Номер 4/02 Главная Архив К содержанию номера

Современные информационные технологии в реформировании жилищно- коммунального хозяйства

ВЛАДИМИР ЗОТОВ
доктор экономических  наук, профессор,
префект Юго-Восточного
административного округа Москвы


Недавно в Юго-Восточном административном округе Москвы при участии общероссийской общественной организации «Муниципальная академия»1 состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Современные информационные технологии в реформировании жилищно-коммунального хозяйства».

Выбор этой темы обусловлен тем, что без современных информационных технологий невозможно проводить реформу ЖКХ в таком крупном городе как Москва. Эти технологии должны обеспечивать мониторинг состояния жилого фонда, инженерных сетей и коммуникаций (включая диспетчеризацию жилых зданий, паспортизацию домов, дворовых территорий и т. д.), организацию расчетов с населением и оказание адресной социальной помощи, контроль за потреблением тепло- и энерго- ресурсов и его оптимизацию, автоматизацию сбора, передачи, обработки и анализа информации, а также информационную поддержку процесса принятия управленческих решений.

Все это свидетельствует о необходимости организации и эксплуатации эффективной информационной инфраструктуры. Существенной предпосылкой успешной реализации этой задачи в Москве является возможность использования технической базы – волоконно-оптической сети, разветвленность которой позволяет дотянуться практически до каждого дома. Эта уникальная коммуникационная система создана в городе при активной поддержке мэра Москвы Ю. М. Лужкова.

Используемые сегодня в жилищно-коммунальном комплексе г. Москвы разнообразные автоматизированные системы в основном создавались на основе функционального подхода и ориентированы на текущее состояние нормативно-законодательной базы. Поэтому они не предусматривают реализацию функции социальной направленности и защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, что определено в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений реформы ЖКХ города.

Большинство внедренных систем не обеспечивают динамической настройки на постоянно изменяющееся законодательство и нормативную базу и, к примеру, не обеспечивают прозрачности всего процесса начисления и оплаты жилищно-коммунальных платежей.

Поэтому одно из магистральных направлений совершенствования информационных технологий в ЖКХ – это информационные системы, используемые при расчетах с населением. Высокую эффективность обеспечивают расчеты на базе единого информационно-расчетного центра.

Единый информационно-расчетный центр – это такая система сбора информации, которая позволит создать базу данных по всему спектру жилищно-коммунальной сферы и закольцевать в единую информационно-технологическую цепочку все службы ЖКХ. Такая организация работы будет способствовать повышению комфортности жителей в общении с обслуживающими организациями и поставщиками услуг, отменит бесконечные очереди в различные жилищные и ресурсоснабжающие организации. В почтовый ящик просто будут опускать единый документ, – “счет-квитанцию”.

На «круглом столе» были высказаны разные мнения по формированию расчетных центров. Обобщив предлагаемые варианты, мы приходим к выводу, что такие центры должны базироваться на районном уровне с возможностью объединения в системе округа.

В Юго-Восточном округе есть территории, где внедрена банковская система расчетов с поставщиками услуг ЖКХ, например, в районе «Печатники». Вместе с тем техническая оснащенность жилищно-коммунальных служб и объем требуемых финансовых вложений не везде позволяет нам внедрять подобные технологии с использованием волоконно-оптической сети.

Высказанные на конференции мнения специалистов убеждают нас в целесообразности создания информационно-расчетной системы в районах. Надо максимально использовать имеющийся потенциал, который в ДЕЗах и районных центрах жилищных субсидий сегодня есть. В дирекции пришли работать грамотные профессионалы, они владеют компьютерными технологиями, и не учитывать этого нельзя.

Хорошие информационные технологии имеют многие ведомства, и этот потенциал также должен быть использован. Речь идет о возможности модернизации уже внедренных систем. Такая возможность сегодня есть, в первую очередь, на базе Городского центра жилищных субсидий, где создана трехуровневая (город-округ-район) информационная система.

Разработанная и внедренная центром технология единого информационного пространства ЖКХ города позволяет начислять платежи за жилищно-коммунальные услуги, оформлять субсидии и льготы, автоматически делить платежи по предприятиям-поставщикам услуг, регулировать финансовые и информационные потоки. Такая система дает возможность совместить все платежи населения за жилищно-коммунальные услуги в единый платеж с разбивкой по их видам, позволяет производить начисления, перерасчеты и деление платежей в автоматическом режиме.

Однако, по мнению участников «круглого стола», технология единого информационного пространства ЖКХ города, созданная в Городском центре жилищных субсидий, – не единственно возможный путь.

Методам решения этих проблем и перспективам использования информационных технологий в ЖКХ города будет посвящена экспозиция Юго-Восточного административного округа Москвы на специализированной выставке-конференции «УПРАВЛЕНИЕ 2002», которая будет проходить в Москве 22 - 25 октября 2002 г. (www.expos.ru).

Эти проблемы также будут обсуждаться на научно-практической конференции «Современные технологии принятия управленческих решений». Конференция организуется общероссийской общественной организацией «Муниципальная академия» и также проводится в рамках выставки «УПРАВЛЕНИЕ  2002». Планируется обсудить проблемы совершенствования механизмов муниципального управления, вопросы развития информационно-коммуникационных технологий, создания единого информационного пространства муниципального образования, использование Интернет-технологий и другие.

От имени оргкомитета выставки-конференции и президиума «Муниципальной академии» мне хотелось бы пригласить принять участие в работе этой конференции специалистов, разрабатывающих проблемы использования современных информационных технологий в принятии управленческих решений.

По вопросам участия в конференции следует обращаться по тел./факс (095)376-24-10; 376-08-39. E-mail: rma@guu.ru. 109542, Москва, Рязанский пр., 99, Главный учебный корпус, офис 127. Общероссийская общественная организация «Муниципальная академия» http://municipal.akad.ru


1Общероссийская общественная организация «Муниципальная академия» зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 6 августа 1999 г. (свидетельство о регистрации № 3758). Муниципальная Академия явилась первой общероссийской организацией, которая начала комплексно подходить к рассмотрению задач муниципального управления, опираясь прежде всего на науку, на научный потенциал ее членов.
Членами Академии и ее учредителями являются мэры многих городов, главы районов и городов районного значения, руководители ассоциированных муниципальных структур, депутаты Государственной думы, Московской городской думы и руководители представительных органов муниципальных образований, академики РАН, члены российских и международных академий, ректоры вузов, известные ученые и практики. Региональные отделения Академии созданы в 69 субъектах Российской Федерации.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz