Коллектив как социальный
объект управленияВЛАДИМИР ЛЕБЕДЕВ доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии управления
Высшей школы управления (Россия)
• Коллектив – не просто сумма индивидов, а
качественно новая категория • Слаженность коллектива определяется степенью
единства формальных и неформальных структур • Руководитель должен быть равным членом
коллектива, наделенным функциями управления, а
не стоять над ним
Производство осуществляется, как правило, в
таких организационных формах, как завод, фирма,
акционерное общество, кооператив и др. В свою
очередь каждый основной коллектив состоит из
первичных коллективов – бригад, смен, звеньев и
других подразделений, где все работающие люди
находятся в постоянном деловом и эмоциональном
контакте друг с другом. Давно доказано, что
коллектив – не простая арифметическая сумма
индивидов, а качественно новая категория. Как известно, на людей, составляющих коллектив,
действуют определенные
социально-психологические закономерности, без
знания которых руководителю трудно управлять
сотрудниками, вести воспитательную работу,
мобилизовывать работающих на выполнение
производственных задач.
Социально-психологическая структура коллектива
Каждый коллектив должен ясно представлять цель
своей деятельности, вокруг которой и происходит
объединение людей. Ради ее достижения коллектив
организован и обладает органами управления. Как
говорится, "отдельный скрипач сам управляет
собой, оркестр нуждается в дирижере". Необходимость координации, управления
производственными процессами создает
административную структуру, в которой члены
коллектива располагаются по
уровням (линиям)
руководства. В этой структуре основное деление
людей – на руководителей и подчиненных. Хотя
сами руководители обычно выступают подчиненными
вышестоящих начальников, но по отношению к своим
подчиненным имеют право отдавать распоряжения,
обязательные для исполнения на более низком
уровне. Из практики известно, что
ритмичная и
четкая работа отдельных членов коллектива может
быть обеспечена только умением работников
управленческого аппарата использовать данные им
полномочия для организации и координации
производственного процесса и повышения
творческой активности масс.
Функционально обусловленные различия между
членами коллектива и взаимоотношения
"ответственной зависимости" закрепляются в
уставных положениях и служебных инструкциях, в
которых оформляются взаимные права и
обязанности. В четком выполнении
производственных обязанностей и распоряжений
вышестоящих руководителей важную роль играет
дисциплина.
Согласно взглядам А. Макаренко
организация коллектива немыслима без дисциплины
и ответственности. "Внешний каркас коллектива,
– писал он, – это дисциплина". Структура, отражающая служебные
взаимоотношения в коллективе, в социальной
психологии получила название
официальной
(формальной) организации.
Официальная организация безлична: правами и
обязанностями наделяется не какой-то
определенный человек, а любой, занимающий данное
рабочее место или должность (позицию). Термин
"официальная роль" означает определенный
набор действий и стиль поведения человека,
занимающего определенное место. Официальные
предписания – это рамки, внутри которых человек
имеет право на выбор своих действий. Роль
организатора всегда оставляет возможность для
проявления индивидуальности, способностей
личности. Для налаживания дисциплины, повышения
производительности труда и создания
благоприятного психологического климата
руководителю необходимо знать
межличностные
отношения в коллективе. В любом коллективе
складываются определенные взаимоотношения,
которые невозможно отразить ни в одном штатном
расписании. Возникает неформальная структура,
строящаяся на симпатиях и антипатиях членов
коллектива. Известно, что внутригрупповые
конфликты, как правило, зарождаются в
неформальной структуре, а затем перемещаются в
сферу формальных отношений, выбивая коллектив из
нормального ритма работы. Как считают многие
социальные психологи, сработанность,
слаженность коллектива определяется степенью
единства формальной и неформальной структур. И
чем выше эта степень, тем больших успехов может
достичь коллектив. Исследования, проведенные
группой социологов под руководством В.
Васильева, показали, что только благодаря
перемене мест рабочих с учетом их желания
работать вместе повышается производительность
труда на 10-12%. В г.Санкт-Петербурге в ПО "Светлана" людей
в бригадах стараются ставить на совместные
операции с учетом их
психологической
совместимости.
В результате этого темпы роста
производительности труда там были в 1,5 раза выше,
чем в среднем по Выборгскому району, где
находится "Светлана", а текучесть кадров в 2,5
раза ниже, чем в среднем по городу. Разумеется, разобраться в отношениях людей
непросто. Один из методов исследования
межличностных отношений, доступных каждому
руководителю, – углубленное изучение различных
социальных фактов, а также конкретных поступков
и действий людей. К ним можно отнести
взаимопомощь, дружбу, ссоры, конфликты и т.д.
Постоянное наблюдение за этими явлениями
позволит руководителю изучить межличностные
отношения подчиненных.
С кем вы хотите работать?
Вскрыть межличностные отношения помогают
также социометрические исследования. При
проведении социометрии всем членам группы
задают один и тот же вопрос, например: "С кем бы
вы хотели работать на совместных операциях?"
или "С кем бы вы хотели пойти в туристический
поход?". Отдавая предпочтения тому или иному члену
коллектива, работник как бы заявляет: "С этим
человеком мне хочется общаться. Он нравится мне
больше, чем все остальные". Если должность
характеризует человека в формальной структуре
группы, то числом полученных выборов при
социометрии можно измерить его положение в
неформальной системе взаимоотношений, т.е. его
социальный статус. Последний имеет свой
"табель о рангах". Так, если каждый член группы в среднем может
рассчитывать на три положительных выбора, то тот,
кто получил шесть и более, попадает в
"звезды". Обычно "звездами" оказываются
личности, приятные в общении, обладающие
обаянием, притягательностью. А.Герцен писал о
своем друге Н.Огареве, что он "был одарен
особой магнитностью, женственной способностью
притяжения. Без всякой видимой причины к таким
людям льнут, пристают другие; они согревают,
связуют ”. Обычно такие люди в группе выполняют
роль “психотерапевтов" – с ними можно
поделиться радостью и горестью, почувствовать
душевный отклик, получить совет. Те, кто при социометрии получил число выборов
среднее или выше среднего, относятся к
"предпочитаемым". Те, у кого число выборов
несколько ниже среднего, – "принятые".
Лишенные же выборов – "изолированные". Те,
кто получил только отрицательные выборы,
попадают в категорию "отверженных". Многочисленные исследования Я. Коломинского
выявили, что в группах существуют довольно
постоянные отношения и можно примерно сказать,
сколько людей будет относиться к каждой из этих
категорий. Если в группе 30 человек, то в
"звезды" попадут не более 3-4, в
"предпочитаемые" – 10-12 и в "принятые" –
столько же. В "изолированных" может
оказаться до 5 человек. "Отверженные" бывают
не в каждой группе. Для того чтобы правильно произвести
расстановку кадров, необходимо знать не только
количество полученных выборов тем или другим
человеком, но и взаимность выборов. Еще А. Макаренко сравнивал производственный
коллектив с живым организмом, в котором
постоянно происходят какие-то изменения. Если в
группе нет обмена идеями, эмоциями, сведениями,
социальные связи в ней начинают исчезать.
Постоянное получение впечатлений или, иными
словами, информации – это одна из существенных
потребностей человека.
Как показывают
исследования, для удовлетворения потребности в
информации человек, порой бессознательно,
выбирает для общения того, кто может быть ее
источником. Я.Коломинский предложил студентам
одного из вузов написать короткое сочинение на
тему: "Что такое интересный человек?". Вот
только два извлечения из сочинений: "Это человек, с которым интересно
побеседовать о разных вопросах, не только о тех,
которыми он занимается непосредственно. Вовсе не
интересен человек, который постоянно говорит о
проблемах своей работы". "Этот человек обладает такими качествами,
которые во многом отличают его от меня. Его
знания в каких-то определенных областях гораздо
шире и глубже, чем мои, а, быть может, он знает то,
чего я не знаю. Но быть противоположностью он не
должен, что-то должно роднить меня с ним". В этих отрывках отчетливо прослеживается
интерес к внутреннему миру другого человека,
поиску в нем интеллектуальных и нравственных
начал, т.е. к его душевному богатству. Необходимо также помнить, что через
определенный промежуток времени у людей,
потерявших возможность постоянно пополнять
знания, наступает "информационное
истощение". Особенно четко это проявляется в
условиях географической или экспериментальной
групповой изоляции. Примером может служить
зимовка Ф. Нансена и Ф. Иогансена в небольшой
хижине на Земле Франца-Иосифа в 1896-1897 гг. Об этом
периоде Ф. Нансен писал: "Все темы бесед были
нами давным-давно исчерпаны, не оставалось почти
никаких, имеющих сколько-нибудь общий интерес
мыслей, которыми бы мы уже не обменивались". Ф.
Нансен в лекции, прочитанной им в г.Эдинбурге под
названием "То, о чем мы не пишем в книгах",
рассказывал, что самым тяжелым для них был не
холод и голод, а общение друг с другом. Бывшие
друзья стали так раздражать друг друга, что почти
перестали разговаривать и общались чрезвычайно
редко, иногда раз в неделю. Да и сами эти общения
носили сугубо официальный характер. Этот момент необходимо учитывать и в практике
управления коллективом. Исследования
показывают, что наряду с правильной организацией
труда и решением технических задач большое
внимание следует уделять расстановке людей по
рабочим местам. Если в коллективе возникают
трения между людьми, работающими на совместных
операциях, то на это должны чутко реагировать
бригадир или начальник смены; причем перемещение
с одного рабочего места на другое следует делать
очень тактично, чтобы человек и не знал истинной
причины его перевода. Это не унижает его
достоинства и в то же время оздоровляет
обстановку в коллективе.
Неформальные группы и феномен лидерства
Не секрет, что широта интересов людей в
коллективе выходит за рамки производственных
задач. Потребность человека в общении, взаимной
симпатии и других отношениях с коллегами служит
почвой, на которой внутри производственного
коллектива, насчитывающего 20 – 30 человек,
неизбежно возникают
неформальные малые группы
из 2 – 3, реже 7 – 8 человек. Члены неформальной
группы стремятся к тесным личным контактам не
только на производстве, но и в нерабочее время,
при этом они сохраняют некоторый
психологический барьер по отношению к другим
лицам. Одно из ярких описаний структуры таких
неформальных групп в экспедиционных условиях мы
находим у Ю. Сенкевича. На папирусном судне "Ра" во время плавания
через Атлантический океан выделились три
неформальные группы. В первую вошли Карло Маури,
Абдулла Джибрин и Тур Хейердал. Вторую
устойчивую группу образовали Норман Бейкер и Тур
Хейердал. В третью вошли Сантьяго Хеновес, Юрий
Сенкевич, Жорж Сериал и Тур Хейердал. Рассказывая о своей неформальной группе, Ю.
Сенкевич пишет: "Кто знает, с чего мы
потянулись друг к другу? Возможно, не последнюю
скрипку сыграл возраст: молодость –
бесспорная у Жоржа, относительная – у меня, а что
касается Сантьяго, то он, несмотря на свои 45 лет,
славный парень, именно парень, иначе его не
назовешь, экспансивный и деятельный... Мы
сдружились за время совместных перетасовок –
перегрузок и в свободную минуту старались быть
вместе: разляжемся на крыше хижины или на носу и
беседуем, и шутим наперебой". Стоит обратить
внимание на то, что в каждую из групп входил Тур
Хейердал – командир экипажа. В социальной психологии под лидерством в малых
группах понимается деятельность человека,
ведущего группу к достижению цели,
взаимодействующего с другими ее членами. К
характеристике самого понятия "лидер" при
групповой деятельности можно отнести следующие
обстоятельства: во-первых, он не выдвигается
формально на соответствующий пост, а занимает
руководящую позицию с открытого или скрытого
согласия группы, во-вторых, с его личностью
идентифицируется система принимаемых группой
норм и ценностей; в-третьих, лидер выдвигается на
соответствующую роль в условиях не только
специфической, но и всегда достаточно значимой
для жизненности группы ситуации. Естественно, что для выдвижения на роль лидера
человек должен обладать определенной
совокупностью личностных качеств, в частности
достаточно высоким уровнем инициативы и
активности, опытом и навыками организаторской
деятельности, заинтересованностью в делах
группы и, наконец, достаточной общительностью и
личной привлекательностью, высоким уровнем
авторитета в группе. Выявление лидера, как нам представляется,
нагляднее всего можно увидеть в эксперименте на
"гомеостате". Этот прибор состоит из трех и
более пультов (по количеству обследуемых). Задача
каждого из членов исследуемой группы –
установить стрелку индикатора на своем пульте на
отметке "нуль". При работе каждый
испытуемый, воздействуя на собственный
индикатор, одновременно воздействует и на
индикаторы партнеров по группе. Экспериментатор
со своего пульта управления варьирует трудности
решаемых задач. Задача считается выполненной
только в том случае, когда все испытуемые
устанавливают стрелки на отметке "нуль". "Гомеостат" сконструирован так, что если
при решении легких задач стратегия группы
основывается на однозначных тактиках
испытуемых, то при решении трудных – эта
стратегия не приводит к успеху. При их решении
кто-либо из испытуемых обязательно должен
отклониться от "естественной" тактики.
Такой испытуемый, условно названный лидером, уже
не стремится немедленно установить свою стрелку
на "нуль", что он делал ранее, а либо
выжидает, что она сама передвинется в нужном
направлении под влиянием воздействий партнеров,
либо, что присуще наиболее активным и
целеустремленным испытуемым, невзирая на
временный ущерб, намеренно уводит ее от
"нуля". Этот испытуемый, действуя как бы
против своих интересов, постепенно уменьшает
амплитуду колебаний всех стрелок, приводя таким
образом всю систему в состояние равновесия на
заданном уровне (то есть к "нулю" в данных
экспериментах). Этот эксперимент по моделированию групповой
деятельности позволяет полнее понять функции
лидера не только как более сообразительного
члена экспериментальной группы, обладающего
такими психологическими качествами, как
выдержка, способность быстро и адекватно
оценивать ситуацию, но и умеющего точно
координировать действия группы в целом.
Эксперимент показывает также, что сложная
групповая взаимозависимая деятельность не может
быть эффективно выполнена, если в группе не
сформировалась необходимая психологическая
структура, регламентирующая строгое
распределение функциональных обязанностей
между ее членами – "лидер и ведомые". Существует большое количество видов
деятельности, в каждом из которых может
выявиться свой лидер. Существуют
лидеры-организаторы, которые быстро и четко
могут распределить задания, принять решение,
осуществить контроль. Для
лидеров-инициаторов
свойственна способность выдвигать предложения,
проявлять почин, увлекать собственным примером.
Для
эмоциональных лидеров
характерны
жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. Они
обычно поддерживают "мажорное настроение" в
группе. Поэтому каждый руководитель должен стремиться
выявить в своем коллективе неформальных
лидеров-организаторов и облечь их официальными
полномочиями. Ведь чем выше авторитет
формального лидера, тем выше производительность
труда и воспитательный эффект в группе.
Динамика развития коллектива
В своем развитии коллектив проходит несколько
этапов.
Первая стадия –
начальная, когда
коллектив только начинает формироваться. На этом
этапе люди присматриваются друг к другу и к
руководителю. Связи между ними еще слабы и
неустойчивы, товарищеские контакты часто
меняются. Нередко возникают конфликты
вследствие недопонимания. Необходимо
подчеркнуть, что если на этом этапе руководитель
не проявит разумную твердость в организации
коллектива, то эта стадия может затянуться.
Направляющей силой, стержнем развития должна
быть цель. Она мобилизует коллектив. И каждый его
член должен четко осознать значимость своей
работы. Чем престижнее задача, тем легче
объединить людей для ее решения. Причем значение
цели должно быть понятно не только логически, но
и "пропущено сквозь сердце". В этом случае ее
достижение станет кровным делом каждого члена
коллектива. Одно из условий успешного продвижения к
намеченной цели – дисциплина. Вот почему на
первой стадии становления коллектива
руководитель может пользоваться
директивным
стилем управления. Этот стиль характеризуется
тем, что сам руководитель предъявляет требования
к подчиненным и неукоснительно следит за
выполнением отданных распоряжений. Поощряя и
наказывая подчиненных, он может не советоваться
ни с кем, принимая всю ответственность за
принятые решения на себя. Вторая стадия
характеризуется тем, что в
коллективе почти завершается изучение друг
друга и определяются личные позиции каждого
члена. На основании взаимных психологических
притяжений (симпатий), общих интересов
происходит образование микрогрупп. Может
образоваться группа с исполнительской
психологией. Входящие в нее осознают
необходимость дисциплины и порядка и
добросовестно выполняют поручения, но
инициативы не проявляют и стремятся работать не
перегружая себя. При пассивности руководителя
может сформироваться группа, в которую войдут
недисциплинированные люди с чрезмерными
амбицией и тщеславием. Влияние такой группы
снизит продуктивность коллективной
деятельности и отрицательно скажется на
морально-психологическом климате всего
коллектива. В задачу руководителя на этой стадии входит
создание ядра единомышленников
(но ни в коем
случае не по принципу верноподданичества!).
Психологи давно установили, что если требования
исходят от руководителя, то они воспринимаются
подчиненными как внешние. Если же их выдвигают и
поддерживают свои же товарищи, то коллектив
такие требования рассматривает как собственные
и они значительно сильнее влияют на личность. После создания ядра единомышленников
руководитель начинает переходить
от
директивного стиля управления к коллегиальному
(демократическому), который отмечается
стремлением как можно больше вопросов ставить на
обсуждение коллектива. Третья стадия
развития коллектива
характеризуется тем, что в нем постепенно
возникает интеллектуальное, эмоциональное и
волевое единство. Интеллектуальное единство
определяется осведомленностью всех членов о
возможностях коллектива, взаимопониманием
(психологической совместимостью) в процессе
деятельности, стремлением находить общий язык,
единством мнений. Эмоциональное единство отличает атмосфера
сопереживаний всеми работниками событий,
происходящих в коллективе и вне его, забота о
судьбе товарищей, проявление чуткости по
отношению к ним. Ни один человек в таком
коллективе не чувствует себя обособленным и
беззащитным, каждый уверен, что он не останется в
беде один. Единство воли проявляется в способности
коллектива преодолевать возникающие трудности,
препятствия и доводить дело до конца, а также в
способности каждого подчинять личные интересы
общественным. Таким образом, на этой стадии в коллективе
окончательно утверждаются отношения
товарищеского сотрудничества и взаимопомощи.
Этому особенно способствует общение людей вне
производственной сферы, например совместное
проведение досуга. На третьей стадии не только руководитель, но и
все сотрудники чувствуют ответственность за
деятельность всего коллектива. На этой стадии
руководитель полностью переходит на
демократический стиль управления и, проводя
деловые совещания, старается вместе с
сотрудниками находить оптимальные решения
производственных и других зада
ч. Руководитель
начинает действовать не как стоящий над
коллективом, а как равный его член, наделенный
функциями руководства. Если на первой стадии
руководитель воспринимается подчиненными как
внешняя по отношению к ним сила, то на третьей
стадии он выступает как авторитетный
представитель и выразитель интересов
коллектива. |