Номер 6/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Реструктуризация в стратегии развития промышленных предприятий

АЛЕКСАНДР КАРЛИК
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предприятия
и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

ЕФИМ ГРИШПУН
заместитель председателя – начальник управления реструктуризации Комитета экономики и промышленной политики администрации г.Санкт-Петербурга
(Россия)


• Сегодня для достижения финансовой стабильности большинству отечественных предприятий необходимо провести реструктуризацию
• Одна из причин тяжелого положения в промышленности – низкая загрузка мощностей
• Стратегическая задача на уровне региона – преодоление структурного кризиса на основе определения и поддержки приоритетных отраслей

Стратегию развития предприятия можно определить как систему управленческих и организационных решений, направленных на реализацию стоящих перед ним задач и выполнение обозначенной миссии. Следовательно, она предполагает формирование и формализацию пакета мероприятий, позволяющих структуре в перспективе изменить свое положение, что фактически означает разработку тактических задач, обеспечивающих стратегические цели.

Современное состояние большинства хозяйственных объектов в промышленности таково, что первоочередными тактическими задачами для них являются недопущение банкротства и достижение финансовой устойчивости. Анализ положения дел и возможностей развития ряда предприятий г. Санкт-Петербурга показал, что реализация этих целей находится под влиянием совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых факторов. Отметим среди них в первую очередь:

•сохранение платежеспособного спроса на традиционную продукцию;

•наличие уникальных разработок и технологий, современного оборудования, результатом использования которых может быть производство конкурентоспособной продукции;

•сохранение, а в последнее время и рост государственного оборонного заказа (пусть и в значительно меньших объемах, чем позволяют имеющиеся производственные мощности).


Реформирование на основе реструктуризации


Полное использование потенциала роста на уровне хозяйственного объекта возможно лишь при финансовой стабилизации. Для ее достижения большинству предприятий необходимо провести реструктуризацию, заключающуюся в приведении организационной и производственной структур, мощностей, имущества и занимаемых  земельных участков в соответствие с объемом продукции, на который имеется платежеспособный спрос, при одновременном реформировании системы управления финансами. Это значит, что надо осуществлять изменения в организационной и производственной структурах, активах, задолженности, составе персонала и т.д. Данные мероприятия призваны обеспечить как минимум выход на безубыточный режим работы.

Реструктуризация, являясь составляющей частью стратегии, представляет лишь один из инструментов достижения долгосрочных целей предприятия. Далее же должны быть задействован механизм использования имеющихся у предприятия преимуществ, привлечены финансовые ресурсы на основе повышения инвестиционной привлекательности, сформирована эффективная система управления.

Одна из наиболее значимых причин сложившегося в промышленности тяжелого положения – низкий уровень загрузки мощностей, вызванный существенным спадом производства. При  этом имущество предприятий (машины и оборудование, здания, сооружения, передаточные устройства и т.п., а также земельные участки) сохранилось в практически не изменившихся размерах. Но его содержание и эксплуатация экономически эффективны лишь при условии выпуска объемов продукции, которые обеспечивают близкую к оптимальной загрузку производственных мощностей. Несоблюдение данного требования привело к росту условно-постоянных расходов на единицу продукции. Предприятия были поставлены перед выбором – либо повышать цены, что делало их продукцию неконкурентоспособной, либо продолжать ее производить и реализовывать по ценам ниже возросшей себестоимости. Естественно, появился и начал резко возрастать дефицит оборотных средств, что повлекло за собой увеличение неплатежей и невозможность выпускать продукцию даже в тех объемах, на которые имеется платежеспособный спрос.

Кроме того, надо учитывать усиление негативного воздействия таких факторов, как неэффективное управление на всех уровнях хозяйствования в кризисный период, высокие процентные ставки по банковским кредитам, несоответствие качества выпускаемой продукции современным требованиям и уровню цен, опережающий рост цен на услуги естественных монополий.

Важнейшим направлением преодоления влияния указанных факторов и повышения эффективности промышленных предприятий и является их реформирование на основе реструктуризации. Разумеется, оно должно быть не разовым мероприятием или очередной кампанией, а представлять перманентный процесс. И поскольку функционирование хозяйствующих объектов происходит в условиях нестабильности, постоянного изменения внешней среды, то необходима разработка стратегии реформирования. Для промышленности ее желательно провести на трех уровнях – федеральном, субъекта федерации и отдельных предприятий.

Основа любой стратегии – установление целей. Так, для многих отечественных промышленных предприятий текущей целью реформирования является недопущение банкротства, а в дальнейшем – достижение ими и созданными на их базе новыми структурами финансовой устойчивости. Это позволит:

• обеспечить стабильное и эффективное функционирование;

• увеличить объем поступлений в бюджеты субъекта федерации и города (в настоящее время примерно 30% доходной части бюджета г. Санкт-Петербурга дает  промышленность);

• оздоровить социальную обстановку за счет увеличения количества рабочих мест и регулярно выплачиваемой заработной платы (25% занятых в экономике г. Санкт-Петербурга работают в промышленности).

Реформирование предприятия  можно осуществлять в два этапа. Первый – реструктуризация. О его целях было сказано выше. Мероприятия данного этапа призваны с помощью оптимизации структуры хозяйствующего объекта и размера его производственных мощностей обеспечить как минимум достижение точки безубыточности на основе эффективного распределения и использования имеющихся ресурсов и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. Одновременно с улучшением баланса предприятия повышается и его инвестиционная привлекательность, что является позитивным в стратегическом плане.

Второй этап – закрепление результатов реструктуризации. Для этого необходимо привлечь дополнительные финансовые средства (как оборотные для текущей деятельности, так и инвестиционные), создать эффективный механизм управления, заняться повышением квалификации работников (как на самом предприятии, так и в возникших на его базе новых структурах).

Итак, реструктуризация в рамках данной концепции осуществляется путем дозагрузки мощностей хотя бы до “точки безубыточности”, или, если это невозможно, их “сжатия” по основной (традиционной) деятельности при одновременном выполнении мероприятий, позволяющих максимально использовать высвободившиеся имущество и рабочую силу. Она должна отвечать определенным условиям, заинтересованность в которых имеется у федеральных и региональных органов власти. В частности, при реструктуризации предприятия необходимо соблюдение следующих требований:

•сохранение сформировавшегося научного, технологического, производственного и кадрового потенциала;

•согласование интересов всех сторон (собственников, работников, менеджеров, основных кредиторов, города расположения и т.д.) с учетом задач обеспечения экономической независимости и обороноспособности страны и социальных ограничений;

•решение проблемы погашения задолженности перед кредиторами (в первую очередь бюджетом, государственными внебюджетными фондами, своими работниками – по заработной плате, субъектами региональных естественных монополий);

•увеличение реальных поступлений в бюджет (прежде всего городской) и государственные внебюджетные фонды;

•максимально возможное сохранение и создание новых рабочих мест;

•защита прав акционеров и участников (для хозяйственных обществ);

•соблюдение прав работников, предусмотренных действующим законодательством, коллективными договорами и соглашениями.


Помощь реструктурируемым предприятиям


В современных условиях у региональных органов исполнительной власти рычаги прямого воздействия на экономические объекты практически отсутствуют. Учитывая это обстоятельство, их задачей в плане рассматриваемой проблемы стало создание в рамках предоставленных им полномочий системы, обеспечивающей  заинтересованность предприятий в проведении структурных преобразований и согласование интересов всех участвующих сторон (самих реформируемых предприятий, их собственников, работников и кредиторов, города – в первую очередь его бюджета). Кроме того, действия данной системы должны быть направлены на ограничение неизбежного при массовой реструктуризации роста безработицы и социальной напряженности, предотвращение ущерба экономической безопасности и обороноспособности страны.

Задача каждого предприятия, встающего или уже вставшего на путь структурных преобразований, - выбрать и экономически обосновать их конкретную стратегию. Наличие соответствующего плана является необходимым условием для заключения договора между хозяйствующим субъектом и администрацией г. Санкт-Петербурга о поддержке. Конечно, основная нагрузка в этом деле ложится на плечи предприятий, однако в силу значительной трудоемкости и капиталоемкости данного процесса им требуется помощь.

При этом предприятиям, проводящим реструктуризацию, может быть оказана поддержка в следующих формах:

•разрешения на консервацию неиспользуемого в производственном процессе имущества с выведением его из под обложения соответствующим налогом, а также  освобождения от арендной платы (или земельного налога) за неиспользуемые участки земли. Предоставление этих льгот предполагает и ответственность за реализацию плана реструктуризации. При невыполнении последнего (в целом или отдельных частей) предприятие и возникшие на его базе структуры обязаны возместить соответствующим бюджетам всю сумму полученных льгот;

•предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и других обязательных платежей, зачисляемых в бюджет г. Санкт-Петербурга;

•обеспечения приоритета при участии в тендерах по городскому заказу (при прочих равных условиях);

•определения согласованных с государственными внебюджетными фондами, налоговыми и финансовыми органами принципов и подходов к погашению задолженностей перед ними;

•реструктуризации долгов перед энергоснабжающими организациями с учетом перспектив дальнейшей деятельности реформируемых предприятий и применением всех форм расчетов.

Предприятиям, прошедшим реструктуризацию, и новым структурам, возникшим на их базе (второй этап реформирования), на наш взгляд, также нужно будет оказывать помощь. Это должно делаться в целях:

•обеспечения стабилизации и улучшения их финансового положения;

•содействия повышению конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и выходу их на внешний рынок;

•стимулирования других предприятий к проведению структурных преобразований.

В целом реструктуризация предприятий дает немалый эффект, прежде всего это касается возможности подъема промышленного производства. Однако вклад данного фактора ограничивается негативным влиянием внешней экономической среды. Поэтому сегодня для промышленности г. Санкт-Петербурга усилия администрации по формированию благоприятного предпринимательского климата приобретают особую значимость. Действительно, когда прямое вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов практически невозможно, а воздействие экономическими методами сдерживается из-за отсутствия финансовых средств, основной задачей региональных органов управления является создание необходимых условий для функционирования предприятий, роста их доходов, повышения конкурентоспособности их продукции (услуг) и соответственно увеличения абсолютной величины отчислений в городской бюджет.

Одним из направлений такой работы и выступает адресная поддержка отдельных предприятий, способных при определенных условиях стабилизировать экономическое положение, осуществлять расчеты с бюджетом, а в идеальном варианте наращивать производство. Это направление реализует тактические (текущие) задачи, без решения которых, на наш взгляд, будет бессмысленным заниматься стратегическими.

Стратегической задачей на уровне нашего региона является преодоление структурного кризиса на основе определения и поддержки приоритетных отраслей промышленности с учетом геополитического положения города, сложившегося кадрового, научно-технического и производственного потенциала. Следовательно, необходима разработка концепции их структурной перестройки исходя из стратегических целей развития. Отметим, что данный кризис обусловлен прежде всего несоответствием основных элементов промышленного комплекса г. Санкт-Петербурга (организационно-технической, технологической, товарной и других структур) требованиям эффективной деятельности в мегаполисе.

Особенность промышленного комплекса крупного города состоит в том, что он является совокупностью не только промышленных предприятий, но и связанных с ними объектов производственной и непроизводственной инфраструктур. Поэтому его перестройка должна включать не только целенаправленное изменение состава и содержания внутренних частей, существующих пропорций и связей между ними в целях повышения эффективности функционирования, улучшения на этой основе качества жизни населения (как цели первого порядка). Изменения коснутся также вспомогательных и обслуживающих отраслей.

При решении проблем перестройки промышленности города еще более необходимо согласование интересов субъектов различных уровней управления и сфер хозяйствования (предприятия-смежники, инфраструктура и т.п.). Конечно, сложившаяся структура промышленного комплекса дает возможность городу реализовывать широкую совокупность функций, но в то же время является фактором инерционного развития. Она на определенном этапе, как правило, вступает в противоречие с целями развития экономики региона (города), которое можно разрешить лишь за счет формирования новой структуры.

Закономерностью развития являются конечность существования любой из отраслей, возможность их сворачивания вплоть до полной ликвидации (из-за снижения эффективности) и формирование производств и видов деятельности, способных в перспективе стать полюсами экономического роста. Именно поэтому стратегические интересы регионов (их органов управления) могут существенно отличаться от интересов отдельных предприятий (тем более их руководителей). Глобально они состоят в преобразовании структуры промышленного комплекса в соответствии со стратегическим выбором региона. Это обусловливает необходимость разработки и реализации территориальной политики структурной перестройки промышленности, одной из составляющих которой выступает поддержка соответствующих преобразований на уровне отдельных хозяйственных единиц.

Итак, структурная перестройка промышленности должна проводиться по инициативе отдельных предприятий при поддержке города, как это и делается в настоящее время. Но последний в интересах перспективного комплексного социально-экономического развития должен играть ведущую роль.

Система целей структурной перестройки промышленности г. Санкт-Петербурга должна состоять из пяти уровней – федерального, Северо-Западного региона, входящих в него субъектов федерации, непосредственно г.Санкт-Петербурга и предприятий. Это означает, что структурные преобразования невозможно проводить исходя из задач только отдельного предприятия, каким бы крупным и важным оно не было, и даже города, они должны осуществляться в рамках преобразований всей промышленности России, рассматриваться в контексте общегосударственной промышленной политики.

Особенно это касается предприятий, которые:

•выполняют заказы, связанные с международными обязательствами государства;

•поддерживают обороноспособность страны;

•выступают структурообразующими элементами промышленного комплекса региона, которые формируют значительную долю доходной части бюджета; являются источниками валютных поступлений; имеют жизненно важные для муниципального образования (региона) элементы инфраструктуры; обеспечивают определенный уровень занятости в трудоизбыточных районах.

Решение вопроса об определении приоритетов федеральной и региональной поддержки реструктурируемых предприятий требует оценки, насколько конкретный хозяйственный объект вписывается в общий контур стратегического развития страны и данной территории. Возможна ситуация, когда отмеченные выше критериальные требования (сохранение потенциала, решение проблем с задолженностью и др.) соблюдены, но предприятие не следует поддерживать (во всяком случае, в первую очередь) по соображениям стратегического характера. Вероятно и обратное - предприятие полностью не соответствует критериальным требованиям, однако является градообразующим или же единственным в стране производителем какого-то важного вида продукции и т.п. Именно поэтому нужна методика оценки необходимости и целесообразности реструктуризации промышленных предприятий, позволяющая из структур, которые подали соответствующие заявки, отобрать приоритетные – те, на которых преобразования желательно провести в кратчайшие сроки и которым может быть оказана государственная поддержка в реализации этого процесса.

Итак, при разработке стратегии развития предприятия важно учитывать, насколько она вписывается в стратегию развития промышленного комплекса региона, промышленности России, а следовательно,  может ли данная хозяйственная структура рассчитывать на поддержку (в каких формах и объемах) или же должно опираться на собственную ресурсную базу.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz