Рынок труда
Управление профессиональным составом
экономически активного населения в период до 2000
г.ЮРИЙ БОГОМОЛОВ кандидат экономических наук, заведующий
сектором
НАТАЛЬЯ КУЛАГИНА кандидат экономических наук, ведущий научный
сотрудник
Институт макроэкономических исследований при
Министерстве экономики РФ
• Предложение рабочей силы будет превышать
спрос на нее • Наметилась тенденция к изменению
сверхиндустриального типа занятости • Долгосрочная Федеральная программа
занятости - инструмент регулирования
профессионального состава рабочей силы
Сформировавшийся в России сверхиндустриальный
тип профессиональной занятости с
гипертрофированным удельным весом работников
преимущественно физического труда и высокой
долей лиц, занятых в сфере индустриального труда,
обусловливает малоподвижный характер
профессиональных структур. Это затрудняет
переход к постиндустриальному (информационному)
типу занятости и тормозит рыночные
преобразования. Преодоление инерционности в динамике
показателей профессионально-кадрового
обеспечения российской экономики началось лишь
с конца первой половины 90-х годов. Тенденции,
определяющие позитивные сдвиги в
профессиональных структурах экономически
активного и занятого населения, носят в основном
устойчивый характер и останутся, согласно
расчетам авторов, детерминирующим фактором их
изменений до 2000 г. Для этого, однако,
необходима система целенаправленных мер
макроэкономического регулирования.
Тенденции изменения профессионального состава экономически активного населения
Как показали расчеты авторов, в 1993-1995 гг.
сложились устойчивые тенденции
профессиональной структуризации рынка труда,
которые будут определять направления его
формирования до 2000 г.1 n Выделились "группы риска" -
профессиональные группы, в которых
уровень
безработицы превышает средний показатель. К
ним относятся: • в категории профессий преимущественно
умственного труда - инженерно-технические
работники; • в категории профессий индустриального
труда - рабочие машиностроения и
металлообработки, строительные рабочие,
текстильщики, швейники, обувщики и пищевики; • особая группа, включающая
малоквалифицированных и неквалифицированных
рабочих, а также лиц, не имеющих профессии или
специальности. n Основная масса безработных
(83-85%) сосредоточена в относительно небольшом
числе укрупненных профессиональных групп
(в 11
из 24), в которые наряду с "группами риска"
входят также группы со сравнительно невысоким
уровнем безработицы, но большой ее абсолютной
численностью: руководители и специалисты в
области управления и
административно-производственного обеспечения,
транспортные рабочие и рабочие сферы услуг. n Наметился процесс
стратификации
профессиональной занятости
с выделением новых
рыночных профессий, на которые существует
повышенный спрос на рынке труда при ощущаемом
иногда дефиците предложения, и профессий
традиционных, спрос на которые либо
стабилизировался, либо сокращается. n В результате снижения в
экономически активном и занятом населении доли
работников физического труда (особенно
малоквалифицированных рабочих и лиц, занятых
трудом индустриального типа) при одновременном
повышении удельного веса работников умственного
труда, а также рабочих, занятых в сфере
обслуживания населения, улучшились качественные
характеристики структуры занятости.
Усилились
тенденции к изменению сверхиндустриального типа
занятости и появлению рыночно ориентированных
профессионально-квалификационных структур. В период до 2000 г. влияние структурных
факторов на распределение рабочей силы по
профессиям и специальностям будет относительно
слабым. Решающее же воздействие окажут
ограничения со стороны спроса, который в свою
очередь определяется перспективами роста
производства и расширения занятости в
предъявляющих его отраслях. По прогнозу авторов, совокупный спрос на
рабочую силу увеличится в 2000 г. по сравнению с
1995 г. в лучшем случае не более чем на 1,1 млн
человек (расширение занятости в ряде отраслей на
2,8 млн при падении ее в других отраслях на
1,7 млн), при этом он будет исходить от сферы
услуг и торговли. Этот незначительный рост
спроса на рабочую силу недостаточен, чтобы
способствовать рассасыванию накопленного
потенциала безработицы (6 млн человек в
1995 г.) и вовлечению в общественное
производство новых работников, ежегодно
выходящих на рынок труда. В результате в период до 2000 г. безработица
возрастет до 8 млн человек (в немалой степени
за счет перехода скрытой ее формы в открытую, что
неминуемо при оживлении экономики), однако темпы
ее роста существенно замедлятся (прирост за пять
лет на 33% по сравнению с 40% за 1994-1995 гг.).
Численность безработных увеличится почти во
всех профессиональных группах, а уровень
безработицы - во всех без исключения, однако
вследствие изменения профессиональной
структуры экономически активного и занятого
населения изменится и профессиональный состав
безработных. По нашим расчетам, во второй половине 90-х годов
сохранится
тенденция к увеличению удельного веса в
экономически активном и занятом населении
профессиональных категорий умственного труда
(практически
весь прирост занятости будет обеспечен за счет
этой группы лиц). Рост численности занятых
прогнозируется для всех профессиональных
категорий кроме инженерно-технических и научных
работников (из-за предполагаемого расширения
спроса на специалистов в области финансов и
кредита, здравоохранения и образования,
государственного и хозяйственного управления). Однако рост предложения рабочей силы со
стороны лиц, имеющих профессии для занятий в
сфере умственного труда, будет опережать рост
спроса на нее. Причины следует искать не только
в низких темпах оживления экономики. В первой
половине 90-х годов сформировалось чрезмерное
ожидание благоприятных возможностей
трудоустройства и оплаты труда в этой сфере, что
привело к неоправданному увеличению подготовки
соответствующих специалистов. В результате в
2000 г. безработица, как ожидается, превысит
уровень 1995 г. во всех профессиональных группах
сферы умственного труда, за исключением группы
ИТР, где она останется примерно на уровне 1995 г. Прогнозируемое значительное превышение темпов
роста предложения рабочей силы в сфере
умственного труда над темпами роста спроса на
нее в условиях увеличения доли работников
умственного труда в экономически активном и
занятом населении приведет к увеличению их
совокупного удельного веса в численности
безработных (с 25,24 до 26,3%). При этом норма
безработицы среди работников умственного труда
останется на более низком уровне (7,2%), чем среди
работников физического труда (10,7%) и всего
экономически активного населения (10,6%). Сокращение доли представителей физического
труда в общей численности безработных
будет
происходить на фоне снижения их удельного веса в
экономически активном и занятом населении,
причем экономически активное население в данной
профессиональной категории сократится гораздо в
меньшей мере (на 400 тыс. человек), чем занятость
(на 1,4 млн человек). Это станет причиной
увеличения уровня безработицы. Рост занятости будет иметь место лишь для
крайне ограниченного числа групп (металлурги,
связисты, рабочие сферы услуг). Рабочие
металлообработки и машиностроения останутся
самой крупной группой по численности
безработных среди профессий индустриального
типа, а текстильщики, швейники и обувщики
сохранят самый высокий уровень безработицы. Что же касается
рабочих сферы услуг, то, как
это не покажется парадоксальным,
они станут
самой крупной группой по численности
безработных среди всех профессиональных групп
сферы физического труда. Это произойдет
потому, что расширение спроса на этих работников
со стороны торговли и сферы бытового
обслуживания населения будет значительно
отставать от роста предложения рабочей силы,
вызванного перемещением значительных
контингентов экономически активного населения в
группу рабочих сферы услуг в связи с завышенными
ожиданиями благоприятных возможностей
трудоустройства и заработков. Таким образом,
положение на рынке труда этой группы будет
аналогичным тому, которое предположительно
сложится для большинства профессий умственного
труда. Итак, согласно прогнозным расчетам,
в период
до 2000 г. предложение рабочей силы будет
превышать спрос на нее для профессиональных
групп как преимущественно умственного, так и
физического труда, что приведет к росту величины
и уровня безработицы в подавляющем большинстве
из них, а также для экономически активного
населения в целом. Спросовые ограничения со стороны рынка труда
останутся в прогнозируемом периоде главным
фактором изменений в профессиональном составе
экономически активного и занятого населения в
условиях отсутствия реальных сдвигов в
структуре производства. Объективно эти
ограничения способствуют улучшению формальных
параметров структуры занятых. Однако при
нарастающих масштабах безработицы,
инвестиционном "голоде" и очень слабых
технологических переменах говорить о
прогрессивном преобразовании архаичных
профессионально-кадровых структур можно лишь с
большой долей условности. В сложившейся ситуации
речь идет скорее
о постепенном размывании
сверхиндустриальной структуры занятых, чем о ее
реальной трансформации в постиндустриальную
структуру рыночного типа.
Сдвиги в структуре подготовки
квалифицированных кадров
Происходят некоторые подвижки и в области
профессиональной подготовки специалистов и
квалифицированных рабочих. Они касаются как
численности обучаемых, так и направлений их
профессионального образования. В первой половине 90-х годов численность
учащихся во всех типах профессиональных учебных
заведений снизилась более чем на 1,1 млн
человек (почти 800 тыс. Из них - вечерники и
заочники). n К 2000 г. особенно заметно
сократятся прием обучаемых и подготовка
квалифицированных рабочих в
системе
профессионально-технического образования. Прием в ПТУ в 2000 г. составит примерно 64% от
уровня 1990 г., а подготовка квалифицированных
рабочих - около 57,5%. На наш взгляд, это
оправдано, так как, во-первых, спрос на рабочие
кадры тех специальностей, по которым здесь
проводится обучение, будет снижаться, а
во-вторых, профессиональная структура
подготовки квалифицированных рабочих в ПТУ
почти не изменяется. В 1994 г., например, как и в
начале 90-х годов, 76,4% их выпускников были
направлены на работу по профессиям базовых
отраслей материального производства и только
23,6% - по профессиям отраслей
непроизводственной сферы.
n Развитие
среднего
профессионального образования
с 1990 по 2000 г.
осуществляется неравномерно. До 1997 г. выпуск
соответствующих специалистов будет сокращаться.
В 2000 г. прием в учебные заведения второй
ступени профессионального образования составит
почти 89% уровня 1990 г., а подготовка
специалистов - немногим более 89%. В оставшиеся
до конца века годы все большую конкуренцию
среднему специальному образованию составит
первая ступень высшего образования. Возможно,
что начнется процесс интеграции данных видов
профессионального обучения. n Более благополучная ситуация
складывается в
высшей школе. Если до 1994 г.
прослеживалась тенденция снижения численности
принятых в вузы, то с 1995 г. начинается ее
увеличение. За 1991-2000 гг. число принимаемых в вузы
студентов возрастет на 22%, подготовка
специалистов высшей школой - на 32%, составив к
2000 г. примерно 530 тыс. человек (рост по
сравнению с 1990 г. на 130 тыс. человек).
Анализ показывает, что до 2000 г. будет
происходить усиление потенциала среднего и
высшего профессионального образования. В полном
масштабе это проявится в 2001-2005 гг., когда
увеличение приема в соответствующие учебные
заведения во второй половине 90-х годов начнет
реализовываться в выпусках специалистов. Рост
приема в учебные заведения смягчит ситуацию с
занятостью молодежи. Однако когда выпуск специалистов начнет
возрастать, а прием останется на уровне 2000 г.
или повысится незначительно, проблема
трудоустройства выпускников профессиональных
учебных заведений может обостриться, особенно
если не будет продолжена работа по перестройке
профессиональной структуры подготовки кадров. Основная проблема перестройки
профессиональной структуры подготовки
специалистов высшими и средними
профессиональными учебными заведениями -
снижение численности и доли
инженерно-технических кадров и рост числа
специалистов в области экономики, управления и
гуманитарно-социальных специальностей. К 2000 г. удельный вес инженеров в общей
численности выпускников вузов должен снизиться
до 24% против 38% в 1994 г. Их расчетный выпуск
составит 128 тыс. человек против 137 тыс.
человек в 1994 г., однако острота проблемы
трудоустройства не будет снята.
Прогнозируемое увеличение доли и
численности выпускников, получающих образование
в области экономики и управления, а также по
специальностям гуманитарно-социального профиля,
позволяет надеяться на преодоление дефицита
кадров по ряду актуальных профессий.
Что касается техников для работы в
промышленности, строительстве, на транспорте и
связи, то к 2000 г. их доля в общем выпуске
специалистов со средним профессиональным
образованием снизится до 28% против 31,4% в 1994/95 г.
и 42% в 1990 г.
Прогнозные расчеты в отношении численности
обучающихся и структуры профессионального
образования показывают, что предполагаемые
сдвиги в этой сфере будут способствовать
уменьшению
диспропорций между спросом и предложением
квалифицированных кадров на рынке труда.
Однако чтобы прогноз стал реальностью,
необходима система целенаправленных мер
макроэкономического регулирования.
Государственное регулирование
Регулирование
профессионально-квалификационных аспектов
занятости призвано выполнять двоякую функцию: •
социальную, ориентированную на адаптацию
безработных к рыночным условиям хозяйствования
путем предоставления им возможности обучаться
профессиям, пользующимся спросом на рынке труда; •
экономическую, направленную на
удовлетворение потребностей хозяйства в рабочей
силе определенного уровня профессиональной
подготовки и квалификации. Социальная функция в большей мере определяет
краткосрочные, конъюнктурные цели этого
направления политики занятости, а
экономическая - долгосрочные, стратегические
цели. Главным инструментом реализации тех и
других может стать
Федеральная программа
занятости. Постановка стратегических целей
обусловливает необходимость продления
временных горизонтов действующей двухгодичной
программы по крайней мере до пяти лет. При этом
Федеральная программа занятости может
составляться по методу "скользящего плана",
т.е. ежегодно корректироваться и продлеваться
еще на один год. Представляется, что приоритетными задачами
Программы на период до 2000 г. являются: • снижение темпов роста безработицы и
постепенная стабилизация ее уровня среди
инженерно-технических специалистов и
квалифицированных рабочих металлообработки и
машиностроения, легкой и пищевой промышленности; • повышение оперативности в организации
профессионального обучения безработных,
расширение контингентов лиц, обучаемых и
трудоустраиваемых по новым профессиям и
специальностям; • преодоление диспропорций в подготовке
специалистов и квалифицированных рабочих,
совершенствование форм и методов оплаты труда; • создание благоприятных условий для
профессионального обучения лиц, желающих
получить новую специальность или освоить новый
вид деятельности в секторах экономики,
расширяющих спрос на рабочую силу; • углубление реформы системы высшего, среднего
и начального профессионального образования с
учетом новых экономических реалий. Активизацию перестройки системы
профессионального образования целесообразно
осуществлять в двух направлениях: n Первое -
кардинальный
пересмотр образовательными заведениями всех
уровней планов приема и выпуска, а также учебных
программ в сторону сокращения подготовки
специалистов и квалифицированных рабочих для
отраслей материального производства, особенно
по профессиям, в наибольшей степени затронутым
безработицей. Как правило, это может быть осуществлено без
снижения общих объемов приема и выпуска и,
следовательно, без урезывания ассигнований на
деятельность этих заведений, так как
одновременно на базе действующих учебных
мощностей будет расширяться подготовка
высококвалифицированных кадров по
управленческим и экономическим специальностям,
дефицит которых стал препятствием на пути
реформ. Более кардинальные меры должны быть
предприняты в отношении заведений начального
профессионального образования. В условиях
массированного высвобождения индустриальных
рабочих с предприятий промышленности,
строительства, транспорта
профессионально-технические училища продолжают
готовить потенциальных безработных. При наличии
соответствующих условий (преподавательские
кадры, учебное оборудование и литература) часть
ПТУ может быть переориентирована на подготовку
административно-конторских служащих низшего
звена, что позволит более рационально
использовать труд высококвалифицированных
специалистов. Не подлежащие перепрофилированию
учебные заведения должны быть либо
сориентированы на подготовку квалифицированных
рабочих по специальностям, на которые
предъявляется спрос со стороны рынка труда, либо
закрыты. n Второе направление связано
с созданием условий для максимальной
заинтересованности учебных заведений в
подготовке квалифицированных кадров в
соответствии с изменяющимися потребностями
рынка труда.
Для этого, на наш взгляд, учебные заведения (на
данном этапе вузы) должны стать полноправными
агентами рынка, т.е. свободно продавать свои
специфические услуги по рыночным ценам. Бесплатное высшее образование стало одной из
главных причин перепроизводства некоторых
категорий специалистов, прежде всего ИТР. Это
привело к обесценению высшего образования,
перекосам в оплате труда. Платность образования не означает, что все
расходы берет на себя обучающийся. В
финансировании образования участвуют бюджеты
всех уровней (хотя платность образования
существенно снижает их совокупные расходы на эти
цели); заинтересованные предприятия и
организации; сами вузы за счет осуществления НИР
и продажи их результатов, сдачи в аренду
лабораторного оборудования и т.п.; спонсорские
фонды; наконец, будущие специалисты (в пределах 20%
общих расходов на их образование). Представляется, что
основным инструментом
политики занятости в сфере воздействия на
профессиональный состав экономически активного
населения должны стать ежегодные программы
профессиональной подготовки, переподготовки и
повышения квалификации безработных,
разрабатываемые региональными службами
занятости. Главный акцент в таких программах
на период до 2000 г. целесообразно, на наш взгляд,
сделать на следующих направлениях: n регулярный мониторинг
профессионально-квалификационной структуры
высвобождаемых работников и безработных,
обобщение накопленной информации на уровне
регионов. Это необходимо для аналитических и
прогнозных оценок рынка труда и принятия
адекватных мер по совершенствованию системы
профобучения безработных; n продолжение работы по
формированию блоков программных мероприятий,
ориентированных на профессиональную подготовку
и переподготовку безработных, особо нуждающихся
в социальной поддержке, с выделением отдельного
блока для лиц, не имеющих профессии (подбор
учебных программ для представителей этой группы
носил во многом случайный характер и не оказывал
реальной помощи в трудоустройстве); n расширение организационных
мер, направленных на повышение квалификации,
дообучение и переподготовку высвобождающихся
или находящихся под угрозой увольнения рабочих
массовых индустриальных профессий и ИТР. Трансформация отсталой
профессионально-квалификационной структуры
занятых и реформирование системы
профессионального образования неосуществимы
без кардинального изменения приоритетов и
расширения функций
политики доходов, ее
согласования с политикой занятости. В настоящее время функции политики доходов
сводятся к установлению минимальных размеров
оплаты труда и пенсий, темпов их индексации, а
также размеров налоговых ставок в зависимости от
величины дохода. Эти функции выполняются, по
существу, Министерством финансов. Однако никакая
политика занятости не может быть успешной, если
она не опирается на значительную дифференциацию
в оплате труда работников, имеющих различный
уровень профессиональной подготовки и
квалификации и выполняющих работу разной
степени сложности. Рыночные реформы усугубили недооценку труда
учителей, врачей, научных работников, инженеров.
В последнее время нарастают масштабы
добровольного увольнения квалифицированных
рабочих с предприятий промышленности, прежде
всего относящихся, к ВПК. Это сопровождается их
переходом в сферы деятельности, не требующие
высокого уровня профессиональной подготовки, но
обеспечивающие приемлемый доход. Приостановить
данные процессы можно лишь на основе
согласования политики занятости и политики
доходов, формирующейся под воздействием
рыночных отношений. Для реализации целей долгосрочной политики
занятости и приоритетов Федеральной программы
нужен адекватный механизм управления ею.
Комплексный характер программных мероприятий,
затрагивающих различные сферы экономической
политики государства, вызывает необходимость
формирования
координационного центра,
который возьмет на себя согласование действий,
относящихся к компетенции различных ведомств и
организаций. Таким органом, на наш взгляд, может
быть
Межведомственная комиссия по вопросам
политики занятости, в состав которой войдут
министерства труда и социального развития,
образования, экономики, финансов, а также ряд
ведущих вузов страны. Управление программой осуществляется путем
выбора приоритетных направлений действий и
механизмов их финансирования. Основными
источниками финансирования являются
Государственный фонд занятости, в отношении
которого в законодательном порядке
устанавливаются квоты федеральных и
региональных расходов, и средства, выделяемые из
бюджета министерствам или ведомствам,
участвующим в Межведомственной комиссии. Кроме того, могут привлекаться другие
источники финансирования - целевые субсидии
из федерального и местного бюджетов,
внебюджетные источники, фонды поддержки
конверсии, предпринимательства, собственные
средства учебных заведений, предприятий,
граждан. Мы считаем, что долгосрочная федеральная
программа занятости, разработанная и
реализуемая на основе системно-целевого подхода,
позволит комплексно решать проблемы
совершенствования и регулирования
профессионального состава рабочей силы.
Публикация представляет результаты
исследования, проведенного при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда,
проект № 96-02-02090А 1Все приводимые в статье количественные
характеристики профессионального состава
экономически активного населения, занятых и
безработных основаны на разработанных авторами
классификации и группировке данных ежегодных
выборочных социологических обследований
домашних хозяйств, которые проводятся
Госкомстатом РФ с 1993 г.
|