Политика стимулирования
малого бизнеса: опыт ЯпонииИРИНА ЦВЕТОВА кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Дальнего Востока Российской академии
наук
• Для реализации государственной политики в
отношении малых и средних предприятий создана
сеть специализированных органов • Используется система разнообразных
экономических рычагов с опорой на
законодательство
Мировой опыт свидетельствует, что при
становлении рыночных отношений особенно
нуждается в государственной поддержке малый
бизнес. Об этом говорит и практика Японии, в
хозяйстве которой мелкие и средние предприятия
(МСП) играют важнейшую роль: на их долю приходится
99,6% общего числа компаний, около 55% реализованной
продукции и 80% численности занятых в
промышленности1. Возникновение широкого слоя МСП в Японии имеет
исторические причины. Поскольку малый бизнес -
сфера подвижная, способная к мгновенной реакции
на изменение внешних условий, не требует крупных
капиталовложений и длительных сроков
строительства, послевоенное восстановление
экономики, где раньше господствовали
монополистические объединения (дзайбацу),
сопровождалось быстрым ростом небольших фирм,
поглощающих к тому же свободную рабочую силу, что
смягчало остроту безработицы. К началу 50-х годов в Японии насчитывалось уже
более 3 млн МСП. Сначала они отличались тяжелыми
условиями труда и использованием дешевой
неквалифицированной рабочей силы (здесь часто
работали члены семьи владельца), однако
научно-технический прогресс позволил в короткие
сроки реконструировать их, резко сократить время
освоения новой продукции, повысить ее качество
за счет обучения работников. Сегодня малый бизнес, действующий в
конкурентной среде, играет важную роль в
увеличении объема производства, расширении
ассортимента и повышении качества товаров и
услуг. Изучение спроса и быстрый учет его
изменений позволяют небольшим
специализированным фирмам держаться на острие
коммерческой активности. Связанный с большим
риском венчурный бизнес также представлен почти
исключительно МСП. В условиях падения спроса на
массовую продукцию многие отрасли переходят к
мелкосерийному производству, что отвечает
интересам небольших, но хорошо оборудованных
фирм. Вместе с тем низкая кредитоспособность,
нехватка высококвалифицированных инженерных и
рабочих кадров из-за невозможности обеспечить им
заработную плату на уровне крупных предприятий,
ограниченные производственные мощности,
недостаток средств на НИОКР заставляют МСП
балансировать на грани банкротства. Понимая, что малый бизнес - это важнейший
фактор жизнеспособности экономики, японское
правительство оказывает ему всестороннюю
помощь. Создана сеть специализированных органов,
реализующих государственную политику в
отношении МСП.
Правовое обеспечение
В послевоенные годы в Японии сформировалась
развитая правовая система, направленная на
поощрение малого предпринимательства, которая
постоянно совершенствуется. В 1948 г. специальным законом при Министерстве
внешней торговли и промышленности учреждено
правление по МСП с целью содействия их развитию.
В последующие годы при государственном участии
сформированы Народная корпорация по
финансированию (1949 г.) и Государственная
корпорация по финансированию МСП (1953 г.),
приняты два закона (1950 и 1953 гг.), которые
закрепили юридическую основу деятельности
акционерных обществ, создававшихся для
инвестирования и развития МСП. Закон об организации кооперативов МСП (1949 г.)
ускорил процесс их кооперирования, а закон о
структуре организаций МСП (1957 г.) определил
виды объединений (кооперативы деловые, малые
деловые, взаимопомощи при стихийный бедствиях,
трастовые, промышленные, сотрудничества,
торгово-промышленные, федерации
торгово-промышленных кооперативов). Были расширены возможности
торгово-промышленных палат по содействию
развитию МСП (закон 1953 г.). В целях модернизации
и рационализации управления деятельностью МСП с
1948 г. проводятся их систематические
обследования, создаются консультационные
пункты. Обобщив первоначальный опыт, правительство
добилось принятия
Основного закона о МСП
(1963 г.),
направленного на осуществление комплексной
государственной политики по всем касающимся их
вопросам. В законе утверждается, что малый и
средний бизнес является важнейшим компонентом
рыночной экономики, поскольку, во-первых,
сосуществование крупных, средних и малых фирм
способствует активизации деятельности всех
субъектов на рынке, во-вторых, МСП, располагающие
современной техникой и технологией, образуют
широкую основу передовой национальной
индустрии. Государство должно обеспечивать
условия, при которых МСП имели бы возможность
развернуть свою деятельность в качестве
полноправных участников рыночной конкуренции,
устранить недостатки в области
конкурентоспособности, обусловленные малыми
организационными формами хозяйствования. Закон обязывает государство разрабатывать и
осуществлять меры, способствующие достижению
следующих целей: • модернизации оборудования
(правительственными органами прорабатываются
конкретные мероприятия для каждой отрасли); • повышению технического и технологического
уровня (помощь в НИОКР, внедрении новой
технологии, подготовке инженерно-технического
персонала); • рационализации управления (обучение
современным методам); • оптимизации размеров предприятий
(объединение небольших предприятий в
кооперативы и другие коллективные организации,
кооперирование в производстве, торговле,
модернизация форм розничной торговли и т.д.); • защите от жесткой конкуренции и упорядочению
субподрядных отношений; • увеличению экспорта продукции, расширению
спроса на другие производимые товары и услуги; • обеспечению гарантий возможности ведения
дел путем регулирования предпринимательской
деятельности; • установлению нормальных трудовых отношений,
повышению благосостояния занятых, обеспечению
предприятий необходимой рабочей силой. По этим же направлениям согласно закону должны
вести регулярную работу местные органы
исполнительной власти. Проведению комплексной политики
государственного стимулирования МСП
способствует установленный законом порядок
ежегодной отчетности правительства перед
парламентом о состоянии и тенденциях развития
малого бизнеса, а также о проделанной им работе в
этой области. С 1964 г. власти регулярно
публикуют "Белую книгу по МСП". В целях ускорения адаптации малого бизнеса к
научно-техническому прогрессу в 1963 г. на
основе Закона о содействии модернизации МСП
правительство разработало для отраслей с
преобладанием небольших фирм план модернизации
и комплекс мер для улучшения их структур.
Предприятиям, которые действовали согласно
принятому плану, предоставлялись льготы по
финансированию и налогообложению. К началу 70-х годов 58% МСП обрабатывающей
промышленности были связаны разными формами
субподряда с крупными компаниями, а в
производстве наиболее сложной продукции эта
доля достигала 80%. В рамках расширявшихся
производственных связей возникали острые
проблемы так называемых несправедливых сделок,
включая задержки с оплатой выполненных
субподрядных работ и поставок, а также
необоснованное занижение цен со стороны
заказчика. В этой связи в дополнение к мерам,
предусмотренным антимонопольным
законодательством, в 1956 г. принят закон о
предотвращении задержек в оплате субподрядных
работ, регулирующий субподрядные отношения. Даже в тех случаях, когда МСП формально теряют
самостоятельность, превращаясь в филиалы
крупных фирм, закон защищает право филиалов
иметь внешние источники финансирования и
формирования производственных программ.
Головная компания не может заставить филиал
иметь дело только с ней или заниматься
деятельностью, не предусмотренной его уставом.
Если она не стопроцентный собственник, а лишь
совладелец филиала, то может потребовать ревизии
его деятельности только по суду. Расчеты по
субподрядам ведутся по рыночным ценам. Давление заказчика на исполнителя (требование
необоснованных скидок с договорной цены,
навязывание сопутствующих условий и т.д.)
пресекается государственной защитой интересов
субподрядчика. Этим занимаются Управление МСП и
Комиссия по справедливым сделкам -
правительственные органы, имеющие право
проводить расследования и возбуждать судебные
дела. В случае необходимости правительство на
законодательной основе принимает
чрезвычайные
меры
по поддержке небольших предприятий. Такие меры, например, были разработаны в 1966 г.
с целью преодоления кризиса в текстильной
промышленности, где преобладали малые и средние
фирмы, испытывавшие значительные трудности и не
выдерживавшие конкуренции на внешних рынках.
Широкое содействие оказывалось также целевому
развитию малого бизнеса в отдельных районах в
соответствии с законами о подъеме традиционной
промышленности (1974 г.) и о временных мерах по
поддержке МПС в кризисных районах (1978 г.). Для предупреждения банкротств правительство с
1977 г. поощряло создание МСП фондов
взаимопомощи, члены которых в случае
значительных финансовых затруднений могут
получить кредит в размере десятикратного
баланса их взносов. Государство предоставляет
также определенные финансовые и налоговые
льготы малому бизнесу в целях преодоления
трудностей, связанных с ростом цен на
энергоресурсы. В последующие годы наряду с продолжением
политики модернизации МСП усиливается внимание
правительства к повышению квалификационного
уровня их работников, внедрению компьютерной
техники. Это нашло отражение в Законе о временных
мерах по техническому совершенствованию МСП
(1985 г.) и ряде других правительственных
постановлений. Начиная с 1986 г., когда иена стала резко
дорожать, возникла необходимость поощрения фирм,
работающих на внутреннее потребление.
Производственная переориентация ряда МСП, в том
числе в определенных районах, была закреплена
законами о соответствующих временных мерах. О внимании правительства к проблемам малого
бизнеса свидетельствуют и другие законы: о
временных мерах по содействию развитию новых
сфер предпринимательства путем объединения
усилий МСП разных отраслей (1988 г.); о мерах по
улучшению контроля над занятостью в небольших
компаниях (1991 г.); о временных мерах по
наращиванию накоплений малых компаний (1992 г.);
о содействии повышению эффективности денежного
оборота МСП (1992 г.).
Формы государственной поддержки
Государственное стимулирование МСП проводится
на всех этапах - регистрации, становления,
роста. С этой целью используется
система
разнообразных экономических рычагов: льготные
займы и кредиты (общие и целевые), налоговые
льготы, техническая и консультативная помощь,
информационно-компьютерное обслуживание,
подготовка кадров и т.д. Такая помощь, опираясь на
законодательство, реализуется через систему
государственных, смешанных и частных
коммерческих и некоммерческих организаций,
включая специальные центры по "выращиванию"
новых компаний. n Наиболее важный вопрос для
малого бизнеса -
источники финансирования.
Помимо обычных коммерческих банков, готовых
предоставить займы и субсидии под определенные
гарантии, его осуществляют специализированные
организации, которые могут быть как
правительственными, так и частными. Центральный кооперативный банк для торговли
и промышленности
является правительственным
органом, однако более 90% его ссудного капитала
обеспечивается за счет источников частного
сектора (сбережений кооперативов небольших
предприятий и их членов и выпуска облигаций).
Функция банка состоит в том, чтобы ссужать
кооперативам, их членам, а также созданным
кооперативами организациям средства,
необходимые для таких коллективных действий, как
закупки, сбыт, складирование, осуществление мер
по повышению благосостояния. Государственная корпорация по
финансированию МСП
предназначена для
предоставления льготных долгосрочных кредитов
на расширение основного и оборотного капитала
тем предприятиям, которые действуют в особо
рискованных, но приоритетных отраслях, и, не
обладая достаточной кредитоспособностью перед
частными финансовыми учреждениями, нуждаются в
дополнительном источнике займов. Народная корпорация по финансированию
с
помощью государственных капиталовложений
решает проблему предоставления кредитов
мельчайшим предприятиям. Эти кредиты
характеризуются малыми суммами, удлиненным
сроком погашения и выдаются без обеспечения
залогами. Частные финансовые органы обычно
отказываются от таких сделок из-за их малых
размеров и высокого риска. Функционируют и
специальные структуры по
гарантированию займов для малого бизнеса и их
страхованию
- ассоциации, учрежденные
органами местного самоуправления на основе
префектур. Они предоставляют гарантии погашения
займов, полученных от частных финансовых
органов, на случай невозможности их уплаты малым
бизнесом. Ассоциации поддерживаются
государственной корпорацией страхования
кредитов и финансирования малого бизнеса (со
100%-ным государственным уставным капиталом),
которая покрывает часть их возможного ущерба. Безвозвратная финансовая помощь
предоставляется только на научно-технические
программы: разработка совместно с
университетами и государственными
исследовательскими институтами новой техники и
технологии (местные органы власти), повышение
технического уровня производства (центральные и
местные органы власти), совершенствование
технологии производства в пищевой
промышленности (правительство). Займы на
льготных условиях
(на уровне
учетной ставки процента и ниже) выделяются на
осуществление таких проектов, как разработка
новой технологии и новых видов продукции
(местные органы власти), разработка новых видов
производства и техники, возрождение МСП в общем
контексте развития экономики отдельных
регионов, содействие технической и
производственной кооперации малого бизнеса
(правительство). Доля таких расходов на поддержку МСП в общем
счете государственного бюджета, составлявшая в
начале 80-х годов 0,5%, к 1995 г. снизилась до 0,26%
(около 185,7 млрд иен). Эти относительно
небольшие бюджетные ассигнования направлялись
на конкретные, дающие наибольшую отдачу проекты,
что обеспечивало их эффективность. Более крупные суммы государство вкладывает в
упомянутые выше финансово-кредитные учреждения,
специализирующиеся на кредитовании малого
бизнеса. В 1993 г. на эти цели было выделено
5,3 трлн иен, в 1994 г. (поддержка структурной
перестройки малого бизнеса) - 5,8 трлн иен (12%
всех выделенных на кредитование денежных
средств). Большие суммы адресовались лишь на
жилищное строительство. n Финансовая поддержка
осуществляется и путем
налоговых льгот,
позволяющих МСП резервировать часть прибыли.
Ставки налогов на доходы бизнеса и кооперативов
МСП составляют 27-28% по сравнению с 37,5% для крупных
фирм. Особые финансовые и налоговые льготы
предоставляются предприятиям, работающим в
сферах, влияющих на стабилизацию жизни и
благосостояние населения. В декабре 1991 г.
правительством определены 52 отрасли, где
проведение модернизации объявлено наиболее
желательным, причем в 43 из них требуется срочное
совершенствование структуры. n Государство оказывает
содействие МСП в
подготовке кадров,
отвечающих современным требованиям. Отставание
от ведущих компаний по обеспеченности
квалифицированными работниками тормозило
развитие малого бизнеса, вело к сокращению
заказов на его продукцию со стороны крупных
предприятий, которые все активнее переходили на
более дешевые поставки необходимых им деталей из
зарубежных стран. С учетом этого при финансовой поддержке
государства создаются условия для подготовки
персонала МСП. В шести государственных
региональных институтах малого
предпринимательства при Государственной
корпорации по развитию МСП готовятся менеджеры и
инструкторы для организации обучения
непосредственно на фирмах, осуществляется
переподготовка специалистов органов местного
самоуправления, отвечающих за консультационную
и методическую работу на небольших фирмах.
Институтами организуются заочные курсы для тех,
кто не имеет возможности проходить обучение с
отрывом от производства. n Значительна роль государства
в создании
информационных сетей,
предназначенных для обслуживания малого и
среднего бизнеса. Учрежден Центр региональной
информатизации МСП с отделениями во всех
префектурах, который содействует внедрению
информационного сетевого оборудования,
разработке коммуникационных технологий,
организует консультации и методическую помощь,
частично финансируя такую работу. Здесь же
занимаются разработкой единых норм и стандартов
программного обеспечения, внедрением достижений
в этой области. В информационном центре, действующем при
Государственной корпорации по развитию МСП,
накапливается и обрабатывается база данных.
Через префектурные информационные центры ею
могут пользоваться местные торгово-промышленные
палаты и различные ассоциации малых и средних
фирм. Созданный при этой же корпорации Центр по
автоматизации управленческой деятельности
проводит консультации и руководит внедрением
компьютерной техники. n Ощутимую помощь в
совершенствовании управления малым бизнесом
оказывают
торгово-промышленные палаты и их
отделения, организованные в более 3300 городах и
поселках на
общественных началах. Их
специалисты дают консультации бесплатно,
поскольку такая деятельность финансируется из
госбюджета. В 1990 г. было зарегистрировано
5,7 млн консультаций (650 консультаций на одного
специалиста в год), касающихся в основном
финансов, налоговых платежей и ведения
бухгалтерии, а также организации труда и
торговых операций. В торгово-промышленных
палатах работают инструкторы-бухгалтеры,
которые обучают ведению текущих счетов и
составлению балансов с использованием
компьютерной техники. n В
центрах комплексного
руководства МСП при исполнительных органах
местной власти
в столице, префектурах и
крупнейших городах работают специалисты по
обследованию состояния небольших предприятий.
Анализируя их деятельность, они разрабатывают
конкретные рекомендации по улучшению
хозяйствования. Эти мероприятия частично
финансируются из госбюджета. *** Таким образом, успешное развитие в Японии
наиболее уязвимой формы бизнеса - малого
предпринимательства - во многом является
результатом проводимой правительством активной
экономической политики, направленной не на
сохранение диктата государства и его мелочной
опеки, а на создание стимулирующей
экономической, политической и социальной среды.
Представляется, что критическое изучение опыта
Японии в этой области полезно при формировании
малого бизнеса в России. На наш взгляд,
необходима целевая комплексная программа,
предусматривающая разработку специального
законодательства, разностороннюю
государственную поддержку, а также поощрение
инициативы и объединения усилий самих малых
предприятий, деятельность которых может
обеспечить нормальное функционирование рынка
многих товаров и услуг.
1К разряду мелких и средних
предприятий в промышленности, на транспорте и в
строительстве японская статистика относит фирмы
с числом занятых до 300 человек и уставным
капиталом 100 млн иен, в оптовой торговле -
соответственно до 100 человек и 30 млн иен,
розничной торговле и сфере услуг - до 50 человек
и 10 млн иен. В категорию мельчайших официальная
классификация включает промышленные
предприятия с числом занятых не более 20 человек и
предприятия сферы торговли и услуг с
численностью персонала не более 5 человек. Таким
образом, в сферу малого и среднего бизнеса
попадает огромный слой предприятий, начиная от
примитивных надомных хозяйств семейного типа и
кончая оснащенными современной техникой
фирмами.
|