Номер 4/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Болгария: развитие системы управления рынком труда

КАТЯ ВЛАДИМИРОВА
Институт национальной и мировой экономики, София
РОСИЦА РАНГЕЛОВА
Институт экономики Академии наук Болгарии


• Ситуация на рынке труда во многом обусловлена особенностями принятой модели реформ и политикой ее реализации
• Необходима активная политика занятости

Главное влияние на развитие в Болгарии рынка труда и системы его органов в 90-х годах оказали особенности социально-экономической ситуации в стране, ход реформ, положение других рынков (товаров, капитала и т.д.).


Особенности и эволюция рынка труда


Демографическая ситуация

С 1989 г. происходит сокращение численности населения. С 1989 по 1995 г. число жителей уменьшилось с 8877 тыс. до 8383 тыс. человек, из страны эмигрировало более 500 тыс. человек (80% из них - квалифицированные специалисты). Ускорился процесс старения населения.

Занятость

В 1989-1995 гг. число занятых сократилось почти на 1,3 млн человек (примерно на 30%), а их доля в общей численности населения - с 49,2 до 36,2%. Это явилось результатом ряда структурных изменений.

n Во-первых, прекращена искусственная поддержка полной занятости и изменилось соотношение работающих в государственном и частном секторах. Доля работников частного сектора возросла с 5,5% в 1989 г. почти до 1/3 в 1995 г. Рост занятости в частном секторе не компенсировал ее сокращения в государственном.

n Во-вторых, изменилась отраслевая структура экономики. В 1989 г. почти 2/3 занятых (64,7%) работали в промышленности, строительстве, сельском и лесном хозяйстве, к концу 1994 г. доля работников этих отраслей снизилась до 59%. Самое крупное сокращение занятости произошло в промышленности. Новые  рабочие места появились в торговле и сфере услуг (консалтинговые услуги, кредитно-финансовая система).

n В-третьих, выросла доля лиц, работающих на условиях временных трудовых контрактов или без заключения трудовых соглашений, особенно в частном секторе (около 35% общего числа занятых в этом секторе), а также самостоятельно занятых. Согласно данным обследования городских трудовых ресурсов, проведенного в 1995 г., 10% из них составляли самостоятельные хозяева. На селе их доля еще выше.

Безработица и развитие рынка труда

В состоянии безработицы и развитии рынка труда можно выделить четыре этапа.

n Первый этап охватывает период от начала официальной регистрации безработицы как массового явления (с середины 1990 г.) до начала экономических реформ (февраль 1991 г.). Число официально зарегистрированных безработных более чем удвоилось, а количество вакансий снизилось почти в 3 раза. Основную долю среди безработных составляют квалифицированные специалисты, женщины и молодежь.

n На втором этапе (февраль 1991-1992 гг.) наблюдались самые высокие темпы роста предложения рабочей силы и снижения спроса на некоторые ее категории. За год после начала реформ численность безработных выросла почти в 6 раз. В конце 1991 г. доля безработных в экономически активном населении превысила 11%. Среди женщин она составила 54,5%, сельскохозяйственных рабочих - свыше 38, инженеров и техников - 33, а в ряде регионов достигла 40-62%.

n Определяющим фактором для третьего этапа развития рынка труда (конец 1992 г. - середина 1993 г.) явилось отступление от реформ, прежде всего в таких сферах, как собственность, производство и реструктуризация внешней торговли. Высвобождение рабочей силы было приостановлено, возникли новые структуры и рабочие места. Тем не менее продолжался рост безработицы среди молодежи, впервые выходящей на рынок труда. Сформировался большой контингент длительно безработных (более 1 года). Уровень безработицы в 1993 г. достиг 16,4%.

n Четвертый этап продолжается до настоящего времени. Из-за переноса массовой приватизации и реструктуризации производства высвобождение работников идет медленными темпами. Однако в связи с сужением спроса на товары и услуги и ограниченным доступом к внешним рынкам спрос на рабочую силу остается на низком уровне. Развитие мелкого и частного производства тормозится высокими процентными ставками на банковские кредиты и слабостью системы стимулирования этого сектора. По сравнению с более ранними этапами в настоящее время существенно выросло предложение неквалифицированной рабочей силы (среди безработных лица с низким уровнем образования и не имеющие никакой квалификации составили в середине 1996 г. более 1/2). Увеличилась длительная безработица.


Система органов управления рынком труда


Государственные органы

С появлением симптомов дестабилизации в сфере занятости Совет Министров в конце 1989 г. принял специальный Декрет № 57, который предусматривал создание условий для регистрации безработных и получения данных о наличии вакантных рабочих мест от работодателей, выплаты пособий по безработице лицам, потерявшим рабочее место в результате полной или частичной ликвидации предприятий или учреждений, назначения пособий молодым специалистам, бесплатной профессиональной подготовки и переподготовки уволенных работников, формирования специального фонда для решения вопросов безработицы и переквалификации.

На первом этапе решение данного круга задач было возложено в основном на государственные органы - Центральную службу занятости и бюро по труду (их насчитывалось 122), расположенные в крупных городах и населенных пунктах. Позднее стали организовываться филиалы отдельных бюро по труду, выполняющие менее широкий набор функций, но расположенные ближе к потребителям их услуг. В настоящее время действуют более 150 таких филиалов.

В 1993 г. на базе ряда местных бюро были образованы региональные органы по труду, которые обеспечивали связь местных бюро с руководством Национальной службы занятости, занимались методологическим обеспечением их деятельности, оказанием помощи местным органам по труду при выполнении различных государственных программ в сфере занятости и повышения квалификации работников, а также координацией их работы в региональном масштабе.

До 1993 г. деятельность бюро ограничивалась в основном регистрацией безработных и вакансий, а также выплатой пособий. В настоящее время круг их обязанностей расширен за счет включения ряда мер активной политики занятости:

• информирование безработных о наличии вакантных рабочих мест и возможностях профессионального обучения или переобучения;

• оказание помощи при трудоустройстве, организации собственного дела, подключении к программам повышения квалификации и переквалификации;

• реализация мероприятий и программ в рамках государственной политики занятости;

• осуществление особого контроля за выполнением норм трудового законодательства, правильности начисления пособий и др.

Посреднические, информационные и другие услуги оказываются бесплатно безработным, работодателям, представляющим сведения о вакансиях, и государственным организациям, связанным с рынком труда. К такого рода бесплатным услугам относится и деятельность клубов по поиску работы, например клубов для специалистов, открытых при некоторых местных бюро совместно с региональными центрами научных и технических союзов. Цель таких клубов - помочь безработным с высоким уровнем образования и квалификации при трудоустройстве или организации собственного дела. Аналогичные функции выполняют и другие клубы по поиску работы, которые информируют безработных о ситуации на рынке труда, видах деятельности, пользующихся спросом, знакомят с техникой поиска работы и тактикой ведения переговоров с работодателями.

Техническую и методическую помощь органам по труду, особенно на местном уровне, оказывают Германия, Бельгия, Великобритания, США, Франция, а также международные организации, в том числе МОТ и Всемирный банк.

Частные центры по труду

С середины 1991 г. разрешена посредническая деятельность частных агентств в сфере трудоустройства. В конце 1995 г. было зарегистрировано 70 организаций такого типа. Они осуществляют три вида платных услуг: для ищущих работу - информирование о вакансиях (условия работы, оплата, социальное страхование, требования к исполнителю) и посреднические услуги при заключении трудового соглашения; для работодателей - подбор персонала в соответствии с ранее сформулированными требованиями. Частные бюро действуют преимущественно в крупных городах и обслуживают высококвалифицированную рабочую силу или работников редких профессий.

Другим направлением деятельности частных бюро является организация “экспорта” рабочей силы.

n Кроме частных бюро по труду действует большое число организаций, в основном частных, которые осуществляют профессиональную подготовку и присвоение квалификации безработным, зарегистрированным в государственных бюро по труду. Набор услуг, предлагаемых этими организациями, проходит процедуру рассмотрения и оценки в региональных центрах по труду.

Главным каналом трудоустройства в целом по стране служат так называемые неформальные контакты, т.е. помощь и рекомендации коллег, друзей, родственников, а также сообщения средств массовой информации о спросе и предложении рабочей силы. На втором месте (значительно уступая по объему трудоустройства) следует помощь государственных бюро, далее идут услуги частных агентств по труду.

Другие органы управления

Вопросами рынка труда занимаются также правительство и его специальные органы (в частности Министерство труда и социального благосостояния), а также местные власти и подразделения, входящие в структуру Национального совета трехстороннего сотрудничества. Ранее в состав Министерства труда и социального благосостояния входил специальный отдел занятости и рынка труда, в настоящее время он не существует, что негативно сказывается на возможностях государственной политики занятости.

Из-за отсутствия законодательно установленных обязательств по реализации государственной политики занятости местные органы власти до недавнего времени не оказывали заметного влияния на состояние регионального и местного рынков труда. Сейчас по инициативе бюро по труду они начинают подключаться к выполнению программ по снижению уровня безработицы.

Система трехстороннего сотрудничества

Данная система начала формироваться в 1990 г. В 1993 г. Национальный совет трехстороннего сотрудничества оформился как специальный орган по проведению консультаций между правительством и рядом организаций, которые в соответствии с законодательными нормами являются представителями интересов работников и работодателей.

Сложная вертикальная и горизонтальная структура совета включает подразделения, занимающиеся широким спектром вопросов труда и занятости на национальном, отраслевом, региональном и муниципальном уровнях.

Однако вскоре после организационного оформления деятельность совета, прежде всего его органов на высшем уровне, была приостановлена. Причин тому несколько:

во-первых, правительство, пользуясь своим правом определения процедуры сотрудничества и ведения консультаций, поставило социальных партнеров в неравные условия и тем самым осложнило сам процесс переговоров;

во-вторых, органы представительства трудящихся и работодателей все еще находятся в стадии оформления и самоопределения;

в-третьих, трехстороннее сотрудничество осуществляется в основном на национальном уровне, региональные и отраслевые его подразделения пока не развиты.


Политика занятости:
основные направления


Главной чертой политики занятости в переходный период явилось создание институциональных и финансовых условий для решения проблем растущей безработицы. До 1996 г. политика правительства не содержала конкретных мер, направленных на создание рабочих мест и расширение занятости на основе усиления инвестиционной активности, реструктуризации и регулирования экономики.

Страхование и пособия по безработице

Для финансирования поддержки безработных и оказания им помощи в трудоустройстве при Министерстве труда и социального благосостояния создан Фонд переквалификации и безработицы. Право на получение пособий предоставлено лицам, уволенным не по своей инициативе, официально проработавшим не менее 6 мес. в течение последних 12 мес., предшествующих потере работы, а также лицам, с которыми по окончании срока прекращено трудовое соглашение, и молодым специалистам после завершения обучения.

Величина пособий колеблется от 90 до 140% минимальной заработной платы. Для занятых в прошлом полное рабочее время размер пособия составляет 60% ежемесячного заработка за 6 мес. перед наступлением безработицы. Продолжительность выплаты пособия по безработице (от 6 до 12 мес.) согласно действующим нормативным актам устанавливается в зависимости от трудового стажа, возраста и пола безработного. Пособие выплачивается и в период прохождения безработным курсов по переквалификации.

Разработанный Закон о защите от безработицы и содействии занятости ставит вопрос об определении срока выплаты пособия только исходя из рабочего стажа. Новым моментом является и предложение выплачивать надбавку к пособию (в размере 15% его величины) безработным, посещающим курсы по переквалификации, после того как кончится обычный срок выплаты пособия вплоть до окончания обучения (но не более 3 мес.).

Размер пособия для молодых специалистов, впервые выходящих на рынок труда, определен на уровне 80% минимальной заработной платы. Помощь длительно безработным составляет 60% этого минимума. Особый вид помощи предусмотрен для молодых людей (до 30 лет), зарегистрированных в бюро по труду в течение более 1 года, ее размер равен 50% минимальной заработной платы, а условием начисления является посещение курсов по профессиональной ориентации, организованных в рамках Программы содействия молодежной занятости.

Основные направления
активной политики занятости

С середины 1991 г. начали осуществляться меры в рамках активной политики на рынке труда, которые включают:

• профессиональную подготовку и переподготовку, профориентацию и стимулирование адаптации к ситуации на рынке труда;

• поощрение безработных к активному поиску работы, а предпринимателей к увеличению занятости путем предоставления им субсидий и налоговых льгот;

• создание условий предпринимателям для найма определенных групп безработных (молодежи, инвалидов, длительно безработных).

В ближайшем будущем намечено активизировать деятельность местных бюро по труду по реализации Программы занятости и начать осуществление Программы развития молодежи и Программы профессиональной реабилитации инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью. Две программы, рассчитанные на лиц с ограниченными возможностями трудоустройства ("Грамотность, квалификация и занятость" и "От социального обеспечения к занятости"), которые с 1994 г. уже осуществляются в двух районах, будут распространены и на другие регионы. Будут реализованы региональные программы по трудоустройству лиц, уволенных с рудников и шахт, а также разработаны аналогичные программы для лиц, которым грозит увольнение в других производственных отраслях.


Результаты
институциональной деятельности


Главными результатами работы по созданию органов рынка труда являются:

• формирование в масштабе страны системы таких органов, в рамках которой осуществляются регистрация и помощь всем лицам, имеющим официальный статус безработных;

• обеспечение устойчивого финансирования органов по труду и предоставления помощи растущему числу безработных;

• развитие информационной системы, проведение исследований в сфере занятости, регулярное информирование общественности о состоянии национального и региональных рынков труда, предпринимаемых мерах и осуществляемых программах.

Что касается активной политики на рынке труда, то результаты здесь пока невелики. Тем не менее, по данным Национальной службы занятости, в 1995 г. благодаря деятельности местных бюро получили профессиональную подготовку около 20 тыс. безработных (на 13% больше, чем в 1994 г.). Хотя лишь небольшая их часть была заранее обеспечена трудовыми контрактами (в 1994 г. - 3,3%), трудоустроено 5400 безработных, или 26,8% общего числа повысивших квалификацию.

* * *

Современная ситуация на рынке труда является отражением особенностей принятой модели реформ и политики ее реализации. Процесс формирования рынка труда еще не закончился, не определились в полной мере интересы социальных партнеров, не сложились зрелые органы национального и регионального уровней.

На ближайшую перспективу органы рынка труда планируют целую серию мероприятий:

• рассмотрение в Парламенте Закона о защите против безработицы и содействии занятости;

• децентрализация распределения функций на рынке труда, повышение роли регионального звена;

• укрепление связей между государственными и другими органами, действующими на рынке труда (местные власти, профсоюзы, работодатели и др.);

• переориентация деятельности региональных органов от пассивных к активным формам работы в вопросах занятости;

• реальное подключение правительства, министерств и ведомств, государственного и местных бюджетов к реализации политики занятости;

• развитие сотрудничества с соседними государствами в разработке и реализации совместных программ занятости, направленных на смягчение напряженной ситуации, вызванной наличием избыточных трудовых ресурсов отдельных профессий в приграничных районах.


Доклад на 4-й конференции Европейской ассоциации сравнительных экономических исследований, 1996 г., г.Гренобль (Франция).

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz