Модели освоения странами ЦВЕ мирового опыта предпринимательства
ЭД КЛАРК
Школа менеджмента Королевского Лондонского Холлоуэй университета,
(Великобритания)
•Предприниматели в постсоциалистических странах
по-разному используют западные знания и опыт управления
•Вливание иностранных инвестиций сопровождается внедрением западных методов предпринимательства
и часто прямым подчинением местных предприятий
•Создание совместных предприятий обычно ведет к неравенству
в управлении между западными и местными предпринимателями
В постсоциалистических странах в ходе рыночных преобразований складываются различные
стратегические союзы, образуемые западными транснациональными корпорациями и местными
компаниями, которые порождают реальную управленческую и организационную практику.
Этим объясняется многообразие моделей предпринимательских институтов. Освоение западного
предпринимательского знания и опыта стало основным способом продвижения рыночных
экономических идей и ценностей в странах, исторически ориентированных на абсолютно
противоположные принципы. Нехватка внутренних сбережений в переходных экономиках
убедила специалистов в том, что эффективная и быстрая организационная трансформация
может основываться только на крупных вливаниях иностранного капитала. В дальнейшем
прямые иностранные инвестиции (ПИИ) обеспечили трансформирующимся предприятиям в
регионе Центральной и Восточной Европы не только столь необходимые финансовые средства
и технологию, но также знания в области менеджмента с целью реструктуризации человеческого
капитала и микроэкономических институтов.
Характер освоения иностранных инвестиций
Важно понять, как сотрудничество местных постсоциалистических
предприятий (особенно государственных) с западными ТНК содействовало постсоциалистической
трансформации, в том числе внутри таких корпоративных структур, как международные
стратегические союзы (МСС) или международные совместные предприятия (МСП). Как показала
практика, социально-экономическая трансформация оказалась более сложной и разнообразной,
чем вначале думали экономисты, стремящиеся привнести капитализм в бывшие социалистические
страны. Формирование микроэкономических институтов в этих странах отнюдь не копирует
модель рыночного капитализма и происходит по-разному. Это процесс, в котором участвуют
мощные микроэкономические агенты, действующие на руинах и использующие руины командной
экономики.
Разная степень конфликтности и несоответствие между западным знанием (и его агентами)
и постсоциалистической практикой (и теми, кто ее осуществляет) более характерны
для трансформации на уровне МСС, причем дают значительный эффект при формировании
институтов как на микро-, так и на макроуровне.
Конкретной площадкой передачи межкультурного знания обычно выступает международный
стратегический союз, такой как МСП (но не только), образованный западными ТНК и
местным предприятием в странах ЦВЕ. В условиях острой нехватки капитала и при отсутствии
опыта функционирования рыночной экономики данный союз становился для технологически
отсталых местных предприятий способом вхождения в глобальную экономическую среду
под крылом опытных ТНК, обладающих многочисленными деловыми связями. Сквозь призму
социально-экономической трансформации эти транснациональные площадки, или пространства,
– это не только важные микропримеры, вписывающиеся в общую картину, но и репрезентативные
«микрокосмы» формирования институтов благодаря сочетанию иностранного и местного
знания и опыта.
Подлинная социально-экономическая трансформация осуществляется тогда, когда данное
транснациональное общественное пространство оказывается заполненным знанием и практикой,
изменяющими существующий менеджмент. По моему мнению, типичный МСС в постсоциалистической
стране формируется вокруг основополагающих и глубоко асимметричных отношений, в
которых баланс власти систематически склоняется в пользу ТНК. Однако при этой структуре
господства заполнение транснационального общественного пространства (т.е. создание
институтов) – преимущественно социально-созидательные, в том числе политические,
отношения между обладателями властных полномочий, особенно теми, кто представляет
западную «донорскую» ТНК и местное предприятие-«реципиент». При этом развивающийся
общественно-политический процесс толкает к формированию конкретных моделей, которые
утверждают либо конвергенцию в сторону глобальной нормы, либо продолжающееся институциональное
многообразие, отражающее местные национальные или культурные нормы. Иными словами,
различия в подходах и действиях тех, кто обладает властными полномочиями (под влиянием
их стратегий передачи знания, вклада и потребностей в знании), порождают различные
формы управления транснациональными общественными пространствами.
Передача знания, трансформация и формирование институтов
Экономические перемены в постсоциалистических странах фактически
означают превращение командной экономики в другую систему – капитализм свободного
рынка. При этом передача и освоение знания часто представляется имитационным процессом,
западные модели воспроизводятся постсоциалистическими странами или пассивно, или
бездумно одобряются.
В качестве одного из наиболее распространенных механизмов подобного приобретения
знания, особенно на микроуровне экономической деятельности, предлагается иностранное
участие, например в виде ПИИ. Считается, что они важны в силу своей способности
обеспечивать проникновение западного опыта в трансформирующиеся общества и оказывать
стимулирующий эффект.
Подобное видение последствий передачи и освоения знания при вливании иностранного
капитала создает ряд взаимосвязей, основанных на структурных эффектах (схема 1).
Партнеры из стран ЦВЕ используют западные ноу-хау, а затем передают накопленное
знание местным поставщикам и клиентам. Освоенная практика становится привычной и
образует устойчивую базу новых микроэкономических институтов, а те будучи распространены,
обобщены и институционализированы поддерживают успешную трансформацию постсоциалистической
экономики.
В данной модели фактически игнорируется значение местных факторов для развивающейся
бизнес-практики, поскольку делается упор на формы экономической, технологической
и психологической универсальности. Навязывается мнение, что в современной управленческой
практике Запад обладает приоритетом, а бывшие социалистические страны, сознавая
свою ущербность, с благодарностью принимают и применяют передаваемое знание. Новое
знание будто бы приобретается через прямую имитацию путем одностороннего некритичного
копирования «логики учителя» и управленческих формул глобального выживания. Тем
самым игнорируются контраргументы, состоящие в том, что наличие иностранной собственности
не всегда вызывает желаемые изменения в управленческом поведении и структурах предприятия
и может существенным образом вписаться в линию местной практики.
Поэтому задача заключается не в выработке некой обобщенной или универсальной
формулы, а в объяснении многообразных моделей микрообщественных процессов формирования
предпринимательских институтов.
Во взаимоотношениях между иностранными и местными партнерами следует вскрывать
противоречия, конфликты, объяснять высокий процент неудач, наблюдаемых в деятельности
МСП. Постсоциалистические менеджеры, приобретая новые навыки и опыт, в то же время
опираются на имеющиеся в их странах общественные, культурные и экономические ресурсы,
т.е. находятся в процессе трансформации в условиях реальной исторической действительности.
Формирующиеся западно-постсоциалистические МСС обычно являются итогом трех процессов
(схема 2): привнесение нового западного знания и практики извне; рекомбинация прежнего
знания и ресурсов, почерпнутых из собственной истории; сочетание нового внешнего
знания и рекомбинированного старого, что зависит от остроты столкновения или интеграции
общественной логики.
Отражая как историческое наследие, так и оказываемое давление, данные тенденции
обнаруживают истинные институциональные характеристики развивающейся постсоциалистической
«рыночной экономики». При этом в конкретных совместных предприятиях происходит реальное
формирование западно-постсоциалистических транснациональных общественных пространств.
Виды несоответствия (асимметрии) в западно-постсоциалистических союзах
Отличительной чертой западно-постсоциалистических отношений
является фактическое неравенство между западными и местными партнерами. Можно выделить
три вида своеобразной асимметрии.
Первый вид – такие различия и неравенство, которые являются частью изначальной
договоренности между западными и местными партнерами и предполагают базовую «структуру
господства» внутри совместного предприятия. Асимметрия заранее прописана в контрактах,
правилах и процедурах, определяющих характер совместного предприятия, тип простых
акций, баланса в системе высшего руководства, прав партнеров по стратегическому
контролю и принятию решений. Изначальная договоренность всеми формальными чертами
и неформальным толкованием создает структуру распределения власти, в рамках которой
формируется транснациональное общественное пространство. На практике любая договоренность
по стратегическому союзу имеет асимметричные черты, однако возможен своего рода
баланс вклада партнеров и их целей, например, одна сторона может вложить больше
финансовых средств, а другая – больше ноу-хау.
Асимметрия и неравенство обусловливаются рядом причин. Неравенство экономической
мощи, вытекающее из различий во владении простыми акциями, свойственны МСС с участием
постсоциалистических стран в связи с финансовой слабостью местных предприятий и
государства. Например, в совместных предприятиях в Венгрии сложилась явная нестабильность,
вытекающая из серьезной финансовой зависимости местных партнеров от западных ТНК.
Существуют характерные асимметрии в части знания и других нефинансовых вкладов
партнеров. Так, иностранные партнеры обычно берут на себя обеспечение технологией,
передачу общего и специального управленческого опыта и глобальную поддержку, в то
время как местные фирмы предлагают рыночную и клиентскую информацию, местную рабочую
силу и систему распределения. Такая асимметрия знания обеспечивает иностранным партнерам
явное превосходство внутри предприятий и в управлении ими. Если местным партнерам
для выживания необходим западный управленческий опыт, то иностранные партнеры считают
местное знание, включая культурное и языковое, малозначимым с точки зрения своих
корпоративных целей. В силу этого асимметричные потребности в знании создают отношения
зависимости местного партнера от иностранного.
Неравенство отражает асимметрию в управлении и управленческой репутации и воспроизводится
в них. В глобальной управленческой сфере постсоциалистические менеджеры слабо претендуют
на легитимность, одна из их целей в области международного сотрудничества часто
состоит в стремлении к легитимности полноценного членства в западном управленческом
сообществе практиков. Пока они стремятся только к этому, то остаются всего лишь
«периферийными участниками».
Второй вид, который реже встречается среди партнеров, представляющих разные
западные страны, – это более равноправные отношения в союзах, заключаемых западными
и постсоциалистическими компаниями. Часто политические и экономические слабости
бывших социалистических стран порождают сильную зависимость от развитых западных
стран в части помощи и кредитов, выделяемых на реструктуризацию. Более того, преобладает
представление, что вслед за победой капитализма предприятия в странах ЦВЕ и их менеджеры,
в прошлом социалистические, обладали «бессмысленным», или «ненужным», знанием. Именно
это представление (и ощущение, что они попрошайничают и находятся в отчаянном положении)
побудило многие предприятия к безудержной погоне за иностранным капиталом.
В то же время более достойные отношения при сохранении определенной асимметрии
складывались тогда, когда многонациональные корпорации вели переговоры о первоначальных
договоренностях с государственными предприятиями, проявляющими признаки структурной
власти. Там, где государство как экономический игрок и как источник финансовых средств
оставалось сильным, в переходной экономике возник противовес асимметричной власти
ТНК в МСС. Китай – очевидный тому пример. Чешское правительство, выступив сильным
партнером в переговорах о МСС с участием фирм «Фольксваген» и «Шкода», также недопустимо
подобных структурных ассиметрий.
Третий вид – когда несоответствия и неравенство приобретают политический
контекст. Имеется в виду, что изначальная договоренность находит продолжение в социально-политических
процессах. Нередко в союзах между Востоком и Западом помимо наличия первого и второго
видов асимметрий имеющиеся социально-политические отношения также обладают чертами
неравенства, которые проступают в ходе каждодневной деятельности (например, в политическом
общении и в отношениях между менеджерами союза и теми, кто им содействует).
При социально-политическом закреплении асимметрии более сильному иностранному
партнеру легче подорвать местное знание, защитить собственное знание и посредством
политики растущего неравенства ослабить свою зависимость от местного партнера. Этот
политический процесс включает в себя маневры каждой из сторон, направленные на ослабление
своей зависимости от партнера путем овладения уникальным знанием, которым тот обладает,
охраняя собственное знание и делая его труднодоступным для освоения партнером. Изначальная
асимметрия знания в рамках совместных предприятий Восток-Запад создает неравенство
в структурах МСС и тем самым стимулирует менеджеров западных корпораций, столь активно
стремящихся к усилению и использованию изначальных асимметричных условий. Чаще всего
это выражает англо-американский тип отношений в рамках МСС. В действительности же
даже при игнорировании национально-культурных различий иностранные партнеры могут
делать выбор в отношении обмена знанием и в крайнем случае принимать решение в пользу
либо исключительного контроля, либо делиться основами управленческого знания. Аналогичным
образом местные партнеры по МСС могут предпочесть местную практику в ущерб западной
и минимизировать свою зависимость или же, наоборот, подчинить местное влияние западной
практике.
|