Номер 2/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера
В мире все более значительное число людей привлекают проблемы качества. Доказательством тому служит состоявшийся в Будапеште Конгресс Европейской организации качества. При его закрытии прозвучало публикуемое ниже выступление, посвященное участию Венгрии во всеобъемлющей системе управления качеством.

Качество как двигатель общественного развития

ТИБОР АШБОТ
председатель попечительского совета премии IIASA-SHIBA


Естественным для любого общества делом является повышение жизненного уровня людей, или улучшение качества жизни, с какой бы точки зрения мы ее не анализировали, как в сфере экономики, так и других областях человеческой деятельности. Это побуждает специалистов разрабатывать такие средства, с помощью которых можно наиболее эффективно приблизиться к достижению намеченных целей. Но не все средства и не в каждом случае приносят ощутимый результат.

Если признать, что качество в широком смысле играет решающую роль во всех проявлениях жизни, то оно автоматически становится двигателем общественного развития.


Всеобъемлющая система управления качеством в Венгрии


Должны быть средства непременно целенаправленно используемые, и к ним можно отнести программу, которая стала известна под названием Всеобщая программа управления качеством (Total Quantity management – TQM), или проект Шиба.

В конце 80-х и начале 90-х годов Венгрия была одной из тех стран, которые испытали огромные политические и общественные перемены. Не будет преувеличением сказать, что именно Венгрия явилась инициатором перемен во всей Центральной и Восточной Европе. Во многих странах региона и особенно в Венгрии во все больших сферах общественно-экономической жизни развернулись движения, которые никак не могли вписаться в существующую систему. Эти общественные движения изменили рамки советского блока и его теоретические концепции. Решающую роль здесь играла сама экономика, те компоненты, которые определяли ее функции. Иллюстрацией экономического упадка тогдашнего периода стало сокращение ВНП.

Защитили от полного развала в период закрытия самых значительных экспортных рынков (восточного блока и Советского Союза) осознание необходимости адаптации к уровню и качеству жизни развитых западноевропейских стран.

Появилось “теплое течение” новой эпохи – возможности интегрирования экономики в рынок ЕС.

Венгрия оказалась в счастливом положении (и это было для нее первым результатом периода разрядки напряженности), когда стала членом ИИАСА, образованного еще в середине 70-х годов. В период создания институт выполнял роль моста между жестко разделенными Востоком и Западом. Те, кто близко знаком с его деятельностью знают, что эта связующая роль оказалась серьезным фактором перемен, происходящих в “восточных странах” в конце 80-х годов. Венгерская программа управления качеством создала возможность использовать в политической, общественной, экономической и деловой сферах страны знания специалистов самого высокого профессионального уровня, основывающиеся на японских и американских достижениях.

В 1987 г. по инициативе тогдашнего министерства промышленности профессор Шойи Шиба (Shji Shiba), работавший в люксембургском отделении ИИАСА в качестве профессора-соискателя, получил приглашение на многонедельный семинар, организованный для руководителей предприятий и специалистов с целью обучения методике TQH. По случаю семинара бывший директор ИИАСА профессор Томас Ли (Thomas Lee), профессор Шойи Шиба, министр Ласло Капой (Lбszlу Kapoly) и я провели переговоры, в ходе которых пришли к соглашению об учреждении премии качества имени Шиба (Shiba-dij). Была достигнута договоренность о том, что премию будут получать предприятия и частные лица, добившиеся выдающихся результатов в осуществлении программы TQM. Основную ее концепцию отражают следующие положения:

а) внедрение наиболее прогрессивных знаний с учетом традиций, имеющих глубокие национальные корни. Предполагается не копирование, а создание собственной методики такого внедрения, которая исходит из опыта прошлого и культурных традиций, стимулируя размах деятельности отечественных специалистов;

б) должен быть разработан собственный потенциал исследований. База для этого – не только информация о накопленных знаниях, но и использование опыта и наработок предприятий;

в) привлечение к работе широкого круга специалистов, начиная с самого высшего звена руководителей до самого низшего уровня иерархии.

Улучшение качества не может быть достигнуто исключительно путем развития системы контроля над производством. Необходимо совершенствование функций предприятия. Промышленность и общество, от рабочего, занятого на конвейере, до министра, обязаны осуществлять программу повышения качества.

Премия IIASA-SHIBA присуждается на основе реальных наработок и их распространения. Ее вручает министр промышленности в торжественной обстановке. В этом акте всегда принимает участие профессор Шиба. Победителям вручается грамота, памятная медаль и денежное вознаграждение. Результаты конкурса широко освещаются в средствах массовой информации.

В конкурсах принимают участие предприятия (фирмы) или учреждения (больницы, школы, офисы и т.д.), предприниматели, группы лиц или учреждений, отдельные лица.

За 10 лет существования присуждено более 200 премий IIASA-SHIBA. Награждено 36 конкурсантов.


Дальнейшее развитие


Со второй половины 90-х годов приняты новые направления упомянутого проекта. Круг предприятий, фирм и учреждений, входящих в категорию удостаиваемых премии расширен в соответствии с потребностями перехода к рыночной экономике.

Открылись конкурсные возможности для таких отраслей, как сельское хозяйство, транспорт и сфера услуг, особое внимание уделяется образованию и здравоохранению.

Планируем ввести в число претендентов сферы государственного управления, самоуправления, социальную, хозяйственных и банковских услуг, общественной безопасности, а также полицию и армию. К концу планового периода, т.е. до 2003 г., будут охвачены все области экономической и общественной жизни.

Естественным образом это повлечет за собой разработку программ повышения качества отдельных секторов. Формулирование самого понятия качества потребует совершенно нового сочетания деятельности различных организаций. Поэтому, безусловно, возникнет необходимость в разработке соответствующей системы критериев и способов оценки.

Одна из самых трудных задач – найти возможность и способы квантитативной характеристики деятельности, поскольку качество, оцененное количественно сможет составить одновременно основу и для сопоставления, и для правильной оценки, и для присуждения премии. Конечной же целью является улучшение качества жизни – основа и наиважнейший фактор позитивного развития общества.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz