Номер 4/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Менеджмент и маркетинг


Менеджмент и устойчивый экономический рост

МАРШАЛЛ А.ГОЛДМАН
профессор, заместитель директора Русского исследовательского центра Дэвиса Гарвардского университета (США)


• Ориентация менеджеров на содействие стабильному развитию экономики должна сопровождаться изменениями как в управлении фирмами, так и в их внешней среде
• Необходимы скоординированные усилия делового сообщества
по отстаиванию своих интересов на всех уровнях государственного управления
• Приватизация сама по себе не является гарантией более эффективного функционирования предприятий

Важнейшая задача, стоящая перед российским менеджментом, – осуществление такого управления бизнесом, которое способствовало бы достижению долгосрочного устойчивого роста экономики. Пока данная проблема далека от решения. Вопрос в том, что на этом пути много препятствий при недостатке необходимых стимулов. В существующих условиях управленцы вынуждены затрачивать массу усилий, чтобы выдерживать давление коррумпированной бюрократии и мафиозных групп, маневрировать в паутине противоречивых законов, наконец, иметь дело с потребителями и поставщиками, строящими отношения с партнерами не на прозрачности, соблюдении деловой этики и договорных обязательств, а на хитрости, коварстве и устрашении.

Некомпетентность менеджмента во многом способствовала приостановке и деформации с 1991 г. экономического роста, а начавшееся в 1999 г. и продолжившееся в 2000 г. оживление отнюдь на явилось результатом эффективного управления.

Очевидно, что любые попытки побудить менеджеров при руководстве бизнесом не упускать из виду проблему достижения устойчивого развития должны сопровождаться преобразованием всей экономической и деловой практики, серьезными изменениями как в управлении фирмами, так и в их внешней среде.

Это длительный процесс, который потребует от делового сообщества скоординированных усилий по отстаиванию своих интересов на всех уровнях госуправления. Представляется целесообразным объединение менеджеров в организации типа гильдий, как это происходило с ремесленниками и купцами в Европе в средние века. Такие группы должны разрабатывать и проводить в жизнь нормы и кодексы поведения для своих членов. Наиболее действенный путь, на наш взгляд, – реорганизация и расширение влияния торговых палат или подобных групп инвесторов с целью воздействия на государственные органы и промышленные ассоциации в сторону нужных изменений.

Положительными примерами могут служить Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Польская конфедерация частных работодателей, Российская профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), московский “Клуб 2015" (некоммерческая организация менеджеров и предпринимателей). Усилия последнего по разработке эффективных процедур корпоративного управления и работа банка ”Тройка-Диалог" по классификации акционерных компаний с точки зрения качества корпоративного управления представляют шаги в нужном направлении.

Вместе с тем группы поддержки должны действовать таким образом, чтобы не создавать картелей и не ограничивать возможностей вхождения в бизнес или конкуренцию. Чем больше появится новых конкурентов, поощряемых к совершению операций, тем выше будет их заинтересованность в защите и расширении своего бизнеса, а также вероятность успеха в ограничении произвола со стороны государства и мафиозных структур.


Необходимо изменить
внешнюю среду бизнеса


Хотя экономика России нередко страдает от недостаточного или неэффективного государственного контроля, первостепенной задачей, как это ни покажется парадоксальным, должны стать дерегулирование и дебюрократизация условий работы хозяйствующих субъектов. Исследование, проведенное в Москве и Варшаве с целью определить степень прямого вмешательства государственных органов в текущую хозяйственную деятельность предприятий, показало, что количество проверок, которым подвергались в течение года московские менеджеры, в 2 раза превысило аналогичный показатель у их варшавских коллег. Согласно ответам, штрафы были наложены на 83% московских и 46% варшавских управленцев1.

“Противоядием” должно стать совершенствование законодательства, устранение его противоречивости и недостаточной определенности, сокращение прямых регулирующих процедур, значительное упрощение порядка создания и ведения бизнеса, в частности уменьшение лицензируемых видов деятельности (разумеется, фирмы, выпускающие продукцию, от которой зависит здоровье потребителей, требует особого контроля). Принятию таких мер, преграждающих пути для вымогательства, взяточничества, бюрократических проволочек, нарушений законов и т.д., призваны способствовать бизнес-группы.

От проблем такого рода не застрахованы и американские фирмы, подвергающиеся многочисленным проверкам со стороны технических, санитарных и финансовых инспекторов. Нередко это приводит к вымогательству и нелегальным сделкам, поскольку обычно дешевле дать взятку инспектору, чем платить за устранение тех или иных нарушений. Поэтому так необходимо усиление прозрачности.

Составной частью политики реформ, на наш взгляд, должно стать усиление внимания делового сообщества к созданию пользующегося доверием и уважением аппарата государственного управления. Прием на госслужбу и выдвижение чиновников целесообразно осуществлять с использованием экзаменационной системы и оценки достижений. Доходы госслужащих следует сделать предметом публичной информации.

Менеджерам необходимо побуждать региональных руководителей обеспечивать стимулы для привлечения инвесторов, как внутренних, так и внешних. Конкуренция в этом областей и регионов может стать полезным инструментом совершенствования управления. Известно, что в США, например, штаты соревнуются друг с другом в предложении инвесторам налоговых стимулов и инфраструктурной поддержки. В определенной степени то же начинает происходить и среди российских губернаторов.


Как управлять на микроуровне


Наряду с важностью управленческих решений, призванных воздействовать на внешнюю среду бизнеса, большое значение имеют действия менеджеров, которые они могут или должны предпринять, чтобы непосредственно влиять на работу своих предприятий. Более того, поиск решений, направленных на обеспечение общего роста экономики, не всегда совпадает с ответом на вопрос, как управлять собственным бизнесом.

n Имеется альтернатива – централизованное или децентрализованное управление. Наиболее подходящей моделью для российских условий многие считают вертикальный, или централизованный, менеджмент, являющийся в определенном смысле отголоском советской системы.

Отметим, что и в зрелых рыночных экономиках значительное число предприятий, особенно крупные сети розничной торговли, придерживаются подобной модели. Обычно они вводят стандартные процедуры или схемы, которые, по их мнению, будут хорошо работать при любых условиях. Сегодня данный подход облегчается за счет применения современной технологии и средств управления, позволяющих вести постоянный учет по каждой операции и осуществлять контроль запасов, что было недоступно 30 лет назад.

Хотя централизованный контроль оказался успешным в некоторых быстрорастущих торговых сетях США (таких как “УолтМарт”), вопрос о том, является ли он оптимальным способом стимулирования национального экономического роста, остается открытым.

На наш взгляд, гораздо продуктивнее, по крайней мере теоретически, поиск путей развития индивидуального творчества, инициативы снизу. Даже если общество в целом еще не созрело, чтобы взять на себя ответственность за собственные действия, отдельные личности и корпоративные секторы готовы к этому. Однако требуется более высокий уровень общественного сознания и деловой этики.

Молодое поколение должно быть в большей степени заинтересовано в соблюдении мировых стандартов деловой и профессиональной этики, хотя, как показывает практика, многие его представители не упускают возможности разного рода злоупотреблений при осуществлении сделок, мотивируя это сложившимися в России правилами игры.

Именно на это ссылалось, например, молодое руководство компании “Тюмень ойл” при захвате у “Сиданко” дочерней фирмы “Черногорнефть”, имевшей право на значительные запасы нефти, с использованием процедуры банкротства несмотря на наличие у нее ценных активов. Очевидно, что закон о банкротстве не соответствует этике ведения бизнеса XXI в.

В качестве положительного примера можно отметить успешное использование в сети ресторанов “Макдональдс” (первый открыт в Москве в 1991 г.) обслуживающего персонала, состоявшего из молодых людей, не имевших печального опыта работы в подобных заведениях в советское время. Выполнение ими своих обязанностей и отношение к посетителям полностью соответствовали мировым стандартам профессиональной этики.

На Западе, чтобы завоевать конкурентное преимущество, многие фирмы выделяют значительные средства для интенсивной подготовки персонала. Это происходит в форме специальных внутрифирменных курсов, финансирования обучения или получения степени в университетах и школах бизнеса и т.д. Поощряется наставничество со стороны самих работников, а также их личный вклад в рационализаторство. Использование этого опыта было бы, на наш взгляд, полезно для российских предприятий.

n Чтобы развивать инициативу снизу, менеджеры должны не только внимательно относиться к взглядам и идеям работников, но и находить способы вызывать у них чувство сопричастности к собственности, убеждать в том, что они разделяют общую судьбу с менеджментом и владельцами предприятия. Если обратиться к практике развитых стран, например США, то можно отметить такой хорошо зарекомендовавший себя метод стимулирования персонала, как годовое премирование по результатам работы компании: если годовая прибыль увеличилась на определенный процент, работники получают бонус сравнимой величины (подобную систему успешно применяла компания “Форд мотор”).

Вариантом премиальной системы, обычно используемым более широко в отношении высшего управленческого звена, является опцион на акции, т.е. право покупки этих ценных бумаг компании по фиксированной цене. Механизм стимулирования состоит в том, что успешная работа компании и рост прибылей ведут к повышению рыночной цены акций по сравнению с ценой опциона, предлагаемого работникам. В этом случае они могут выкупить акции по низкой цене опциона и получить моментальную прибыль. Еще более выгодно удержать опцион и реализовать его позднее, когда при благоприятном ходе дел разрыв между текущим курсом и первоначальной ценой акции увеличится еще больше. Поскольку курсовая цена акций служит показателем деятельности компании, лица, обладающие опционом, получают доказательства своей сопричастности, что побуждает их вносить свою лепту в процветание фирмы.

Нужно предупредить, однако, что при плохой организации опционы становятся непродуктивными. Если, например, они могут быть реализованы в короткий период, то получающие их лица будут стремиться повысить курс акций в краткосрочном плане в ущерб инвестициям в капитальные активы. Процессы восстановления капитала могут быть отложены или проигнорированы, чтобы повысить краткосрочные прибыли. Это способно привести к свертыванию исследований и разработок, если они не окупаются немедленно.

Косвенным методом воздействия руководства предприятий на состояние, производительность и стабильность персонала является предоставление дополнительных льгот и финансовой поддержки семьям сотрудников. Такая практика может быть использована и для неприбыльных организаций (например, колледж Уэллсли в США оплачивает своим преподавателям обучение их детей не только в самом колледже, но и в других учебных заведениях).

Хорошему отношению членов семей работников к фирмам, где они трудятся, способствует также спонсирование компанией программ отдыха и развлечений для своих сотрудников (новогодних вечеров, посещений цирка или спортивных мероприятий). Некоторые предприятия устанавливают так называемые семейные дни, когда домашние могут увидеть своих близких непосредственно за работой.

Многие американские фирмы используют подход, получивший название социальной ответственности. Они могут, например, взять на себя то или иное производство с учетом необходимости устранения экологических последствий, финансировать больницы, дома для престарелых, ветеранов и сирот, поддерживать центры дневного ухода не только для детей своих сотрудников, но и для остальной части жителей. Нередко корпорации соглашаются финансировать культурные и гражданские программы (оперные спектакли, выступления оркестров, спортивные команды). Такие инициативы помогают сформировать коллектив, гордящийся  предприятием и преданный ему, что в свою очередь стимулирует рост производительности и прибыли.

Подобная политика не всегда встречает поддержку всего персонала и акционеров. Некоторые считают, что такие меры должны осуществляться правительством и благотворительными организациями, а корпорации не могут отвлекать ресурсы от решения задач роста производительности и прибыльности. Эта критика в ряде случаев правомочна, особенно если та или иная программа приносит пользу узкому кругу лиц или организаций. Очевидно, что ценность программы и необходимость ее поддержки нуждаются в тщательном обосновании.

n Важная задача менеджеров – привлечение потребителей и удовлетворение их запросов. В конечном счете без потребителей нет производства, и даже при увеличении его объема прибыль может не расти.

Главные инструменты борьбы за покупателей – высокое качество продукции и разумные цены. Из мирового опыта организации сбыта можно почерпнуть различные методы привлечения перспективных покупателей, например предоставление гарантий возврата денег, если качество товара окажется ниже обещанного. Все большее число предприятий организует 24-часовые горячие телефонные линии для приема жалоб и запросов. Еще более широкие возможности обслуживания, включая заказы в режиме он-лайн, предоставляются через Интернет.

n Сосредоточив внимание на тех шагах, которые должны предпринять менеджеры для содействия росту, нельзя вместе с тем не отметить, что практика российских корпораций за последние 10 лет насыщена и противоположными примерами. Согласно ряду публикаций руководители отдельных компаний (в частности в сырьевых отраслях) практикуют передачу части своих активов по ценам ниже рыночных мало известным фирмам, принадлежащим их родственникам, что способствует накоплению личного богатства, но не имеет ничего общего со стимулированием экономического роста. Проданные объекты используются неэффективно, а в случае с предприятиями сырьевых отраслей нерациональные методы использования и консервации ресурсов ведут к неоправданному падению уровня производства. Это звучит предупреждением, что приватизация сама по себе не является гарантией более эффективного функционирования предприятия. Более того, именно частные собственники были наиболее активными участниками процессов отмывания денег и утечки капиталов из России.

***

Итак, существует много путей, используя которые российские менеджеры смогут способствовать развитию своих предприятий и устойчивому росту экономики в целом. Чтобы не допустить управленческих решений, ведущих к личному обогащению и наносящих ущерб государству, нужны система сдержек и противовесов, принятие и соблюдение поддерживаемых деловым сообществом справедливых законов, ведение бизнеса на основе международных норм деловой этики, дерегулирование и дебюрократизация условий деятельности предприятий. Все эти меры не только повысят привлекательность российской экономики для иностранных капиталовложений, но и создадут тот тип среды, который необходим для инвесторов, имеющих долгосрочные интересы, связанные не только с сырьевым сектором.


1The American Economic Review. – May 1997. – P.356-357.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz