Номер 2/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Япония: государственная политика в области образования

СЕДА МАРКАРЬЯНЦ
доктор экономических наук,
ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН


• Образование - один из приоритетов государственной политики и непременное условие динамичного развития общества
• Реформа образования рассматривается как ответ на вызов эпохи информатизации

Успехи Японии, второй экономической державы мира, во многом связаны с высоким уровнем образования. Не случайно Японию называют великой образованной державой.

Действительно, в этой стране всегда придавали большое значение просвещению. Стремление к более высокому статусу - свойство японского менталитета. На протяжении всей истории страны образование было непреходящей духовной ценностью, одним из приоритетов государственной политики, базовым компонентом "японского чуда".

Сегодня в условиях серьезных социально-экономических перемен правительство ставит перед образованием новые крупномасштабные задачи. В эпоху информатизации, софтизации, венчурного бизнеса нужны не столько "трудолюбивые пчелы", сколько оригинально мыслящие специалисты. Задача их подготовки решается в ходе текущей реформы образования. Ей придается даже более важное значение, чем проводимой ныне административной реформе, с которой связывают выход из затянувшейся рецессии 90-х годов.


Роль государства в определении основных параметров системы образования


Японское правительство держит под контролем структуру образования, внося в нее коррективы в соответствии с потребностями общества. Система образования до сих пор базируется на принятых в 1947 г. Основном законе об образовании и Законе о школьном образовании, в которые по мере необходимости вносились соответствующие поправки.

Система включает дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Детские сады также находятся в ведении министерства просвещения, что имеет большое значение для контроля над всем процессом формирования личности. Более половины из них частные, остальные принадлежат в основном органам местного самоуправления и лишь незначительная часть - государству.

Для дошкольников существуют и дневные центры (60% из них - государственные). По закону они не относятся к учебно-воспитательным учреждениям, поскольку курируются министерством социального обеспечения, но дают такую же подготовку, как и детские сады.

В целом свыше 90% дошкольников проходят через данные учреждения. Это способствует раннему приобщению их к социальной жизни, усвоению духовных ценностей, стереотипов поведения, что помогает сохранить преемственность в обществе.

Срок обучения в начальной школе составляет 6 лет, средней школе первой и второй ступеней - по 3 года, высших учебных заведениях, как правило, 4 года. Обязательное 9-летнее образование является бесплатным. В соответствии с административным делением в каждом микрорайоне имеется одна государственная школа системы обязательного образования, которую посещают все проживающие там дети. Частные школы охватывают лишь незначительное число учеников. Средних школ второй ступени, как правило, несколько в одном районе, в них можно учиться по свободному выбору.

Министерство просвещения совместно с Советом по программам обучения, организованном при министерстве, занимается разработкой курсов обучения, обязательных для начальных и средних школ. Эти курсы призваны поддерживать единые государственные стандарты обучения. Министерство определяет также курсы для изучения в университетах и колледжах, но их содержание и методика преподавания являются прерогативой самого высшего учебного заведения.

Для школ всех ступеней существуют учебники обязательного пользования. Выбор их из числа одобренных министерством возлагается на соответствующие отделы образования органов местного самоуправления или директоров государственных школ. С середины 60-х годов учебники для обязательного обучения предоставляются бесплатно, в том числе в частных школах, вечерних и заочных отделениях средних школ второй ступени, школах для детей-инвалидов. Каждые три года в учебники вносятся поправки в соответствии с изменениями, сделанными в курсах обучения.

Японской системе образования свойственны очень жесткие экзамены при переходе на каждую последующую ступень обучения. Это породило репетиторство, ставшее по сути вторым обязательным образованием. Абитуриенты вынуждены ходить на дополнительные занятия в специально созданные для этого частные учебные центры или заниматься с преподавателями дома. Хотя система вступительных экзаменов постоянно совершенствуется, этот вопрос продолжает беспокоить японское общество.

В целом система образования является достаточно эгалитарной. Строгие экзамены независимо от социального положения поступающих помогают отобрать наиболее достойных. Вместе с тем большое значение придается престижности всех типов учебных заведений. Элитарный детский сад нередко автоматически открывает двери в соответствующие школы и университеты, что в свою очередь гарантирует место в политической и экономической элите.

Таким образом, при всей эгалитарности остается иерархичность системы, и качество высшего образования не всегда является критерием для занятия высших постов в административных органах. В  то же время японская система образования содействует стиранию различий между социальными группами. Представитель любого слоя, окончивший, например, Токийский университет, уже принадлежит к клану его выпускников, что обеспечивает ему высокий статус в обществе.


Управление системой образования


Административное руководство системой образования осуществляет министерство просвещения, входящее в структуру правительства. К его компетенции относятся также культура, религия, наука и спорт.

Министерство просвещения определяет принципиальные направления организации школьного обучения. В последнее время особое внимание обращается на непрерывное образование (на протяжении всей жизни). Это связано с увеличением активного возраста за счет высокой продолжительности жизни и участившейся сменой профессий из-за изменений социально-экономической ситуации.

Министерство контролирует составление стандартных программ обучения и написание учебников. Его одобрение необходимо при учреждении новых префектуральных, муниципальных, частных университетов и колледжей. Государственные высшие учебные заведения подчинены ему непосредственно. Министерство курирует отделы образования нижестоящих административных органов и оказывает содействие в их работе.

Финансирование системы образования осуществляется из средств государственного бюджета и местных органов самоуправления в префектурах и муниципалитетах. Специального налога на образование не существует, и средства берутся из общей суммы расходной части государственного и местных бюджетов.

Японская концепция образования предусматривает, что каждый ребенок вправе рассчитывать на обучение учителями одинаковой квалификации в равноценно оснащенных школах. Поэтому государство финансирует не только находящиеся в его ведении учебные заведения, но и отчасти принадлежащие местным органам самоуправления, а также частные школы. Из центрального бюджета оплачивается половина заработной платы учителей системы обязательного образования и от одной трети до половины расходов на поддержание и оснащение школьных зданий. Роль государства в системе образования исключительно велика - на эту сферу тратится до 8% ассигнований центрального счета бюджета.

Свыше половины бюджетных средств (по данным на 1995 г.) направляется на обязательное и специальное образование, чуть более 1/4 переводится на специальный счет государственных учебных заведений, примерно 5% тратится на субсидии частным университетам, 4,4 - на оборудование школ в префектурах и городах, 1,6 - на научно-исследовательскую работу и столько же на стипендии, около 1% - на покупку учебников.

Специальный счет государственных учебных заведений, созданный в 1964 г., предназначается для привлечения дополнительных средств в сферу образования. В 1995 г. более 60% его доходной части составляли переводы с общего счета, остальное приходилось на заработки самих учебных заведений, главным образом университетов.

Среди них около 18% дают доходы от университетских больниц, 12 - от платы за обучение и прием экзаменов, 3 - от научных исследований, проводимых совместно с НИИ частного сектора экономики, 3% составляют займы. Средства с этого счета тратятся по следующим основным статьям: 55% - на оплату персонала, 17 - организацию учебного процесса и научно-исследовательскую работу, 12 - обслуживание больниц, 10% - улучшение оборудования и содержание помещений.

Главным источником финансирования частных учебных заведений, среди которых большинство - университеты, являются различные виды платы за обучение. В соответствии с Законом о содействии частным школам государство также оказывает им поддержку, выплачивая субсидии. Они тратятся главным образом на оборудование учебных помещений и проведение исследовательских работ. Кроме того, государство предоставляет долгосрочные низкопроцентные кредиты на эти же цели через Японский фонд развития частных учебных заведений.

Несмотря на государственное субсидирование системы образования, бремя, лежащее на учащихся, главным образом студентах, весьма чувствительно. Обучающиеся в государственных и муниципальных университетах и колледжах платят от 1 до 2 млн иен (10-20 тыс. долл.) в год, а в частных учебных заведениях - примерно на 1/3 больше. В результате свыше 80% студентов вынуждены подрабатывать, при этом 60-70% постоянно. Более половины студентов нуждаются в стипендиях, но их получают лишь 44,4% обучающихся в университетах и 10% в колледжах. Несколько лучше ситуация у аспирантов и докторантов - стипендиями пользуются соответственно 45 и 63%. Они выплачиваются главным образом через Японский фонд стипендий.


Реформа образования


Социально-экономические перемены на рубеже 70-80-х годов поставили перед образованием новые проблемы. Компаниям стали нужны не просто хорошо подготовленные кадры, а думающие работники. Изменения касаются всего комплекса системы образования - начального, среднего и высшего, непрерывного обучения, административного управления и финансирования. На всех уровнях образования предоставляется большая свобода выбора, гибкость и многовариантность обучения с упором на развитие творческих способностей.

Децентрализация и большая самостоятельность на местах касается административного управления и финансирования. Продолжается стимулирование непрерывного образования с переносом центра тяжести на обучение в течение всей жизни человека. Это позволяет оставаться активным членом общества с учетом 80-летнего жизненного цикла японцев.

Реформу образования намечено завершить в начале следующего столетия. Наиболее важным компонентом является перестройка высших учебных заведений - самого узкого места всей системы образования. Ее реализация решает две задачи - сформировать квалифицированные трудовые ресурсы, отвечающие нынешнему уровню научно-технического прогресса, и обеспечить науку творческими кадрами. Высшая школа должна содействовать воспитанию у человека потребности в непрерывном обучении. Поэтому здесь обращается больше внимания на раскрытие индивидуальных способностей личности, от чего во многом будет зависеть развитие страны в XXI в.

Совет по университетам, созданный по рекомендации Государственного комитета по реформе образования (1987 г.), детально проработал все аспекты реформы высших учебных заведений, учитывая широту интересов современной молодежи, многообразие мотиваций обучения, стремление к повышению статуса в обществе.

Большое внимание к реформе образования проявляют и различные объединения крупного бизнеса. Они представили ряд докладов по этой проблеме - "Рекомендации относительно улучшения научно-исследовательской работы в университетах", "Человеческие ресурсы, необходимые японским компаниям, и подходы к образованию в будущем", "Университетское образование, отвечающее на вызов новой эпохи, и точка зрения по этому вопросу делового мира".

С учетом этих рекомендаций и пожеланий правительство наметило ряд мероприятий по улучшению работы учреждений высшей школы и предложило университетам обратить на них внимание исходя из собственных концепций обучения. Для совершенствования содержания обучения вводились новые, в основном междисциплинарные предметы, знание которых необходимо для управления бизнесом в условиях информационного общества. Это вело к диверсификации университетских курсов и требовало новых методов обучения. Увеличилось число семинарских занятий, которые дают возможность вести дискуссии небольшим группам студентов. Для работы в университетах стали привлекать экспертов - работников крупных фирм, а также ученых из НИИ различных компаний. Это вызвано необходимостью готовить квалифицированные молодые кадры с высоким интеллектуальным потенциалом. Таким образом осуществляется более строгая увязка общего и специализированного обучения на протяжении всего периода пребывания в университете.

Важной проблемой, вставшей перед системой образования, является повышение уровня преподавания иностранных языков, особенно в высшей школе. В немалой степени это отвечает потребностям подготовки управленческих кадров для работы на японских предприятиях за рубежом, прежде всего в странах Европы и США.

Неотъемлемой частью жизни университетов стал процесс информатизации. 80% из них имеют специальные лаборатории, где студенты получают навыки работы с компьютером. В 40% учреждений высшей школы информатика стала обязательным предметом. Растут требования к методам обучения и квалификации преподавателей. Каждый университет должен обеспечить студентов всей необходимой информацией не только об общих программах обучения, но и содержании каждого курса. Эти сведения закладываются в базу данных, к которой имеют доступ все студенты. Таким путем выясняется их отношение к тем или иным курсам, что заставляет преподавателей постоянно повышать квалификацию.

В реформировании высшей школы большое внимание уделяется аспирантуре, к которой предъявляются новые, более жесткие требования. Это касается организации занятий и их содержания. Аспирантура имеется во всех государственных университетах и более чем в половине муниципальных и частных.

Слабым звеном в системе высшей школы остается недостаточная финансовая база, особенно в сфере научно-исследовательской работы. В условиях затянувшегося спада экономики не только государство практически не увеличивает ассигнования, но и частный бизнес не спешит с оказанием финансовой помощи. Поэтому университеты стремятся сами расширить источники денежных поступлений. Одним из перспективных направлений в этом плане является крупномасштабное сотрудничество с бизнесом в научных разработках. К данной работе подключаются студенты технических факультетов и факультетов, готовящих специалистов по управлению (последние имеются практически во всех университетах).

В ходе реформирования системы образования большое внимание уделяется совершенствованию работы административных органов в этой сфере. Речь идет прежде всего о существенных переменах в деятельности министерства просвещения - усиливается исследовательская и аналитическая работа, совершенствуется организационная структура. Для того чтобы повернуть образование к насущным проблемам общества, в 1988 г. создано специальное бюро по вопросам непрерывного обучения, реорганизован Национальный институт по проблемам образования, дана большая свобода частным школам в выработке программ обучения, способствующих воспитанию творческой личности.

Итак, в ходе реформы особое внимание обращено на новации в средней школе как подготовительный этап для поступления в университет, и на аспирантуру как заключительный этап высшего образования. В целом проблема образования постоянно находится в центре внимания правительства.

В заключение хотелось бы отметить, что японский опыт представляет интерес для России при выработке концепции дальнейшего реформирования системы образования.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz