Особое внимание следует уделить
разработке
нескольких вариантов реализации проекта.
При
резких изменениях в окружающей экономической
среде наличие предусмотренных дополнительных
схем облегчит ориентирование в ситуации и
позволит быстро отреагировать в соответствии с
тем, по какому варианту началось развитие
событий. Крайне тщательно надо подойти к
разработке “пессимистических” вариантов, так
как согласно эмпирическому закону вероятность
ухудшения ситуации выше вероятности ее
улучшения. В процессе разработки проекта должны
быть оценены возможные “ухудшения” параметров,
прежде всего тех, которые непосредственно влияют
на результативность (объем требуемых инвестиций,
величина затрат, проектная мощность, уровень цен
на производимую продукцию, стоимость капитала). Для этих же параметров из основного варианта
можно получить предельно допустимый уровень
изменений, превышение которого “смертельно”
для проекта. Самый пессимистический, но успешный
вариант будет балансировать около данного
допустимого уровня. Каждый вариант
предусматривает целый комплекс мероприятий,
который приведет проект к успеху. Разумеется, реальная ситуация может сложиться
не по предусмотренному сценарию, но в любом
случае разработанные варианты помогут быстро
выработать требуемую реакцию. Расчет пределов гибкости показателей
рентабельности проекта по отношению к
изменчивости внешних параметров
пригодится в
двух случаях – при оценке устойчивости проекта и
при мониторинге хода его реализации. В первом
случае чем дальше отстоят от этих пределов
значения параметров, тем устойчивей проект, во
втором – пределы гибкости служат
сигнализаторами “ухудшения” ситуации (чем
ближе к ним значения отслеживаемых переменных,
тем внимательней участники проекта должны
отнестись к этим показателям). Построение сквозного “дерева решений”
призвано помочь управляющему проектом принять
правильное решение на каждом этапе его
реализации. Суть “дерева решений” в том, чтобы
показать, какие финансовые последствия ожидают
проект, если на какой-либо стадии будет принято
то или иное решение в отношении его “судьбы”. n Финансовые меры
включают:
1) заключение долгосрочных контрактов с
поставщиками и подрядчиками с фиксированными
ценами и жесткими санкциями; 2) обеспечение
гарантированных источников финансовых ресурсов,
как собственных, так и заемных. Отбор поставщиков и подрядчиков должен
обязательно базироваться на процедуре
тендера.
Это требует существенных средств, но позволяет в
последующем сэкономить значительные ресурсы за
счет конкурентного выбора контрагентов. Уже на
этом этапе перед ними необходимо поставить
условие
жесткой привязки цен
(например, их
фиксирование в твердой валюте).
Штрафные
санкции
также должны быть как можно более
жесткими.
В то же время необходимо иметь максимально
полную информацию о потенциальном контрагенте
хотя бы потому, что применение штрафных санкций
имеет смысл только по отношению к
платежеспособной компании. Чем больше возможных
ситуаций будет предусмотрено в статье “Права и
обязанности”, содержащейся в контрактах с
поставщиками и подрядчиками, тем меньше риск
неуспеха. Обеспечение гарантированных источников
финансовых ресурсов –
действенный метод
повысить устойчивость проекта даже в самой
неблагоприятной ситуации. Очень полезным будет
проведение проектных расчетов в твердой валюте,
о чем говорилось выше. Обеспечить
гарантированные источники финансовых ресурсов
можно различными путями. Среди них –
использование внутренних ресурсов
компании-учредителя проекта; привлечение к
финансированию проекта как можно большего числа
физических и юридических лиц, а также местных и
зарубежных банков, инвестиционных компаний и
фондов. Внутренние ресурсы компании – наиболее
надежный источник средств. При условии их
бездифицитности проект не останется без
финансирования. В противном случае его
необходимость придется доказывать перед высшим
руководством фирмы. Это самый терпимый к
результативности источник средств, но на него
могут серьезно рассчитывать только крупные
корпорации. Значительное число лиц, финансирующих
конкретный проект, также дает определенную
гарантию его “неиссякаемости”. Даже если
величина инвестиций очень велика, ее разбивка
среди множества участников позволяет сделать
среднюю сумму вложения небольшой, что уменьшает
риск капитальных потерь для каждого субъекта.
Таким образом достигается своеобразный
компромисс между крупной суммой общих
инвестиций со стороны учредителя проекта и
незначительными потенциальными потерями со
стороны доноров капитала. Привлечь их лучше всего посредством эмиссии
фирмы, которая будет в последующем управлять
проектным объектом. Не следует забывать и об
облигациях. При более высоком для заемщика риске
они дают ему возможность снизить налоговые
платежи за счет механизма финансового левериджа. Однако мечта любого идеолога проекта –
крупный стратегический партнер. Участие банка,
особенно инвестиционного, не в качестве
кредитора, а как акционера, да еще если он
заинтересован не только в прибыли, но и в
успешной деятельности проектного объекта,
способно резко снизить риск “потери” проекта.
Даже если банк в условиях кризиса не сможет
удовлетворять потребности в финансировании, он
обеспечит через своих партнеров или посредством
лоббирования режим наибольшего
благоприятствования. В условиях Украины большие возможности для
такой деятельности существуют у иностранных
банков, которые располагают значительными
ресурсами и имеют свободный доступ к “власть
имущим”. Однако роль украинских финансовых
институтов постепенно возрастает. Они еще не
обладают крупными ресурсами, но уже способны с
помощью лоббирования оказать влияние на ход того
или иного проекта. n Среди
политических мер
снижения проектных рисков
наиболее значимой
является привлечение местных властей к участию в
проекте, что позволит опираться на их поддержку
как в “обычное время”, так и в кризисных
ситуациях. Если же в проекте будут задействованы
мировые финансовые институты (Европейский банк
реконструкции и развития, Всемирный банк,
Мировая финансовая корпорация), то возможность
доказать его необходимость очень велика. Лоббирование может дать учредителю льготы в
отношении таможенных пошлин, отсрочки или
реструктуризации выплаты налогов, получения
необходимых разрешений и лицензий, обеспечения
частичного финансирования из местных бюджетов
или госбюджета и внебюджетных фондов. Привести в качестве примеров проекты, в
которых применялись расчетные меры по снижению
риска, трудно в связи с тем, что ни одна
консалтинговая фирма этим не занимается (не
говоря уже об инвесторах). Сочетание же
финансовых и политических мер легко проследить
на примере таких проектов, как модернизация
кондитерской фирмы “Свиточ” (участие ЕБРР как в
акционерном капитале, так и в заемном
финансировании); кредитование пивоваренного
завода “Оболонь” со стороны ЕБРР; распродажа
акций компании “Киев-Атлантик Украина” на сумму
25 млн долл. юридическим и физическим лицам на
кризисном этапе реализации проекта; создание
совместного предприятия “АвтоЗАЗ – Daewoo” при
мощной лоббистской поддержке.
Однако выход инвесторов на рынок Украины не
всегда венчается успехом. Достаточно упомянуть
невозможность согласовать строительство
пятизвездочного отеля “Хилтон” с местными
властями по непонятным для американского
инвестора причинам.
*** Подводя итог, можно сделать вывод, что несмотря
на большую безопасность мелких и крупных
проектов, существует много путей значительно
снизить риски для средних проектов. Комплекс
мероприятий расчетного, финансового и
политического плана усилит их жизнеспособность.
Речь идет именно о комплексе мер, а не отдельных
антикризисных мероприятиях, и чем скорее
консультационные фирмы, инвесторы, учредители
проектов поймут это, тем больше будет у них
шансов сохранить проект и привести его к успеху |