Малое и среднее
предпринимательство
Укрепление конкурентоспособности
малых и средних предприятий на международных
рынкахВОЛЬФГАНГ ЛИБЕРНИКЕЛЬ руководитель берлинского отделения Федерального союза среднего
предпринимательства в составе Союза предпринимателей Германии
• Среднее предпринимательство - база
народнохозяйственного развития • Создание транснациональных инфраструктурных
сетей компенсирует слабости малых и средних
предприятий в условиях глобализации рынков • ФССП осуществляет
информационно-консультационную поддержку своих
членов с целью интернационализации их
хозяйственной активности
Ликвидация системных противоречий между
Востоком и Западом привела к изменению не только
внешнеполитических, но и экономических рамочных
условий. Глобализация рынков и обострение
международной конкуренции ставит перед
предприятиями, как крупными, так и средними,
новые задачи. Подобная тенденция к глобализации
сохраняется и углубляется под влиянием
объединения в транснациональную сеть
технических, институциональных и
административных инфраструктур. Современные средства информации и
коммуникации делают в настоящее время возможным
и так называемый процесс "глобальной
локализации". Борьба за рынки сбыта все чаще
выливается в соперничество за место размещения
производственных мощностей.
Участие средних и малых предприятий в процессе глобализации рынка
Глобализация рынка - дело не только крупных
предприятий. Многие малые и средние фирмы,
деятельность которых зачастую остается вне поля
зрения общественности, расширяют свою
международную хозяйственную активность и делают
это отнюдь не без успеха. Из-за роста издержек
производства эти предприятия также вынуждены
все чаще прибегать к практике международного
разделения труда, т.е. искать наиболее
благоприятные регионы для размещения своих
производственных мощностей. В настоящее время нередки случаи, когда фирма,
расположенная в Берлине, Будапеште или Париже,
выпускает свою продукцию в ЮАР или Малайзии,
занимается научными исследованиями и
разработками в США, производством программного
обеспечения в Пакистане, расчетами оплаты услуг
в Индии, а повышение квалификации своих
сотрудников в области современной информатики
осуществляет в ведущих международных
университетах. В Европе
среднее предпринимательство
является базой народнохозяйственного развития.
В рыночной экономике предпринимательский
ландшафт определяют именно малые и средние
предприятия. К данной категории относятся
промышленные предприятия и объединения
свободных профессий, не превышающие
определенных размеров (например, число занятых
не более 500 человек и годовой оборот до 100 млн
марок ФРГ). Эти предприятия не финансируются, как
правило, за счет рынка капитала, управляются
собственниками, обычно являющимися
сотрудниками, и весь хозяйственный риск берут на
себя. Как любую хозяйственную систему нельзя
представить без крупных предприятий, так и
любая
рыночная экономика недееспособна без малых и
средних предприятий. Сердцевиной рыночного
хозяйства является совокупность конкурирующих
между собой средних и малых фирм. Именно они
определяют степень готовности к предоставлению
услуг, уровень творческих достижений,
предпринимательской инициативы, способности к
динамичной адаптации к новой обстановке. В Германии насчитывается примерно 3 млн
малых и средних предприятий и объединений лиц
свободных профессий. Крупных же предприятий
имеется лишь около 4,4 тыс. Малые и средние
предприятия составляют 99,6% всех фирм, облагаемых
налогом с оборота. На них приходится 2/3 общего
числа занятых в стране, свыше 3/4 обучающегося
персонала, большая часть вновь создаваемых
рабочих мест, почти половина валового
национального продукта, примерно 50% валовых
инвестиций, свыше 75% выдаваемых патентов. Ведущие позиции среднего предпринимательства
являются принципиально важной чертой развитого
народного хозяйства. Предпринимательский
ландшафт восточноевропейских стран, ставших на
путь реформ, развивается в том же направлении. На этом фоне содержание, темпы и условия
интернационализации среднего
предпринимательства имеют большое значение и
для процесса глобализации мировой экономики.
Малые и средние предприятия по сравнению с
крупными испытывают определенные трудности в
попытках проникновения и закрепления своих
позиций на международных рынках, что обусловлено
их размерами и организацией. Слабости малых и средних предприятий как
конкурентов могут и должны компенсироваться в
результате создания транснациональных сетей
технических, институциональных и
административных инфраструктур с ориентацией на
нужды среднего предпринимательства. Большую
потребность в поддержке предприятия
рассматриваемой категории испытывают, например,
в сфере информации о зарубежных рынках, а также в
установлении деловых контактов с потенциальными
партнерами. Этим предприятиям часто не хватает
опыта, особенно при оценке экономических рисков
и барьеров на пути проникновения на внешние
рынки. При подготовке и реализации внешних контактов
допускается много ошибок, что выражается в
частых бесполезных командировках, требующих
больших финансовых затрат и времени. Из-за слабых
исследований рынка и плохого знания зарубежных
стран заключаются случайные сделки с повышенным
риском внешнеторговых операций. Средние предприятия, которые намереваются
проникнуть на внешний рынок, зачастую не знают
возможностей и средств государственного
стимулирования внешнехозяйственных связей. В то
время как крупные концерны располагают, как
правило, зарубежными бюро и в значительной
степени пользуются услугами государственных и
общеевропейских органов стимулирования
внешнеэкономической деятельности, средние
предприниматели выступают очень часто в роли
"бойцов-одиночек". Обращение за помощью к
многочисленным промышленным палатам и союзам на
национальном и международном уровнях чрезмерно
увеличивает затраты времени средних предприятий
при попытках проникнуть на внешние рынки. Эти и другие проблемы малых и средних
предприятий как конкурентов в процессе
интернационализации хозяйственной деятельности
предъявляют к Федеральному союзу среднего
предпринимательства (ФССП) особые требования в
плане оказания им всесторонней помощи и
поддержки на пути создания транснациональных
инфраструктурных сетей.
Задачи Федерального союза среднего предпринимательства
ФССП является политически нейтральным
объединением малых и средних предприятий для
защиты их профессиональных и отраслевых
интересов в отношениях с политическими партиями,
административными органами, профсоюзами и
крупными компаниями. В качестве самостоятельной
организации, защищающей интересы своих членов,
Союз предоставляет им обширный комплекс услуг на
местном, региональном, национальном и
международном уровнях. Непосредственно на местах предпринимателю
оказывается конкретная помощь, основная цель
которой заключается в ликвидации разрыва между
народнохозяйственным значением малых и средних
предприятий и их влиянием на формирование
экономических рамочных условий, а также в
повышении конкурентных возможностей этих
предприятий в борьбе с крупными компаниями. ФССП является крупным объединением, в которое
входит свыше 40 тыс. фирм. Кроме того, с ним
ассоциируется 41 профессиональная и отраслевая
организация. Союз располагает федеральной сетью
в составе примерно 100 хозяйственных отделений. В
рамках консультационной сети услуги членам
Союза оказывают свыше 500 консультантов по
различным вопросам. Со специальной программой по
проблемам глобализации рынка ФССП участвует в
построении электронного делового пространства в
системе "Интернет" с целью форсирования
интернационализации хозяйственной активности
средних и мелких предпринимателей. Основной упор делается на поддержку членов
Союза в области международной экономической
деятельности, особенно в странах Восточной
Европы. Тем не менее о широком фронте работ на
международных рынках со стороны рассматриваемой
группы предприятий говорить еще рано. Прежде чем такое предприятие договорится о
конкретной кооперации, ему необходимо
осуществить многочисленные предварительные
контакты. Знание партнера и доверительные
отношения с ним являются необходимой
предпосылкой сотрудничества. В налаживании
подобных контактов важную роль играют
промышленные палаты и союзы предпринимателей,
как немецкие, так и других европейских стран. ФССП уже в течение нескольких лет проводит
широкую и активную
информационно-консультационную работу среди
своих членов, интенсивно занимается подготовкой
деловых контактов и кооперационных проектов
немецких предприятий с предприятиями
восточноевропейских стран. Так, в последнее
время Союз при поддержке Немецкой
внешнеторговой палаты организовал ряд успешных
командировок предпринимателей в Польшу, Чехию,
Венгрию и Словению. Очевидно, что с ростом притязаний и затруднений
малых и средних предприятий в процессе
интернационализации их хозяйственной
активности должен расширяться и одновременно
конкретизироваться весь спектр предлагаемых им
услуг, если Союз и другие аналогичные
организации хотят оказать им практическую
помощь. Здесь уместно остановиться на основных
мероприятиях, которые осуществляет Союз на базе
сложившейся инфраструктуры для стимулирования
международной деятельности своих предприятий. Во-первых, это прежде всего
поиск и
налаживание контактов с партнерами по
кооперации, осуществляемые в сотрудничестве с
партнерскими организациями Союза в других
странах. В число этих мер, в частности, входят: • поиск и обработка информации по
политическим, экономическим и правовым рамочным
условиям на соответствующих внешних рынках; • содействие установлению межфирменных
контактов через международную биржу ФССП; • практическая подготовка и организация
встреч между представителями немецких фирм и
зарубежных предприятий в Германии или других
странах. Во-вторых,
привлечение экспертов в
странах-партнерах, т.е. компетентных
специалистов, юристов, консультантов по
общеэкономическим и налоговым вопросам, которые
могли бы квалифицированно и за доступную плату
обслуживать членов Союза в их работе в других
странах. В этой связи предусмотрено создание так
называемой экспертной сети за границей, которая
будет работать в сотрудничестве с экспертной
системой, действующей в Германии. В-третьих,
организация консультационных
услуг
в таких областях, как сбыт, выбор места
размещения мощностей, внешняя торговля,
финансирование и т.п. В эту же группу услуг
входят: • предоставление сведений о фирмах; • проведение рыночных исследований; • организация семинаров по экспорту и
подготовка специалистов в вопросах экспортной
деятельности; • образование филиалов и управление ими на
доверительной основе. ФССП содействует обмену информацией и опытом
по вопросам международных рынков. Союз стремится
к большей открытости и информированности своих
членов, обеспечивая их носителями, программами и
методами получения информации и помогая им в
реализации программ развития
внешнеэкономических проектов. Работы здесь протекают в основном по двум
направлениям. Во-первых, проводятся мероприятия
по обмену опытом и повышению квалификации
персонала во внешнеэкономической области. С этой
целью широко используются издания Союза.
Во-вторых, организуются международные
конференции и совещания специалистов в вопросах
внешнеторговой и промышленной кооперации. Союз
обеспечивает также участие представителей своих
членов в подобных мероприятиях, проводимых
другими организациями, стимулирующими развитие
внешнеэкономической деятельности. В заключение следует еще раз подчеркнуть, что
среднее предпринимательство в европейских
странах -
движущая сила экономики. Поэтому
решающим компонентом успеха является его
интернационализация,
создание благоприятных условий для включения
малых и средних предприятий в процессы
глобализации рынков. Опыт последних лет показал,
что хозяйственная политика в области среднего
предпринимательства не может быть пущена на
самотек. Оно нуждается в поддержке, и не только со
стороны предпринимательских союзов и
промышленных палат, но и со стороны политиков и
многочисленных институтов хозяйственного
развития и управленческих органов.
Доклад на международном симпозиуме
"Объединение инфраструктур в
транснациональную сеть - катализатор процесса
создания единой Европы", состоявшемся 6-7
ноября 1996 г. в Учебном центре на Мюггельзее
(Берлин).
РОССИЙСКОМУ МАЛОМУ
ВНЕДРЕНЧЕСКОМУ БИЗНЕСУ ОБЕЩАНА ПОМОЩЬ СО
СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
В Москве открылся инновационный
технологический центр (ИТЦ) АО "Новые
технологии". Это одна из попыток правительства
привлечь все возможные средства для сохранения и
максимального использования научного
потенциала российских ученых.
Государство поддерживает около 70 малых
инновационных фирм, каждая из которых в 1996 г.
имела объем продаж свыше 1 млрд руб. ИТЦ работает
с малыми предприятиями различного профиля
наукоемких технологий. Благодаря способности
быстро приспосабливаться к условиям высоких
рисков роль таких предприятий чрезвычайно важна.
Каждая третья фирма численностью в среднем
15-20 человек с минимальными издержками за год
почти удваивает свой товарооборот и
предоставляет дополнительно 150-200 рабочих мест.
Соглашение о взаимодействии в развитии
инновационной деятельности на основе
консолидации средств федерального,
регионального уровня и коммерческих структур
подписали Миннауки России, Минобразования
России, Российская академия наук, Российский
фонд технологического развития и Фонд
содействия развитию малых предприятий в
научно-технической сфере.
Разрушение технологических связей между
предприятиями, проходившее в России в течение
последних лет, препятствовало развитию
инновационной деятельности. Разрыв между
научными разработкам и их внедрением увеличился
настолько, что создалась ситуация, когда
предприятия предпочитают отдельные разработки
покупать за рубежом, минуя отечественные.
За несколько лет уже созданы некоторые
структуры при правительстве России, которые
должны содействовать внедрению разработок
российских исследователей, например,
Федеральный фонд производственных инноваций,
который должен был поддерживаться отдельной
строкой бюджета. Однако несмотря на
неоднократно проводимые конкурсы, он не получал
запланированных средств. Что касается
Российского фонда технологического развития, то
он успешно существует на средства, отчисляемые
рентабельными предприятиями.
Поддержка малого инновационного бизнеса
решает не только социально-экономические задачи,
но и превращает научные идеи и разработки
в коммерческий товарный продукт.
(Финансовые известия, 1997, № 59.)
|
|