Номер 1/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Управление предприятием


Инструментарий для формирования стратегии предприятия

ВАЦЛАВ ДУФАЛА
кандидат экономических наук,
доцент Технического училища
г.Кошице (Словацкая Республика)


• Философия предприятия - основа формирования его стратегии
• Правильная постановка целей является главной предпосылкой успеха
• Для стратегических разработок решающее значение имеет информационное обеспечение

Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности (так называемой его философии) и оглашения соответствующего послания, в котором сообщается о его предназначении (миссии). Исходя из этого устанавливается форма реализации стратегии и делается ее окончательный выбор.

n Философия предприятия включает в себя следующие элементы:

основной замысел, отражающий цели предприятия, его стратегию и направленность деятельности;

описание предприятия - его история, параметры, возможности и преимущества, стратегические цели и способы их реализации в современных условиях, мотивы деятельности, девиз;

философия заказчиков - целевые группы, их интересы, сбытовая политика;

внутрифирменная политика - основы управления предприятием, информационно-коммуникационная система, система оплаты труда, пути повышения квалификации работников, инновационная и социальная политика, соблюдение этики менеджмента;

связи с партнерами - капиталовложения, финансовая политика, снижение уровня риска, распределение прибыли;

отношение с другими организациями - выполнение обязательств, обеспечение стабильности в работе, охрана окружающей среды, вложения в развитие региона.

Опыт процветающих корпораций, например IBM, свидетельствует, что основной замысел деятельности фирмы часто имеет большее значение, чем технология, финансовая база и организационная структура.

Предпринимательская философия в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия. Послание, устанавливающее границы деятельности, обычно публикуется в печати. В нем указывается область деятельности, отвечающая запросам потребителей, описываются рынки сбыта продукции и технология ее изготовления. Послание также может содержать изложение способов финансирования предприятия, осуществления инноваций, перечень прав работников и акционеров и т.п.

n Принципы и основополагающие моменты предпринимательской стратегии являются неотъемлемой частью "паблик рилейшнс" (общественных связей) предприятия. Они отражают этику менеджмента фирмы, которой придается большое значение при установлении ее рейтинга.

Схема 1. Процесс формирования и контроля стратегических целейСхема 2. Факторы организационной культуры компании

В соответствии с этической направленностью различают следующие виды стратегии:

ориентированную на акционеров - максимальный учет интересов всех акционеров;

привилегированную - ориентация в основном на интересы менеджеров и менеджмента;

ограничительную - максимальный учет интересов узкой группы акционеров или отдельных работников;

социально-гармоничную - стремление в первую очередь обеспечить социальную гармонию в трудовом коллективе;

жесткую - ошибочное целеполагание обусловливает конфликты среди менеджеров и ведет к изменению целевых установок акционеров;

персонифицированную - создание условий для наиболее полной реализации индивидуальных проектов и процветания всех членов корпорации.

Подобные этические принципы находят отражение главным образом в американском и японском менеджменте. Вместе с тем они завоевывают все большую популярность и в Европе, прежде всего в управлении крупными фирмами. Ведущие консультационные и рейтинговые организации обычно оценивают уровень менеджмента той или иной компании в соответствии с так называемой концепцией 7 С (структура компании, стратегия, система управления, стиль деятельности, сноровка (мастерство), состав кадров, стратегические цели).

n Основной замысел и предпринимательская философия необходимы для установления стратегических целей владельцев предприятия, его менеджеров, работников, а также для завоевания доверия заказчиков и остальных заинтересованных субъектов с тем, чтобы не возникал конфликт их интересов. Кроме того, стратегические цели крупных корпораций должны учитывать влияние общего и непосредственного окружения.

Четко сформулированное послание, предпринимательская философия и основной замысел - не единственные источники информации для формирования стратегических целей. Чрезвычайно важна информация о внутренней и внешней среде, предполагаемой динамике рынка, конкуренции и остальных факторах окружающей обстановки. Процесс постановки стратегических целей представлен на схеме 1.

Глобальной предпосылкой успешной разработки стратегии управления на любом уровне является правильное определение целей. Лишь зная цели можно искать пути и средства их реализации. Цели следует устанавливать в следующих областях деятельности: конкуренция и участие в рынке; рост прибыли; предложение продукции потребителям и целевые рынки; маркетинг и сбыт; производство и труд; распределение доходов; исследования и разработки; результаты производства; финансы и контроль.

n В крупных компаниях уровень управления во многом зависит от стиля стратегического управления. Обычно различают три таких стиля - жесткий финансовый, жесткий стратегический и гибкий стратегический. Выбор того или иного стиля или их сочетания зависит от требуемого планового воздействия. Например, для холдингов подходит гибкий стратегический стиль, характеризующийся концентрацией планового руководства на уровне холдинга, что четко проявляется в стратегическом планировании.

n При стратегическом планировании в транснациональных корпорациях, ориентированных на экспорт продукции, чрезвычайно важен так называемый интеркультурный менеджмент. Речь идет об учете комплекса факторов, формирующих организационную культуру компании, создающую ее имидж как в региональном, так и международном плане (схема 2).

Задача управления, в частности планирования, состоит в том, чтобы отдельные факторы способствовали реализации стратегии компании. Их следует учитывать в ходе стратегического управления и воплощать в жизнь прежде всего руководителям высшего и среднего звена.

n Очевидно, что для использования специфического инструментария при разработке стратегии прежде всего необходимо решить проблему информационного обеспечения и выбора методов обработки информации. Не случайно на долю данных из прейскурантов и анализа ценовой политики конкурентов приходится 56% сведений, полученных путем промышленного шпионажа, на долю сведений о создании новых изделий - 33, информации о методах производства - 6, результатов фундаментальных исследований и изучения стратегии компаний - 5%.

Методы и технологии стратегического менеджмента
Вид работ (операций, действий) Методы, подходы, технологии
Ситуационный анализ
Макроокружение фирмы:

• экономика и политика
• технология и экология
• правовое обеспечение
• демография, общество

• обзоры, информационные обобщения, проекты, отчеты, библиографические справки, статистические рефераты
• кабинетные исследования, разнообразные методы сегментации, сбора данных, анализа и статистической оценки
• PEST-анализ
Непосредственное окружение
(внешние связи, субъекты рынка)
:

• заказчики
• посредники
• конкуренты
• внешние влияния
• общественность
• поставщики

• анализ рыночной позиции, отношения к торговой марке и престижа фирмы
• анализ конкуренции и прочих влияний (кабинетные исследования и непосредственные наблюдения)
Собственно предприятие:

• результаты реализации целей прошлой стратегии
• оценка состояния маркетинговой
совокупности
• возможности, ресурсы
• маркетинговая инфраструктура

• сравнительный анализ "цели - план - факт - оптимизация - отклонения"
• причинный анализ, пирамидальная структура
• анализ, балльная оценка возможностей и способностей
• информационная служба, бухгалтерский и оперативный учет
Конфронтационный анализ
(предприятие - конкуренция)
:
идентификация слабых и сильных сторон на основе оценки возможностей с помощью инструментария маркетинговой совокупности
• анализ SWOT
• методы сравнительного анализа
Детальный анализ параметров
маркетинговой совокупности
:

• анализ позиций стратегических единиц в области рыночных цен
• анализ процесса продаж продукции, затрат и прибыли в течение жизненного цикла изделия
• анализ доли торговых расходов
• анализ цикла "продукция - рынок -
товарооборот - прибыль - затраты"

• анализ портфеля заказов (по методике Boston Consulting Group, Mc Kinsey, сочетание анализа портфеля и поступления денежных средств)
• классификация продукции по П.Дракеру
• метод анализа сбыта в течение жизненного цикла изделий
• АВС-анализ, оптимум Парето
Синтез: определение актуальных проблемных областей, узких мест, ограничений, шансов, опасностей, рисков • причинный анализ
• анализ SWOT, анализ портфеля заказов
Прогнозы и предсказания

• динамика окружения предприятия
• динамика параметров рынка
• динамика параметров фирмы

• сценарий развития
• нормативный метод
• анализ временных рядов, экстраполяция тенденций, анализ критических связей
• операционные исследования, имитационные модели
• методы экспертных оценок Дельфи, мозговой атаки и др.
Планирование целей

• миссия фирмы, ее идентификация, путь развития
• выбор целевого рынка (сегментов и локальных рынков)
• профилирование предложений
• целевые приоритеты, целевые траектории
• масштабы целей (технико-экономическая оценка, эффективность с учетом временных и пространственных параметров)


• портфель заказов (план)
• SWOT (план)
• модели принятия решений, методы оценки вариантов
• операционные исследования, моделирование
• анализ риска
• методы творческого мышления при стоимостном анализе
• методы экспертных оценок
План стратегических операций

• выделение стратегических предпринимательских подразделений
• типовая стратегия роста, конкурентная стратегия
• стратегические операции с помощью инструментария маркетинговой совокупности
• формулирование стратегических вариантов
• идентификация и оценка потенциально узловых проблем и рисков
• коррекция на основе обратной связи

• портфель заказов (план)
• SWOT (план)
• операционные исследования, моделирование
• методы теории запасов, теории массового обслуживания (очередей)
• методы сетевого анализа
• анализ риска
• метод мозговой атаки, прочие методы стоимостного анализа
• методы экспертных оценок

Следовательно, компании работают с информацией, взятой прежде всего из анализов, прогнозов и изучения тенденций. Основу информационного обеспечения составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей и величин, влияющих на управление и результаты работы компании. Важную роль при этом играет так называемый анализ параметров маркетинговой совокупности, который посредством информации о цене, продукции, месте ее производства и способе продвижения на рынок в значительной степени воздействует на решения, принимаемые при формировании стратегии предприятия.

При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются разнообразные методы анализа (прогнозирования), подходы и технологии. В таблице приведен перечень основных методов и технологий, которые предъявляют высокие требования к специальной подготовке работников, занимающихся стратегическим менеджментом.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz