Корпоративные структуры в
наукоемких отраслях промышленностиСЕРГЕЙ БОДРУНОВ, доктор экономических наук, президент Национальной ассоциации
авиаприборостроителей, генеральный директор корпорации
“Аэрокосмическое оборудование” (Россия)
• Изъятие из кооперации даже одного
ключевого завода может привести к краху всей
системы авиапрома • Корпорация – инструмент государственного
контроля и эффективного функционирования производства • Авиапрому нужны не льготы, а разумный подход к
налогообложению интегрированных структур
Для реформирования промышленности, безусловно,
необходимо серьезное изменение законодательной
базы, о чем немало говорится. Однако, на наш
взгляд, следует ставить вопрос более емко –
требуется изменение самой
идеологии
промышленной реформы. В ее центр нужно
поставить реальную поддержку отечественного
производителя, но не на словах, а на деле. И не
абстрактного, а абсолютно конкретного. Речь, в
частности, идет о мощных промышленных
корпорациях, составляющих основу крупного
товарного производства, а следовательно, и
фундамент всей экономики. Прежде всего это
относится к таким сложным корпоративным
интегрированным структурам, как авиапром и
авиаприборостроение.
Ситуация в авиаприборостроении
В последние годы большинство предприятий
авиаприборостроения находится в состоянии
глубокого упадка, а часть из них практически
прекратила производственную деятельность.
Численность персонала в объединениях, входящих в
Национальную ассоциацию авиаприборостроителей,
за пять лет снизилась на 78%. Объемы производства,
по разным методикам, упали в 1997 г. до 18-24% от уровня
1992 г., а 1998 г. можно вообще не упоминать – почти
вся отрасль не работала весь IV квартал. Причин такого положения много. Здесь
общеэкономический кризис, снижение заказов на
продукцию отрасли, финансовые неурядицы и т. д.
Выделю еще одну: распад внутриотраслевой
кооперации. И это обусловлено не только нынешним
экономическим положением большинства
научно-производственных объединений. У
значительной части акционированных НПО
появились либо
неэффективные
, либо
объективно незаинтересованные в развитии
отечественного приборостроения собственники,
причем при продолжении существующей практики
акционирования в последующие годы эта проблема
может резко усугубиться. В то же время
“вырывание”
из кооперации даже незначительного количества
ключевых
заводов может привести (в силу
общности отраслевого продукта и высокой степени
связанности элементов) к разрушению системы в
целом. Допустить это нельзя, если мы рассчитываем и в
будущем иметь собственную авиационную
промышленность и не хотим вечно зависеть от
решений некоей “группы из 19 государств”,
диктующей свои правила игры на мировых рынках.
Для изменения ситуации к лучшему необходимо: усиление на обозримый период
государственного влияния в отрасли в целях
обеспечения государственных интересов и
национальной безопасности России; поддержание научно-технического и
производственного потенциала российского
авиаприборостроения с целью сохранения
приоритетов страны на мировом рынке; создание предпосылок для его интенсивного
развития в ближайшее десятилетие; резкое снижение производственных издержек
авиаприборостроительной промышленности с целью
повышения конкурентоспособности ее продукции; обеспечение социально-экономических
результатов реформы оборонно-промышленного
комплекса страны. При этом также следует гарантировать
комплексность
решения проблемы и с точки зрения ее увязки с
реформой на всех уровнях — предприятий,
подотраслей, отрасли и смежных ведомств.
В центре реструктуризации — корпорация
В качестве концептуальной основы решения
перечисленных выше задач наша ассоциация
предложила правительству РФ подход, смысл
которого – создание
крупных интегрированных
хозяйственных научно-производственных и
финансово-промышленных структур,
сформированных по корпоративному принципу,
каждая из которых явилась бы производителем
конечного продукта либо группы связанных
продуктов. В 1996 г. ассоциацией разработана концепция
реформирования отечественного
авиаприборостроительного комплекса, которая во
главу угла поставила реструктуризацию отрасли и
создание интегрированных компаний с участием
государства. В 1997 г. концепция прошла апробацию в
заинтересованных министерствах и ведомствах,
Государственной думе и Совете Федерации. В
отдельных аспектах она состыкована с программой
реструктуризации промышленных предприятий
г.Санкт-Петербурга, начатой в 1998 г.
администрацией города. На ее базе сформирован
раздел “Авиаприборостроение и авиационное
оборудование” в федеральной целевой программе
реструктуризации и конверсии оборонной
промышленности на 1998-2000 гг., утвержденной в июне
1998 г. правительством РФ. В ноябре 1998 г. в соответствии с этим документом
правительством РФ образована корпорация
“Аэрокосмическое оборудование”, включившая 20
предприятий. В их числе – разработчики
авионики по ведущим системам, основные серийные
заводы-производители этих систем (по
кооперативному признаку), финансовые компании.
Отбор производился по специальным критериям на
основе
многофакторного анализа.
В качестве
начального варианта взято 10 базовых факторов,
среди которых: степень участия предприятия в кооперации; количество изготовляемых изделий; уровень связанности, загрузки мощностей
продукцией корпорации и эксклюзивности
(монополизации) в производстве отдельных
элементов; экономическое положение. При формировании корпорации обеспечивалась
жесткая
связь
высокого уровня
с горизонтальными
рыночными субъектами —
двигателистами,
агрегатчиками и т.п., далее – с производителями
элементной базы и других необходимых продуктов
смежных отраслей, т.е. с теми, кто участвует в
совместном производстве либо без кого
использование продукта ограничено, а также с
вертикальными структурами
(самолетостроительными фирмами, вертолетчиками,
ракето- и судостроителями и т.д.), потребляющими
продукт корпорации. При формировании уставного капитала
корпорации предусматривается: а) передача в уставный фонд в качестве долей
учредителей-акционерных обществ без
государственного участия их акций в размере от 25%
плюс одна акция до 50% плюс одна акция. Как вклад
государства принимаются пакеты акций
учредителей-акционерных обществ, закрепленных в
федеральной собственности; б) вывод государственных предприятий —
участников корпорации из состава
производственных структур, в которые они
включены в настоящее время, их акционирование и
передача в состав корпорации с внесением
эффективных пакетов акций в качестве вклада
государства в уставный капитал; в) продажа значительной части от получившейся
суммарной доли государства в уставном капитале
корпорации заинтересованному (стратегическому)
инвестору или группе таких инвесторов с
сохранением в федеральной собственности от 25 до
50% плюс одна акция от уставного капитала
корпорации; г) закрепление оставшейся государственной доли
в уставном фонде корпорации на определенный
период с участием коллегии представителей
государства в управлении корпорацией. В качестве обобщенного
заинтересованного
инвестора
в нашем случае выступила группа
предприятий-учредителей и банков, работающих с
предприятиями отрасли, которая сформировала
необходимый финансовый пул. Предлагаемый механизм формирования уставного
капитала корпорации позволяет оперативно и
эффективно оплатить весь первоначальный
уставный капитал и быстро, без крупных
организационных проблем и потери темпа
приступить к работе в новых условиях. При этом
доля государства в уставном фонде корпорации по
завершению его формирования составит, по
расчетам, до 60-65%, что, однако, в случае реализации
предложенной схемы не потребует от государства
никаких бюджетных вложений. Более того, продажа
части этой доли (оставив, например, в
госсобственности 25% плюс одна акция) может
принести государственной казне существенный
доход. В то же время доля государства в уставном
капитале корпорации на первом этапе будет
достаточно велика, что позволит государству не
только получать дивиденды, но и при
необходимости активно влиять на положение дел в
корпорации. При таком подходе к формированию корпорация
будет владеть либо контрольными, либо
блокирующими пакетами акций всех основных
предприятий, участвующих в рассматриваемом
авиаприборостроительном комплексе – от
разработки систем до их эксплуатации и
обслуживания, независимо от их нынешнего статуса
и формы собственности. Это позволяет обеспечить
эффективный
контроль государства
(путем практического
участия его представителей в совете директоров)
и
эффективный механизм функционирования
корпорации. Управляющая компания корпорации, действующая
под жестким контролем совета директоров,
осуществляет основные функции объединения –
разработку, производство и сбыт продукции,
финансирование, маркетинг, разработку стратегии
развития, координацию работ участников. Предложенная схема формирования
авиаприборостроительной корпорации позволяет
решить текущие и перспективные проблемы отрасли,
если, учитывая особенности
авиаприборостроительного комплекса, строить ее
как структуру, имеющую два “центра тяготения” –
научно-технический, объединяющий
разработчиков, и
производственный,
включающий серийные производства,
вспомогательные мощности и кооперационные
компоненты, охватывающие связи с заводами, не
вошедшими в корпорацию либо слабо с нею
интегрированными, и
управляемую центральной
компанией. Механизмы функционирования корпорации в
значительной мере апробированы деятельностью
консорциумов производителей ряда
авиаприборостроительных систем и комплексов
(для МиГ-29, семейства Су-27, комплекса ПВО С-300-ПМУ1,
Ту-154 и др.). В каждом таком консорциуме по каждому
продукту у каждого из участников есть четко
определенные задачи.
Управляющая компания
организует и замыкает на себя всю кооперационную
цепочку, осуществляет финансирование работ
под ликвидные активы или контракты, связь с
разработчиками, реализацию продукции, маркетинг
и контрактацию.
Участники производства
имеют
определенную материальную долю в каждом изделии;
параллельно работающие фирмы имеют квоты на
производство в каждом контракте (заказе). Такой
подход позволяет организовать сквозное
производственное и финансовое планирование,
разработку бюджета, обеспечить возвратность
вкладываемых средств и в конечном счете
исполнение заказов и получение доходов,
распределяемых между участниками консорциумов
согласно
квотам
и
долям участия. Таким
образом, сохраняются интересы всех участников
процесса – разработчиков, производственников,
финансовых групп, заказчиков. Предлагаемый механизм формирования и
управления корпорацией полностью отвечает
государственным интересам. Благодаря ему
восстанавливается
контрольная и регулирующая функции государства
в авиаприборостроении, обеспечиваются механизмы
реализации интересов национальной безопасности
страны.
Законы требуют корректировки
Практика показывает, что создание таких
корпораций станет значимым шагом на пути
выполнения законов, правительственных решений и
указов президента РФ, касающихся развития
авиационной промышленности и ВПК в целом. Оно
наглядно демонстрирует возможности
плодотворного сотрудничества бизнеса и всех
ветвей власти в области реформирования
экономики, т. е. решения задач, крайне актуальных
не только для промышленности, но и для власти. Однако создание и последующее развитие
подобных структур сдерживаются рядом негативных
факторов в законодательстве, в налоговой системе
и т.д. В частности,
необходимо отменить при
управлении такими компаниями право
использования “золотой акции”
(пункты 4 и 7
указа президента РФ от 16 ноября 1992 г. и Временное
положение о холдинговых компаниях, создаваемых
при преобразовании государственных предприятий
в акционерные общества). Невозможно также создавать эффективно
действующие компании при запрете вносить в их
уставный капитал более 10% акций дочерних фирм,
ведь по законодательству блокирующим является
пакет 25%. Следовательно, надо
изъять
соответствующий пункт из Государственной
программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в РФ
от 24 декабря 1993
г. Кроме того, сегодня у правительства
практически связаны руки в вопросах принятия
любых “продвинутых” решений по интеграции
предприятий, так как вся эта сфера отнесена к
ведению главы государства. Поэтому, на наш
взгляд, было бы целесообразно пересмотреть
отдельные положения указа президента РФ от 30
сентября 1995 г. “О порядке принятия решений об
управлении и распоряжении находящимися в
федеральной собственности акциями” с тем, чтобы
передать правительству функции принятия
необходимых решений. Если мы хотим, чтобы создаваемые корпорации
начинали работу с реального производства и
поставок продукции, то должна быть решена и
проблема
лицензирования
их деятельности. В
частности, по действующему в ВПК положению ни
одна интегрированная корпорация не может иметь
лицензию ни на один вид деятельности, потому что
владеет (управляет) акциями подконтрольных
заводов и КБ, а не их основными фондами. Чтобы
исправить этот недостаток, по нашему мнению,
следует внести соответствующее дополнение в
“Положение о лицензировании деятельности по
разработке, производству и утилизации
вооружения, военной техники и боеприпасов”,
утвержденное правительством РФ 27 марта 1998 г. Наконец, в научных кругах и на совещаниях
специалистов много говорится о необходимости
налоговых льгот для подобных структур. На самом
деле
нужны не льготы, а разумный неформальный
подход к налогообложению интегрированных
структур. Очевидно, что их бичом всегда будут
так называемые суммовые разницы, съедающие всю
валютную прибыль у корпораций – экспортеров
продукции, если им не будет позволено
вести
сквозную учетную политику в привязке к
контрактной цене экспортируемой продукции.
Для таких структур необходимо также
осуществлять
возврат НДС по курсу на дату возврата, иначе
практически никогда не будет рентабелен экспорт
сложной, затратной продукции с невысокой нормой
прибыли. Кроме того, многие проблемы
налогообложения, учета, контроля были бы сняты,
если ввести
оплату налогов с конечного
продукта, реализуемого корпорацией, а не
“сдергивать” налоги на каждом уровне
кооперации. Это, безусловно, не исчерпывающие, но абсолютно
конкретные, очевидные шаги, которые позволят
резко интенсифицировать создание корпоративных
структур и обеспечить им возможность
эффективного функционирования. |