношений (эти две конвенции не
ратифицированы Россией). На переходном этапе,
когда трудящиеся сталкиваются с проблемами
увольнений и банкротств, необходимы особые
правовые положения, с тем чтобы структурная
перестройка не использовалась для уклонения от
обязательств по выдаче зарплаты.
Касаясь положения в социальной области,
заместитель Генерального директора МБТ отметил,
что в нынешний переходный период социальные
гарантии оказались под угрозой. Поэтому задача
состоит в создании новой системы защиты,
основанной не только на законодательстве, но и на
реальных коллективных переговорах, добровольном
участии в трехсторонем сотрудничестве.
Социальные партнеры должны будут взять на
себя ответственность за регулирование немногих
вопросов, которые раньше решались в
централизованном порядке. С возникновением
рынка нужно установить соответствующее
регулирование налогообложения, определить
ответственность предприятия перед трудящимися и
обществом и проводить эти меры в жизнь.
Никакая рыночная экономика не может
функционировать на благо общеста в целом, если к
предприятиям не предъявляются разумные
требования в плане их социальной
ответственности.
(По информации МБТ)
|
|