Экономически активное
население как объект социального менеджментаОЛЬГА МЕНЬШИКОВА кандидат экономических наук, заведующая отделом Всероссийского центра уровня
жизни при Министерстве труда и социального развития РФ
• Трудовой потенциал России вырождается • Для формирования среднего класса отсутствует
экономическая база • Необходима целенаправленная государственная
политика в отношении наемных работников
Как известно, прогресс общества определяется
не только экономическими, но и социальными
критериями — уровнем материальной
обеспеченности населения, степенью доступности
цен на товары и услуги, возможностями получения
образования, медицинской помощи и других благ,
наличием ресурсов для поддержания социальной
сферы в целом. Таким образом, очевидна весьма важная роль
социальной компоненты в любой реформаторской
деятельности. Тем более, когда предусматриваются
не только кардинальные изменения в
производственной сфере: разгосударствление и
приватизация, ликвидация системы
централизованного управления и т.п., но и
значительные преобразования в социальной сфере,
означающие, по сути, перестройку всего механизма
ее функционирования — создание рынка жилья,
переход к платности услуг, развитие страховой
медицины и т.д. Надо учитывать и то, что подавляющая часть
населения была психологически не готова к
радикальным экономическим реформам. Причем у
большинства россиян практически отсутствовала
(да и сейчас отсутствует) материальная база для
превращения в полноценных субъектов рыночных
отношений. Многие живут за чертой бедности. Это
веский аргумент для того, чтобы подвергнуть
серьезнейшему анализу социальную
направленность хода реформ не только с точки
зрения сиюминутных запросов общества, но и с
учетом его перспективных интересов. Не следует забывать, что без изучения этих
процессов и создания системы управления ими
невозможно обеспечить удовлетворение
социальных потребностей общества. Четкая
стратегия в данной области способствует
успешному решению экономических и социальных
задач. Недооценка роли социального управления
особенно опасна в условиях переходной экономики,
так как именно в системе менеджмента заложены
мощные средства оживления производства,
предотвращения кризисов, улаживания конфликтов,
возникающих вследствие проходящих в экономике
преобразований. Исходя из того, что социальное управление
направлено на достижение изменений в положении
управляемого объекта, особого рассмотрения
заслуживает положение
экономически активного
населения
и прежде всего
наемных работников,
деятельность которых всецело определяет
функционирование реального сектора.
Цена труда: предел возможного
В России происходит интенсивное обесценение
основного ресурса экономики – труда. Масштабы
данного процесса, на мой взгляд, достигли
критической точки. Большинство рабочих и
служащих (более 80%), по результатам опросов,
оценивает уровень своей заработной платы как
крайне низкий. Реальный и желаемый уровни
заработка отличаются в 3 и более раз. Не говоря
уже о том, что речь идет о начисленной заработной
плате, а не реально полученной. Просроченная
задолженность по заработной плате продолжает
оставаться весьма существенной и стабильно
держится на уровне 10-15% общего годового фонда
оплаты труда наемных работников. На среднемесячную заработную плату,
составившую в 1998 г. 1 095 руб., можно было
приобрести около двух наборов прожиточного
минимума (ПМ) трудоспособного работника. Тогда
как в 1990 г. она соответствовала 4,5 таким
наборам, т.е. фактически была примерно в 2,3 раза
больше. Падение покупательной способности
заработной платы показано в табл. 1. Основная проблема в том, что получаемая
заработная плата все больше отрывается от
стоимости и цены рабочей силы. Чтобы правильно
оценить этот процесс, достаточно сопоставить
реальный размер заработной платы с ее основным
предназначением, определение которому в свое
время дал академик С.Г. Струмилин: “Заработная плата по своему назначению –
служить источником средств для воспроизводства
рабочей силы – должна обеспечить по крайней мере
следующие элементы: 1) производство сырой рабочей
силы работника, т.е., говоря проще, его личное
содержание, 2) обработку этой сырой силы в более
квалифицированную, т.е. школьное и
профессиональное обучение рабочего, 3) текущий и
капитальный ремонт его рабочей силы, т.е.
нормальный отдых и лечебную помощь, 4)
”амортизацию" нормального износа, т.е.
содержание семьи и подготовку себе смены в лице
детей и 5) “страхование” от преждевременного
износа, например ранней инвалидности во вредных
производствах и всякого рода иных несчастных
случаев – в форме некоторых сбережений “на
черный день”. А если иметь в виду расширенное
воспроизводство рабочей силы, то в тех областях
труда, где оно требуется, заработная плата во
всяком случае должна покрыть и дополнительный
расход по воспитанию добавочной рабочей силы".
Таблица 1
Изменение покупательной способности
заработной платы в 1990-1998 гг.
| 1990
| 1991
| 1992
| 1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998*
| 1998 к 1990, раз
| Среднемесячная начисленная заработная
плата работников в целом по экономике, тыс. руб.
| 0,303
| 0,548
| 5,99
| 58,66
| 220
| 484
| 790
| 950
| 1095
| 3614
| Величина ПМ трудоспособного работника,
тыс. руб.**
| 0,067
| 0,170
| 2,13
| 23,09
| 97
| 297
| 415
| 462
| 555
| 8283
| Покупательная способность заработной
платы, количество ПМ
| 4,52
| 3,22
| 2,81
| 2,54
| 2,27
| 1,63
| 1,90
| 2,06
| 1,97
| 0,44
| Источник: Данные Госкомстата РФ:
Российский статистический ежегодник, 1997, С.152;
"Уровень жизни населения России" 1996, С. 40;
Социально-экономическое положение России
январь-апрель 1994 г., С. 68; Социально-экономическое
положение России январь-декабрь 1998 г.,
электронная версия, С.41. *Данные за 1998 г. в деноминированных рублях. **Показатели за 1990-1991 гг. определены расчетно: 110% к
размеру ПМ в среднем на душу населения.
Понятно, что с нынешней средней (и тем более
минимальной — на уровне не более 10% прожиточного
минимума) заработной платой не только
капитальный, но и текущий ремонт рабочей силы
невозможен, не говоря уже об амортизации и
сбережениях. Результат – деградация
трудового потенциала не только отдельных
работников, но и целых отраслей и регионов.
Имеются отрасли, где у 50 и более процентов
работающих начисленная заработная плата ниже
величины прожиточного минимума (сельское
хозяйство, здравоохранение, образование,
культура и искусство, наука и научное
обслуживание). Есть и субъекты Федерации, где
этот показатель находится у (или даже за)
критической грани. Причем в 1998 г. таких регионов
было всего 9-10, а во втором квартале 1999 г. стало
уже более половины. Условно все регионы России можно разделить на
три группы, такое распределение во втором
квартале 1999 г. представлено в табл. 2. По результатам второго квартала 1999 г. доля
работников, получающих заработную плату ниже
прожиточного минимума, возросла по сравнению с
аналогичным периодом предыдущего года с 40,3 до
59,6%. Удельный вес высокооплачиваемых работников
с заработной платой более двух ПМ снизился с 30, 2
до 16,5%. При этом наблюдается резкое уменьшение
концентрации заработной платы в этой группе. Ее
доля в общем фонде заработной платы сократилась
по сравнению с 1998 г. с 65,1 до 48,8%. С одной стороны,
концентрация уменьшилась – это хорошо. Но
учитывая, что львиную долю в “обеспеченных”
занимают те же бедные с заработной платой чуть
более двух ПМ, можно сделать вывод, что бедность
распространяется и на основную массу
“обеспеченных” — их становится все меньше и
меньше. Об этом свидетельствует и коэффициент
стратификации уровня заработной платы
(отношение численности самых низкооплачиваемых
к численности относительно обеспеченных),
который составил 3,6, тогда как в 1998 г. был равен 1,5. Проведенный анализ показывает, что в категорию
бедных попадает теперь подавляющее большинство
наемных работников. А это означает не что иное,
как отсутствие должной экономической базы для
формирования среднего класса, с которым
связывается не только успех реформ, но и вообще
какой бы то ни было прогресс.
Ключевое звено социальной политики
В современных условиях не только теория, но
и практика свидетельствуют о том, что одно из
приоритетных направлений менеджмента
заключается в проведении целенаправленной
социальной политики. Ее новую модель следует
строить исходя из того, что: • социальные критерии являются
основополагающими в оценке возможностей и
масштабов экономического роста в средне- и
долгосрочной перспективе; • отказ от патернализма в данной сфере не
означает самоустранения государства от
выполнения важнейших социальных функций; • широкие масштабы разгосударствления
социальной сферы и формирование
соответствующего рынка услуг должны
сопровождаться адекватными мерами в сфере
распределения, предполагающими значительное
увеличение денежных доходов населения, особенно
занятого в реальном секторе экономики; • повышение роли института партнерства при
выработке и реализации данной политики следует
понимать как необходимость взаимоувязанного
обеспечения социальных гарантий на всех уровнях
(общегосударственном, региональном, отраслевом,
отдельных предприятий); • ее конкретные механизмы должны
разрабатываться исходя из реальных возможностей
и интересов различных социальных слоев общества. Таким образом,
необходимо произвести
разграничение отдельных категорий населения с
точки зрения мер социального характера. Поскольку финансовые возможности весьма
ограничены, при реализации рыночных реформ нужно
опираться на те слои общества, усилия которых
могут в наибольшей степени способствовать
экономическому подъему, дать возможность
удовлетворения их интересов не только после
завершения реформы, но и при ее осуществлении.
При этом подъем экономики постепенно будет
решать проблему финансирования социальных нужд
и для других социальных групп. Однако, на мой
взгляд, данный посыл пока не находит должного
развития в соответствующих нормативных
документах и не служит отправной точкой при
выработке основ государственной социальной
политики. Этот путь наиболее перспективен. Хотя он и
противоречит нашим представлениям о социальной
справедливости, но другого, по-видимому, не дано.
Социальный фактор лишь тогда действует
стимулирующе, когда он управляем, причем
экономически. Только на такой основе возможны
ощутимые положительные изменения. В противном
случае негативные последствия реформы (а они
преимущественно таковы) постоянно будут
перекрывать ее позитивные результаты и сводить
на нет ее социальную направленность. С учетом сложного экономического положения и
необходимости в кратчайшие сроки реанимировать
производство, прежде всего промышленность,
основным стержнем социальной политики в
ближайшее время должна стать линия на
всестороннюю поддержку экономически активного
населения. Это позволит сдвинуть с мертвой точки
проблему мотивации труда, сформирует более или
менее приемлемые условия решения других проблем. Приоритетными направлениями поддержки
экономически активного населения следует
считать: Таблица 2
Группы регионов
| Показатель покупательной
способности заработной платы
| Регионы
| Количество регионов
| % к итогу
| 1
| Среднемесячная заработная плата
близка к прожиточному минимуму (ПМ ± 0,10)
| Костромская, Новгородская, Ульяновская,
Нижегородская, Калужская, Волгоградская,
Белгородская, Астраханская, Читинская области,
Краснодарский край, Республики Бурятия,
Башкортостан, Удмуртия, Еврейская автономная
область
| 14
| 16
| 2
| Среднемесячная заработная плата
ниже прожиточного минимума
| Республики Марий Эл, Карачаево-Черкессия,
Калмыкия, Алтай, Адыгея, Мордовия, Чувашия,
Ингушетия, Тыва, Кабардино-Балкария, Северная
Осетия-Алания, Дагестан; Тверская, Омская,
Смоленская, Орловская, Владимирская,
Оренбургская, Брянская, Ростовская,
Кировская, Новосибирская, Курганская, Курская,
Псковская, Воронежская, Рязанская, Тамбовская,
Пензенская, Саратовская, Ивановская области;
Коми-Пермятский, Агинский Бурятский и
Усть-Ордынский Бурятский автономные округа,
Ставропольский, Алтайский края
| 37
| 42
| 3
| Среднемесячная заработная плата
выше прожиточного минимума
| Тюменская область, Ямало-Ненецкий,
Ненецкий, Чукотский, Корякский, Эвенкийский,
Таймырский и Ханты-Мансийский автономные
округа,Магаданская, Мурманская, Сахалинская,
Камчатская, Томская, Иркутская, Пермская,
Ленинградская, Вологодская, Московская,
Кемеровская, Липецкая, Архангельская, Самарская,
Свердловская, Челябинская, Ярославская области,
Республика Саха (Якутия), Карелия, Коми,
Татарстан, Хакасия, города Москва и
Санкт-Петербург, Красноярский, Хабаровский и
Приморский края
| 37
| 42
| | | | 88
| 100
|
Источник: Мониторинг “Доходы и уровень
жизни населения II квартал 1999 г.”. М.:ВЦУЖ — 1999. —
С.83-84.
стимулирование трудовой активности рабочих и
служащих на предприятиях всех форм
собственности, включая меры по предотвращению
роста безработицы; обеспечение беспрекословного и своевременного
выполнения социальных программ в отношении
детей — потенциальной рабочей силы. Построение политики, в центре которой
находится удовлетворение материальных и
духовных потребностей экономически активного
населения и прежде всего наемных работников,
позволит цивилизованно подойти к
последовательному решению социальных проблем и
главное создаст благоприятные условия для
снятия социальной напряженности в
производственном секторе экономики, развитие
которого и определяет в конечном итоге наши
возможности.
Повышение уровня оплаты труда должно стать реальностью
За годы реформ наметилась тенденция
“экономии”
на заработной плате
как со стороны
работодателей, так и государства. Это приводит и
к относительному, и к абсолютному обнищанию
основной массы наемных работников и является
тормозом дальнейших преобразований. Сложившийся уровень заработной платы, в
среднем составляющий менее 50 долл. США, ни по
каким параметрам не соответствует требованиям
рыночной экономики и не позволяет повышать долю
налогов и отчислений с нее в социальные фонды,
как это имеет место во многих развитых странах.
Причем действующие ныне ставки подоходного
налога и тарифы взносов работодателей во
внебюджетные социальные фонды сдерживают рост и
без того низкой заработной платы. В результате
часть трудовых доходов, а они в нормальной
ситуации должны полностью выражаться в форме
оплаты труда, уходит в тень, не отражаясь в
отчетности и искажая статистику денежных
доходов населения. Эта теневая часть оценивается
примерно в 25-30% ко всей начисленной заработной
плате. Низкий уровень зарплаты предопределяет
неудовлетворительную структуру расходов
населения (в основном питание и покупка
предметов первой необходимости) и тормозит
реформы в социальной сфере. Без существенного роста реальной заработной
платы невозможно решение намеченных в рамках
федеральной программы “Структурная перестройка
и экономический рост в 1997-2000 гг.” задач,
связанных с расширением сферы платности услуг в
здравоохранении, образовании,
жилищно-коммунальном обслуживании, постепенной
отменой дотаций и перекрестного субсидирования
в жилищно-коммунальном хозяйстве и на
транспорте, возрастанием роли работников в
формировании фондов социального страхования,
реализацией пенсионной реформы и т.п. Создавшаяся ситуация не позволяет обеспечить
материальную основу не только для нормального
воспроизводства работника и членов его семьи, но
и для формирования рыночных механизмов решения
многих проблем, в том числе и социальных.
Необходимо изменить отношение к заработной
плате и рассматривать ее как инвестиции в
жизнедеятельность человека. Только при таком
условии эффект от проводимых реформ может стать
ощутимым. Взаимосвязь уровня заработной платы и
финансовых возможностей для решения основных
социальных проблем показана на рисунке. Прежде чем обосновывать размеры
предполагаемого повышения уровня заработной
платы, следует определить этапность решения этой
задачи и сформулировать конкретную цель для
каждого из них. Такими этапами должны стать: 1. Сдерживание обнищания наемных работников
путем восстановления покупательной способности
заработной платы до того уровня, который был
достигнут в дореформенном периоде. 2. Увеличение заработной платы с целью
повышения ее воспроизводственной и
стимулирующей функций. Создание базы для
проведения рыночных преобразований в социальной
сфере. 3. Обеспечение необходимых и достаточных
условий систематического роста реальной
заработной платы – основы материального
благосостояния работающего населения. Наиболее корректным, на мой взгляд, способом
обоснования размеров повышения заработной платы
на первом этапе
является определение
масштабов происшедшего за годы реформ падения ее
покупательной способности и определение
траектории ее вывода на соответствующий уровень.
Получение целевых ориентиров для реализации
второго
этапа
потребует увязки предполагаемого роста
заработной платы с новыми направлениями ее
использования (платность услуг образования,
здравоохранения, развитие накопительной
пенсионной системы и т.п.).
Третий этап
целиком и полностью будет зависеть от
экономических возможностей и результатов,
достигнутых на первых двух этапах (повышение
мотивации труда и т.п.). В настоящее время уровень оплаты труда в России
столь низок, что требуется его повышение не на
проценты, а в разы. Как известно, основным
экономическим условием этого является рост
производительности труда. Тем не менее даже в
классической рыночной экономике допускается
опережающее увеличение заработной платы в целях
повышения мотивации труда и роста его
эффективности. В историю вошло высказывание Г. Форда: “Бизнес
с низкими заработками всегда находится под
угрозой”. Судя по размеру средней заработной
платы, в условиях современной России “под
угрозой” находится вся ее экономика. Поэтому
проблема повышения уровня оплаты труда (как
прямо, так и с помощью косвенных рычагов —
налогообложения, ценообразования и т.п.) имеет в
настоящее время принципиально важное значение. Восстановление роли доходов от трудовой
деятельности в качестве основного источника
благосостояния населения — это серьезнейшая
проблема, решение которой должно стать не только
одной из главных задач социального менеджмента,
но и важнейшим приоритетом макроэкономической
политики государства. |