Один из важных факторов, способствующих
развитию ЭА в мире, представляет процедура
реализации
программы.
В процессе проведения
экоаудирования установление и наказание
виновных – далеко не главная цель. Гораздо
важнее для руководства компаний
выявление
узких мест
во всех сферах деятельности
объекта, оказывающих в той или иной степени
негативное влияние на окружающую среду, и
содействие в его уменьшении. Проведение
объективного исследования невозможно без
тесного сотрудничества с администрацией и
производственным персоналом предприятия,т.е. без
превращения его из подконтрольного в
полноправного партнера, мнение и аргументация
которого учитывается на всех этапах проведения
ЭА. ЭА предупреждает ситуацию, когда
экологические проблемы волнуют лишь руководство
компании, вынужденное на свой страх и риск
скрывать негативные последствия
производственной деятельности до предела, за
которым их сокрытие станет невозможным, а
устранение повлечет судебные разбирательства и
санкции. С этой целью целесообразно привлечение
к решению экологических проблем конкретного
предприятия научного потенциала региона,
сотрудников природоохранных служб, финансовых
учреждений. По данным Всемирного банка, возможное
повышение стоимости проектов, связанное с
проведением оценки воздействия на среду и
последующим учетом экологических ограничений,
окупается в среднем за 5-7 лет. Включение
экологических факторов в процедуру принятия
решений еще на стадии проектирования обходится в
3-4 раза дешевле последующей установки
дополнительного очистного оборудования, а
затраты на ликвидацию последствий от
использования неэкологической технологии и
оборудования оказываются в 30-35 раз выше расходов,
которые потребовались бы для разработки
экологически чистой технологии и применения
экологически совершенного оборудования.
Объективное исследование комплексного влияния
экоаудируемого предприятия на состояние
окружающей среды с учетом мнений всех
заинтересованных сторон поможет избежать
дальнейшего усугубления эколого-экономического
кризиса и определиться в методах учета
экологического фактора при разработке стратегии
и тактики хозяйственной деятельности. Это
позволит повысить производственную
безопасность предприятия, а следовательно, его
инвестиционную привлекательность.
Направления применения результатов
экологического аудита
Круг организаций, заинтересованных в
объективном и комплексном исследовании
хозяйственной деятельности промышленных
предприятий и ее влияния на окружающую среду,
достаточно широк. n Экологические проблемы
актуальны для
банковских институтов.
Финансовый
риск, напрямую связанный с риском экологическим,
может возникнуть в результате крупных аварий и
загрязнения среды, а также в связи с неучтенными
ранее экологическими требованиями. Привлечение
инвестора к гражданской или уголовной
ответственности, увеличение срока реализации
проекта или его удорожание, возможное
банкротство предприятия – все это крайне
нежелательно для финансовых учреждений. Такие
действия связаны с задержкой платежей, падением
курса акций кредитуемой компании, увеличением
срока предоставления или объема кредитуемых
средств на реализацию проекта, невозвратом
кредита при банкротстве, а также обесценением
залога, важнейшей составляющей которого
является стоимость земельного участка
инвестора. При обнаружении загрязненности земля
значительно обесценивается и банки-кредиторы
могут лишиться гарантий кредита. К тому же при
финансировании банком экологически опасных
проектов страдает его репутация. n ЭА может и должен стать
основой для становления и развития
экологического
предпринимательства,
к сфере которого следует
отнести следующие направления хозяйственной и
социальной деятельности: разработку и внедрение
ресурсосберегающих и экологически безопасных
технологий; производство средозащитной техники
и приборов для контроля и повышения качества
окружающей среды; производство экологически
благоприятных потребительских товаров;
использование вторичных ресурсов; использование
рекреационных ресурсов; оказание экологических
услуг (экологические мониторинг, аудирование,
страхование, воспитание, просвещение и
образование). Зарубежный опыт показывает, что при помощи
экологических фирм многие предприятия решили
проблемы утилизации, превратив отходы в сырье
для других отраслей, нашли более эффективные
методы их очистки и переработки. Ежегодно в мире
такие фирмы оказывают услуги на 200-230 млрд долл.,
причем этот показатель имеет устойчивую
тенденцию к росту (на 4-15% ежегодно в зависимости
от видов предоставляемых услуг)2.
n Объективные результаты
комплексного исследования необходимы при
заключении договоров по
страхованию
экологического риска
и ответственности
производителя и потребителя, для определения
экологической надежности предприятия и величины
риска возникновения аварийных ситуаций. Целью создания системы обязательного и
добровольного экологического страхования
потенциально опасных объектов является
компенсация убытка, который несут третьи лица и
сам страхователь в результате аварийного
загрязнения окружающей природной среды, а также
стимулирование предотвращения аварий у
страхователя, достигаемое за счет уменьшения
издержек на проведение противоаварийных работ
за счет страховщика. n Уникальную возможность
улучшить экологические характеристики большого
числа субъектов производственной деятельности и
целых секторов экономики дает
приватизация.
Она позволяет, в частности, разрешить
противоречия, возникающие в тех случаях, когда
государство одновременно выполняет функции по
экологическому регулированию и выступает в
качестве владельца регулируемых предприятий.
Приватизационная политика наряду с такими
традиционными задачами, как получение доходов от
продажи предприятий, их модернизация новым
владельцем, обеспечение занятости, содействие
региональному экономическому развитию,
поступление налоговых платежей, должна включать
также совершенствование природоохранной
деятельности и рациональное природопользование.
Экологические аспекты необходимо адекватно
отражать в законодательных и нормативных актах
по приватизации и иностранным инвестициям. В условиях ускоренной приватизации, с одной
стороны, возникает опасность игнорирования
природоохранных проблем, с другой –
установление чрезмерно строгих ограничений в
интересах охраны окружающей среды может стать
сдерживающим фактором для потенциальных
инвесторов в случае приобретения экологически
опасных предприятий. Эти проблемы в разных
странах с переходной экономикой решаются
по-разному. Так, Закон о структуре природоохранной
деятельности от 29 июня 1990 г. предоставлял
новым
федеральным землям Германии
возможность
освобождения от ответственности за
экологический ущерб, нанесенный до 1 июля 1990 г.
в результате хозяйственной деятельности, после
оценки интересов покупателя, общественности и
состояния окружающей среды. По этому поводу было
подано 69 тыс. заявок.
В
Польше
соглашение между всеми
учреждениями, участвующими в приватизационном
процессе, о создании постоянной межминистерской
группы по экологическим вопросам приватизации
основных фондов было подписано лишь в феврале
1993 г. Причина заключалась в том, что для
большого количества предприятий не нашлось
покупателей из-за экологических проблем. При
заключении договора о приватизации
предусматривается выделение специального
раздела, определяющего ответственного за
состояние окружающей среды и регламентирующего
соблюдение экологических требований в
постприватизационный период.
В
Эстонии
приватизационное агентство
использует подход, который можно рассматривать
как компромиссный между применяемыми в Германии
и Польше. Разработана стандартная форма
договора, согласно которой приватизационное
агентство, действуя от имени Эстонской
Республики, освобождает покупателя от
ответственности за экологический ущерб,
нанесенный третьей стороне в результате
хозяйственной деятельности, а также от расходов,
связанных с ликвидацией такого загрязнения, если
оно будет обнаружено в течение пятилетнего
периода с момента передачи собственности.
Представляется, однако, что прямое
использование зарубежного опыта в этой области в
условиях Украины без учета особенностей ее
социально-экономической и экологической
ситуации может лишь усугубить
эколого-экономический кризис. Дело осложняется
тем, что прямое введение в практику классических
методов экономического механизма
природопользования, характерных для развитых
рыночных систем, даст недостаточный, а в
некоторых случаях и обратный эффект. Так, при прямом директивном внедрении
принципа "загрязнитель платит" в переходный
период, когда энергетическая, нефтехимическая,
металлургическая и другие загрязняющие отрасли
промышленности высокомонополизированы, бремя
платежей за загрязнение легко переносится на
плечи потребителей. Кроме того, не только
возрастет стоимость улучшения или поддержания
качества окружающей среды, но и сократится
производство товарной продукции, от реализации
которой поступают платежи в природоохранные
фонды. К тому же, по данным западных специалистов,
в странах ЕС 63% расходов на борьбу с
загрязнениями обеспечивает частный сектор
экономики, государственный сектор тратит
примерно 21%, а потребители – 16%.
Учет экологического фактора при приватизации
должен разрешить противоречие, заключающееся в
необходимости совершенствования
природоохранной деятельности при недопущении
неприемлемых для будущих владельцев расходов.
Поэтому пока права собственности находятся у
государства, следует выяснить причины
возникновения и степень экологического кризиса
на каждом конкретном предприятии и решить вопрос
о мере и формах ответственности всех причастных
к нему. Решение вопроса о компенсации
природоохранных затрат и содействие в этом
должны происходить индивидуально в зависимости
от масштабов предприятий, методов приватизации,
экологического состояния региона, реальной и
потенциальной опасности приватизируемого
предприятия на основании результатов ЭА. Основным направлением стабильной деятельности
предприятия в постприватизационный период
является организация производства
конкурентоспособной продукции и повышение ее
рентабельности. Это достигается различными
путями, которые условно можно классифицировать
следующим образом: • структурно-управленческое реформирование
предприятия с сохранением существующих на
момент приватизации видов выпускаемой
продукции, рынков сырья и сбыта; • обновление и расширение ассортимента
продукции на основе имеющихся технологий и
материалов с учетом изменения конъюнктуры
рынков сбыта ("лучше не произвести, чем не
продать"); • выпуск традиционного ассортимента
продукции, его расширение и обновление на основе
применения современных технологий, материалов,
оборудования; • перепрофилирование предприятия на выпуск
новой продукции. В зависимости от характера
постприватизационной деятельности мы
предлагаем следующие конкретные механизмы учета
экологического фактора в процессе приватизации:
а) создание целевого фонда для решения
неотложных экологических проблем, образованного
путем включения их стоимости в цену
приватизируемого объекта; б) уменьшение
стоимости предприятия на сумму предотвращенного
ущерба (фактического и потенциального),
наносимого окружающей среде. При реформировании крупных предприятий может
иметь место одновременное сочетание различных
методов – закрытие нерентабельных производств,
прекращение выпуска отдельных видов продукции
из-за отсутствия рынков сырья и сбыта и
организация выпуска новых видов продукции путем
создания совместных производств и т.д. Решение
экологических вопросов должно идти в контексте с
изменениями деятельности предприятия в
постприватизационный период. Как показывают расчеты по конкретным
промышленным предприятиям различных регионов
Украины, реализация предложенных концептуальных
подходов приведет к изменению стоимости
целостного имущественного комплекса менее чем
на 1%. Существенного влияния на рыночную
стоимость предприятия это не окажет, а число
потенциальных покупателей может расшириться за
счет гарантирования решения экологических
проблем и минимизации вероятности катастроф в
будущем. Применение рассмотренных способов учета
экологического фактора в процессе приватизации
промышленных предприятий может не только
содействовать улучшению экологических
параметров большого числа субъектов
производственной деятельности и снижению
непосильной для окружающей среды техногенной
нагрузки, но и общему оздоровлению экономики.
Так, реализация необходимых природоохранных
мероприятий с гарантированным финансированием
повлечет за собой не только загрузку
соответствующих подразделений конкретного
предприятия, но и привлечение услуг не
востребованного сегодня
научно-исследовательского потенциала,
размещение заказов на конкурсной основе на
других специализированных предприятиях. Использование предложенных подходов будет
способствовать сохранению и увеличению
количества рабочих мест с гарантированной
оплатой за произведенную продукцию как на
специализированных предприятиях, производящих
технику природоохранного назначения, так и во
всех отраслях промышленности и
научно-исследовательских центрах, преодолению
кризиса неплатежей, своевременной уплате
налогов в бюджет, установлению экономической и
социальной стабильности.
1Экологический аудит как
специфический вид природоохранной деятельности
был разработан в США в 70-х годах независимо друг
от друга рядом крупных компаний – "Дженерал
Моторс", "АРКО" и др. До 1990 г. экологические
аспекты производственной деятельности в своих
годовых отчетах отражали не более 10 компаний в
мире. Сегодня, по данным КПМГ Болинс (шведское
отделение международной сети ЭА), это
осуществляют 69% корпораций, за деятельностью
которых она наблюдает. 2Chemical Week. – 1994. – № 2. – Р. 28-31.
|