Управление
социальным развитием
Безработица и политика занятости в
БолгарииЦВЕТЕЛИНА ГАНКОВА-ИВАНОВА доктор экономики
ИВАН ПЕТКОВ доцент, заведующий кафедрой “Публичная
администрация” Технического университета (Болгария)
• Отсутствие правовой, институциональной и
информационной основ лишает успеха политику
занятости в Болгарии • Положительные явления в сфере занятости имеют
пока ограниченный характер
Одна из целей экономической реформы в Болгарии
- установление рынка труда с присущими ему
структурами и механизмами. Процессы, протекающие
в этой области, характеризуются следующим: • значительное снижение уровня занятости; • распад централизованно-плановых отраслевых,
региональных и профессиональных структур
занятости и постепенное формирование новых; • существенные перемены в движении рабочей
силы - как в общем ее обороте, так и в
характеристике его форм. Развитие отдельных компонентов рынка труда
находится в зависимости от общего хода
экономических перемен. Анализ занятости и
состояния безработицы в рамках
институциональной и информационной базы
натыкается на ряд ограничителей, из-за которых
многие явления приходится рассматривать при
помощи косвенных показателей. Ограничители
могут быть двух видов - институциональные,
связанные с отставанием трудового
законодательства от формирующихся
экономических условий, и эмпирические,
обусловленные низкой надежностью статистики
фирм и трудовых бюро.
Состояние занятости
В 1994-1998 гг. в изменении занятости населения
наблюдались определенные закономерности (табл.
1). Ограниченный рост занятых вследствие сезонных
работ - результат оживления в сельском хозяйстве,
а также в области туризма и мелкого бизнеса.
Соотношение между числом безработных и числом
свободных рабочих мест достигает самых высоких
значений в феврале и декабре.
Уровень и динамика безработицы
Безработица была особенно велика в 1990-1993 гг.,
после чего до середины 1996 г. наблюдалось ее
уменьшение. Однако в конце 1996 г. и начале 1997 г. в
результате общего экономического и финансового
кризиса она снова возросла. Данные за 1998 г. показывают, что стабильной
остается тенденция последних лет,
свидетельствующая, что
зарегистрированными
безработными с правом на получение пособий
являются в основном освобожденные из сферы услуг,
хотя их число по сравнению с 1997 г. и уменьшилось
на 28,8%. В индустриальной сфере доля освобожденных
сократилась на 0,5%, и только в сельском и лесном
хозяйствах число безработных увеличилось на 4,9%. В 1998 г. средняя продолжительность пребывания на
рынке труда составила 9,3 мес., что ниже показателя
1997 г. практически для всех групп безработных.
Исключение составили лишь безработные без
определенной специальности. Быстрее получили
работу лица с высшим образованием - 5,9 мес.
Сократилось и число молодых людей, оставшихся
без работы на длительное время: их доля снизилась
на 3,3 пункта и достигла 12,6%. В 1998 г. число мужчин и женщин,
зарегистрированных в бюро труда, уменьшилось по
сравнению с предыдущим годом соответственно на
12,4 и 13,9%. Тем не менее безработица среди женщин
остается достаточно высокой: их доля составляет
54,9% общего числа не имеющих работы. Под влиянием сезонных факторов и
осуществляемой структурной реформы в 1998 г.
углубляется процесс перегруппировки
безработных по профессиональному признаку: доля
зарегистрированных безработных без
специальности и квалификации увеличилась до 61,1%
и остается наиболее многочисленной группой. В то
же время число безработных с рабочей
специальностью и специалистов уменьшилось
соответственно до 23,1 и 15,7%. Следовательно,
рабочая
сила, имеющая низкий образовательный уровень,
остается менее защищенной от экономических
перемен. Таким образом, сохраняется тенденция,
свидетельствующая, что безработные, окончившие
профессионально-технические училища и имеющие
образование менее восьми классов, составляют
наибольший удельный вес среди безработных - 58,4%.
Защита от безработицы и стимулирование занятости
Ход экономической реформы и хозяйственная
конъюнктура определяют и основные приоритеты
политики, проводимой в Болгарии на рынке труда.
Эта политика направлена на создание условий и
стимулов для обеспечения конкурентного и
адекватного рынка труда посредством оказания
помощи безработным в трудоустройстве,
профессиональной ориентации и реализации
программ и проектов стимулирования занятости.
Деятельность национальной службы занятости
сосредоточена в основном на следующих
направлениях: развитии нормативной деятельности; стимулировании занятости; обеспечении защиты при безработице; поощрении работодателей; повышении профессиональной квалификации,
профессиональном ориентировании и организации
обучения; защите национального рынка труда; реализации международных договоренностей и
проектов; контрольной деятельности. Основным источником финансирования активных и
пассивных мер на рынке труда выступает фонд
“Профессиональная квалификация и безработица”
(ПКБ). По сравнению с предыдущими семью годами в 1998 г.
наблюдается увеличение средств, выплаченных
фондом ПКБ. На их величину влияют
усовершенствование мер и программ, нацеленных на
стимулирование занятости и повышение
качественной характеристики рабочей силы. Таблица 1
Занятость в соответствии с наблюдением рабочей силы
Годы
| Изменение, %
| Коэффициент занятости, %
| Х.1994
| -
| 41,7
| Х.1995
| -1,6
| 43,9
| III.1996
| -1,1
| 43,1
| VI.1996
| 3,2
| 45,4
| XI.1996
| -1,4
| 44,7
| VI.1997
| 0,2
| 44,8
| XI.1997
| -2,0
| 43,9
| VI.1998
| 3,9
| 45,3
| XI.1998
| -7,2
| 42,4
| Источник: Национальный
статистический институт
Пассивные меры
при безработице
включают действия, связанные с социальной
защитой, а именно размер денежного обеспечения и
пособий. Уменьшение среднегодового числа лиц,
получивших пособие по безработице в 1998 г.,
является результатом изменений, наступивших в
структуре входного и выходного потоков
безработных. Активные меры. В соответствии с
приоритетами политики занятости, определенными
стратегией рынка труда, разработанной в 1994 г.
министерством труда и социальной политики,
продолжается тенденция к усовершенствованию
структуры расходов на активные меры. Законом о
защите населения при безработице и
стимулировании занятости регламентированы
следующие формы оказания помощи - посреднические
услуги в области занятости; создание условий для
минимальной трудовой занятости;
профессиональная подготовка и переподготовка
работников; содействие при поступлении на
работу; специальные услуги при организации
самостоятельной хозяйственной деятельности. Посреднические услуги. В 1998 г. из-за спада
производства в ряде отраслей экономики число
трудоустроенных безработных оказалось на 11,9%
ниже, чем в предыдущем году. Причем в наибольшей
степени это коснулось лиц без определенной
специальности. Для защиты этой категории
населения разработана
Программа временной
занятости, реализация которой позволила иметь
следующую структуру лиц, устроенных на работу в
соответствии с режимом регистрации: без права на
обеспечение и пособие - 72,4%, с правом на
обеспечение - 27,4%, с правом на социальное
пособие - 0,2%. Таблица 2
Безработные, получившие денежное
обеспечение и пособие по безработице
Показатели
| 1992
| 1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| Прирост % 1998/97 г.
| Обеспечение
| 129 240
| 163 098
| 145 659
| 107 509
| 98 660
| 148 046
| 109 283
| -26,2
| Социальные пособия
| 19 244
| 23 680
| 22 389
| 17 897
| 15 772
| 9 880
| 2 601
| -73,7
| |